В каких случаях проводится повторная налоговая проверка

В каких случаях проводится повторная налоговая проверка

Многие бизнесмены уверены, что налоговая инспекция имеет право проверять любое предприятие не чаще, чем один раз в год, и если в текущем году проверка уже прошла, то до следующего года беспокоиться больше не о чем.

Действительно, согласно п. 5 ст. 89 НК РФ, за один и тот же период по тем же самым налогам более одной проверки в год производить запрещено.

Но далее, в той же самой статье указано, что в некоторых, оговоренных законодательством случаях, независимо от того, когда сотрудники налоговой службы проверяли организацию, они могут проверить компанию еще раз.

Такая проверка называется повторной выездной налоговой проверкой (ВНП). Повторную ВНП можно проводить по тем же налогам и по тем периодам, которые уже проверялись.

Кто имеет право проводить

Выездную налоговую проверку имеют право проводить:

  1. Вышестоящий налоговый орган. В этом случае проверяется работа территориальной налоговой инспекции, которая проводила первую ВНП.
  2. Территориальная налоговая инспекция. В этом случае повторная ВНП назначается только в тех ситуациях, когда компания передала налоговикам уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога уменьшается. Причем, предметом повторной ВНП в этом случае могут быть только те обстоятельства, в соответствии с которыми сумма начисленного налога уменьшилась.

Основания для проведения

Итак, решение о повторной ВНП в любой компании фискальные службы могут вынести только по двум, указанным выше, основаниям. Рассмотрим их подробнее.

  • Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) принял решение проконтролировать работу инспекции, проводившей первую проверку
  • Кто проводит проверку. В этом случае проверяющими становятся сотрудники регионального управления, но допустимо параллельное участие сотрудников той инспекции, в отношении которой принято решение о проверке.
  • За какой период. Контролируется тот же период и те же налоги, что и при первичной ВНП.
  • Предмет проверки. Те же документы, те же обстоятельства и за тот же период, что и при первой проверке. Но результат повторной ВНП может быть совсем другим.
  • Компания сдала уточненную декларацию, где сумма налога уменьшилась
  • Кто проводит проверку. Та же налоговая инспекция, которая проводила первичную ВНП. Это правило действует даже для тех случаев, когда компания после проведения первых контрольных мероприятий поменяла территориальную принадлежность.
  • За какой период. Контролируется только тот период, за который организация сдала уточненную налоговую декларацию.
  • Предмет проверки. В этом случае проверяется только тот налог, который уточнялся и только те обстоятельства и сведения, которые послужили основанием для корректировки. К примеру, если компания уточнила в сторону увеличения какие-либо расходы, повлекшие за собой уменьшение суммы определенного налога, то сотрудники фискальной службы могут проверить только эти расходы, и ничего более. Даже если они повторно проверят другие, не относящиеся к уточненным налогам и уже проверенные ранее обстоятельства, и при этом обнаружат какие-либо нарушения, то никаких доначислений или других санкций к предприятию они назначать не вправе.

Также, согласно письму ФНС от 03.09.2010 года № АС-37-2/10613@, сюда можно отнести ситуации, когда компания сдала уточненную декларацию, где была увеличена сумма убытка. Причина – увеличенная сумма убытка изменит налоги будущего периода в сторону уменьшения.

Повторная ВНП может быть успешно предотвращена, если неточности в налоговой декларации были замечены вовремя и уточнения были переданы в территориальный орган ИФНС до того, как будет составлен акт ВНП, либо, еще лучше, до того, как ВНП была закончена.

Некоторые нюансы повторной ВНП, проводимой вышестоящим налоговым органом

Предмет проверки

Назначение повторной ВНП дает право вышестоящей организации снова в полном объеме проинспектировать работу компании за тот же период, который уже проверялся.

При повторном исследовании тех же документов и обстоятельств, что и при первичном инспектировании, выводы могут кардинально отличаться. Случается, что при повторной ВНП обнаруживается незаконность каких-либо доначислений и штрафов.

Но могут быть выявлены и новые, иногда более серьезные недоимки, на которые, соответственно, могут быть начислены более серьезные пени.

Необходимо помнить, что штрафовать компанию за нарушения, пропущенные при первом исследовании и выявленные только при повторной ВНП, фискальные органы не вправе.

Но это касается только тех случаев, когда ошибки при проверке были допущены сотрудниками территориальной фискальной службы не намеренно, а по невнимательности.

Если же будет доказан сговор проверяемой организации с налоговиками, то штраф (иногда и более серьезные санкции) неминуем.

Если результаты первичной ВНП обжалованы в вышестоящий налоговый орган

Даже если компания уже обжаловала акт ВНП, повторная инспекция сотрудниками вышестоящих фискальных служб вполне возможна, даже если этот вышестоящий орган после рассмотрения жалобы компании отменил решение по акту.

Но в некоторых ситуациях назначение повторной ВНП может быть оспорено. Это происходит в тех случаях, когда первичная инспекция компании была признана незаконной.

Например, на тот момент, когда было принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации, последняя уже находилась под юрисдикцией другого территориального органа ИФНС и указанный территориальный налоговый орган не имел право ее инспектировать.

Таким образом, если первичная ВНП была проведена без соблюдения территориальной принадлежности, то есть, незаконно, то и все последующие перепроверки, по сути, незаконны.

Если результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Судебное решение не может стать помехой в проведении повторной ВНП, но с оговоркой: не могут быть переоценены обстоятельства, которые уже были исследованы и оценены в судебных слушаниях по искам компаний к ИФНС. В таких ситуациях повторное исследование организации возможно только при выявлении новых обстоятельств, не обнаруженных налоговиками ранее.

По этому поводу Верховный апелляционный суд указывает, что в каждом конкретном случае, при назначении повторной ВНП, фискальные службы должны определиться – не приведет ли эта проверка к вынесению решения, которое будет противоречить уже вынесенному решению суда.

К примеру, основанием для отмены решения налоговых органов в суде стали выявленные процессуальные нарушения, допущенные сотрудниками ИФНС при проведении ВНП.

Таким образом, суд не давал никаких оценок обстоятельствам, которые стали причиной доначисления налогов, а также наложения штрафов и пени. В этом случае назначение повторного исследования компании законно.

Но если судебное решение принято после оценки судом обстоятельств, приведших к доначислениям, то повторное обследование по этому же периоду и этому же налогу недопустимо.

Нюансы повторной ВНП при подаче уточненной декларации

Если компания, в отношении которой уже была проведена ВНП, предоставила в ИФНС уточненную декларацию, причем за тот же период, за который она проверялась, то в случае значительного снижения суммы налога может быть назначена повторная проверка. Такое же правило действует, если в уточненной декларации значительно увеличена сумма убытка организации.

Период проведения проверки

Перепроверить можно только тот период, за который предприятие предоставило уточненную декларацию. В этом случае ограничение, когда налоговики не могут проверять компанию за период, находящийся за пределами трех лет, предшествовавших году вынесения решения о проведении ВНП, не действует.

Предмет проверки

Допускается проверка только тех данных и обстоятельств, изменение которых послужило поводом для корректировки налогов в сторону уменьшения. К примеру, ИФНС в 2017 году провела в компании выездную налоговую проверку за 2016 год, проверялся налог на прибыль.

Затем компания подала уточненную декларацию, в которой были заявлены новые, упущенные при составлении декларации расходы. В этом случае сотрудники территориальной ИФНС могут проверить только налог на прибыль за 2016 год и только по вновь заявленным расходам.

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Так же, как и в первом случае, повторное исследование организации возможно только по тем обстоятельствам, которые не исследовались в судебных слушаниях.

То есть, никакая повторная выездная проверка не может переоценивать принятое судебное решение и менять уже озвученные судом налоговые последствия для компании.

Доначисления возможны только по тем обстоятельствам, которые не рассматривались в суде.

К примеру, при проверке налоговой декларации предприятия сотрудники ИФНС пришли к выводу, что один из контрагентов организации является недобросовестным и сняли расходы по этому контрагенту на том основании, что сделка не является реальной.

Компания обжаловала решение ИФНС в суде, который отменил постановление налоговой инспекции, признав сделку с контрагентом реальной, соответственно, признав реальными все расходы по нему. Немного позже организация подала уточненную декларацию, в которой расходы по спорному контрагенту были значительно увеличены.

В этом случае повторная ВНП может быть проведена только по вновь заявленным расходам, а ссылка на то, что сделка является нереальной, будет незаконна, так как вступившее в силу решение суда это заявление уже опровергло.

Как проводится

Проведение повторной ВНП сопряжено с рядом ограничений. Так, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, проверке подлежат только те документы, которые связаны с начислением и выплатой налоговых обязательств.

Результаты повторного обследования компании зачастую не совпадают с результатами первой.

Например, вышестоящая налоговая инспекция обнаружила нарушения, не замеченные при первом обследовании компании, в этом случае будут сделаны доначисления, но никаких штрафных санкций в такой ситуации применено быть не может.

В этом правиле есть исключения: согласно п. 10 ст. 89 НК РФ, если будут обнаружены факты сговора или фальсификаций при составлении акта ВНП при первом контрольном мероприятии, то кроме доначислений, предприятию, скорей всего, будут назначены пени, недоимки, другие штрафные санкции.

Часто представители бизнеса интересуются: вправе ли проверяющие инспекторы ИФНС повторно запрашивать документы, которые уже проверялись налоговиками? В соответствии с п. 5 ст.

93, если какой-либо документ уже передавался для исследования в рамках других проверок, то компания вправе повторно их не предоставлять. Однако, сотрудники налоговой службы, согласно тому же п. 5 ст.

93 НК РФ, в некоторых случаях все-таки могут запросить документы повторно. Это касается ситуаций, когда:

  • после проверки организация забрала предоставленные в налоговую инспекцию подлинники документов;
  • документы были утрачены в налоговой инспекции из-за каких-либо форс-мажорных обстоятельств.

Алгоритм проведения повторной налоговой проверки

Повторный налоговый аудит состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Компания-налогоплательщик получает уведомление о назначении повторного контрольного мероприятия. Чаще всего такие уведомления пересылаются с помощью почтовых отправлений.
  2. В рамках контрольных мероприятий сотрудники ИФНС проверяют документы организации, среди которых могут быть устав компании, свидетельство о постановке на налоговый учет, любая бухгалтерская документация.
  3. Заключительный этап – составление Акта налоговой проверки. Не позднее, чем через две недели после завершения повторной ВНП, ИФНС, осуществившая контрольное мероприятие, передает субъекту проверки акт с информацией о результатах исследования и принятым по ней решением. К акту в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие выявленные нарушения.

Какой период охватывается при повторной проверке

Выше было отмечено, что повторные контрольные мероприятия возможны только по уже проверенным ранее периодам.

Но в рамках этих мероприятий сотрудники ИФНС могут расценить результаты предыдущей проверки в новом свете, в этом случае составляется новый юрисдикционный акт, в котором отражаются все вновь выявленные нарушения, а также все назначенные компании недоимки, пени и иные штрафные санкции.

Периоды, за которые проводится контрольное мероприятие, могут быть различными и зависеть от конкретной ситуации, при которой назначалась повторная ВНП:

  1. Если предприятие подало уточненную налоговую декларацию, в которой размер налоговых обязательств значительно уменьшен, то проверяется только тот период, за который составлена эта декларация.
  2. Если производится контрольная проверка деятельности территориального налогового органа, проводившего первичный аудит, то проверяться будет именно тот период, который исследовался при первой ВНП. Ограничения по периоду проверки действуют только в том случае, если после проведения первичных контрольных мероприятий прошло более трех лет. В таком случае, проверке будет подлежать только тот период, который не превысит трех календарных дней, предшествующих году, когда была назначена повторная ВНП.
  3. При реорганизации или ликвидации компании повторную проверку также можно проводить только за три последних года, предшествующих году назначения повторного контрольного мероприятия.

Возможные санкции

Возможно три варианта развития событий – позитивный, относительно позитивный и негативный:

  1. Позитивный. При проведении повторных контрольных мероприятий никаких дополнительных нарушений не выявлено. Соответственно, никаких доначислений не будет.
  2. Относительно позитивный. Установлены некоторые нарушения, не замеченные при первой ВНП. Компании доначисляют налоги и пени, но никаких штрафных санкций не применяется.
  3. Негативный. Установлены нарушения, которые были сознательно проигнорированы предыдущей проверкой из-за сговора налоговых инспекторов и представителей компании. В этом случае, кроме недоимки и пени, к нарушителю применяются штрафные санкции.

Заключение

Итак, резюмируя вышеизложенное, делаем вывод. Имеется ряд оснований, по которым повторная ВНП вполне возможна:

  1. При уточнении налоговой декларации компания значительно уменьшила налог. При минимальной разнице в исчислении налогов, конечно же, никто не станет организацию перепроверять, но если суммы достаточно велики – контрольная проверка неизбежна.
  2. Предприятие проходит реорганизацию или ликвидируется. Если у налоговиков в течение долгого времени не было никаких замечаний, деятельность компании прозрачна, то проверять ее вряд ли кто-то будет. Но если у налоговиков появятся подозрения, что ликвидация или реорганизация бизнеса происходит с целью ухода от налогов – ждите проверки.
  3. Организация часто меняет юридический адрес, в ней постоянно происходят слияния, дробления на более мелкие, а затем снова объединения. Такие процедуры достаточно подозрительны. Обычно субъекты налогообложения производят такие манипуляции для сокрытия от налоговых служб какой-либо информации. В этих случаях проверка также неизбежна.
  4. Компания проводит процедуру слияния с организацией, по факту являющейся банкротом. Такие действия также станут для налоговой инспекции сигналом, что организация стремится с помощью каких-либо манипуляций скрыть часть доходов. Проверка вполне вероятна.
Читайте также:  Действия заказчика при выявлении несоответствия поставленного товара установленным требованиям по 44 фз

Таким образом, если компания нормально работает, вовремя сдает налоговые декларации, вовремя платит все налоги, вопросов у налоговой инспекции к ней не будет.

Тем более, если при плановой проверке установлено, что все документы в порядке, нарушения, если они и выявлены, незначительные. В этом случае повторные контрольные мероприятия маловероятны.

И даже если будет назначена повторная ВНП с целью проверить не работу предприятия, а сотрудников территориальной ИФНС, проводивших плановую инспекцию – опасаться организации особо не о чем.

Но если у компании репутация не из лучших, тем более, если она с помощью каких-либо манипуляций пытается скрыть от налоговых инспекторов информацию о себе, своих контрагентах, внимание ИФНС к ней будет более пристальным. И в этом случае, скорей всего, повторных контрольных мероприятий долго ждать не придется.

Источник: https://SuitsInLaw.com/novosti/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

В каких случаях проводится повторная налоговая проверка

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о повторной налоговой проверке.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем повторная НП отличается от камеральной и первичной НП;
  2. При каких условиях может проводиться повторная НП;
  3. Какие факторы влияют на приезд налоговой.

Повторная налоговая проверка проводится только по тем налогам и периодам, которые уже были проверены в рамках обычной выездной проверки. Здесь уже не действует правило двух проверок за год – их может быть сколько угодно. Так что если налоговики уже были два раза в вашем офисе за текущий год, вы не застрахованы от дополнительных визитов.

Утешающим обстоятельством является тот факт, что для повторных проверок у инспекции имеется всего лишь два основания. Эти пункты подробно раскрываются статьей 89 Налогового кодекса.

Возможные основания для проведения повторной налоговой проверки

Руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение проверить, насколько качественно сработали представители местной налоговой. Такие меры помогают предотвратить сговор между проверяющими и проверяемыми.

Важно понимать, что никто не выберет вас безосновательно – и если выбор пал на вас, значит, у налоговой есть вопросы к законности ваших операций.

Региональная инспекция проверяет местную

Для такой проверки действуют определенные правила, которые должны неукоснительно выполняться инспекцией, в противном случае визит будет нарушать ваши права как юридического лица:

  • В состав комиссии могут входить инспекторы из местной ИФНС, но она не может целиком состоять только из «местных». В противном случае весь смысл и законность подобной проверки утрачиваются;
  • Период, который могут проверять повторно, ограничивается тремя календарными годами. Инспекторы не имеют права запрашивать документы, имеющие четырехлетнюю и более давность. Например, если повторная ВНП проводится в 2018 году, комиссия может анализировать документы за 2017, 2016 и 2015 годы. За 2014 год документы считаются «закрытыми»;
  • Вас не могут оштрафовать, если будут выявлены ошибки и недоимки. После тщательной проверки налоговики могут обнаружить расхождения, вам могут доначислить налог, но штрафные санкции применимы только в том случае, если информация была скрыта вследствие сговора с первыми проверяющими;
  • Решение по первой проверке опротестованы в судебном порядке. В таком случае новые решения в результате повторной ВНП не должны входить в противоречие с постановлением суда.

Вы подали уточненную декларацию на уменьшение налога

Возможна ситуация, что за определенный период налоговая уже проводила у вас ВНП, а вы подали уточненку за уже проверенный период. В этом случае налоговики имеют право приехать к вам с повторной ВНП.

У этого вида проверки также имеются свои особенности:

  • В такой декларации сумма налога меньше, чем в первичной. Кроме того, налоговая захочет вас проверить, если в уточненке вы заявили больший убыток, чем был изначально;
  • Период проверки не ограничивается тремя последними годами. Если ваша декларация относится к периоду, выходящий за этот временной диапазон, налоговая имеет право проверить его;
  • Проверить можно только те данные, которые подверглись корректировке. Все не относящиеся к этому сведения не рассматриваются. Например, у вас была ВНП по налогу на прибыль за 2016 год. Позднее вы принесли в налоговую уточненку, где заявили дополнительный расход. Тогда приехавшая инспекция будет изучать документы только по этому расходу;
  • Если попутно налоговая обнаружит какие-либо ошибки в не относящемся к вашей корректировке документе, они не вправе изменять решение по этим данным;
  • У вас на руках может быть решение суда по первой проверке. Это не помешает налоговикам приехать с повторным визитом, но они, как и в случаях с проверкой от вышестоящей ИФНС, не могут переоценивать судебные выводы и менять налоговую нагрузку на предприятие.

Например, налоговики не признали ваши расходы по одному из поставщиков, ссылаясь на нереальность сделки с ним. Вы оспорили это решение в суде. Позже вы подаете уточненную декларацию, где заявляете еще большие расходы на сделку с этим контрагентом.

В этом случае комиссия приедет с повторной проверкой только на предмет увеличения расходов. Вопрос о недействительности сделки больше не будет рассматриваться.

Важно знать, что вы можете избежать повторной ВНП, даже если сдали уточненку на уменьшение налоговой базы. Это возможно, если вы заметили ошибку и исправили ее еще в периоде ее выявления.

У вас ликвидация или реорганизация

Проверки налоговой в данных обстоятельствах полностью носят характер повторных в плане полномочий проверяющих и порядка проведения. Особенный интерес инспекции вызывает факт слияния убыточной и процветающей компании. При сумбуре, который творится при перекраивании организаций, очень легко утаить часть от прибыли в соединительном балансе и уклониться от налогов.

Какова бы ни была причина приезда проверяющих, вы обязаны способствовать проведению проверки. Это выражается в своевременном (в течение десяти дней) предоставлении запрашиваемых документов.

Налоговая имеет право запрашивать у вас:

  • Документы, которые вы уже предоставляли в инспекцию в виде подлинника, но потом они были возвращены в организацию;
  • Бумаги, которые вы когда-то в ходе предыдущих проверок предоставили, но которые были утрачены налоговой в связи с форс-мажором;
  • Иные документы, связанные деятельностью предприятия.

Следует помнить, что инспекция не вправе проводить еще одну камеральную проверку по тем же данным – ее не существует, так же как не существует самого понятия.

Что касается повторных проверок, вы имеете право оспорить решение по проверке, хотя и считается, что на это у вас немного шансов.

Камеральная и выездные налоговые проверки

По российским законам юридические и физические лица обязаны платить налоги со своей предпринимательской деятельности. До оплаты самостоятельно исчисленных сумм компании и индивидуальные предприниматели сдают в местный налоговый орган декларации и расчеты, в которых прописаны и документально подтверждены средства к уплате в бюджет.

С момента сдачи налогоплательщиком документов в налоговый орган наступает обязательный период камеральной проверки, когда специалисты проверяют правильность ваших расчетов, не покидая своего учреждения.

По некоторым причинам налоговая решает приехать в вашу фирму и самостоятельно просмотреть вашу отчетность – то есть совершить так называемую ВНП выездную налоговую проверку. Например, если у нее появилось подозрение, что вы уклоняетесь от уплаты налогов, фальсифицируя некоторые данные.

В отдельных случаях ИФНС имеет право приехать к вам еще раз. Речь пойдет уже не о простой ВНП, а о повторной.

Сравнительная таблица отличительных особенностей налоговых проверок:

Камеральная НП Выездная НП Повторная ВНП
Место проведения
Проводится на территории проверяющего органа По общему правилу налоговики приезжают в ваш офис. Если такового нет, допускается привезти всю документацию в налоговую. Также практикуется аренда офиса рядом с вашим бизнесом Также проводится по юридическому адресу вашего бизнеса. ИФНС, которая провела у вас первую ВНП, обязана «довести дел до конца» и при повторной проверке, даже если вы сменили адрес и относитесь теперь к другой ИФНС
Что рассматривается
Рассматривается каждый сданный документ, расчет или декларация Рассмотрение носит выборочный характер. ИФНС не проверяет все подряд, а концентрирует внимание на отдельных периодах и налогах Только та информация (налоги и периоды), которые уже были рассмотрены в ходе первой ВНП
Кто решает
Проверка начинается автоматически с момента сдачи документа. Разрешение руководства ИФНС на это не требуется. О начале рассмотрения бумаг вам не сообщат Возможна только при разрешении руководителя инспекции или его зама. Вас предупредят о приезде Если вышестоящий орган проверяет местную ИФНС, решение принимает руководитель региональной налоговой. Если вы подвергаетесь проверке по уточненке – решение принимает руководитель местной структуры или его заместитель
Сколько длится
Три календарных месяца. На четвертый выносится решение Не более двух месяцев в общем случае. Возможно продление до четырех и даже шести месяцев
Как часто бывают
После каждого сданного документа Предел – две проверки за год Неограниченное количество раз
Справка о проведении
В общем случае не предоставляется. Если инспекция обнаруживает ошибки или расхождения, она запрашивает у вас уточнения. Либо просит сдать исправленную декларацию. Если пояснения неудовлетворительны, налоговая может составить акт и решение о результатах Справка о проведении носит не факультативный, а обязательный характер. Вам вручат ее в последний день проверки с указанием предмета и продолжительности Также выдается справка с информацией о характере проверки (повторная) и принятом решении. В целом повторный характер проведения такой проверки не сказывается на ее форме

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка

Бухгалтеры не любят выездные проверки во многом потому, что для ее назначения нет четких критериев. Неуверенность налогоплательщика в ее проведении помогает налоговым органам посеять дополнительный страх. Это оправданно, так как в итоге такой подход помогает ИФНС держать предприятие «в тонусе» – на то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Как и любая организация, ИФНС стремится к сокращению расходов на свое содержание. Ей невыгодны многочисленные ВНП, так как затраты на работу инспекторов не оправдают себя. Они приедут к вам повторно не для профилактики, а только в том случае, если имеют на это веские основания.

Мы можем говорить только о большей или меньшей доле вероятности их приезда. В предыдущих параграфах мы перечислили условия, когда налоговая может приехать, но вовсе не обязана.

Вам стоит обратить внимание на следующие характеристики, влияющие на приезд проверяющих:

  • Вы – мелкая рыбешка. Как правило, налоговая не тратит свое время там, где не рассчитывает «сорвать куш». Даже в том случае, если в вашей уточненке завышены расходы по сравнению с первоначальной декларацией, приезд инспекции маловероятен, если суммы различаются незначительно или в целом речь идет о не очень больших деньгах;
  • Вы сдали уточнение не по декларации, а только по авансовым платежам. Подобные расчеты не равнозначны декларациям, и если вы обнаружили ошибку и изменили данные так, что это привело к уменьшению налога, налоговая не приедет к вам с повторной проверкой;
  • Даже если ваша компания ликвидируется или реорганизуется, это не всегда автоматически означает повторный визит налоговой. Если у вас чистая история и в целом у структуры нет к вам претензий, повторной проверки может не быть;
  • Вы находитесь в группе риска, если ваша компания склонна часто менять юридический адрес, в том числе через процедуру слияния. Такая организация вызывает подозрения, так как налицо стремление прикрепиться к новой ИФНС для сокрытия данных;
  • Вы также пребываете в группе риска, если вы сливаетесь с компанией, находящейся на грани банкротства. Или, напротив, сами являетесь подобной организацией.

Специалисты советуют не спешить оплачивать штрафы, начисленные в ходе первичных выездных проверок. Если вы чувствуете себя правым или вопрос очень спорный, стоит потратиться на юриста и попытаться выиграть спор.

Если вы будете с готовностью оплачивать все штрафы «лишь бы отстали», у налоговой появится подозрение, что не все ваши доходы «белые».

Рекомендуем к прочтению:

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/povtornaya-nalogovaya-proverka/

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки — налогобзор.инфо

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Читайте также:  Порядок удовлетворения требований залогодержателя при банкротстве залогодателя

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Повторная выездная налоговая проверка: особенности проведения

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 июня 2012 г.

Содержание журнала № 13 за 2012 г.

Многие бухгалтеры согласятся с тем, что хуже выездной налоговой проверки (ВНП) может быть только повторная выездная проверка.

Повторная ВНП — это проверка, которая проводится по налогам и периодам, уже проверенным в рамках предыдущих выездных проверок.

При назначении повторной ВНП не действуют ограничения в виде запрета проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного годапп. 5, 10 ст. 89 НК РФ; Постановление ФАС ВВО от 28.01.2011 № А11-10042/2009.

Таким образом, повторная ВНП может проводиться независимо от того, сколько проверок уже проводилось в отношении налогоплательщика в течение года.

Но не все так страшно. Налоговым кодексом предусмотрены всего два основания проведения повторной ВНП.

Повторную ВНП проводит вышестоящий налоговый орган

Обычно это региональное УФНС. Оно может провести повторную проверку в целях контроля за тем, насколько качественно провела проверку инспекцияп. 10 ст. 89 НК РФ. При этом следует обратить внимание на следующие нюансы.

Период, который могут проверить повторно

Может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверкип. 10 ст. 89 НК РФ.

Например, если в декабре 2011 г. была закончена ВНП за период с 2008 по 2010 гг., то при вынесении УФНС решения о повторной ВНП в 2012 г. проверить оно сможет только 2009—2010 гг.

Предмет проверки

При повторной ВНП вышестоящий налоговый орган может заново и в полном объеме проверить деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом проверки.

На основании повторного изучения тех же документов, исследования тех же обстоятельств возможна переоценка выводов, которые сделали инспекторы, проводившие первичную проверку, и принятие нового решенияп.

 5 мотивировочной части Постановления КС от 17.03.2009 № 5-П.

При этом УФНС может выявить новые недоимки по налогам и начислить пени. А вот оштрафовать вас за нарушения, которые не были выявлены при проведении первоначальной ВНП, она уже не может. Исключение — если такое нарушение было скрыто в результате сговора организации с предыдущими проверяющимип. 10 ст. 89 НК РФ.

Если результаты первоначальной проверки обжалованы в вышестоящий налоговый орган

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2012/13/1007-povtornaja_viezdnaja_nalogovaja_proverka_osobennosti_provedenija.html

Повторная выездная налоговая проверка

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

  • «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»
  • Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.
  • По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.
Читайте также:  Как ип заполняет и сдает декларацию по форме 3-ндфл

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

«Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации»

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

  1. Совет от 1С-WiseAdvice
  2. Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.
  3. Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

  1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
  2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Проведение повторной выездной налоговой проверки

В пункте 5 статьи 89 НК РФ прописан запрет на проведение повторных выездных проверок. Однако она может организовываться в исключительных случаях, оговоренных в законе.

В каких случаях проводится повторная проверка

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

Что именно может проверяться

При повторном мероприятии специалисты должны соблюдать эти условия:

  • Не следует переоценивать выводы судебных органов, касающиеся актуальной налоговой декларации.
  • Проверяются только те обстоятельства, которые привели к уточнению налоговой декларации. В частности, к уменьшению начисленных налогов.

При осуществлении повторной проверки могут быть обнаружены нарушения, не выявленные при первом мероприятии. В этом случае санкции к компании применяться не будут. Исключение составляют правонарушения, возникшие вследствие сговора плательщика и должностного лица, представляющего налоговую (основание – пункт 10 статьи 89 НК).

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время.

Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Как проводится проверка

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут.

Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции.

Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Может ли вышестоящий орган проверять фирму при наличии решения

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Дополнительные вопросы

Актуально ли право на мероприятие в отношении филиалов фирмы, если до этого была проведена общая проверка? Все зависит от того, какие именно налоги выступали предметом при предыдущей процедуре. Если был назначен комплексный анализ всех федеральных, региональных и местных налогов, выездная проверка будет незаконной. Основание – абзац 4 пункта 10 и пункта 5 статьи 89 НК РФ.

Если предметом выступали отдельные налоги, возможна организация дополнительного мероприятия выездного характера. Предметом его являются непроверенные налоги. Подобное мероприятие не считается повторным (основание – пункт 10 статьи 89 НК РФ).

ВАЖНО!
Выездные проверки могут касаться только региональных и местных платежей в казну.

Может ли инспектор по результатам проверки одного налога запросить уточненную декларацию по другому платежу? Да. В процессе повторной процедуры могут быть обнаружены неотраженные данные и ошибки, занижающие налог.

В этом случае нужно выполнить перерасчет последнего. Сдать уточненную декларацию должна сама фирма. В обратном случае за дело возьмется инспекция.

Соответствующие правила содержатся в пункте 1 статьи 31 НК РФ и письме Минфина №03-02-07/2-209 от 21 декабря 2009 года.

Возможное число повторных проверок

Даже если в году было проведено два мероприятия по разным налогам и периодам, при наличии достаточных оснований может проводиться неограниченное количество проверок.

Повторные мероприятия при ликвидации или реорганизации

Повторные проверки при ликвидации и реорганизации регулируются пунктом 11 статьи 89 НК РФ. Процедура практически полностью аналогична стандартным повторным мероприятиям. Решение о ее проведении принимается руководителем инспекции, в которой состоит фирма.

Можно ли назначать повторную камеральную проверку? Нет, так как предметом ее является налоговая отчетность. Два раза, без наличия достаточных на то оснований, проверять одни и те же бумаги нельзя.

Соответствующая позиция изложена в постановлении ФАС Северно-Западного округа №А66-594/2008 от 26 сентября 2008 года. Исключения составляют случаи, когда фирма сдала уточненную отчетность с уменьшенной суммой налога.

Правильность расчетов организации перепроверяется инспекторами.

К СВЕДЕНИЮ! По итогам повторного мероприятия, как и при стандартной процедуре, составляется акт с его результатами. В нем указываются найденные недочеты или их отсутствие.

Источник: https://assistentus.ru/proverki/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector