Ст. 83.2 закона n 44-фз заключение контракта по результатам электронной процедуры: разъяснения и судебная практика

Каждая закупка, которая осуществляется в целях обеспечения тех или иных государственных нужд, должна быть произведена только в соответствии с правилами действующего законодательства.

Одним из положений Федерального закона №44-ФЗ, который и регулирует процедуру проведения таких закупок, является необходимость обязательного подписания контракта, который будет отражать все условия заключенной сделки, а также позволит в будущем отразить все этапы исполнения заключенной сделки.

Что следует понимать под государственным контрактом и каким образом происходит заключение такого контракта? Что грозит потенциальным участникам сделки в связи с уклонением от заключения контракта?

Государственный и типовой контракты

Нередко при подготовке тех или иных контрактов у заказчика возникают сложности с оформлением самого документа. В этом случае может прийти на помощь типовой контракт.

С юридической точки зрения, типовой контракт не имеет никакой силы, так как этот документ разработан только для того, чтобы отражать ключевые моменты, которые должны быть зафиксированы в контракте, подписываемом с целью удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика.

Типовой контракт направлен только на то, чтобы в нем можно было получить информацию о том, каким образом отображать те или иные сведения в заключаемом контракте.

Кроме того, типовой контракт предназначен для проверки на отражение всех необходимых положений о ранее заключенном контракте как заказчиком, так и исполнителем.

В типовом контракте отражаются сведения, которые предусмотрены действующим законодательством, а именно:

  • сведения о сторонах, которые участвуют в конкретной сделке, с указанием полных наименований, а также лиц, которые принимают участие в подписании контракта от каждого участника. При этом при указании сведений о подписывающих контракт лицах необходимо также указать данные о тех документах, на основании которых они представляют интересы своих организаций;
  • предмет контракта. Описанию подлежит сам предмет заключаемого контракта, а также на основании чего происходит заключение такого контракта (по итогам электронного аукциона, закупка по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ и т. д.);
  • стоимость контракта и порядок взаиморасчетов. Данный раздел оформляется в качестве обязательного условия на основании действующих норм законодательства и должен отражать актуальные сведения о том, какая именно сумма денежных средств должна быть перечислена от заказчика к исполнителю в качестве расчета по контракту. В том случае, если речь идет о контракте по итогам электронного аукциона или другого вида торгов, в которых используется обеспечение исполнения контракта, то в данном разделе также должны быть отражены данные о порядке возврата такого внесенного обеспечения;
  • в некоторых случаях требуется также предоставление сведений о порядке исполнения контракта. Данный раздел заполняется отдельно, либо сведения вносятся в приложение к контракту, которое заполняется на основании созданного к закупке технического задания. Создание раздела о порядке исполнения контракта характерно для тех случаев, когда речь идет о цикличных контрактах, которые заключаются на весь финансовый год, но их исполнение растянуто во времени (например, при поставке ГСМ);
  • права и обязанности сторон, а также меры ответственности в случае допущенных нарушений с какой-либо из сторон;
  • обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на исполнение контракта всеми участвующими сторонами, а также повлиять на расторжение его по взаимному согласию сторон;
  • порядок расторжения контракта при наступлении соответствующих обстоятельств для всех сторон, которые участвуют в его взаимном исполнении;
  • реквизиты и подписи сторон, а также печати самих организаций.

Порядок заключения контракта

Заключение контракта по итогам любой закупки происходит на основании положений соответствующих статей Федерального закона «О контрактной системе» №44-ФЗ.

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ регламентирует сроки, которые должны быть соблюдены для подписываемых контрактов, а также подробный алгоритм действий, которые должны предпринять стороны для того, чтобы проводимая закупка обрела документально оформленный результат.

Независимо от того, каким именно образом проводится та или иная закупка – в виде специальных электронных торгов или на основании правил закупки у единственного поставщика, порядок действий выглядит следующим образом:

Ст. 83.2 Закона n 44-ФЗ Заключение контракта по результатам электронной процедуры: разъяснения и судебная практика

  1. После того как проводимая закупка получит результат в виде конкретного победителя, заказчик обязан прислать предварительно сформированный проект контракта своему контрагенту для проверки и выявления возможных возражений. Если таковых со стороны контрагента не будет, то исполнитель обязан уведомить заказчика о возможности подписать контракт, после чего ему направляется на подписание электронный вариант контракта, размещенный на одной из используемых заказчиком электронных торговых площадок.
  2. Исполнитель, со своей стороны, еще раз проверяет содержание условий контракта, после чего подписывает его и направляет подписанный вариант заказчику.
  3. Заказчик подписывает контракт со своей стороны, после чего в течение ограниченного срока времени он должен разместить его в Единой информационной системе с отметкой о взаимном подписании и переходе к его исполнению.

Если речь идет о контракте, который заключается с единственным поставщиком, то в отношении него процедура несколько легче, так как закон предоставляет возможность сторонам процесса подписать не электронный, а бумажный вариант контракта, так как необходимости в электронной процедуре для всех закупок, проводимых по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ, на сегодняшний день нет.

Сведения о том, что контракт подписан, должны быть зафиксированы в ЕИС также в ограниченный период времени после подписания договора сторонами.

Для случаев, когда речь идет о подписании контракта по итогам электронных торгов, которые требуют наличия обеспечения исполнения контракта, подписание его возможно только после того, как будет подписан соответствующий договор.

При этом все действующие электронные торговые площадки предоставляют возможность подписать контракт в электронном виде только после того, как исполнитель предоставит подтверждение о перечислении обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия от исполнителя контракта, что он со своей стороны в полном объеме выполнит все взятые на себя обязательства.

Если же по каким-то причинам исполнитель уклоняется от своих обязательств, именно на перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта средства заказчик обращает первое взыскание по поводу взыскиваемой неустойки.

Если контракт в полном объеме исполнен контрагентом, то заказчик возвращает обеспечение вместе с перечислением средств в качестве оплаты по исполненному контракту. Если срок действия контракта более одного финансового года, то обеспечение возвращается только после того, как будет в полном объеме исполнен контракт.

Контракт по итогам электронного аукциона

С 1 июля 2018 года для заключения контракта по итогам проводимой электронной процедуры, например, аукциона в электронной форме, должна быть использована статья 83.

2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Данная статья предусматривает не только порядок проведения процедуры непосредственного заключения контрактов по итогам электронного аукциона, но также и сроки, в течение которых должны быть осуществлены все необходимые действия.

После того как на электронной площадке размещен проект контракта, победитель аукциона обязан его подписать. Для подписания возможно использовать только электронную цифровую подпись усиленного или квалифицированного образца. Никакая другая подпись не будет считаться действительной в данном случае.

На подписание контракта победителю торгов дается не более десяти дней с момента размещения проекта контракта.

В этот период победитель контракта имеет право разместить на электронной площадке протокол разногласий, если в размещенном проекте его что-то не устраивает, либо в случае, если в заполненном контракте допущены серьезные ошибки.

На размещение такого протокола ему дается не более трех дней с публикации для подписания контракта заказчиком. Заказчик, в свою очередь, в течение трех дней должен ответить на протокол разногласий. После чего победитель обязан подписать сам контракт.

Если победитель намеренно публикует дополнительные протоколы разногласий, то это может быть расценено как намеренное затягивание процедуры подписания контракта и истолковано в качестве уклонения от подписания.

На подписание контракта самим заказчиком после того, как победитель торгов подпишет документ со своей стороны, дается не более трех дней.

Со стороны заказчика подписание контракта также должно осуществляться электронной подписью усиленного или квалифицированного вида.

На основании пункта 9 статьи 83.2 контракт должен быть заключен не ранее, чем через 10 дней после того, как заказчик разместит в Единой информационной системе протоколы о результатах самих торгов и рассмотрении вторых частей заявок, на основании которых и будет в итоге определен победитель данной закупочной процедуры.

Контракт по итогам запроса котировок

С 2018 года в Российской Федерации действует правило, согласно которому проведение запроса котировок может быть осуществлено только в электронной форме.

Запрос котировок должен проводиться только с использованием электронных торговых площадок, а все результаты в виде протоколов изучения заявок, определения победителя той или иной закупки, возможные разногласия в виде специально оформленных протоколов должны быть размещены и на электронной торговой площадке, и в Единой информационной системе zakupki.gov.ru.

Для заключения контракта по итогам запроса котировок с 1 июля 2018 года действуют те же правила, что и для контрактов, которые заключаются по итогам электронного аукциона. Это означает, что процедура становится единой для всех случаев электронных закупок, а для регулирования такой процедуры используются положения статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ.

Уклонение от заключения и исполнения контракта

Для государственных закупок уклонение от заключения контракта является достаточно распространенным случаем нарушения условий действующего законодательства.

На основании положений действующего законодательства под уклонением от заключения контракта следует понимать либо непредоставление участниками необходимых документов, которые должны сопровождать подписание контракта, либо неподписание контракта в течение условленного времени, которое регламентировано с точки зрения действующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Общий срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от трех (по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком) до тринадцати дней (по электронным аукционам и конкурсам в случае наличия протоколов разногласий).

В том случае, если по каким-то причинам в течение указанного времени контракт не подписан одним или обоими участниками, может быть принято решение о проведении специальной процедуры привлечения к ответственности за уклонение от заключения или исполнения контракта.

В качестве мер ответственности за такие действия в отношении исполнителя могут быть предприняты следующие меры воздействия:

  • списание денежных средств в качестве взыскания, которое осуществляется с перечисленного обеспечения исполнения контракта или предоставленной банковской гарантии. Списание происходит в виде налагаемых на исполнителя штрафных санкций, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет (максимальный срок определяется Федеральной антимонопольной службой на основании предоставленных заказчиком документов, подтверждающих уклонение победителя закупки от заключения контракта, а также на основании того, какое по счету это нарушение, которое зафиксировано ФАС в отношении конкретного исполнителя);
  • возмещение понесенных заказчиком убытков на основании вынесенного судебного решения по иску от заказчика для тех случаев, когда речь идет о нехватке денежных средств, которые были взысканы с исполнителя из заблокированных на электронной торговой площадке средств.

Если речь идет об уклонении от заключения или исполнения контракта со стороны заказчика, то к ответственности такой заказчик может быть привлечен на основании решения суда или на основании соответствующего постановления ФАС.

Читайте также:  Преференции участникам закупок по 223-фз

Однако в случае с уклоняющимся от исполнения контракта заказчиком исполнитель должен доказать, что используемые заказчиком основания подписывать контракт являются законными. Перечень оснований, по которым заказчик вправе отказаться от подписания контракта, следует уточнять в Федеральной антимонопольной службе при подаче жалобы на действия заказчика.

Основания для признания контракта недействительным

Признание государственного контракта недействительным происходит в таком же порядке, что и для других аналогичных договоров, которые заключаются на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Среди основных причин, по которым государственный контракт может быть признан недействительным, следует выделить следующие основания:

Ст. 83.2 Закона n 44-ФЗ Заключение контракта по результатам электронной процедуры: разъяснения и судебная практика

  • сделка, которая была заключена по результатам проведенной государственной закупки, признана судом недействительной, так как предмет такой сделки не соответствует уставным целям создания юридического лица, которое выбрано победителем закупки (на основании статьи 173 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • сделка признана недействительной на основании решения суда, если при ее заключении одна из сторон ввела в заблуждение другую сторону, участвующую в ее заключении (например, путем умышленного или неумышленного предоставления информации по предмету закупки, которая не соответствует действительности, либо в оформленной документации к закупке допущена умышленная опечатка или оговорка, которая существенным образом влияет на толкование предмета сделки);
  • при подписании государственного контракта были предоставлены документы одной из сторон, которые содержат заведомо ложные сведения, а сам контракт в результате нацелен не на удовлетворение государственных нужд, а на получение прибыли от мошеннических действий.

Однако каждый из перечисленных типов оснований должен быть доказан в Арбитражном суде с целью привлечения к ответственности тех лиц, по причине негативных действий которого контракт признан недействительным.

Государственный контракт на основании положений действующего Федерального закона «О контрактной системе» – это специальный документ, который подтверждает результат проводимой закупки.

Заключение контракта подвергается тщательной регламентации со стороны действующего законодательства не только со стороны сроков подписания, но и со стороны предусмотренных этапов.

Если у государственного или муниципального заказчика или у исполнителя возникают вопросы по содержанию контракта, для проверки всегда можно обратиться к библиотеке типовых контрактов, представленной в Единой информационной системе.

Такая проверка необходима для того, чтобы избежать возможных санкций за нарушение действующего законодательства в сфере закупок, а также исключить вероятность того, что подписанный контракт может быть признан недействительным по основаниям, которые предусмотрены для такого признания. Решение о признании контракта недействительным выносится только судом по результатам изучения всех представленных обстоятельств по конкретному делу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

  • +7 (812) 245-61-57
  • Санкт-Петербург

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaklucenie-kontrakta.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

Статья актуальна на 21 декабря 2018

Разберем правила заключения контракта по результатам любой электронной процедуры. 

Ст. 83.2 Закона n 44-ФЗ Заключение контракта по результатам электронной процедуры: разъяснения и судебная практика

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником.

В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней.

Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протокол Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи.  Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.
5 дней с даты размещения проекта контракта У победителя два варианта:

  1. Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование.
    • Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).
    • Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.
    • Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.
  2. Разместить протокол разногласий.

Дальше заказчик действует по ситуации:

3 рабочих дня Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

  • новый вариант контракта с учетом исправлений,
  • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью (ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

3 рабочих дня Если протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

Как только заказчик подпишет контракт своей подписью и разместит его в ЕИС, контракт считается заключенным. В течение рабочего дня после этого банк разблокирует обеспечение заявки на спецсчете.

Если победитель уклоняется от заключения контракта

Победителя признают уклонившимся, если он:

  • не подписал  контракт и не направил протокол разногласий в срок,
  • не предоставил обеспечение контракта,
  • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

  • о месте и времени его составления,
  • о победителе-уклонисте,
  • основание для такого признания,
  • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

  • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
  • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.  
  • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель  отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня.

Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней.

Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1230-44-fz-13

Заключение контракта по результатам электронной процедуры по 44-ФЗ (ст. 83.2)

По итогам любой торговой процедуры закупки контракт заключается с участником, который признан победителем, либо с другим участником, при уклонении победителя от подписания контракта.

С 01 января 2019 года на практике для всех Заказчиков и Участников торгов стала обязательной процедура заключения контракта через Единую информационную систему.

После публикации итогового протокола по закупке у Заказчика есть пять календарных дней на то, чтобы направить Победителю проект контракта. На данном этапе проект контракта не подписывается ЭЦП.

Этот проект мы берём из документации о закупке, дополняем данными Победителя закупки, информацией о товаре, его качественных и функциональных характеристиках, прочих условиях исполнения контракта.

У Победителя закупки также есть пять календарных дней на подписание проекта контракта своей усиленной электронной цифровой подписью. Если Победитель согласен со всеми изложенными в контракте условиями. Одновременно с подписанием проекта контракта Победитель также должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Если такое условия было предусмотрено документацией о закупке.

ВАЖНО: не забываем, что если в ходе торгов НМЦК была снижена на двадцать пять процентов и более, то сумма обеспечения либо увеличивается в полтора раза либо вместе с обеспечением, указанным в документации, предоставляется информация о добросовестности Победителя.

Протокол разногласий при подписании контракта

Если Победитель закупки не согласен с условиями — у него есть право на составление протокола разногласий. Право на протокол разногласий можно использовать только один раз.

У Заказчика есть три рабочих дня на обработку протокола разногласий. По итогам рассмотрения протокола, Заказчик может внести изменения в проект контракта либо оставить все условия в прежней редакции. Если Заказчик не согласен с замечаниями, то необходимо направить через ЕИС уведомление Победителю и прежний проект контракта.

После этого у Победителя есть три рабочих дня на подписание проекта контракта своей ЭЦП. Одновременно с подписанием контракта необходимо предоставить информацию о перечислении обеспечения исполнения контракта, т.е. копию платежного поручения.

Подписание контракта заказчиком

После подписания Победителем закупки проекта контракта (не важно с протоколом разногласий или без) у Заказчика есть три рабочих дня на подписание контракта усиленной ЭЦП своего руководителя или уполномоченного на то лица. После этого действия контракт считается заключенным. И у Заказчика наступает обязательство размещения его (контракта) в реестре контрактов в личном кабинете ЕИС. На это отводится пять дней.

Не забываем, что норму Закона о контрактной системе про подписание контракта не ранее десяти календарных дней после подведения итогов никто не отменял. А по описанным сейчас нами срокам, если все стороны закупки выполнят свои обязательства в первый день, будет нарушение. Поэтому, уважаемые Заказчики, тянем до предпоследнего дня установленных сроков. Так будет безопаснее для всех участников.

Признание победителя уклонившимся от подписания контракта

Так бывает на практике, хоть участник и торговался за ваш контракт, а подписывать его не хочет. Уклонист, стало быть. За такие проделки можно и реестр недобросовестных поставщиков попасть.

За какие действия/бездействия Победителя могут признать уклонившимся от подписания контракта:

  1. Победителем вовремя не был подписан проект контракта.
  2. При наличии разногласий, Победителем не был направлен протокол разногласий.
  3. Не было предоставлено обеспечение исполнения контракта.
  4. Победителем не исполнены антидемпинговые меры.

О том, что Победитель закупки признаётся уклонистом необходимо составить протокол. В течение одного рабочего дня от принятия такого решения Заказчиком этот протокол должен быть размещён и опубликован в ЕИС и на ЭТП. В протоколе необходимо изложить все факты случившегося.

После публикации протокола Заказчик начинает процедуру заключения контракта с участником закупки, признанным вторым номером. Составляется новый проект контракта, в него вносятся реквизиты «нового Победителя» и его условия исполнения контракта.

В течение пяти календарных дней после публикации протокола об уклонившемся участнике, проект контракта направляется Заказчиком «новому Победителю». А Заказчик имеет право обратить в суд с требованием о возмещении убытков к экс-первому номеру.

Если в результате уклонения участника закупки такие убытки были понесены, естественно.

Основные нарушения при подписании контрактов

Вроде всё легко и просто. На бумаге. А на деле получается не всё так гладко. исследуя практику контролирующих органов можно выделить два самых популярных нарушения при подписании контрактов через ЕИС:

  • не выдерживаются десять дней после опубликования результатов закупки;
  • подписание контракта происходит до поступления на счет обеспечения исполнения контракта.

Вроде и Законе написано ж «НЕЛЬЗЯ», а Заказчики умудряются нарваться на нарушение и получить штраф. Что же делать? Быть внимательным! Самый главный и самый важный совет для всех работников контрактных служб и контрактных управляющих.

К сожалению, он самый менее выполнимый. Да на практике получается, что учитывая нагрузку, объём работы, изменения в законодательстве, жизнь помимо работы а бывает ли она вообще? — всё отследить сложно. Но по-другому в нашей работе никак.

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы начнём разбор закрытых способов определения поставщиков.

26.02.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/razbor/717-zaklyuchenie-kontrakta-po-rezultatam-elektronnoj-protsedury-po-44-fz-st-83-2

Уклонение от заключения контракта – практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование

По итогам проведенной закупки  победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.

            Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

  • в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
  • не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
  • не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).

            При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии со ст. 83.

2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

и (или)

— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий.

При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал  в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика.

На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП.

(Решение УФАС по Челябинской области по делу  № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск.

На основании этого неблагоприятные последствия  недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта)  участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

             В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров.

Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта  контракта, последний разместил к нему  на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение .

Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок.

Комиссия УФАС  в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий  (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019 г)

  • Протокол разногласий к контракту

            Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.

Согласно ст. 83.

2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС  проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный  протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.              

  • При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:
  • — не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
  • — своей заявке на участие в электронной процедуре
  •  — с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке )[2].

В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта .

[2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

            По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК  более чем на 25%.

После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика  протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта.

  Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб.

в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП  адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт  с иным участником аукциона.

Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку  решение о признании участника  уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ.

Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган.  В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки  и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17)

            Многие заказчики при формировании закупочной документации  прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3].

Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст.

104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка»  по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания  контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность  его подписание.

  1.             Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].
  2. [3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  3. * Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

            В УФАС от организатора закупки  поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта  на содержание дорог общего пользования.

Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры  в регламентированный  срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий.

  Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан  в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ.

Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)

            РНП служит механизмом защиты не только  для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки  согласно ФЗ № 223[5].

            1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением  от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов .

Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи  с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске.

По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении  и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче  заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)

            2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено.

Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе.

В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

Источник: https://etpgpb.ru/posts/818-uklonenie_ot_zaklyucheniya_kontrakta_-_praktika_fas_sudebnaya_praktika_zakonodatelnoe_regulirovanie/

Организация участвовала в электронном аукционе по 44-ФЗ и заняла 2 место. Победитель признан несоответствующим условиям аукциона и заказчик хочет заключить контракт с нашей организацией. Может ли организация, занявшая 2 место, отказаться от контракта?

Компания «Консультант Самара» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Организация участвовала в электронном аукционе по 44-ФЗ и заняла 2 место. Победитель признан несоответствующим условиям аукциона и заказчик хочет заключить контракт с нашей организацией.

Может ли организация, занявшая 2 место, отказаться от контракта?

Ответ: Согласно  ч. 14 ст. 83.

2 Закона N 44-ФЗ, В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер.

Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

Применительно  ч. 15 ст. 83.

2 Закона N 44-ФЗ, Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.

Таким образом, победителю — второму участнику специально уведомлять заказчика об отказе не надо. После того как вы получили контракт от заказчика, просто не подписывайте его. Такой вывод можно сделать из анализа ч. 15 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Сообщите заказчику об отказе, например, по телефону.

Обратите внимание, если в электронной закупке заказчик направил контракт второму участнику, а тот в ответ направил протокол разногласий, но потом не стал подписывать контракт или подписал контракт и не предоставил банковскую гарантию, то его признают уклонившимся от заключения контракта. Отказаться от заключения контракта в таком случае уже невозможно (ч. 15 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

  • наш Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике
  • Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

Источник: https://ks063.ru/vopros-ekspertu/faq/organizacziya-uchastvovala-v-elektronnom-aukczione-po-44-fz-i-zanyala-2-mesto.-pobeditel-priznan-nesootvetstvuyushhim-usloviyam-aukcziona-i-zakazchik-xochet-zaklyuchit-kontrakt-s-nashej-organizacziej.-mozhet-li-organizacziya-zanyavshaya-2-mesto-otkazatsya

Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

  • БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
  • Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
  • До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:
  • 1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.

В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.

В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.

Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.

Новая возможность заключения контракта со вторым участником

Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам.

Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново.

С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.

Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:

  1. контракт должен быть заключен по результатам конкурса, запроса котировок, запроса предложений, и любой электронной процедуры;
  2. контракт расторгается заказчиком по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с занесением по решению ФАС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
  3. участник закупки, занявший второе место, должен дать согласие на заключение контракта и предоставить заказчику обеспечение контракта. Это не является его обязанностью.

С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в  реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».

У недобросовестных, коррупционных заказчиков, появляется еще одна мотивация для организации произвола.

Если раньше, при расторжении контракта с «нежелательным» поставщиком или подрядчиком им приходилось проводить процедуру заново и было не ясно кто ее выиграет, то теперь, зная, что второе место занял «их» участник — такой заказчик будет с заключения контракта предпринимать попытки его расторгнуть с победителем по «добровольному» согласию или с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.

Источник: https://bcstender.ru/info/zakluchenie-kontrakta-s-uchstnikom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector