Как заказчикам по закону n 44-фз проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Закон о госзакупках 44-ФЗ предусматривает ряд мероприятий, направленных на контроль за выполнением исполнения контракта и надзор за закупочными мероприятиями. Одним из нововведений в системе закупок является внедрение системы мониторинга и аудита контрактов.

Аудит в сфере госзакупок: законодательное регулирование

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Аудит в сфере государственных закупок регулируется нормами ст. 97 ФЗ-44. Его следует отличать от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, которая направлена на выявление нарушителей (как на стороне заказчиков, так и исполнителей) и привлечение их к административной ответственности.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и конкурентных процедур; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Если в ходе анализа аудиторами будут выявлены факты нарушения норм уголовного или административного права, то они обязаны будут передать полученную ими информацию в уполномоченные органы.

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Кто проводит аудит госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Счетные палаты муниципальных образований.
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня.

Ответственным лицам на стороне заказчика рекомендовано проводить внутренний аудит закупок своими силами для недопущения нарушений.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Кого и что проверяют

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и муниципальной программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • юридических лиц;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При мониторинге подлежат анализу все этапы государственных закупок от планирования до исполнения контракта.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб внутреннего контроля.

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный, который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап, который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап, включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

  • планы;
  • планы-графики закупок;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах;
  • реестры заключенных контрактов;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных поставщиков;
  • каталоги необходимых товаров;
  • правила нормирования;
  • оригиналы заключенных контрактов;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Государственным заказчикам стоит учитывать, что за непредоставление запрашиваемых сведений либо за предоставление заведомо ложной информации законом установлена уголовная или административная ответственность.

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет цены контракта, и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами.

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые торги в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

В задачи аудиторов входит необходимость установления причин неэффективной работы системы госзакупок и подготовка  предложений, направленных на их устранение и усовершенствование действующей контрактной системы.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной комиссии, общественном обсуждении заказов и пр.

); планировании закупки; в документации (не прописаны или предъявлены недопустимые требования к участникам, нет обязательных условий в проекте контракта, не установлены критерии оценки заявок и пр.

); по подписанным контрактам (соответствует ли договор предложению участника, какие сроки заключения контракта и внесения обеспечения по нему); по процедурам госзакупок (внесено ли обеспечение по закупке, предприняты ли антидемпинговые меры, насколько обоснованы отказы в допуске участников, велись ли все необходимые протоколы), а также при исполнении договора (законность внесения правок, экспертиза результатов, своевременность работы, порядок расторжения и пр.).

Также по результатам проверочного контрольного мероприятия аудиторами составляется акт, содержание которого доводится до сведений руководителей проверяемых инстанций и публикуется на официальном сайте госзакупок в ЕИС в открытом доступе.

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения.

Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг.

В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/audit.html

Как проходит мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, упорядочения и анализа информации о ходе закупок. В чем суть и основная цель такого мониторинга, и кто его осуществляет, рассматриваем в статье.

Мониторинг закупок представляет собой систематическое наблюдение, регистрацию параметров закупочной деятельности всех участников контрактной системы, подведение итогов и предложение мер по совершенствованию процесса осуществления заказов, проводимых в рамках 44-ФЗ.

Правила проведения мониторинга утверждены Постановлением от 03.11.2015 № 1193.

Ст. 97 44-ФЗ указывает на то, что мониторинг закупок осуществляется в целях:

  1. Оценки степени достижения целей госзакупок, согласно ст. 13.
  2. Оценки обоснованности госзакупок, согласно ст. 18.
  3. Совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В процессе оценки достижения целей проверяется: реализованы ли мероприятия, предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования, исполнены ли международные обязательства РФ, выполнены ли полномочия государственных, муниципальных органов и органов субъектов РФ.

Оценка обоснованности выражается в правильности определения следующих параметров: объект, размер НМЦК, способ определения поставщика.

Порядок проведения

Органом, осуществляющим мониторинг тендеров и закупок, является федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Постановление от 26.08.2013 № 728 — Минфин, ранее — Минэкономразвития).

Минфин должен формировать аналитические отчеты за каждый квартал (публикация в Единой информационной системе (далее — ЕИС) до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за последний квартал отчетного года — до 1 марта года, следующего за отчетным годом).

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Скачать

А также сводный аналитический отчет. Он публикуется в ЕИС до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

  • Скачать
  • На сайте ЕИС можно ознакомиться с отчетами предыдущих периодов.
  • Исполнительные органы субъектов РФ, а также местные администрации также вправе проводить анализ закупочной деятельности на соответствующем уровне, согласно изданным данными органами актами.

Сводный аналитический отчет

В связи с тем, что одной из целей мониторинга закупок является оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрим подробнее содержание и требования к порядку составления сводного отчета, являющегося документом-индикатором основных показателей закупочной деятельности и изменений контрактной системы.

Используя информацию, содержащуюся в ЕИС, обращаясь в Счетную палату, контрольно-счетные органы, ФАС, а также привлекая иных лиц, Минфин должен подготовить отчет, содержащий в том числе следующую информацию:

  • о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе мониторинг централизованных закупок;
  • о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
  • о количестве и общей стоимости контрактов;
  • об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
  • о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
  • о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
  • о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
  • о результатах осуществления контроля;
  • о функционировании ЕИС.

Проект сводного отчета разрабатывается до 15 марта года, следующего за отчетным. До 15 апреля он подлежит согласованию с ФАС и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. А до 30 апреля он предоставляется на рассмотрение в Правительство.

Читайте также:  Падение сосулек, наледи и снега с крыш: что делать, как предъявить претензию и взыскать ущерб с тсж и жск

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/kak-prokhodit-monitoring-v-sfere-zakupok-po-44-fz

Аудит в сфере закупок: цели, содержание и результаты

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, — достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

  • анализ обоснованности плана закупок;
  • реализуемость и эффективность торгов;
  • анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку.

Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Содержание аудита

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств.

Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Источник: https://ppt.ru/art/44-fz/audit-zakupok

Как осуществляется аудит в сфере закупок согласно ФЗ №44

Аудиторские мероприятия в сфере государственных или муниципальных закупок регламентируются статьей 98 Федерального закона №44 и Федеральным законом №41. Главные действующие лица при этом – аудиторы. Они оценивают эффективность закупочной деятельности и принципов ценообразования, добросовестность участников и уровень профессионализма.

  • Таким образом, аудит – это информационная деятельность экспертно-аналитического характера, за счет которой проводится проверка и оценка сведений конкретной закупки.
  • Денежные средства, расходуемые в процессе закупочной деятельности, должны соответствовать требованиям законодательства РФ, целесообразности, результативности и своевременности.
  • Аудит обхватывает планирование закупочных мероприятий, их проведение, заключение и исполнение контракта со стороны заказчика. Оцениваются такие критерии исполнения контракта, как:
  1. Срок.
  2. Объем.
  3. Цена и условия ценообразования.
  4. Качество.
  5. Эффективность системы управления.

Рассмотрим более подробно понятие «аудит» в закупочной сфере: что это такое, как проводится и зачем.

Как заказчикам по Закону n 44-ФЗ проходить мониторинг и аудит в сфере закупок

Согласно статье 98 ФЗ №44, проводить аудит в сфере закупок имеют право следующие государственные органы власти:

  1. Счетная палата. Осуществляет внешний аудит на федеральном уровне. Регламент – Федеральный закон №41. Проверку проводят должностные лица в форме аудиторов, они же несут ответственность по результатам.
  2. Контрольно-счетные по регионам. Аудит проводится в соответствии с регламентами конкретных регионов.
  3. Законодательные органы субъектов РФ. Регламент – региональная нормативно-правовая база.
  4. Контрольно-счетные по муниципалитетам. Проведение аудиторских проверок осуществляется в соответствии с локальными регламентами муниципалитета.
  5. Представительные по муниципалитетам. Аудит проводится в соответствии с муниципальной нормативно-правовой базой.

В случае аудита деятельность госорганов, юридических лиц, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий проверяется в первую очень и в обязательном порядке.

Направления аудиторской деятельности:

  1. Проверка эффективности проведения закупочной процедуры как по отношению к отдельному учреждению, так и всей государственной или муниципальной программы в целом.
  2. Анализ эффективности расходования целевых средств.
  3. Тщательная проверка всех этапов закупочной процедуры.

Важно знать, что при аудите оценивается также деятельность официальных представителей заказчиков, контрактных управляющих и контрактной службы, организаций внутреннего контроля, закупочных комиссий.

Аудиторские мероприятия проходят в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Оповещение организации за три рабочих дня о плановой и за 24 часа о внеплановой проверке.
  2. Сбор и анализ данных из открытых источников, а также по запросу от должностных лиц заказчика. Аудиторы могут запросить обоснования потребления тех или иных товаров или расходования средств, регламент проведения закупок, обоснование формирования НМЦК, оригиналы документов, отчетность.
  3. За непредоставление данных в полном или частичном размере предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае отсутствия нарушений аудиторы выносят соответствующее заключение.

О мониторинге в сфере закупочной деятельности можно узнать ниже на видео.

Задачи, методы

Основные задачи аудиторских мероприятий заключаются в следующем:

  1. Поиск несоответствий и явных нарушений законодательства РФ.
  2. Оценка полноты и достоверности форм отчетности.
  3. Правильно оформления закупочных документов.
  4. Поиск способов оптимизации базы налогообложения.
  5. Анализ достоверности мероприятий по оценке имущественных активов.
  6. Оценка уровня эффективности расходования целевых средств.
  7. Анализ эффективности расходования ресурсов предприятия.
  8. Оказание консультационной помощи руководству компании.

Таким образом, цель аудита – подтверждение достоверности и точности сведений, обоснованности расходования ресурсов и целевых денежных средств, поиск резервов для улучшения эффективности работы организации.

За счет анализа абсолютных и относительных показателей (например, вариации потенциальной экономии средств) строится методика проведения аудита закупочной деятельности. Рассмотрим вариант оценки конкурентной среды.

  1. Для проведения анализа необходимо знать количество заявок по каждой конкретной закупке в среднем, количество допущенных заявок на одну закупку, соотношение закупок на конкурсной основе и у единственных поставщиков в процентах.
  2. Далее полученную величину сравнивают со средними показателями по конкретному региону или муниципалитету и по стране в целом.
  3. Если анализировать уровень профессионализма участников, то следует использовать такие показатели, как численность специалистов с квалификацией в сфере контрактных закупок.

Результаты проверок

Результаты аудиторских проверок оформляются в форме соответствующих документов (заключения или акта) следующего содержания:

  1. Сколько контрольных мероприятий было проведение.
  2. Какая сумма заказа оценивалась.
  3. Сколько денежных средств были признаны неэффективными и нерезультативными вследствие нецелесообразного расходования бюджетных средств.
  4. Сколько предписаний и обращений было выдано в органы контроля и проверки.

Аудиторы обязаны зафиксировать все нарушения требований заполнения закупочной документации, этапов проведения процедуры, качественных и количественных характеристик, планирования, сроков заключения, составления и подписания контракта, внесения обеспечения, принятия антидемпинговых мер и так далее.

Стоит отметить, что результаты оформляются в письменной форме. После ознакомления руководитель организации обязан дополнить документ своими возражениями и пояснениями. В случае несогласия с результатами аудиторской проверки руководитель обязан обосновать свои действия или их отсутствии.

При выявлении нарушений аудиторами направляется соответствующее предписание заказчику о скором устранении, а также информация в Антимонопольную службу, прокуратуру, Налоговую службу, Казначейство. Кроме того, сведения по результатам мониторинга направляются в региональные или муниципальные органы власти. Отчетная документация в обязательном порядке публикуется в ЕИС.

Важно знать, что закупка может быть признана необоснованной. Заказчик имеет право это обжаловать в судебных инстанциях и представительных органах власти.

Подробный вебинар по системе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок представлен ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/audit.html

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Читайте также:  Как утверждается годовой отчет ооо

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок проведения, цели, сводный аналитический отчет с результатами

Законодательство о контрактной системе предусматривает процедуру сбора, обработки и анализа сведений о ходе закупок.

Что такое мониторинг в сфере госзакупок, и каковы его цели

Под мониторингом в сфере госзакупок понимают наблюдение и регистрацию параметров закупочной деятельности от всех участников контрактной системы, подведение итогов закупки по 44-ФЗ и принятие мер по совершенствованию закупочного процесса осуществления госзаказа в рамках контрактной системы. В ходе мониторинга проверяется реализация плана-графика (планы закупок по 44-ФЗ были упразднены).

При проведении мониторинга применяются определенные правила, которые утверждены Постановлением Правительства от 2015 года №1193. В ст. 97 44-ФЗ подчеркивается, что мониторинг в сфере госзакупок проводится в целях:

  1. Оценки степени достижения целевых ориентиров в сфере госзаказа по ст. 13 44-ФЗ.
  2. Оценки степени обоснованности госзакупок по ст. 18 44-ФЗ.
  3. Совершенствования российского законодательства.

Отметим, что ч. 2 ст. 97 в отношении необходимости мониторинга целей закупок утратила силу с октября 2019 года, равно как и ст. 13, на которую она ссылалась.

При проверке достижения целевых ориентиров проверяется реализация мероприятий, которые указаны в документах стратегического развития и целевого планирования.

При проверке контролирующим инстанциям нужно оценить, исполняются ли международные обязательства РФ, были ли выполнены полномочия государственных и муниципальных органов власти.

Читайте также:  Переход на освобождение от обязанностей плательщика ндс

Оценка обоснованности контракта выражается в оценке правильности корректировки размера НМЦК и объекта закупки.

Кто занимается

Органом, который занимается мониторингом тендерных и закупочных мероприятий, выступает Минфин (по Постановлению Правительства от 2013 года №728, ранее это был Минэкономразвития).

Исполнительные органы региональных властей, муниципальных администраций могут проводить анализ закупочной деятельности в пределах своей компетенции на соответствующей территории, закрепленной за этими органами власти.

Порядок проведения

Минфин обязан формировать поквартальные аналитические отчеты и публиковать их в ЕИС до последнего числа месяца за отчетным кварталом. За последний квартал отчетного года отчеты формируются до 1 марта следующего года.

До конца апреля контролирующим инстанциям нужно сделать сводный отчет с аналитической информацией и разместить его в ЕИС.

Также отчетность размещается на сайте Минфина. В отчетности Минфина представлена информация по трем уровням власти: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Отчетность содержит сведения о планировании и осуществлении закупок, а также о результатах контроля. Закупки представлены в разрезе отраслей.

Сводный аналитический отчет

Цели мониторинга состоят в оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Результаты анализа и изменений в контрактной системе отображаются в сводном отчете.

Сводный отчет формируется Минфином с использованием информации из ЕИС, путем обращения в Счетную палату, ФАС, а также с привлечением  экспертов. Минфин должен подготовить сводный отчет со следующей информацией:

  1. Количество размещенных закупочных извещений.
  2. Суммарный объем НМЦК.
  3. Сумма централизованных закупок.
  4. Количество состоявшихся и несостоявшихся процедур закупки.
  5. Общая стоимость подписанных контрактов и их количество.
  6. Отчет об исполнении контрактов, оплате и начислении неустоек.
  7. Сведения о ведении реестра РНП.
  8. Сведения о ведении реестра жалоб, результатов плановых и внеплановых проверок.
  9. Результаты контрольных мероприятий.
  10. Количество банковских гарантий и размер денежной суммы в них.
  11. Функционирование ЕИС.

На сайте ЕИС и сайте Минфина можно ознакомиться со сводными аналитическими отчетами за прошлые периоды.

Сводный отчет должен быть разработан до 15 марта года, который следует за отчетным. До 15 апреля отчет следует согласовать с ФАС и иными органами исполнительной власти. Также он представляется на рассмотрение в Правительство до 30 апреля.

Проведение аудита по результатам мониторинга

Если у органов государственной власти возникли основания полагать, что реализованные закупки противоречат нормам законодательства, то обязательным является проведение аудита. Также аудиторская проверка потребуется в следующих случаях:

  1. У заказчиков возникли сомнения по вопросу корректного ведения бухгалтерского отчета при реализации принципов контрактной системы.
  2. Предоставленные отчеты не дают оснований убедиться в отсутствии нарушений в сфере госзакупок со стороны отдельного заказчика.
  3. Возникают сомнения в эффективности расходования ресурсов, включая финансирование из различных уровней бюджета.
  4. Существующие контрактные отношения не были оформлены должным образом.

Сроки проведения аудиторских мероприятий определяются заранее и вносятся заказчиками в соответствующие планы проверок. В них должно быть указано:

  1. Наименование организации.
  2. Цель аудита.
  3. Дата и сроки проверки.
  4. Наименование инстанции, которая проводит аудит.

Плановые проверки не допускается проводить чаще одного раза в три года.

Если контролирующая инстанция планирует проведение внеплановой проверки, то ее предварительно предстоит согласовать в прокуратуре.

В ходе проведения проверки различают три основных этапа:

  1. Предпроверочный, или подготовительный. В рамках данного этапа происходит сбор и ознакомление с закупочной деятельностью.
  2. Основной этап. На нем контролирующие инстанции проверяют все материалы по проводимым закупкам. На этом этапе проверяются, не были ли завышены цены, правильно ли выбраны источники финансирования и пр.
  3. Заключительный этап. На этом этапе нужно подготовить официальный отчет с выводами.

При аудите у заказчика могут потребовать дополнительные материалы: планы-графики, обоснование НМЦК и пр.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде специального отчета. Он ложится в основу разработки комплекса мероприятий для устранения всех выявленных нарушений.

(1

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/monitoring.html

6. Мониторинг, аудит и контроль в сфере госзакупок. Обжалование действий заказчика

Законом предусмотрено
больше способов оценки эффективности
осуществления госзакупок, чемЗаконом о
госзакупках. Помимо контроля в сфере
закупок, Закон содержит
еще и правила проведения мониторинга
закупок и аудита в сфере госзакупок.

Мониторинг будет осуществляться на
постоянной основе в целях оценки
эффективности обеспечения государственных
и муниципальных нужд, а аудит будет
проводиться для оценки результатов
закупок и достижения целей закупок
(подробнее см. Обоснование закупок).

Правила осуществления контроля в сфере
закупок, содержащиеся в Законе,
существенно отличаются от правил,
установленных Законом о
госзакупках. 

а)
Мониторинг закупок

В
соответствии с Законом мониторинг
закупок представляет собой систему
наблюдений в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, которые осуществляются
на постоянной основе путем сбора,
обобщения, систематизации и оценки
информации об осуществлении закупок,
в том числе о реализации планов закупок
и планов-графиков (ч.
1 ст. 97 Закона).

В ходе
осуществления мониторинга будет
оцениваться степень достижения целей
осуществления закупок, а также
обоснованность закупок.

Мониторинг
закупок будет обеспечиваться федеральным
органом исполнительной власти по
регулированию контрактной системы в
сфере закупок, органом исполнительной
власти субъекта РФ по регулированию
контрактной системы в сфере закупок,
местной администрацией (ч.
10 ст. 97Закона).

Ежегодно
результаты мониторинга будут оформляться
в виде сводного аналитического отчета,
который будет представляться в
Правительство РФ федеральным органом
исполнительной власти по регулированию
контрактной системы в сфере закупок, а
также размещаться в единой информационной
системе.

Нормы
о мониторинге в сфере закупок вступят
в силу с 1 января 2016 г. (ч.
3 ст. 114 Закона). 

б)
Аудит в сфере закупок

Аудит,
согласно Закону,
будет осуществляться Счетной палатой
РФ, контрольно-счетными органами
субъектов РФ и муниципальных образований
(при наличии) в соответствии с
предоставленными им полномочиями.
Органы, осуществляющие аудит, будут
проводить анализ и оценку достижения
целей осуществления закупок (ст.
98 Закона).

Органы
аудита в сфере закупок будут проверять,
анализировать и оценивать информацию
о законности, целесообразности,
обоснованности, своевременности,
эффективности и результативности
расходов на закупки по контрактам,
планируемым к заключению, заключенным
и исполненным (ч.
3 ст. 98 Закона).

Кроме
того, органы аудита в сфере закупок
будут обобщать результаты своей
деятельности и устанавливать причины
выявленных отклонений, нарушений и
недостатков, готовить предложения,
направленные на их устранение и на
совершенствование контрактной системы
в сфере закупок, систематизировать
информацию о реализации указанных
предложений и размещать в единой
информационной системе обобщенную
информацию о таких результатах (ч.
4 ст. 98 Закона). 

  • в)
    Государственный контроль в сфере закупок
  • Законом будут
    существенно изменены правила осуществления
    государственного контроля в сфере
    госзакупок (по сравнению с правилами,
    установленными в ст.
    17 Закона
    о госзакупках):

  • полномочия по осуществлению контроля
    будут разделены между тремя разновидностями
    органов госвласти и местного самоуправления;
  • — будет
    подробно определено, как должны
    разрешаться противоречия между
    результатами проверок муниципальных,
    региональных и федеральных органов.
  • Разграничение
    полномочий контролирующих органов

Сейчас
контроль за соблюдением законодательства
о размещении заказов осуществляется
специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти (в
настоящее время это ФАС России), а также
уполномоченными органами власти
субъектов РФ и органами местного
самоуправления (ч.
2 и 3
ст. 17 Закона
о госзакупках). Вопросы контроля за
расходованием бюджетных средств не
входят в сферу действия Закона о
госзакупках.

  1. Закон существенно
    расширит систему контролирующих органов
    в сфере госзакупок, включив в нее органы,
    осуществляющие кассовое обслуживание,
    и органы внутреннего финансового
    контроля. Теперь контроль в сфере закупок
    в пределах своих полномочий будут
    осуществлять следующие органы:

  2. федеральный орган исполнительной
    власти, органы исполнительной власти
    субъектов РФ, органы местного самоуправления
    муниципального района (городского
    округа), уполномоченные на осуществление
    контроля в сфере закупок;

  3. Казначейство России, финансовые органы
    субъектов РФ и муниципальных образований,
    органы управления государственными
    внебюджетными фондами;
  4. — Счетная
    палата России, а также органы
    государственного, муниципального
    финансового контроля, созданные
    законодательными (представительными)
    органами.

Полномочия
указанных органов по проведению контроля
разграничены в самом Законе.
Первая группа перечисленных выше органов
будет осуществлять все виды контроля,
не обозначенные в качестве исключений
в ч.
5, 8 и 10
ст. 99 Закона.
Отметим, что порядок осуществления
такого контроля детально урегулирован
в ст.
99 Закона
и в целом совпадает с порядком,
установленным в ст.
17 Закона
о госзакупках.

Казначейство
России и иные органы, указанные в ч.
5 ст.

99 Закона,
будут проверять, соответствует ли
информация о предоставленных объемах
финансового обеспечения информации,
зафиксированной в различных документах
на всех стадиях осуществления закупок,
начиная с плана закупок (см. Планирование)
и заканчивая реестром контрактов.
Порядок осуществления такого контроля
должно будет утвердить Правительство
РФ.

Счетная
палата России и иные органы, перечисленные
в ч.
8 ст. 99 Закона,
будут осуществлять контроль в целях
установления законности составления
и исполнения бюджетов бюджетной системы
РФ в отношении расходов, связанных с
осуществлением закупок, а также
установления достоверности учета
расходов на осуществление таких закупок.
Контроль они будут осуществлять в
отношении:

  • 1)
    соблюдения требований к обоснованию
    закупок при формировании планов закупок
    и документов, подтверждающих обоснованность
    закупок;
  • 2)
    нормирования в сфере закупок при
    планировании закупок;
  • 3)
    определения и обоснования начальной
    (максимальной) цены контракта, цены
    контракта, заключаемого с единственным
    поставщиком (подрядчиком, исполнителем),
    при формировании планов-графиков;
  • 4)
    применения заказчиком мер ответственности
    и совершения иных действий в случае
    нарушения поставщиком (подрядчиком,
    исполнителем) условий контракта;
  • 5)
    соответствия поставленного товара,
    выполненной работы (ее результата) или
    оказанной услуги условиям контракта;
  • 6)
    своевременности, полноты и достоверности
    отражения в документах учета поставленного
    товара, выполненной работы (ее результата)
    или оказанной услуги;
  • 7)
    соответствия использования поставленного
    товара, выполненной работы (ее результата)
    или оказанной услуги целям осуществления
    закупки.

Порядок
осуществления такого контроля установит
Правительство РФ в соответствии с
требованиями, определенными в ч.
11 ст. 99 Закона.

Разрешение
противоречий между результатами проверок
муниципальных, региональных и федеральных
органов

В Законе определено,
как решаются вопросы в случае противоречия
между решениями, вынесенными контрольными
органами различных уровней (федерального,
регионального и местного).

Общее правило
таково: при проведении внеплановой
проверки закупки должно применяться
решение органа более высокого уровня
(ч.
17 и 18
ст. 99 Закона).

В случае выявления противоречий между
решениями, вынесенными в отношении
одной и той же закупки органами различных
уровней, применяется решение органа
более высокого уровня, вынесенное по
результатам внеплановой проверки (ч.
19 и 20
ст. 99 Закона). 

г)
Обжалование действий, нарушающих права
и интересы участников закупок

Почти
не изменились правила обжалования в
контрольных органах действий заказчика,
уполномоченного органа, уполномоченного
учреждения, специализированной
организации, комиссии по осуществлению
закупок, ее членов, должностных лиц
контрактной службы, контрактного
управляющего, оператора электронной
площадки, если такие действия (бездействие)
нарушают права и законные интересы
участника закупки.

С семи
до десяти дней увеличивается срок, в
течение которого может быть подана
соответствующая жалоба (п.
3 ст. 105 Закона).

Источник: https://studfile.net/preview/5272836/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector