Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта 5/5 (18)

Взаимное согласие сторон как документ подлежит оформлению обязательно в письменном виде и в экземплярах, кратных количеству сторон (обычно – 2 шт). После подписания один из них остается у заказчика, второй – у поставщика. Оба таких соглашения у каждой из сторон полностью идентичны и имеют равное юридическое действие.

На законодательном уровне нет обязательных требований к подобным документам, но на практике все же выработались некоторые правила.

В соглашении принято указывать:

  • контактную информацию об обеих сторонах;
  • факт взаимного соглашения со ссылкой на конкретные законодательные акты (ст.450 ГК РФ и 44-ФЗ);
  • объемы обязательств каждой из сторон, которые были выполнены фактически, а также их денежный эквивалент;
  • оставшаяся сумма в рамках обязательств, которые были выполнены;
  • период, в течение которого необходимо вернуть денежные средства, которые были ранее внесены в качестве предоплаты (обеспечение соблюдения условий госконтракта);
  • указание на тот факт, что стороны не имеют друг к другу никаких притязаний;
  • реквизиты каждого из участников правоотношений по госконтакту, подписи представителей.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ:

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

Соглашение о расторжении договора подряда по соглашению сторон.

В какой форме составляется соглашение о расторжении документа

Особое внимание стоит обратить на п.1.ст. 452 ГК РФ. Данная норма говорит нам о том, что согласие сторон о прекращении действия договора должно быть подписано в той же форме, что и сам договор.

Это значит, что если была, например, государственная регистрация или нотариальное удостоверение сделки, то с согласием о расторжении нужно произвести те же самые действия.

Исключение составляют случаи подписания соглашения об отступном. В такой ситуации вышеуказанное правило не применяется, так как оформление отступного – самостоятельная сделка, последствием которой является прекращение взаимоотношений между сторонами в силу определенного требования закона, а не в силу мнения сторон.

Запомните! Нарушение правил относительно формы добровольного согласия сторон о прекращении действия контракта может повлечь за собой ряд последствий:

  • незаключение соглашения на основании того, что добровольное согласие сторон не доказано в полной мере (определение Московского городского суда под номером 4г-741/2016 от 2 февраля 2016 года);
  • недействительность подписанного сторонами документа (постановление АС Московского округа по делу № А41-82273/2015 от 21 сентября 2016 года).

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Алгоритм проведения процедуры расторжения

  • Шаг 1. Определение причин для расторжения
  • Прямо перечисленного списка причин для возможного расторжения госконтракта не предусмотрено.
  • Но, опять же, практикой были выработаны следующие основания для прекращения взаимоотношений между заказчиком и поставщиком:
  • отсутствие необходимости в дальнейших поставках товара или оказании конкретного вида услуг. Например, поставка продуктов питания для работников уменьшится в объеме в связи с сокращением штата;
  • форс-мажорные обстоятельства — ситуации, в которых поставщик вне зависимости от своей воли не сможет выполнить условия госконтракта (пожар, наводнение, стихийное бедствие и т.д.).

Также возможно подписание согласия о прекращении действий договора по 44-ФЗ, если поставщик не исполняет или плохо исполняет условия контракта. Например, нарушение сроков, качества продукции и т.д.

Важно! Отказ госзаказчика от услуг в одностороннем порядке приведет к привлечению второй стороны к ответственности (денежный штраф, пени, возмещение убытков или упущенной выгоды, внесение в реестр поставщиков, нарушающих условия сотрудничества), а при взаимном, добровольном согласии сторон наказания можно будет избежать.

  1. Шаг 2. Правильное оформление соглашения о расторжении госконтракта
  2. На данном этапе необходимо оформить и подписать документ о том, что стороны взаимно согласны прекратить взаимоотношения между собой по конкретному договору поставки или оказанию услуг.
  3. Также нужно указать на тот факт, что с момента подписания такого соглашения у сторон по отношению друг к другу прекращаются все права и обязанности.
  4. Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ.
  5. Шаг 3. Возврат обеспечения

По госконтракту, как и по любому другому договору, возможно внесение предоплаты. Прекращение отношений между заказчиком и поставщиком ведет к возврату обеспечения по контракту (т.е. предоплаты). Такие правила закреплены в п.2 ст. 453 ГК РФ.

Период возврата денег оговаривается в соглашении либо в самом контракте. При невозврате предоплаты действия поставщика будут рассматриваться как незаконное обогащение без наличия на то каких-либо оснований ( п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Внимание! Исключение из правил составляет банковская гарантия, она не возвращается ни при каких условиях.

Шаг 4. Размещение информации о расторжении контракта в специальной системе обмена информационными данными (ЕИС)

В срок до одного рабочего дня с момента подписания согласия сторон о прекращении действия договора, стороны обязаны поместить информацию о прекращении правоотношений в Единой информационной системе. Исключение — договор, содержание которого относится к государственной тайне.

В течение следующей рабочей недели на этом же портале должен быть опубликован отчет об исполнении всех пунктов договора. Данное правило закреплено в Постановлении Правительства РФ под номером 1093 от 28 ноября 2013 года.

Посмотрите видео. Расторжение договора по соглашению сторон (44-ФЗ):



Нюансы расторжения договора по соглашению сторон по 44-ФЗ

Закон устанавливает ряд нюансов, касающихся порядка и условий заключения договора о прекращении правоотношений между заказчиком и поставщиком. Например, части 9 и 10 статьи 94 данного нормативно-правового акта регламентируют обязанность заказывающей стороны разместить в интернете на официальном сайте всю информацию о расторжении госконтракта в виде отчета.

Важно! В ЕИС заказчик должен поэтапно опубликовать всю информацию о ходе исполнения договора, а также о выполненных работах, оказанных услугах или поставленной продукции.

Если говорить наиболее подробно, то такой отчет должен включать в себя информацию о:

  • ходе исполнения договора, т.е. что товар поставлен, или услуга выполнена, а также требования соблюдения сроков и соответствия плану-графику;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение условий госконтракта заказчиком. Со ссылками на пункты договора, которые были нарушены;
  • ответственности заказчика за допущенные нарушения;
  • факты прекращения действия или изменения договора с раскрытием причин таких действий.

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

Ч. 8 ст.95 44-ФЗ указывает на возможность прекращения действия госконтракта по согласию сторон. Прекращение взаимоотношений между сторонами допустимо и по причине отказа от выполнения условий договора одной из сторон, но только в силу решения судьи.

Часть 1 ст.160 ГК РФ дает определение сделки и говорит о том, что таковая должна быть осуществлена путем составления документа в письменном виде с последующей его подписью сторонами, вступающими в правоотношения.

При этом в случаях, предусмотренных законом, разрешается использовать электронно-цифровую подпись или иное ее факсимильное воспроизведение. На данное правило нам указывает ч. 2 статьи 160 ГК РФ. Как итог, делаем вывод о том, что использование электронно-цифровой подписи приравнивается к сделке в простой письменной форме.

Как уже было сказано, в силу ч.1 ст. 452 ГК РФ, согласие о прекращении действия контракта должно быть осуществлено в том же виде, что и сам договор между сторонами, если исходя из закона или делового обычая нельзя поступить иначе.

Анализируя вышесказанное, еще раз напомним о том, что расторжение контракта путем добровольного согласия сторон должно быть оформлено в простой письменной форме.

Как составить претензию по договору поставки?

В каких ситуациях расторжение возможно по закону

Взаимный отказ от правоотношений по ранее заключенному контракту возможен в следующих случаях:

  • невозможность выполнения поставщиком условий гоконтракта в силу обстоятельств, от него не зависящих (пожар, потом, наводнение, военные действия и т.д.). Также к форс-мажору можно отнести поломку, транспорта, технического оборудования, средств связи и т.д.;
  • заказчику больше не нужны услуги или товар, либо нужны, но в значительно меньших объемах;
  • сторонние факторы мешают обеим сторонам добросовестно исполнять свои обязательства по договору;
  • поставщик не получил оплату, предоплату по договору в виду отсутствия финансирования заказчика, вследствие чего оказание услуг, выполнение работ или поставка товара оказались невозможными;
  • истек срок контракта, а поставщик не исполнил то, о чем договаривались;
  • поставщик утратил возможность выполнить условия госконтракта, а заказчик согласен на прекращение правоотношений между сторонами.

Внимание! Особо важное правило закреплено в с. 451 ГК РФ. Данная норма гласит о том, что расторжение контракта может быть осуществлено только при наличии веских оснований и уважительных причин.

Последствия расторжения договора по взаимному согласию

Статья 453ГК РФ закрепляет последствия прекращения действия договора между поставщиком и заказчиком. Самое главное из них- прекращение всех обязательств по данному контракту между сторонами и отсутствие взаимных претензий.

Единственное из требований, которое может предъявит заказчик – это гарантия на те обязательства, которые уже были выполнены, если такая существует.

Поставщик должен помнить, что заказчик не имеет права заносить его имя в РНП и применять санкции, если контракт был расторгнут по взаимному письменному соглашению сторон.

Важно! Особое внимание стоит обратить на порядок возврата обеспечительных мер по договору. По общему правилу, сумма обеспечения возвращается после окончательного исполнения всех условий контракта.

Но иногда заказчики поступают неправильно и пытаются оставить всю сумму обеспечительных мер себе, в качестве компенсации понесенных убытков за несвоевременное прекращение действия договора. Данные действия заказчика можно признать неправомерными.

  • Как для заказчика, так и для поставщика, прекращение действия договора по согласию сторон является наиболее выгодным вариантом, так как при одностороннем отказе от контракта придется доказывать неправомерные действия второй стороны.
  • Посмотрите видео. Заключение, изменение и расторжение госконтракта:



Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

  1. 8 (499) 322-73-27
  2. Москва, Московская область
  3. 8 (812) 507-82-87
  4. Санкт-Петербург, Ленинградская область
  5. 8 (800) 551-71-02
  6. Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

Источник: https://potreb-prava.com/dokumenty/soglasheniya/obrazec-soglasheniya-o-rastorzhenii-kontrakta-po-soglasheniyu-storon-44-fz.html

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Статья актуальна на 1 июля 2019

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

По соглашению сторон 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.). 
Читайте также:  Влечет ли отчуждение объекта незавершенного строительства смену арендатора по договору аренды, заключенному для возведения этого объекта

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

По инициативе заказчика

Условия 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.   
  • Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик: 
  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар, 
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.  

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом.  Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта. 

Риски 

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95). 

Если контракт расторгает поставщик  

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Риски 

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт  в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации  один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

В судебном порядке 

Условия 

В арбитраж придется обращаться  в этих случаях: 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте. 
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами. 

Мы писали о том, как подавать иски в арбитраж. 

Риски 

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.   

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:  

  • Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку. 
  • Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком. 
  • Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.  

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1153-rastorzhenie

Дополнительные работы по государственному контракту

    Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

   Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту.

В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами.

Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам

   В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

   Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя.

В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку.

При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

   В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.   

   При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

   При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке.

Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу.

При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

   Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ.

В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту

  •    Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?
  •    Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.
  •    Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.
  • ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.

   Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.

   Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ.

Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.

  1.    Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.
  2.    На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.
  3.    Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.

   Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме.

В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно.

В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.

   Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Читайте также:  Приказ о создании контрактной службы без образования структурного подразделения - образец

Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту

   Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.

   В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.

   НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.

   Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

  •    Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.
  •    Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией
  •     В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.

Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту

Стоимость работ, выполненных после подписания соглашения о расторжении муниципального контракта

   При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.

   Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.

   Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.

   Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта

   Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:

  • выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
  • оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
  • с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
  • составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
  • осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
  • окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя

  Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно!!!

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/dopolnitelnye-raboty-po-gosudarstvennomu-kontraktu/

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий, размещение информации в ЕИС, образец

  • Когда можно расторгнуть контракт по обоюдному согласию
  • Расторжение госконтракта: действия пошагово
  • Последствия расторжения контракта
  • Заполняем бланк соглашения

Когда можно расторгнуть контракт по обоюдному согласию

Одним из оснований расторжения контракта в законе «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ признается обоюдное согласие  (далее слова «контракт» и «госконтракт» будем употреблять как синонимы).

Но особенности процедуры расторжения по соглашению не предусмотрены.

Поэтому расторжение контракта (далее слова «контракт» и «госконтракт» будем употреблять как синонимы) по 44-ФЗ производится по общим правилам, установленным Гражданским кодексом РФ.

Каковы причины расторжения? Приведем несколько иллюстраций:

  • У госзаказчика может отпасть необходимость продолжать сотрудничество. Например, при прекращении вахтового метода работы расторгаются госконтракты на перевозку сотрудников и их проживание в вахтовых поселках.
  • Могут наступить обстоятельства, делающие дальнейшее сотрудничество бессмысленным. Так, бессмысленно обслуживание здания, которое не может быть использовано по назначению по причине его разрушения или затопления.
  • Заказчик пришел к выводу, что госконтракт не будет выполнен в установленные сроки (письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 № Д28и-186).

Вывод! Таким образом, расторжение контракта по 44-ФЗ по обоюдному согласию допускается.

Расторжение госконтракта: действия пошагово

Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ следующий:

Шаг 1. Выявляем необходимость в расторжении госконтракта

Шаг 2. Пишем контрагенту письмо, в котором указываем:

  • дату и номер расторгаемого соглашения;
  • причину расторжения;
  • дату, с которой прекращается взаимодействие сторон;
  • объем выполненного по соглашению;
  • обязанность госзаказчика оплатить то, что было выполнено ранее, и сроки исполнения этой обязанности;
  • обязанность заказчика вернуть обеспечение выполнения контракта (при его наличии).

Шаг 3. Составляем соглашение о расторжении госконтракта по обоюдному согласию и подписываем его. О правилах его составления расскажем ниже

Шаг 4. Выполняем обязанности, предусмотренные соглашением

Обратите внимание! Госзаказчик должен оплатить товары, работы, услуги, которые были поставлены на момент расторжения соглашения, а также вернуть обеспечение выполнения госконтракта, если оно было внесено денежными средствами. В противном случае могут быть применены правила об обязательствах, вытекающих из неосновательного обогащения (п. 4 ст. 453 ГК РФ).

Последствия расторжения контракта

Важно! Расторжение госконтракта по обоюдному согласию происходит не по вине какой-либо из сторон, поэтому информация об исполнителе не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. Подробнее о таком реестре вы узнаете из нашей статьи «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ».

Расторжение госконтракта:

  • не влияет на гарантийные обязательства исполнителя госконтракта по уже произведенным работам или поставленным товарам;
  • не лишает госзаказчика возможности взыскать штраф, если поставленные работы, товары, услуги были ненадлежащего качества.

Госзаказчик обязан сообщить о расторжении контракта в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней для внесения информации в реестр контрактов (п. 12 Правил ведения реестра контрактов…, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Заполняем бланк соглашения

Утвержденного бланка соглашения об изменении, расторжении контракта по 44-ФЗ не существует. Документ нужно составить в произвольной форме (можно использовать предложенную нами форму соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ) и указать:

  • дату составления;
  • название: «Соглашение о расторжении контракта»;
  • реквизиты расторгаемого госконтракта;
  • дату, с которой соглашение вступает в силу;
  • объемы и стоимость того, что уже было выполнено;
  • обязательства, которые контрагенты должны исполнить.

Документ должны подписать уполномоченные лица с обеих сторон и скрепить своими печатями (при наличии).

Соглашение нужно составить в той же форме, что и госконтракт. Если последний проходил госрегистрацию, нужно зарегистрировать и соглашение (п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Обратите внимание! Соглашение вступает в силу с момента подписания обеими сторонами либо с указанной в нем даты.

***

Таким образом, прекратить действие госконтракта при наличии обоюдного согласия можно. Необходимо составить соглашение и подписать с двух сторон.

Подписание такого документа не может служить основанием для внесения исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.

Возможно, чтобы не оформлять потом расторожение контракта, проще своевременно подать заказчику запрос на разъяснение контракта по 44-ФЗ?

Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kak-rastorgnut-kontrakt-po-44-fz-po-soglasheniyu-storon/

Как закрыть контракт по 44-ФЗ, если сумма получилась больше или меньше? Процедура расторжения, дополнительное соглашение

Исполнение госконтракта включает приемку выполненных работ, услуг или поставленных товаров с последующим перечислением денежных средств на счет исполнителя. Неполное исполнение контракта предполагает невыполнение одной из сторон части условий или торможение исполнения на одном из этапов работ или поставок.

Когда возможно неполное исполнение контракта

Причинами неполного исполнения контракта могут являться:

  • исчерпание бюджетных лимитов на закупку или урезание финансирования заказчика;
  • нарушение сроков исполнения контракта;
  • изменение потребностей заказчика;
  • форс-мажорные условия у подрядчика;
  • объективные обстоятельства, по которым контракт не может быть завершен на прежних условиях.

Изменение объема финансирования госпредприятия вышестоящим органом власти ведет к невозможности расчета по контракту, и он закрывается досрочно, при этом условия закрытия и выплата неустоек регулируются контрактной службой заказчика при взаимодействии с юристами подрядчика.

Пропуск сроков исполнения в конце финансового года может привести к необходимости закрытия контракта в варианте «как есть», чтобы заказчик мог заполнить годовой отчет, а невыполненная часть контракта может быть оформлена в новую закупку на следующий год.

Если у заказчика снизились или исчезли потребности в выполняемых работах до их полного завершения, то при наличии соответствующих пунктов в закупочной документации заказчик может договориться с исполнителем о досрочном закрытии контракта с пропорциональным уменьшением размера оплаты.

Завершить не полностью исполненный контракт можно и по инициативе исполнителя, если в силу независящих от него обстоятельств он больше не может проводить требуемые работы или выполнять поставки, например, при отзыве лицензии контрольными органами.

Способы и порядок оформления

Если контракт не может быть исполнен на прежних условиях, то существует два способа закрыть сделку.

Заключение дополнительного соглашения

Дополнительное соглашение заключается, когда часть обязательств подрядчик исполнил и получил за это пропорциональную цене контракта оплату, а оставшуюся часть условий может исполнить только в измененном варианте. Например, если по госконтракту нужно поставить ещё товар, который запретили к ввозу в РФ или сняли с производства – тогда стороны договариваются о поставках аналогичного по свойствам товара.

Читайте также:  Договор беспроцентного целевого денежного займа - образец

Также можно изменить условия контракта дополнительным соглашением, если заказчику потребовалось изменить план работ или параметры поставляемого товара в связи с изменившимися условиями, особенно при длительных госконтрактах.

В дополнительном соглашении об изменении условий контракта нужно указать:

  • реквизиты заказчика и исполнителя;
  • основания для изменения условий;
  • список изменившихся условий договора с указанием номеров пунктов, разделов;
  • дополнительные сведения;
  • дата и подписи сторон.

В качестве оснований указываются соответствующие разделы закупочной документации, в которых указана возможность изменять объем заказа пропорционально цене (но в пределах 10% от первоначальной).

Если закупочной документацией изменения не предусмотрены, то приводится детальное обоснование изменения условий госконтракта со ссылками на нормативные акты, постановления исполнительных органов власти и прецедентные решения арбитражных судов.

Образец дополнительного соглашения можно посмотреть здесь.

В дополнительных сведениях приводится порядок внедрения изменений в уже производящиеся работы, указываются ответственные лица и переходные моменты, связанные с порядком перерасчета оплаты, изменения реквизитов для оплаты и т. д.

Заключение соглашения о расторжении

Расторжение неисполненного контракта производится:

  • при грубом нарушении условий одной из сторон;
  • при невозможности или нецелесообразности дальнейшего исполнения контракта;
  • по решению суда.

В общем случае для расторжения госконтракта стороны руководствуются его разделом об изменении и расторжении, который обычно предполагает:

  • обсуждение условий досрочного расторжения;
  • приемка исполненной части работ (услуг, товаров);
  • расчет суммы оплаты, пеней и штрафов;
  • перечисление средств исполнителю.

Расторжение контракта по причине недобросовестности подрядчика (низкого качества работ, услуг или товара, затягивания сроков сдачи) сопровождается начислением пеней и штрафов, выплата которых должна быть произведена в течение месяца после прекращения действия контракта.

Обращение в суд необходимо при одностороннем расторжении контракта, если вторая сторона выступает против условий расторжения, выдвигаемых контрагентом. Чаще всего разногласия возникают по поводу качества принимаемых работ или услуг и размера неустойки.

Закон не требует обязательного составления соглашения о расторжении контракта, но при достижении договоренностей о расторжении инициатору лучше потребовать от контрагента подписания соответствующего соглашения, чтобы избежать исковых заявлений в суд и присуждении дополнительных неустоек.

Важно учесть, что арбитражный суд может отказать в расторжении неисполненного контракта, если он является частью социально значимого проекта.

В таком случае самовольное расторжение контракта может квалифицироваться, как нарушение закупочного законодательства с причинением вреда законным интересам третьих лиц, в результате чего наступает административная и гражданско-правовая ответственность, предполагающая выплату штрафа по ст. 7.32 КоАП и возмещение убытков потерпевшей стороне.

Отображение неполного исполнения контракта в ЕИС

Согласно закону 71-ФЗ «О внесении изменений…», с 12 мая 2019 года отменены обязательные отчеты в ЕИС об исполнении госконтракта или о его изменении, и части с 9 по 12 статьи 94 44-ФЗ считаются утратившими силу.

Тем не менее в ЕИС необходимо опубликовать все сопутствующие документы, подписываемые на разных этапах исполнения контракта, в частности:

  • дополнительное соглашение об изменении объемов поставок;
  • соглашение о досрочном расторжении контракта.

Для публикации указанных документов нужно перейти на официальный портал ЕИС, войти в личный кабинет заказчика и загрузить электронные версии подписанных документов, подтвердив свои действия квалифицированной электронной подписью.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/nepolnoe-ispolnenie.html

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура

Заключению контракта по правилам 44-ФЗ предшествуют несколько длительных и сложных этапов. Тем не менее, нередки случаи, когда после достижения желаемого результата стороны теряют интерес к договору. Выходом из этой ситуации становится расторжение контракта по обоюдному согласию. Такая возможность предусмотрена частью 8 статьи 96 44-ФЗ.

Особенности расторжения договора по соглашению сторон

В 44-ФЗ подробно расписаны все правила расторжения контракта в одностороннем порядке. По поводу обоюдного согласия поставщика и заказчика особого порядка нет. Законодатель предусмотрел только такую возможность и не более. Поэтому сторонам придется ориентироваться на нормы Гражданского Кодекса. 

Порядок расторжения может быть прописан в тексте самого контракта. Но такое правило не является обязательным. Отказаться от исполнения договора можно, даже если это напрямую не указано в тексте документа.   

Соглашение о прекращении договорных обязательств заключается в той же форме, что и исходный контракт. Оно оформляется в письменном виде и заверяется подписями и печатями обеих сторон. Если на момент расторжения какие-либо обязательства по договору уже были исполнены, то требовать возврата своих затрат стороны не вправе. 

В каких ситуациях возможно расторжение по обоюдному согласию

Обоюдный отказ сторон от исполнения ранее взятых на себя обязательств возможен в следующих ситуациях:

  1. Невозможность исполнения поставщиком своих обязательств по независящим от него причинам. Такие ситуации именуются форс-мажором. К ним относят: наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное.  Форс-мажорными считаются обстоятельства, которые нарушают работоспособность техники, транспорта, средств связи и так далее. 
  2. У заказчика пропадает необходимость в закупке оговоренных товаров или услуг. 
  3. Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов. 
  4. До заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна. 
  5. Если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара.
  6. Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.

Допустимо расторгать контракт по взаимному согласию только при наличии веских на то обстоятельств. Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.

Процедура расторжения контракта

Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что расторжение контракта по достигнутому взаимному согласию между поставщиком и заказчиком должно быть оформлено в письменном виде. Информация о таком документе должна быть в течение трех дней внесена в реестр контрактов. Этот порядок регламентирован статьей 103 44-ФЗ. 

Сама процедура расторжения обязательств в таком случае никак не регламентирована. Поэтому сторонам достаточно придерживаться общих рекомендаций, прописанных в Гражданском Кодексе.  Процесс будет состоять из следующих этапов:

  1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. В нем должны быть прописаны реквизиты поставщика и заказчика,  номер и дата заключения основного договора, а также причина принятия решения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту. 
  2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется оппоненту. Он изучает текст и в случае полного согласия визирует его. 
  3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».  

Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.  Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу.

Все обязательства аннулируются.

Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию.  Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

Немаловажным вопросом становится порядок возврата обеспечения контракта. Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе.

При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств. Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными.

Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения. 

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

Если же одна из сторон не соглашается на заключение договоренности, то единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд.

 При этом инициатору разбирательства придется доказывать невозможность исполнения взятых на себя обязательств.

Скачать образец заполнения (шаблон на частичное расторжение, который легко откорректировать под нужное положение дел)

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/151-rastorzhenie-kontrakta-po-soglasheniyu-storon

Частичное расторжение контракта (правовые последствия)

Здравствуйте!

Наша правовая позиция обусловлена содержанием действующего гражданского законодательства РФ  и законодательства РФ о контрактной системе.

С точки зрения закона  «изменение договора» и «расторжение договора» являются разными юридическими понятиями. При этом если  законодательство РФ о контрактной системе подробно и жёстко регламентирует вопросы изменения условий контрактов (ч. 1-7 ст. 95), то в отношении расторжения контракта во внесудебном порядке какая-либо регламентация  отсутствует.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе указано, что контракт может быть расторгнут «по соглашению стороны». В каких именно случаях расторгнут и каковые последствия такого расторжения,  в законодательстве РФ о контрактной системе не указано.

  • Соответственно, по общему правилу, применяются положения статьи 453 Гражданского кодекса РФ, согласно которым стороны самостоятельно определяют момент и порядок прекращения своих обязательств в связи с расторжением контракта.
  • Исходя из данной правовой позиции, ответы на Ваши вопросы  будут следующими:
  • Вопрос 1:  Изменится ли цена контракта после заключения соглашения о частичном расторжении контракта?

Ответ на вопрос 1: Нет, не изменится. Предметом соглашения о расторжении контракта является не изменение, а прекращение обязательств по нему.

Вопрос 2: Правомерно ли указывать одним из условий соглашения о частичном расторжении контракта изменение цены контракта (изменение объема оказываемых услуг), а также  “новую” цену контракта, измененный объем услуг,  с учетом не оказанных услуг?

Ответ на вопрос 2: Нет,  это неправомерно и юридически некорректно. Ещё раз обращаю внимание на то, что предметом соглашения о расторжении контракта является не изменение, а прекращение обязательств по нему.

Поэтому, включая подобное условие в контракт, заказчик  заключает соглашение не о расторжении, а об изменении контракта.

Вместо этого необходимо указать в соглашении о расторжении контракта на момент и порядок прекращения обязательств по контракту (например, порядок оплаты задолженности, необходимость взаимной сверки расчётов, оплаты стоимости  фактически поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг и т.п.).

Вопрос 3: Какая цена контракта (объем услуг) должна быть размещена в реестре контрактов ЕИС (пункт 6 части 1 статьи 103 Федерального закона 04.2013 N 44-ФЗ), после публикации соглашения о частичном расторжении договора?

Ответ на вопрос 3: Цена при  предоставлении сведений о расторжении контракта в реестр не меняется. В сведениях о расторжении контракта указывается стоимость оплаченных  и фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

  1. С уважением,
  2. Дон Виктор,
  3. руководитель Центра консультаций
  4. по закупкам Балтийского тендерного центра

Источник: http://baltictender.ru/online_consultacya/chastichnoe-rastorzhenie-kontrakta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector