Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажа

Договором аренды транспортного средства признается гражданско-правовой договор, согласно которому одна сторона передает другой движимое имущество во временное пользование. Транспортное средство может передаваться вместе с услугой по управлению и без оказания, что влияет на тип договора, который должен при этом составляться.

Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажа

Гражданский кодекс выделяет отдельные виды договора аренды и договоры аренды отдельных типов имущества.

Может показаться, что договор аренды транспортного средства классифицируется только лишь как аренда особого типа имущества и не представляет собой отдельный вид договора.

Однако при более тщательном рассмотрении этого вопроса становится понятно, что подобные договоренности можно отнести к отдельным видам.

Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажаЛюбой договор состоит из ряда согласованных условий, отражающих права и обязанности сторон. Обособленный тип представляет собой условия, которые обязательны к согласованию, ведь без этого документ не может считаться заключенным.

К закрепленным на законодательном уровне условиям, заключение которых является достаточным для возникновения договорных обязательств, относят:

  • о предмете договора;
  • закрепленные на законодательном уровне;
  • без которых данный тип договора не может быть заключен;
  • выдвинутые как обязательные одним из контрагентов.

Если рассматривать аренду транспорта, можно выделить следующие предметы договора: непосредственно само т/с и его управление (в зависимости от того, предусмотрены ли такие услуги). В качестве транспорта могут выступать устройства, которые предназначены для перевозки людей, груза или оборудования (автомобили, мотоциклы, тракторы, различные суда, самолеты).

В ряде случаев существенные условия закреплены в нормативно-правовых актах. Для аренды транспортных средств подобным условием можно назвать нормы сдачи судна на время, указанные в КТМ.

Нередко стороны изъявляют желание включить в документ особенные условия, без которых, по их мнению, невозможно подписать соглашение. Применительно к договорам аренды транспортных средств можно привести пример включения в соглашение пункта о том, что автомобиль должен быть возвращен владельцу в чистом виде (после мойки).

Регуилирующие нормативные документы

Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажаОсновным нормативным актом, который регулирует процесс аренды транспорта, является Гражданский кодекс Российской Федерации, а именно, 34 глава под названием «Аренда». Также данная глава включает информацию о прокате, аренде недвижимых объектов и предприятий, лизинге.

Что касается средств для передвижения, то для этого направления существует отельный параграф №3 главы, который разбит на две части: касающейся передачи во временное пользование транспорта с экипажем и связанный с соглашениями, исключающими наличие экипажа. Кроме кодекса, направление аренды транспортных средств регулируется Законом о защите прав потребителей. Однако для этого необходимо, чтобы аренда транспорта осуществлялась для собственных нужд и не была связана с ведением бизнеса.

Классификация

Согласно Гражданскому кодексу договора передачи во временное пользование ТС могут быть двух видов:

  • подразумевающие наличие услуг по управлению транспорта;
  • без наличия экипажа.

В первом случае арендодатель обязан передать арендатору в пользование транспортное средство, причем функции управления и технического обслуживания остаются за ним. Также владелец транспорта должен производить следующие действия:

  • следить за исправным состоянием ТС, проводить связанные с этим процедуры;
  • рассчитываться и выполнять другие управленческие действия с экипажем;
  • страховать ТС.

В свою очередь, лицо, принимающее во временную собственность движимое имущество, должно нести расходы по используемым расходным материалам (топливо, технические жидкости). Не запрещена передача транспорта в субаренду.

Во втором случае одна сторона передает транспорт другой, при этом не возлагая на себя функции управления. При подобных договоренностях, часть обязательных функций перекладывается на лицо, которое принимает во владение имущество, например:

  • поддержание надлежащего технического состояния ТС;
  • страхование передаваемого имущества.

Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажа

Естественно, что в этом случае лицо, которое принимает движимое имущество, обязано своими силами осуществлять перемещение этого транспорта.

Особенности

Для договоров, исключающих услуги предоставления экипажа, свойственно следующее:

Читайте так же:   Что содержится в договоре воздушной перевозки

  1. Арендатор транспорта вправе без согласия настоящего владельца заключать сделки субаренды и передавать ТС во временное пользование другим контрагентам. Такое право может быть исключено, если документ аренды будет содержать специальный пункт, запрещающий сдачу транспорта в субаренду. Примечательно, что для аренды прочего имущества Гражданский кодекс предусмотрел другое правило – передача прав владения третьим лицам невозможна без согласия настоящего владельца.
  2. Арендатор может осуществлять с помощью предмета договора коммерческую деятельность, связанную с заключением соглашений с третьими лицами, например на перевозку грузов. Арендатор лишается такого права лишь в случае присутствия в документе пункта, запрещающего эти действия.
  3. Поддержание надлежащего состояния движимого имущества (осуществление текущего и капитального ремонта). В тех случаях, когда нет соответствующих оговорок в договоре, содержать транспорт обязано лицо, которое осуществляет его эксплуатацию. В соответствии с общими принципами аренды, капремонт должен осуществлять настоящий владелец.
  4. Оформлять договоренность об аренде ТС необходимо в простой письменной форме, причем нет необходимости в его регистрации.
  5. По общим принципам арендатор, который исполнял свои обязанности добросовестно, при заключении нового договора пользуется преимуществом перед другими претендентами. Что касается соглашений на аренду движимого имущества, здесь это правило не действует, и владелец вправе следовать собственным соображениям насчет заключения нового документа аренды.

Содержание и общие требования

Согласно статье 643 ГК РФ, договор аренды ТС без экипажа должен составляться в письменной форме. Общие правила, которые должен выполнять владелец, выглядят следующим образом:

  1. Владелец обязан передать ТС арендатору в срок, предусмотренный условиями соглашения. Для соглашений аренды без экипажа эта обязанность упраздняется, так как сторона, которая будет эксплуатировать имущество, производит это сама.
  2. Вместе с предметом договора должны быть предоставлены все необходимые документы и комплектующие.
  3. Передаваемое ТС должно быть в надлежащем состоянии.
  4. Арендатор должен быть предупрежден о правах третьих лиц на передаваемое имущество.

Эксплуатация транспортного средства по договору аренды транспортных средств без экипажа

  1. Обязан своевременно оплачивать услуги.
  2. Должен содержать имущество в надлежащем состоянии. Текущий и капитальный ремонт, согласно ГК РФ, обязана производить именно сторона арендующая транспортное средство без экипажа.
  3. По истечении указанного в документе срока арендатор обязан возвратить транспорт.
  4. Эксплуатация ТС должна проводиться в соответствии с условиями договора.

Обязанности, которые несет арендатор по параграфу 3 главы 34 ГК РФ:

  • эксплуатация ТС, в том числе его управление;
  • возлагаются траты на содержание транспорта (страхование и прочие вложения, возникающие за срок владения).

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк договора аренды ТС без экипажа

Неисполнение требований относительно страхования транспортного средства может повлечь следующие действия арендодателя:

  1. Предъявление претензии, игнорирование которой приведет к расторжению договоренности, согласно общим требованиям аренды.
  2. Предъявление требований по страхованию через суд либо страхование своими силами. В последнем случае в судебном порядке можно требовать возмещение трат на страхование.
  3. Если произошло наступление страхового случая, арендодатель может потребовать от арендатора возместить убытки, которые возникли вследствие этого.

Как выглядит

Подобный договор, подобно другим соглашениям аренды, имеет типовую структуру. Рассмотрим пункты договора такого соглашения:

  1. Общие данные. В начале договора указывается номер договора, место и время, где он был заключен. Кроме этого, обозначаются стороны (наименование организации, ФИО руководителя, на основании какого документа действует) и их готовность заключать соглашение.
  2. Предмет договора. Данный пункт содержит сведения о транспортном средстве, его техническом состоянии и целях, в которых оно будет эксплуатироваться.
  3. Срок действия договора отражает период времени, в который будет эксплуатироваться транспорт.
  4. Права и обязанности сторон. В этом пункте подробно описываются обязательства сторон, связанные с передачей, эксплуатацией, оплатой и прочие нюансы сделки.
  5. Порядок передачи отражает, каким образом будет производиться передача транспорта в начале и конце срока эксплуатации.
  6. Порядок расчетов содержит информацию о стоимости оплаты, сроках и способах ее предоставления.
  7. Ответственности сторон обозначают санкции, которые могут быть предъявлены сторонами при ненадлежащем исполнении своих обязательств.
  8. Порядок расторжения договора. Этот пункт устанавливает, каким образом будет организована процедура расторжения договорных отношений.
  9. Разрешение споров. В этом пункте указывается порядок досудебного урегулирования, устанавливается, является ли такой тип разрешения обязательным.
  10. Форс-мажор. Этот пункт документа указывает, являются ли неисполнение обязательств вследствие непреодолимой силы (пожар, наводнение и т.д.) основанием для освобождения от ответственности.
  11. Прочие условия. Пункт указывает, существуют ли между сторонами другие договоренности.
  12. Реквизиты сторон.
  13. Подписи сторон.

В данном видео рассмотрен простой договор аренды транспортного средства без экипажа.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/kontragenty/dogovornye-otnosheniya/arenda-transportnogo-sredstva-bez-ekipazha.html

В чем разница между договором аренды автомобиля с экипажем и без него? кто производит текущий и капитальный ремонт тс в одном и в другом случае?

Аренда ТС с экипажем

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем (п. 1 ст. 638 ГК РФ).

Аренда ТС без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду с экипажем или без экипажа, если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное (п. 1 ст. 647 ГК РФ).

Как по договору аренды с экипажем, так и без экипажа ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.

2 ст. 615 ГК РФ).  

Особенности Аренда ТС с экипажем Аренда ТС без экипажа
Текущий и капитальный ремонт Арендодатель обязан нести расходы на содержание транспортного средства, осуществлять текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые принадлежности (ст. 634 ГК РФ). На арендатора возлагается обязанность поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ).
Расходы по эксплуатации ТС Арендатор по общему правилу несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (расходы на оплату топлива, материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, оплату сборов и др.). Иное может быть установлено в договоре (ст. 636 ГК РФ). По общему правилу арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства. Иное может быть установлено в договоре (ст. 646 ГК РФ).
Оплата труда членов экипажа Оплачивать труд членов экипажа должен арендодатель, если иное не предусмотрено в договоре (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством (ст. 645 ГК РФ).
Образцы договора См. форму договора аренды транспортного средства с экипажем См. форму договора аренды транспортного средства без экипажа
Читайте также:  Приказ о проведении электронного аукциона при закупке по 44-фз - образец

Отметим, что в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны не вправе включать в договор аренды условия, противоречащие закону или иным правовым актам.

  • Об аспектах учета данных договоров Вы можете узнать в путеводителях СПС КонсультантПлюс:
  • Аренда транспортного средства с экипажем. Арендатор (субарендатор),
  • Аренда транспортного средства с экипажем. Арендодатель,

Аренда транспортного средства без экипажа. Арендатор (субарендатор), Аренда транспортного средства без экипажа. Арендодатель.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс

Источник: https://www.elcode.ru/service/news/daydjest-novostey-zakonodatelstva/v-chem-raznica-mezhdu-dogovorom-arendy-avtomobilya

Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации

Статья 642 ГК РФ. Договор аренды транспортного средства без экипажа

Комментарий к статье 642

  1. Под договором аренды транспортного средства без экипажа понимается гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) только транспортное средство, являющееся предметом договора, но не предоставляет арендатору сопутствующие услуги по управлению этим транспортным средством и его технической эксплуатации и в этой связи не несет ответственности за содержание этого транспортного средства, а также за обеспечение его технической эксплуатации.

Транспортное средство по данному договору передается во временное владение и пользование. По характеру договор аренды транспортного средства без экипажа является возмездным и реальным, то есть для его заключения необходима также и непосредственная передача транспортного средства.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики. Так, например, Седьмой арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на комментируемую статью, пришел к выводу о том, что указанная статья является специальной нормой по отношению к общей (ст.

606 ГК РФ), характеризующей договор аренды как консенсуальный. Таким образом, по мнению суда, для заключения договора аренды транспортного средства, являющегося реальным договором, кроме соглашения сторон, необходима еще и передача имущества (см.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 N 07АП-4628/2009 по делу N А67-6975/2008).

Таким образом, существенным условием договора аренды транспортного средства без экипажа является условие о его предмете. При этом, несмотря на то, такой договор является возмездным, условие об оплате договора не является существенным, что подтверждается материалами судебной практики. Так, ФАС Уральского округа из анализа положений ст. ст.

642 — 649 ГК РФ делает вывод о том, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения не являются существенными условиями для договоров аренды транспортных средств без экипажа, поскольку данные статьи не содержат положений о том, что вышеуказанные условия являются существенными для договора аренды транспортного средства без экипажа (см. Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.

2009 N Ф09-2485/09-С4 по делу N А60-13216/2008-С11).

Договор аренды транспортного средства без экипажа не может быть возобновлен на неопределенный срок, а также арендатору не предоставляется преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Такие ограничения введены в силу временного характера такого договора аренды, так как транспортное средство, как правило, предоставляется для определенных целей (для определенной деятельности), а также собственно транспортное средство является движимым имуществом, нуждающимся в постоянном обеспечении ухода за ним и контроле за его состоянием.

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 N 08АП-6697/2014;

Источник: https://zakoniros.ru/?p=15445

Налоговые последствия заключения договора аренды транспортного средства с экипажем

В хозяйственной деятельности многие предприятия используют транспортные средства. Для одних это производственная необходимость, для других наличие автомобиля обусловлено разовым, непродолжительным использованием либо сезонными факторами. Для таких предприятий выгоднее заключить договор аренды транспортного средства.

Гражданское законодательство выделяет два вида аренды транспортного средства: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации либо без предоставления таких услуг.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами названные услуги (ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В процессе использования транспортного средства затраты на его эксплуатацию приходится нести арендатору. 

  • Помимо арендных платежей это будут расходы, связанные:
  • — с содержанием;
  • — с управлением и технической эксплуатацией;
  • — с коммерческой эксплуатацией;
  • — со страхованием автотранспортного средства.
  • Проанализируем, какие затраты предприятие-арендатор вправе отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, а какие — нет.
  • Арендные платежи

По общему правилу арендные платежи в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Предприятие вправе отнести эти платежи на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, только при соблюдении всех условий, указанных в ст. 252 НК РФ.

Для подтверждения расходов, связанных с оплатой арендных платежей, необходимо наличие следующих документов.

Договор аренды транспортного средства с экипажем. Этот договор заключается в письменной форме (ст. 633 ГК РФ). Он необходим, но недостаточен для отражения в учете информации о предоставлении транспортного средства в аренду (заключение договора не свидетельствует о факте хозяйственной деятельности).

Акт приемки-передачи транспортного средства. Документом, подтверждающим факт предоставления имущества в аренду, считается подписанный сторонами акт передачи, который является приложением к договору. Такой документ необходим лишь для отражения переданного в аренду транспортного средства на забалансовом учете.

Путевой лист. Это — первичный документ по учету работы автомобильного транспорта. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 утверждены унифицированные формы путевых листов, обязательные для автотранспортных организаций.

Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .

Следует учесть, что для подтверждения расходов, связанных с арендой автотранспортных средств, первичные документы должны быть составлены таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об экономической оправданности и обоснованности расходов.

———————————

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

При соблюдении всех перечисленных условий арендатор вправе в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по аренде транспортного средства с экипажем.

Содержание транспортного средства

С правовой точки зрения содержание транспортного средства включает в себя целый комплекс работ, начиная с периодического технического обслуживания и заканчивая текущим и капитальным ремонтом. Обязанность по содержанию переданного в аренду автомобиля с экипажем согласно ст. 634 ГК РФ возложена на арендодателя.

Норма ст. 634 ГК РФ является специальной и имеет приоритет перед общей нормой п. 1 ст. 616 ГК РФ, которая возлагает обязанность капитального ремонта переданного в аренду имущества на арендодателя, а текущего — на арендатора.

Вследствие этого арендодатель не вправе переложить часть обязанностей по содержанию транспортного средства на арендатора, так как это является неотъемлемым условием договора, установленным ГК РФ (императивной нормой).

Данные расходы несет арендодатель, а затем арендатор возмещает их в составе арендной платы или на иных согласованных сторонами условиях.

Таким образом, арендатор не вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты, связанные с содержанием транспортного средства. Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 27 августа 2003 г.

по делу N Ф09-2697/03-АК указано, что исходя из смысла ст. 634 ГК РФ арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства обязан поддерживать его надлежащее состояние, включая проведение текущего и капитального ремонта.

При таких обстоятельствах включение арендатором в состав затрат стоимости ремонта арендованной автомашины неправомерно.

Следует иметь в виду, что в интересах сторон прописать в договоре, в чем именно будет заключаться текущий и капитальный ремонт, а также его периодичность.

Управление и техническая эксплуатация

Следующие обязанности арендодателя транспортного средства с экипажем, установленные законодателем и не подлежащие изменению, — управление и техническая эксплуатация автомобиля.

Данные услуги оказываются водителями, которые в соответствии с нормами ГК РФ должны состоять в трудовых отношениях с арендодателем — транспортной организацией (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Это дает арендодателю право руководить действиями экипажа в вопросах технической эксплуатации транспортного средства, в то время как распоряжения, касающиеся коммерческой эксплуатации средства, — компетенция арендатора.

Одно из условий, которое должно быть оговорено в договоре, касается оплаты услуг и содержания членов экипажа.

Гражданский кодекс РФ перекладывает это бремя на арендодателя, однако стороны договора вправе распределить эти расходы иначе, чем предписано п. 2 ст. 635 ГК РФ, т.е. заработную плату водителям может выплачивать арендатор.

В этом случае у него возникает обязанность по исчислению налога на доходы физических лиц, а также единого социального налога.

Не стоит забывать, что на основании п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Значит, если между арендатором и водителем будет заключен договор гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг), то выплаты, начисленные водителю по такому договору, будут признаваться объектом обложения ЕСН и включаться в налоговую базу (за исключением налоговой базы в части ФСС РФ) при условии, что они отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Также отметим, что в договоре желательно отдельно указать суммы арендной платы и вознаграждения за управление. В противном случае существует риск, что налоговые органы могут потребовать начислить единый социальный налог не с вознаграждения, а со всей суммы.

Коммерческая эксплуатация

Текущие затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, оплату услуг мойки и автостоянки и уплату различных сборов относятся к расходам, в соответствии со ст. 636 ГК РФ связанным с коммерческой эксплуатацией транспортных средств. Если иное не предусмотрено договором, расходы несет арендатор, однако можно договориться, что это будут расходы арендодателя. Такой подход правомерен.

Подобные расходы арендатор вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Но положения этого подпункта не устанавливают каких-либо ограничений относительно размера затрат на горюче-смазочные материалы.

Читайте также:  Порядок удовлетворения требований залогодержателя при банкротстве залогодателя

Инспекторы же, в свою очередь, зачастую требуют нормировать расход бензина (Письмо Минфина России от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640).

Например, списывать его в пределах Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Руководящий документ Р 3112194-0366-03 утвержден Минтрансом России 29 апреля 2003 г.).

Однако данные Нормы носят рекомендательный характер из-за того, что документ, их устанавливающий, не имеет юридической силы. И все же, если расход топлива существенно отличается от показателей, определенных Минтрансом России, споров с налоговыми органами не избежать.

Иные расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, организация-арендатор вправе учитывать при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при выполнении условий п. 1 ст. 252 Кодекса.

Страхование транспортного средства

Затраты на страхование транспортного средства, которое является объектом повышенной опасности, — неотъемлемые расходы при эксплуатации любого автомобиля. В соответствии со ст.

637 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды, обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен им либо в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Основные виды страхования — это:

— страхование транспортного средства как имущества от риска утраты или повреждения (ст. 930 ГК РФ);

— страхование ответственности за ущерб, нанесенный транспортному средству или третьим лицам (ст. 931 ГК РФ).

Первый вид страхования — добровольный, второй — обязательный (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). На этом основании затраты на обязательное страхование ответственности возлагаются на арендодателя, а на добровольное — по усмотрению сторон.

Принимая во внимание диспозитивный характер нормы ст.

637 ГК РФ, устанавливающей особенности страхования транспортного средства, арендодатель может переложить обязанность по страхованию автогражданской ответственности на арендатора.

В этом случае последний в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ может учесть данные затраты (если они будут документально подтверждены) в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/32109/

Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда без экипажа)

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ).

Рассматриваемый договор признается, согласно приведенному определению, реальным. Однако такое решение далеко не бесспорно. Известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), являющийся аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа, смоделирован как консенсуальный договор. Согласно ст.

211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К нему не применяются правила о государственной регистрации (ст. 643 ГК РФ).

Транспортное средство, переданное арендатору по данному договору, управляется и эксплуатируется им по своему усмотрению. Согласно ст.

645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Следовательно, арендатор несет ответственность за формирование экипажа, осуществляющего управление и техническую эксплуатацию.

Так, согласно ст. 217 КТМ РФ фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В силу п. 4 ст.

64 КВВТ РФ арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора.

Таким образом, любые действия отдельных лиц или экипажа, сформированного арендатором, будут рассматриваться как действия самого арендатора.

Арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного средства и условиями договора.

По бербоут-чартерному договору судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю — принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером (ст. 216 КТМ РФ). Согласно п. 1 ст. 64 КВВТ РФ арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ, для эксплуатации арендуемого судна.

В обязательствах, возникающих из договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства возлагается на арендатора (ст. 644 ГК РФ), включая осуществление им текущего и капитального ремонта.

Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства.

Одновременно на него возлагается обязанность нести расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Данная обязанность может быть перенесена на арендодателя, только если это предусмотрено договором.

Арендатор, если договором не предусмотрено иное, также вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).

Из изложенного видно, что права по использованию транспортного средства (включая права на коммерческое использование), принадлежащие арендатору по договору аренды транспортного средства без экипажа, однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатор является лицом, непосредственно управлявшим транспортным средством и эксплуатировавшим его. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием (ст. 648 ГК РФ), по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.

При данном виде аренды транспортное средство сдается в аренду без экипажа. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию. Он несет расходы на содержание транспортного средства, его страхование, расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, своими силами осуществляет текущий и капитальный ремонт транспортного средства.

  • Ответственность за вред, причиненный арендованным транспортным средством третьим лицам, также возлагается на арендатора.
  • В КТМ РФ есть специальная глава, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
  • По бербоут-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.

Бербоут-чартер всегда заключается в письменной форме.

В случае если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем.

Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю — принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером.

На фрахтователя возложена обязанность в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца.

Фрахтователь комплектует экипаж судна.

Он вправе укомплектовать его лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или — в соответствии с условиями бербоут-чартера — лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных статьей 56 КТМ РФ. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.

Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

Фрахтователь отвечает перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, также возлагаются на фрахтователя, если последний не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

В случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, за исключением случая, предусмотренного ст. 222 КТМ РФ, и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки.

При гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Бербоут-чартер может быть заключен с условием выкупа судна. В этом случае судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки.

Читайте также:  Наказание и увольнение курильщика за частые перекуры и отлучки с рабочего места,
  1. По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта.
  2. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам.
  3. Таким образом, можно сделать вывод — согласно статье 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению данным транспортным средством и его технической эксплуатации.
  4. Подводя итог по главе, можно сделать вывод — Гражданским кодексом РФ (параграф 3 «Аренда транспортных средств» главы 34 «Аренда») предусмотрены два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа.
  5. К таким договорам не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 НК РФ.
  6. Если иное не предусмотрено договором аренды, при аренде транспортного средства с экипажем юридическое лицо-арендатор несет лишь расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (статья 636 ГК РФ).
  7. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства (включая осуществление текущего и капитального ремонта), его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (статьи 644 и 646 ГК РФ).

Источник: https://studwood.ru/923191/pravo/spetsifika_dogovora_arendy_transportnogo_sredstva_predostavleniya_uslug_upravleniyu_tehnicheskoy_ekspluatatsiey

Договор аренды транспортного средства без экипажа

По
договору аренды транспортного средства
без экипажа арендодатель предоставляет
арендатору транспортное средство за
плату во временное владение и пользование
без оказания услуг по управлению им и
его технической эксплуатации (ч. 1 ст.
642 ГК).

Как
следует из законодательного определения,
данный договор регулирует исключительно
арендные отношения, то есть не включает
в себя, прежде всего обязательств по
предоставлению возможных сопутствующих
услуг по управлению и технической
эксплуатации транспортным средством.

В
соответствии с общей характеристикой
правовой природы арендных отношений,
основной обязанностью арендодателя в
договоре аренды транспортного средства
является передача транспортного
средства арендатору. Данная обязанность
является формирующей договор аренды,
без которого, как отмечают авторы, его
не может быть41.

Кроме
того, на арендодателя возлагается
обязанность предоставить рассматриваемый
предмет договора не только в конструктивной
своей основе, но и с наличием обязательного
комплекта прилагаемых к нему принадлежностей
( в частности, шлюпки и спасательные
круги- на морских и речных судах; аптечку,
запасное колесо и набор специальных
инструментов- для автотранспорта) и
документов (паспорт транспортного
средства и шасси транспортного средства,
инструкций по эксплуатации, технического
паспорт, сертификатов качества и т.д.)
( п. 2 ст. 611 ГК РФ)

В
соглашении может быть предусмотрена
передача и не обязательных принадлежностей,
например, бензин для автомашины.

В любом
случае, в императивном порядке арендодатель
обязан привести транспортное средство
в надлежащее для эксплуатации состояние
(например, в судоходное состояние — суда
внутреннего водного плавания, в мореходное
состоянии морские суда (ст.

124 КТМ)) к
моменту его передачи арендатору. Он
должен принять все меры к обеспечению
годности транспортного средства (его
корпуса, двигателя, другого оборудования)
для целей, предусмотренных договором.

Отличительной
чертой договора аренды транспортного
средства без экипажа форма и место
передачи предмета соглашения.

Если
место не определено правовыми актами,
либо договором, не явствует из обычаев
делового оборота, или существа
обязательства, исполнение должно быть
произведено в соответствии со ст.

316
Гражданского кодекса РФ: по обязательству
передать транспортное средство,
относящееся к недвижимому имуществу,-
в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство,
предусматривающее перевозку, в месте
сдачи данного имущества первому
перевозчику для доставки кредитору; по
другим обязательствам арендодателя –
передать транспортное средство в месте
изготовления или хранения транспортного
средства, если это место было известно
кредитору в момент возникновения
обязательства.

В
иностранной практике фрахтования на
время морских речных судов применяется
особенный способ места передачи —
«ренджа». В соответствии с этим способом
в договоре предусматривается, сто место
передачи (окончательный порт) определяется
фрахтовщиком или фрахтователем в ходе
выполнения договора аренды.42

На
основании данного договора правомочия
владения и пользования транспортным
средством переходят от арендодателя к
арендатору. Последнему, во всех отношениях
– как в вопросах коммерческой, так и
технической эксплуатации – подчиняется
экипаж. Члены экипажа являются работниками
арендатора.

Через подчиненный ему экипаж
арендатор безраздельно осуществляет
контроль за транспортным средством,
управление им, его эксплуатационно-техническое
обслуживание. Статья 217 КТМ предусматривает,
что фрахтователь судна по договору
бербоут-чартера осуществляет комплектование
его экипажа.

При этом он вправе
укомплектовать экипаж лицами, ранее не
являвшимися членами экипажа данного
судна, или в соответствии с условиями
бербоут-чартера лицами, входившими в
его состав, при соблюдении правил,
установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа
должны соответствовать требованиям,
предъявляемым к ним законом и другими
специальными правилами.

Независимо от
способа комплектования экипажа
фрахтователем капитан судна и другие
члены экипажа подчиняются в этих случаях
фрахтователю во всех отношениях. В
соответствии с п. 4 ст. 64 Кодекса внутреннего
водного транспорта арендатор судна без
экипажа самостоятельно и за свой счет
осуществляет его укомплектование
экипажем.

Члены экипажа должны
соответствовать требованиям
законодательства в области внутреннего
водного транспорта. Следует обратить
внимание также на п. 4 ст.26 КВВТ, согласно
которому состав экипажа самоходного
транспортного судна устанавливается
в соответствии с требованиями эксплуатации
судов определенного типа.

Они определяются
положением, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти в области
транспорта, я являются обязательными
для арендаторов судов без экипажа.
Аналогичный подход должен соблюдаться
арендаторами и других транспортных
средств без экипажа.

В
полной мере арендатору принадлежит
также правомочие пользования транспортным
средством. Оно может эксплуатироваться
арендатором для целей, обозначенных в
договоре, а при отсутствии в договоре
указания на такие цели, — вытекающих из
предназначенности данного транспортного
средства. На арендатора падают риски
подобной эксплуатации.

Вместе с тем он
получает всю прибыль от эксплуатации
транспортного средства. Например, на
морском транспорте право на вознаграждение
за спасение и оказание помощи на море
судном, сданным в аренду без экипажа,
принадлежит только арендатору.

В этом
одно из отличий данного договора от
фрахтования судна с экипажем, по которому
такое вознаграждение распределяется
поровну между арендодателем и арендатором.

Полный
переход к арендатору полномочий владения
и пользования транспортным средством
предопределяет оплату расходов на его
содержание. Арендатор снабжает его
всеми необходимыми припасами, топливом,
смазочными материалами, краской и т.п.

На нем лежит обязанность его капитального
и текущего ремонта.

Если иное не
предусмотрено договором аренды, он
несет все расходы по эксплуатации,
выплачивает заработную плату и доставляет
продовольствие и необходимые припасы
экипажу, оплачивает налоги и сборы,
расходы по страхованию транспортного
средства, включая страхование своей
ответственности. В этом заключено важное
отличие аренды транспортного средства
без экипажа от аренды с предоставлением
услуг экипажа. В последнем случае, как
показано ранее, оплата вознаграждения
экипажу и его провианта, а равно расходов
по страхованию падает на арендодателя.

Арендатор
обязан своевременно вносить арендную
плату. Размер арендной платы, подлежащей
уплате арендодателю, период, за который
она выплачивается, и сроки ее перечисления
определяются условиями договора.
Рентабельность аренды не влияет на
размер платы.

Только
в редких случаях арендатор использует
арендованное транспортное средство
для удовлетворения собственных нужд.
Как правило, он осуществляет эксплуатацию
арендованного транспортного средства основе договоров с третьими лицами.

Он
может заключить договор субаренда
транспортного средства с третьим лицом,
предоставляя ему услуги по управления
и технической эксплуатации или субаренды
без экипажа, в обоих случаях соглашение
о субаренде заключается без согласия
арендодателя.

Так же без согласия
последнего арендатор вправе от своего
имени вступить в иные договорные
отношения с третьими лицами, выступая
по отношению к ним в качестве буксировщика
либо спасателя и т.д. Но, вступая в
договорные отношения с третьими лицами,
арендатор связан рамками его договора
с арендодателем, т.е.

отношения с третьими
лицами должны отвечать целям, для которых
арендовано транспортное средство. Так,
если морское судно арендовано для
перевозки пассажиров, его нельзя
использовать для китобойного промысла.

Если же щели аренды в договоре не
установлены, заключаемые с третьими
лицами договоры не должны противоречить
назначению транспортного средства с
этой точки зрения нельзя, например,
пассажирское воздушное судно использовать
для выполнения сельскохозяйственных
работ.

Ответственность
арендатора перед третьими лицами,
определяемая условиями договора
соответствующего вида, и регрессная
ответственность арендодателя перед
арендатором на основании договора
аренды транспортного средства без
экипажа строятся по тем же правилам,
что и ответственность по договору аренды
транспортного средства с экипажем.

При
аренде транспортного средства без
экипажа арендодатель выступает по
отношению к третьим лицам как владелец
источника повышенной опасности. В связи
с этим он несет ответственность за вред,
причиненный транспортным средством
(его механизмами, устройствами,
оборудованием), в соответствии с правилами
гл.59 ГК. Поскольку в силу ст.

1079 ГК лицо,
владеющее источником повышенной
опасности, в частности на праве аренды,
возмещает вред, вполне логично возложение
такой обязанности на арендатора
транспортного средства без экипажа.

Арендатор может быть освобожден от
такой ответственности, если докажет,
что вред возник вследствие непреодолимой
силы или умысла потерпевшего.

Исследуя
различные виды договоров аренды
транспортного средства, на основе разных
принципах классификации можно придти
к следующим выводам:

  • Нормы, регулирующие рассматриваемые отношения в Гражданском кодексе разделены на два подпараграфа (в зависимости от наличия или отсутствия предоставляемых арендодателем услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации). Отсутствие общих положений аренды транспортных средств вносит значительные проблемы в определение тех норм, которые должны применяться при заключении договоров с некоторыми признаками как договора аренды транспортного средства с экипажем, так и договора аренды транспортного средства без экипажа.
  • Представляется важным для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно0правовые специальные критерии для оценки эксплуатационного состояния транспортного средства.
  • Необходимо нормативно закрепить право арендатора получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства.

Источник: https://studfile.net/preview/405697/page:7/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector