Содержание:
Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться.
Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.
Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.
Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.
В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.
Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.
Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.
Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.
Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.
Как оформляется проведение экспертизы?
Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).
Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.
Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.
Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.
В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.
При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.
Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.
94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).
Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.
Кто уполномочен проводить экспертизу?
Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.
Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.
в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.
В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.
К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.
Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.
В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.
Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).
Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.
Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.
В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.
Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.
Ответственность экспертов
Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).
На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.
«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.
Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.
Источник: http://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/
Экспертиза по Закону № 44‑ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?
Бесплатный курс
Попробуйте формат обучения в Контур.Школе. Видео. Тесты. Сертификат. Для заказчиков и поставщиков
Программа
В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг.
Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.
Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.
В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.
«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.
Что проверяют эксперты при приемке?
На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:
- сплошная — то есть, проверяется вся продукция
- выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.
Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.
Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие.
Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить.
Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.
Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.
Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.
Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.
Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.
Когда и как отказать в приемке
Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.
Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).
Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:
- заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
- подписи членов приемочной комиссии.
Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».
В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении.
Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.
По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта.
Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.
С помощью экспертов или своими силами?
Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).
Исключения:
- закупка услуг экспертов, экспертных организаций
- закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
- предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.
Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.
Экспертиза силами экспертной организации
Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).
Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.
Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки.
Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений.
Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».
Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:
- образование,
- стаж работы по специальности,
- проведение определенного количества экспертиз,
- знание законодательства в области промышленной безопасности.
Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:
- договор с экспертной организацией,
- во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
- приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
- уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
- экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
Содержание контракта на экспертные услуги
В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.
В контракте рекомендуется указать:
- обязательные условия для включения в контракт;
- функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
- условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
- срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
- ответственность сторон;
- утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
- рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
Экспертиза своими силами
Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.
Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.
Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч.
10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.
Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).
В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы.
Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель.
Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.
Акт приемки товара должен содержать:
- перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
- составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
- при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
- подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
- документы и выводы экспертизы;
- если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:
- Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
- В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
- По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
- При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
- После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
- Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
Ответственность для должностных лиц при приемке продукции
При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:
8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.
9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.
10.
Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/73
Необходимо ли оформлять отдельный акт экспертизы, если приемка и экспертиза проводится собственными силами заказчика по 44-ФЗ?
Вопрос:
- Вопрос: №3506 от: 2018-07-12.
Ответ:
В положениях статьи 94 Закона 44-ФЗ указано, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты.
Приемка результатов исполнения контракта оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии – всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком, либо поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В те же сроки, что и подписанный документ о приемке, заказчиком может быть направлен в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Много споров велось по поводу оформления отдельного акта приемки в виде экспертного заключения, а именно достаточно ли принять результат контракта актом, товарной накладной и т.д.
при отсутствии замечаний заказчика или необходимо каждый раз составлять отдельный акт в виде экспертного заключения комиссии заказчика.
Также часто задавался вопрос о том, будет ли являться подписанный заказчиком акт приемки результата контракта аналогом экспертного заключения, подготовленного собственными силами заказчика.
Мы выражали собственное мнение по данному поводу и указывали, что документы на товар, работу, услугу, которые передает поставщик (подрядчик, исполнитель) и принимает заказчик, будут являться документами, замещающими экспертизу (например: акт приемки услуг, акт введения аппарата в эксплуатацию, копия сертификата, регистрационного удостоверения и т.д.).
- Однако, довольно часто проверяющие должностные лица требовали от заказчика отдельный акт экспертного заключения на каждый этап приемка товара, работы, услуги.
- В настоящее время действует разъяснение Минфина России, которым пояснено, что, если заказчик не привлекает экспертов для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.
- Следовательно, у заказчика отсутствует необходимость дублировать внутреннее экспертное заключение в виде отдельного акта.
- Скачать Письмо Минфина России от 6 февраля 2018 г. № 24-03-08/6839 «О рассмотрении обращения»
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
Источник: http://advokativlev.ru/vopros-otvet/ekspertiza-esli-priemka-provoditsya-silami-zakazchika-po-44-fz/
Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения
Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы.
По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика.
Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.
В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться
Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств. Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:
- Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
- Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку.
- В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
- Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.
Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.
Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.
Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика
Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы: внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:
- У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
- Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
- У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.
В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:
- Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов. В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
- Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
- По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны. Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
- Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта — заказчик должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты.
- После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика.
- Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.
В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.
Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку. При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии.
Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку. При этом гарантируется надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. В случае возникновения конфликтных ситуаций должны быть привлечены профессиональные эксперты.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/159-ekspertiza-svoimi-silami-po-44-fz
Экспертиза по 44-ФЗ: порядок проведения, образцы акта, заключения и положения о комиссии
Действующие нормы законодательства, в частности, положения статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорят о том, что заказчик должен проводить в ходе приемки результатов исполнения контрактов экспертизу таких результатов.
Случаи обязательного проведения экспертизы и возможности отказа от нее при проверке результатов исполнения условий контракта
На основании требований указанной выше статьи заказчик обязан проводить экспертизу, направленную на выявление результатов исполнения контракта и соответствия таких результатов заявленным требованиям в отношении всех контрактов и договоров, целью заключения которых является удовлетворение нужд такого заказчика. Однако далеко не всегда при проведении экспертизы есть возможность обойтись своими силами путем работы внутренней экспертной комиссии.
Если закупка была проведена на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то не будет необходимости в проведении внешней экспертизы в случае, если такие закупки проведены по следующим основаниям:
- закупки проводились на основании определения перечня исполнителей, сформированного приказами контролирующих органов в сфере закупок, а также у субъектов естественных монополий (регламентация таких закупок происходит с помощью пунктов 1-9 части 1 указанной статьи);
- закупка проводится в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также по приобретению билетов на культурно-массовые мероприятия, которые признаны в качестве объекта авторских и смежных прав (регламентируются пунктами 14 и 15 части 1 статьи 93);
- закупочная процедура направлена на заключение контракта по итогам процедур, которые признаны несостоявшимися, либо речь идет о таких закупках, которые направлены на обеспечение качественного управления многоквартирными домами либо направлены на оказание услуг по охране какого-либо имущества (регулирование процедур происходит на основании положений пунктов 17-30 части 1 статьи 93);
- целью проведения закупки является получение банковской гарантии, закупка лекарственных средств и т. п. (процедуры регулируются положениями пунктов 32-33, 36, 40-42, 44-48 части 1 статьи 93);
- закупка проводится с целью заключения контракта на оказание экспертных услуг (не играет роли форма закупки, а также отношение потенциального исполнителя к разряду физических или юридических лиц);
- закупка имеет целью заключение контракта на подготовку проектно-сметной документации, которая будет использоваться в отношении объектов капитального строительства. Однако следует помнить, что необязательность проведения внешней экспертизы результатов исполнения контракта в данном случае характерна только для случаев, когда речь идет о повторном проведении исследования, если ранее идентичное исследование и подготовка проектно-сметной документации уже проводились.
Если вести речь о закупках, проведенных в конкурентной форме и признанных несостоявшимися, определение необходимости проведения внешней или внутренней экспертизы будет осуществляться на основании того, каково было значение начальной максимальной цены контракта или договора, объявленной для проведения такой закупки.
В остальных случаях, кроме перечисленных выше, проведение экспертизы будет являться обязательным условием, без которого невозможно определить полноценность исполнения условий контракта в части достижения максимально качественных результатов такого исполнения.
Правила проведения внешней экспертизы
Проведение внешней экспертизы является обязательной в тех случаях, когда речь идет о контракте, заключенном по итогам конкурентной процедуры, признанной несостоявшейся.
Речь идет о контрактах и договорах, правовым основанием для заключения которых являются положения пунктов 25.1-25.
3 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Правительство РФ в отношении таких контрактов рекомендует привлекать специализированные экспертные организации, которые смогут сформировать исчерпывающие ответы на вопросы о качестве исполнения взятых на себя обязательств.
При этом для того, чтобы результаты такой экспертизы не были оспорены исполнителем по контракту или договору, к самой внешней экспертизе и порядку ее проведения предъявляются определенные требования:
- проводить экспертизу должен специалист, обладающий специальным образованием и опытом работы в отношении предмета оцениваемой закупки, либо в состав экспертной комиссии должны входить такие лица (уровень знаний и квалификации должны быть подтверждены документально, а сами такие подтверждающие документы должны предоставляться по запросу заинтересованных лиц);
- для проверки результатов исполнения контракта может быть осуществлена произвольная выборка образцов из всего поставленного товара, либо происходит выход на произвольный объект с изучением всего объекта либо какой-то его части с целью определения качества выполненных работ;
- проведение самой внешней экспертизы должно осуществляться в течение периода времени от пятнадцати до сорока дней, а заключение должно быть подготовлено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения экспертных изысканий.
Проведение внешней экспертизы осуществляется в следующих случаях:
- контролирующие органы в сфере закупок, а также высшие органы государственной власти Российской Федерации сформировали перечень тех закупок, по результатам исполнения контрактов и договоров которых должны быть использованы услуги сторонних экспертных организаций для оценки итоговых результатов исполнения взятых на себя обязательств;
- внутри организации-заказчика нет сотрудников, которые могут быть включены в состав внутренней экспертной комиссии для полноценной и достоверной оценки результатов исполнения контракта или договора;
- внешняя экспертиза может быть проведена на основании соответствующего решения самого заказчика процедуры в том случае, если у него имеются какие-либо сомнения относительно качества исполнения взятых на себя обязательств.
Если заказчику необходимо провести внешнюю экспертизу, он обязан соблюсти следующие правила:
- контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен с организацией или физическим лицом только посредством соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (тип процедуры заказчик определяет самостоятельно исходя из срочности заключения контракта и объема начальной максимальной цены контракта или договора);
- сам текст контракта на оказание экспертных услуг должен подписываться до момента, когда исполнитель по проверяемому контракту или договору предоставит заказчику документы об окончании исполнения взятых на себя обязательств;
- у заказчика есть право сформировать перечень тех требований, которым должны соответствовать привлекаемые эксперт либо организация, с которыми будет заключен соответствующий договор (в такой перечень требований могут быть включены требования о наличии образования, опыта работы в данной сфере, количестве проведенных экспертиз по конкретному профилю, соответствующему профилю изучения предмета закупки). Но если такие требования ограничивают конкуренцию среди потенциальных исполнителей контракта на оказание экспертных услуг, они будут признаны незаконными, с точки зрения действующего законодательства.
Если говорить о порядке проведения внешней экспертизы, она будет состоять из следующих шагов:
- корректировка плана-графика закупок путем внесения в него закупки об оказании экспертных услуг и размещение внесенных изменений в Единой информационной системе в сфере закупок. Если закупка не будет отражена в плане-графике, это может быть расценено контролирующими органами, как нецелевое расходование бюджетных средств, что может повлечь санкции в отношении такого заказчика;
- следующим шагом становится собственно закупочная процедура в отношении экспертных услуг;
- когда контракт на оказание экспертных услуг был подписан, начинается сама проверка посредством получения образцов для проведения экспертного исследования и осуществление собственно такого исследования;
- завершает всю процедуру формирование экспертного заключения, на основании которого заказчик принимает решение о возможности принятия или непринятия результатов исполнения контракта или договора.
Порядок проведения внутренней экспертизы
Если нормами действующего закупочного законодательства не установлены требования, в соответствии с которыми в обязательном порядке должна проводиться только внешняя экспертиза результатов исполнения контракта, заказчик может провести такие экспертные изыскания своими силами путем привлечения внутреннего экспертного коллегиального органа.
Однако для того, чтобы результаты такой экспертизы были признаны легитимными, с юридической точки зрения, необходимо соблюсти следующие правила:
- в организации должна быть создана внутренняя экспертная комиссия, состав и принципы работы которой утверждены с помощью специального приказа и положения. Создаваться комиссия должна из числа сотрудников организации. При этом в тексте приказа необходимо указать поименный и должностной состав привлекаемых сотрудников. Также необходимо указать и основной состав, и дополнительный, из числа которого будут выбираться члены, работающие в случае уважительной причины отсутствия основного члена комиссии. Общий состав комиссии не может быть меньше пяти человек (чтобы обеспечить возможность перевеса по решению хотя бы в один голос при равном количестве позиций за и против конкретного решения по тому или иному вопросу). В состав комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации, которые ранее входили в контрактную службу либо занимали должности контрактных управляющих, если с момента их официального освобождения от такой должности не прошло двух лет. К профессиональному составу комиссии также предъявляется требование о том, что в состав такой комиссии должно входить не менее пятидесяти процентов лиц, которые обладают достаточным уровнем знаний и квалификации, необходимых для верной оценки, с фактической и качественной точек зрения, результатов исполнения проверяемого контракта или договора;
- если у комиссии нет положения о ее функционировании, она может быть признана нелегитимной, а вынесенные ею решения могут быть оспорены в установленном действующим законодательством порядке. В тексте положения должны быть отражены права и обязанности всей комиссии в целом, а также собственно ее председателя. Кроме того, в рамках положения указываются все правила, которыми должна руководствоваться такая комиссия при осуществлении своей деятельности;
- все результаты проведенной экспертизы должны быть оформлены в виде специального документа – акта экспертизы. При этом подготовка экспертного заключения в данном случае не является обязательной – экспертное заключение может быть подготовлено только лицом, имеющим соответствующее разрешение на оказание экспертных услуг, полученное в порядке прохождения специальной аккредитации. Если в штате заказчика нет таких сотрудников, речь может идти только об акте внутренней экспертизы, как итоговом оформляемом документе;
- после того как внутренний экспертный коллегиальный орган принял какое-либо решение и сформировал его в акте экспертной комиссии, заказчик принимает решение о возможности принятия результатов исполнения контракта или о невозможности такого действия.
Итоговые документы
По итогам проведенной экспертизы формируются два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.
Акт экспертизы
В акте экспертизы указываются следующие сведения:
- номер и дата заключения контракта, а также присвоенный идентификационный код закупки (для облегчения идентификации подписанного соглашения);
- данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе присутствующих при проведении экспертизы;
- дата проведения экспертного исследования;
- предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, использованной во всей документации по проведенной закупке (от извещения до всех итоговых документов о приемке товара, работ или услуг);
- перечень представителей сторон, выступивших свидетелями при выборке образцов для проведения экспертного исследования;
- перечень мероприятий, которые были проведены для того, чтобы определить соответствие предоставленных образцов требованиям контракта или договора;
- содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые не позволяют говорить о качественном исполнении контракта или договора;
- подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
- приложения к акту (в случае их наличия), в том числе подтверждающие уровень квалификации всех членов экспертной комиссии.
Образец заключения экспертизы можно посмотреть по ссылке. С Положением о комиссии можно ознакомиться здесь.
Акт приемки результатов исполнения контракта
На основании составленного акта экспертизы заказчик готовит акт о приемке результатов исполнения контракта или договора. В таком акте отражаются следующие сведения:
- данные о заключенном контракте (номер, идентификационный код закупки, дата подписания, стороны соглашения);
- данные о предмете закупки (в строгом соответствии с формулировкой, содержащейся в документации к закупке и в тексте самого контракта или договора);
- решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора с указанием результатов проведенной экспертизы;
- подпись руководителя комиссии и ее членов, а в случае наличия разногласий одного из членов с другими членами комиссии его решение оформляется в виде специального приложения к протоколу и заверяется подписью такого члена и руководителя комиссии.
Образец акта о приемке результатов исполнения контракта можно посмотреть здесь.
- В случае выявления каких-либо недостатков, не позволяющих осуществить безоговорочное принятие результатов, в акте указываются такие недостатки, а также время, которое дается исполнителю на их устранение.
- Если указанные недостатки не были устранены исполнителем в установленные сроки, контракт расторгается в одностороннем порядке по решению заказчика, а сам исполнитель подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
(1
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/ekspertiza.html
О проведении экспертизы контракта | контур.закупки
В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.
Назначение экспертизы
Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).
Когда следует проводить экспертизу
Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг.
Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью.
Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.
Кто проводит процедуру
В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:
- свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
- опыта приемки результатов исполнения контракта;
- технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).
Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов.
Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда.
Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.
Кто может быть экспертом
В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.
Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:
- должностные лица заказчика;
- лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
- лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
- близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
- близкие родственники руководителя или работников поставщика.
Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.
Порядок проведения экспертизы
В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.
Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.
Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).
Экспертиза проведена. Что дальше?
Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.
На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке.
Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.
Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:
- об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
- о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
- о расторжении контракта или изменении его условий.
Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakon-44-fz-glavnoe-o-provedenii-ekspertizy-kontrakta/