Статья 105 закона 44-фз: порядок подачи жалобы

В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

материал на эту тему можно посмотреть по ссылке. Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств. Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье.

Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.

Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы. Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.

На кого можно жаловаться? Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.

Кто может жаловаться? По сути, исходя из части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.

Когда можно подавать жалобу? В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.

Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый. Есть несколько нюансов:

  • на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;
  • если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;
  • если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;
  • обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.

По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.

Куда подать жалобу?

Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа). Также подача жалобы в ФАС не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.

Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе «Контроль и аудит».

Возврат жалобы

Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение — бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так.

Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему. Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения.

Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.

Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.

Причины возврата жалоб:

  1. Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе — не подойдёт вариант «пишу как хочу».
  2. Жалоба не подписана уполномоченным лицом — даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику.
  3. Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами — необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).
  4. Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа — увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.

Как правильно оформить жалобу в контрольные органы

В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.

Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:

  1. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.
  2. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.
  3. Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
  4. Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.
  5. Документы, подтверждающие обоснованность жалобы — это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.
  6. Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.

Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.

Нормативная база:

  • Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/747-poryadok-podachi-zhaloby-po-44-fz-st-105

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются  нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

       Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

       Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.

Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

       Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

         Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

  •          Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
  •          К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
  •           К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
  •          В жалобе необходимо прописывать:
  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

         Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

       Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю.

Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

        Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

          Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.

Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать.

Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

         Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

        По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.
Читайте также:  Действия заказчика при выявлении несоответствия поставленного товара установленным требованиям по 44 фз

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.

Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.

При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.

Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.

Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.

ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке.

По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.

Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта.

Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.

Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

       Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

         Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.

Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.

Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

  1. Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
  2. Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
  3. Дополнительно в заявлении указывают:
  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

       К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

      В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.

Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

      Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

       В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru

         Благодарю всех за внимание.

Источник: https://fas.gov.ru/documents/612487

Обжалование действий заказчика участником закупки

Обжалование действий заказчика участником закупки. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Поводами для обжалования действий (бездействий) заказчика могут являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

  • 2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;
  • 3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;
  • 4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств саморегулируемой организации недостоверны.

При обращении в суд нужно учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

  1. ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает два способа обжалования:
  2. 1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок;
  3. 2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными.
  4. В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

— контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. Они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Жалоба, поданная по истечении названных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

  • Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы являются:
  • 1) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
  • 2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • 3) уполномоченные органы местного самоуправления.
  • Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:
  • — муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;
  • — нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • — федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это основывается на положениях ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Жалобы на некоторые действия необходимо направлять в иные наделенные соответствующими полномочиями органы, например органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1 и 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Ст. 83.2 закона n 44-фз заключение контракта по результатам электронной процедуры: разъяснения и судебная практика

Эти органы, в частности, контролируют, соблюдены ли требования к обоснованию включенной в план-график начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

Полномочия органов финансового контроля не распространяются на закупки в рамках государственного оборонного заказа и закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 8, 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

В контрольный орган жалоба подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В качестве доводов необходимо сослаться на документы или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Данные документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.27 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.30 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.34 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.35 Регламента ФАС России).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов.  Данный вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Вместе с заявлением участник вправе подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

До подачи заявления в суд истцу необходимо направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

Источник: https://juristic.pro/gosudarstvennyj-zakaz/obzhalovanie-dejstvij-zakazchika-uchastnikom-zakupki.html

Как пожаловаться в ФАС по 44 ФЗ?

Статья 105 Закона 44-ФЗ: Порядок подачи жалобы

Правила и порядок подачи жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу регламентируется законом №44 Федерального закона. Сама по себе жалоба в ФАС не имеет строгой установленной формы, однако за годы практики подачи претензионного ходатайства выработалась определенная форма документа, который следует придерживаться.

В данной статье мы ответим на следующие вопросы: как подача жалобы в ФАС регламентируется на законодательном уровне? какие особенности и нюансы следует учитывать при составлении ходатайства? какие документы необходимо приложить? каковы сроки подачи и рассмотрения заявления? Читайте далее.

Законодательные требования к документу

Правила составления, подачи и рассмотрения жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу прописаны в следующих нормативных актах:

  • статьи 105-106 Закона №44 Федерального закона;
  • информация Федеральной Антимонопольной Службы России от 10 апреля 2014 года “Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;;
  • Приказ Федеральной Антимонопольной Службы России от 19 ноября 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Наиболее исчерпывающая информация о процедуре подачи жалобы в Антимонопольную службу представлена именно в статьях 105-106 Закона №44 Федерального закона.

Инстанции обращения

Что касается места обращения, то, согласно Закону, следует обратиться в одно из следующих:

  • Региональное Управление Федеральной Антимонопольной Службы, если закупки совершались для нужд конкретного региона;

В этом случае жалоба подается по местонахождению заказчика.

  • Федеральное Управление Федеральной Антимонопольной Службы, если закупки совершались для нужд Федерации в целом.

Структурные особенности

В соответствии с частью 8 статьи 105 Закона №44 Федерального закона, при составлении жалобы на неправомерные действия или проявление бездействия заказчика следует учитывать следующие структурные  и содержательные особенности:

  • В “шапке” указывается следующая информация: реквизиты заказчика (наименование учреждения, адрес точного расположения, контактная информация). После прописываются реквизиты заявителя ( ФИО, адрес проживания, контактный телефон и номер факса (если есть);
  • Далее прописывается название одной закупки, из-за которой подается жалоба на заказчика. Не следует указывать сразу несколько наименований закупки, в противном случае велика вероятность, что работник антимонопольной службы вернет заявление (на основании письма Минэкономразвития России от 29 июля 2015 года № Д28и-2221), отказав в его рассмотрении;
  • После прописываются конкретные действия/проявление бездействия заказчика, из-за которых заявитель решил подать заявление. Крайне важно перечисленные нарушения подкрепить подходящими законодательными ссылками, подтверждающими правоту заявителя и основательность подачи претензии;
  • В части выдвижения требований необходимо сослаться на статью 106 Закона №44 Федерального закона, согласно которой заявитель вправе предъявить ФАС исполнение следующих требований: временно прекратить деятельность поставщика до момента, пока жалоба не будет рассмотрена полностью или вовсе аннулировать результаты (если они уже известны); организовать проведение внеплановой проверки; выдать заказчику документ, в котором говорится о необходимости в установленные сроки устранить выявленное нарушение;
  • В части “Приложения” следует перечислить прилагаемые к жалобе документы (какие именно, читайте в следующем разделе);
  • В самом конце указывается дата подачи документа и личная подпись заявителя.

Образец

Необходимая документация

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона №44 Федерального закона , к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают указанные в основной части документа факты и обстоятельства. К таким документам могут относиться:

  • доверенность, в которой говорится о наличии полномочий на подписании заявления (жалобы);
  • документы, подтверждающие совершение закупки, указанной в основной части. Например, договор;
  • другие дополнительные документы (при наличии и необходимости);

Сроки

Сроки подачи жалобы в ФАС представлены в пунктах 3-6 статьи 105 Закона №44 Федерального закона. Согласно им:

  • Претензионное ходатайство на документы о закупке должно подаваться в установленные сроки подачи подобных заявок;
  • Жалоба на неправомерные действия/бездействие заказчика подается в течение десяти суток с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке;
  • Если закупки совершались на электронной площадке, срок подачи жалобы составляет тридцать суток с даты, когда неправомерные действия/бездействие было зафиксировано.

Если положенные для подачи ходатайства сроки истекли, единственным способом обжаловать действия заказчика станет обращение в суд.

Что касается сроков рассмотрения жалобы, то они выглядят следующим образом:

  • После подачи жалобы в ФАС она проходит процедуру обязательной регистрации;
  • После этого, в течение трех суток заявитель получает уведомление о дате и времени рассмотрения поданного ходатайства;
  • Рассмотрение ходатайства занимает до пяти дней;
  • Результаты рассмотрения (решение) изготавливаются в течение следующих трех дней.

Если полученные результаты не устраивают заявителя, то, в соответствии с частью 1,4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение следующих 90 дней (отсчет со дня получения решения на руки) он вправе обжаловать его в судебном порядке, путем обращения в Арбитражный суд. Loading…

Источник: https://vozvrat-tehniki.ru/kak-pozhalovatsya-v-fas-po-44-fz.html

Обжалование. Перечень субъектов, действия (бездействие) которых может быть обжаловано, включает (ч. 1 ст. 105 Федерального закона № 44-фз):

  • заказчика;
  • уполномоченный орган;
  • уполномоченное учреждение;
  • специализированную организацию;
  • комиссию по осуществлению закупок, ее членов;
  • должностное лицо контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки.

Право
на обжалование предоставляется участникам
закупки, общественным объединениям,
объединениям юридических лиц,
осуществляющим общественным контроль.

Однако если обжалуемые действия
(бездействие) совершены после начала
вскрытия конвертов с заявками и (или)
открытия доступа к поданным в форме
электронных документов заявкам на
участие в конкурсе, запросе котировок,
запросе предложений, после рассмотрения
заявок на участие в аукционе, обжалование
таких действий (бездействия) может
осуществляться только участником
закупки, подавшим заявку на участие в
конкурсе, аукционе, запросе котировок
или запросе предложений (ч.ч.
1, 3
ст. 105 Федерального
закона № 44-ФЗ). Последнее указание,
как представляется, направлено на
исключение возможности злоупотребления
правом обжалования, подачи посторонним
лицом жалобы исключительно с целью
воспрепятствования работе заказчика.

Указания
относительно органов, уполномоченных
рассматривать жалобы, обобщены и
систематизированы в ч.
17 ст. 105
Федерального закона
№ 44-ФЗ.
Жалоба подается:

  1. в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

  2. в контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) тех же субъектов в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;

  3. в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) тех же субъектов, за исключением операторов электронных заказчиков в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

  4. в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, также на действия (бездействие) тех же субъектов, за исключением операторов электронных площадок, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Читайте также:  Как должны быть расположены электрические столбы на земельном участке снт?

Сроки
обжалования ‑ в любое время в течение
осуществления закупки, но не позднее
10 дней размещения в ЕИС протокола об
итогах соответствующей процедуры (ч.
3 ст. 105
Федерального закона № 44-ФЗ).

Однако
теперь уточняется время начала
осуществления ‑ после размещения в
единой информационной системе плана
закупок. Вместе с тем по причине отсрочки
начала осуществления такого размещения
в 2014-2015 годах обжалование допускается
с момента начала определения контрагента
(п.
4 ч. 3 ст.

112
Федерального закона № 44-ФЗ), то есть
фактически с даты размещения извещения
о проведении соответствующей процедуры.

Требования
к содержанию жалобы установлены п. 8
ст. 105 Федерального закона № 44-ФЗ.

Следует отметить что при рассмотрении
жалобы по существу не допускается
запрашивать у лица, подавшего жалобу,
информацию и документы, которые находятся
в распоряжении государственных органов
(в том числе органов государственной
власти), органов местного самоуправления
либо органов, подведомственных
государственным органам (в том числе
органам государственной власти) или
органам местного самоуправления (ч.
4 ст. 106
Федерального закона № 44-ФЗ).

Перечень
оснований для возвращения жалобы
закреплен в ч.
11 ст. 105
Федерального закона № 44-ФЗ:

  1. Жалоба не соответствует требованиям, установленным ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

  2. Жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

  3. Жалоба подана по истечении установленного срока.

  4. По жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Информация
о жалобах, поданных в контрольные органы
в сфере закупок, о решениях, принятых
по результатам рассмотрения жалоб,
включается в реестр жалоб, плановых и
внеплановых проверок, принятых по ним
решений и выданных предписаний (ч.
18 ст. 105
Федерального
закона № 44-ФЗ).

Заметим,
что, обжалование действий (бездействия)
субъектов, осуществляющих закупку и
(или) выполняющих отдельные полномочия
в рамках ее осуществления, в административном
порядке, установленном Федерального
закона № 44-ФЗ,
не является препятствием для обжалования
участником закупки, общественным
объединением, объединением юридических
лиц таких действий (бездействия) в
судебном порядке (ч.
2 ст. 105
Федерального закона № 44-ФЗ).

Источник: https://studfile.net/preview/3096768/page:42/

Особенности обжалования действий заказчика при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Антонова Ю.В.1, Клепацкая Н.Б.2

1,2 Магистр, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

  • Особенности обжалования действий заказчика при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Аннотация
  • В данной статье рассматриваются процедурные вопросы в области государственных закупок, а также рассматривается вопрос об основании и порядке обжалования действий (бездействия) заказчика исходя из Закона № 44-ФЗ, выявлены пробелы нормативного законодательства и предложены меры по их устранению.
  • Ключевые слова: государственные закупки; государственный контракт, заказчик, торги; аукцион.

Antonova Y.V.1, Klepatskaya N.B.2

  1. 1,2 Master, Plekhanov Russian University of Economics
  2. FEATURES OF APPEALS FOR ACTION CUSTOMER WHEN PURCHASING GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
  3. Abstract

In the course of state purchases one can often notice lawbreaking and legal interests of participants. The reason for it can be lack of law knowledge or its misinterpretation, as well as willful rights limitation of market player.

This article deals with procedural issues in the field of state purchases, as well as the issue on the basis and actions (omission of actions) complaints procedure of the Customer on the basis of Law No. 44-FZ. There have been revealed gaps in regulatory legislation and suggested measures to fix them.

Keywords: government procurement; government contract, customer, sales; auction.

С 1 января 2014 г. рынок государственных и муниципальных закупок стал функционировать в рамках контрактной системы.

Порядок обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, предусмотрен главой 6 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок».

В Законе № 44-ФЗ [2] в статье 105 рассматриваются вопросы об основании и подаче жалоб на заказчика при закупке товаров, работ и услуг.

Жалобу на действия (бездействие) заказчика может подать любой участник закупки, который является как юридическим, так и физическим субъектом. Также жалобу могут подавать общественные объединения, общественная палата субъекта РФ и т.д., которые осуществляют общественный контроль.

Если жалоба на действие (бездействие) заказчика была подана после того, как был вскрыт конверт с заявкой, то обжалование таких действий (бездействия) может производиться только со стороны участника закупок, который подал заявку на участие в конкурсе, аукционе и т.д.

Согласно ст.105 Закона № 44-ФЗ, основанием для подачи жалобы считается мнение субъекта, который подает жалобу на то, что действия (бездействие) заказчика были противоправными и нарушили права  участников закупок.

Жалобу на действие (бездействия) заказчика можно подать в любой момент времени после того, как был размещен в единой информационной системе план закупок, но не позднее, чем через десять дней после размещения информации (на официальном сайте).

  Этот срок предусмотрен в законодательстве для того, чтобы у заинтересованных лиц было время обжаловать результаты закупки.

Если жалоба касается положений документации о закупке, то эту жалобу можно подать тогда, как будет окончен установленный срок  подачи заявок.

По истечению этого срока обжалование определенных действий (бездействия) заказчика может рассматриваться  только в суде [3].

В силу ч. 17 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба может быть подана в следующие органы.

ФАС. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.

2013 N 728 “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление Правительства РФ N 728) ФАС уполномочен на ведение контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Рособоронзаказ.

Согласно Постановлению Правительства РФ N 728 Рособоронзаказ должен осуществлять функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, и закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют гостайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на контроль в сфере закупок. В указанные органы подаются жалобы в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

Органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. Органы местного самоуправления рассматривают жалобы в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.[4]

Представитель контрольного органа в сфере закупок рассматривает эту жалобу в письменном виде, где прилагаются соответствующие документы, которые подтверждают обоснованность данной жалобы. В Законе №44-ФЗ определен порядок подачи и перечень информации, которую необходимо при этом указать.

Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти).

Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.[2]

 Однако по мере накопления опыта практического исполнения положений Закона № 44-ФЗ, можно отметить некоторые пробелы в нем. Так, согласно статьи 105 Закона № 44-ФЗ, обжалование действий (бездействия) заказчика, возможно только в том случае, если заключен контракт, право обжалования одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в законодательстве не предусматривается.

Так, чтобы решить эту проблему, предлагается предоставить поставщику право обжаловать неправомочное действие заказчика, из-за которого контракт был расторгнут в одностороннем порядке.

Поэтому в регламент работы государственной Думы, предлагается внести поправки в статью 105 Закона № 44-ФЗ и дополнить новым пунктом, где бы говорилось о том, что обжалование действий (бездействия) заказчика, которое связано с односторонним отказом от исполнения контракта, может допускаться в порядке, который установлен настоящей главой, не позже десяти дней с той даты, когда заказчик уведомил поставщика о том, что контракт разрывается в одностороннем порядке.

Так, необходимо ввести административные санкции, которые не дали бы  возможность злоупотреблять заказчику правом одностороннего отказа от исполнения контракта. Поэтому нужно также изменить статью 7.

32 КоАП РФ [1], и дополнить ее новой нормой, где бы предполагался  административный штраф  при не выполнения контракта со стороны заказчика, будет накладываться в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – 250 тыс. руб..

Таким образом, можно отметить, что несмотря на имеющиеся проблемы, Закон № 44-ФЗ  может повысить эффективность процесса государственных закупок товаров, работ и услуг, а также  способствовать максимальной прозрачности в области планирования закупок и определения поставщиков, наказания виновных за неправомерные действия.

Литература

Источник: https://research-journal.org/economical/osobennosti-obzhalovaniya-dejstvij-zakazchika-pri-zakupke-tovarov-rabot-i-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector