Предоставление земельного участка для строительства

Законодательством
уточняется порядок предоставления
земельных участков для строительства,
при этом устанавливается весьма
существенное разграничение предоставления
земельных участков — с
обязательным согласованием места
размещения объекта и без такового
.
Также выдвигается условие, что
предоставление земельного участка
в собственность под строительство
без предварительного согласования
может производиться только с обязательным
заключением договора
,
предметом которого является земельный
участок, на торгах
.
По сути,
это означает, что торги фактически
заменяют в данном случае собой
процедуру согласования.
Предварительное
согласование требуется при предоставлении
земельных участков под застройку либо
в аренду или в постоянное (бессрочное)
пользование.

При
предоставлении земельных участков для
строительства надлежит обращаться
также и к иным нормативным актам,
регулирующим предоставление земельных
участков для строительства либо права
на застройку земельного участка.

Так,
ряд условий предоставления земельных
участков для строительства, прежде
всего связанных с установлением границ
участков и территорий и их использованием,
определены Градостроительным кодексом
РФ от 29 декабря 2004 г.

ФЗ
от 15 апреля 1998 г.

N 66-ФЗ «О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан» установлен
порядок разработки проектов организации
и застройки территории садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого
объединения (ст. 32).

Эта деятельность
осуществляется в соответствии с
установленными земельным и градостроительным
законодательством правилами
землепользования и застройки, системой
государственных градостроительных
нормативов и правил.

Садоводческое,
огородническое или дачное некоммерческое
объединение как юридическое лицо вправе
приступить к обустройству выделенного
ему земельного участка (строительству
подъездных дорог, ограждений, осуществлению
мелиоративных и иных работ) после
установления его границ в натуре, выдачи
документов, удостоверяющих право такого
объединения на земельный участок.

Члены
садоводческого, огороднического или
дачного некоммерческого объединения
вправе приступить к использованию
садовых, огородных или дачных земельных
участков после выноса в натуру проекта
организации и застройки территории
такого объединения и утверждения общим
собранием его членов (собранием
уполномоченных) распределения садовых,
огородных или дачных земельных участков
между членами такого объединения.

Огородническое
некоммерческое объединение, уставом
которого не предусмотрено закрепление
земельных участков за гражданами на
праве собственности, вправе приступить
к использованию и застройке выделенного
земельного участка без составления
проекта организации и застройки
территории такого объединения.

Предоставление
земельного участка для строительства
с предварительным согласованием места
размещения объекта осуществляется
в следующем порядке
:

  1. выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

  2. проведение работ по формированию земельного участка;

  3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;

  4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

Пунктом 11
ст. 30 ЗК РФ установлен исчерпывающий
(закрытый) перечень случаев, когда
предварительное согласование
предоставления земельного участка не
производится.

А именно: предоставление
земельных участков для строительства
с предварительным согласованием мест
размещения объектов осуществляется
в аренду
,
а лицам, указанным в п. 1 ст.

  20 ЗК РФ
(федеральным
казенным предприятиям, учреждениям,
органам государственной власти или
местного самоуправления), в постоянное
(бессрочное) пользование
.
Перечень этот обоснован,

  • во-первых,
    особыми нуждами сельского и лесного
    хозяйства,
  • во-вторых,
    нуждами граждан (индивидуальное жилищное
    строительство, ведение личного подсобного
    хозяйства),
  • в-третьих,
    в том случае, если строительство на
    данном земельном участке предполагается
    вести согласно планам застройки
    поселения.
  • Решение
    исполнительного органа государственной
    власти или органа местного самоуправления,
    ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного
    участка для строительства или протокол
    о результатах торгов (конкурсов,
    аукционов) является основанием:
  1. государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

  2. заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность

  3. заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение
об отказе в предоставлении земельного
участка для строительства может быть
обжаловано заявителем в суд.

Предоставление
земельного участка для строительства
без предварительного согласования
места размещения объекта осуществляется
в порядке,

предусмотренном
ЗК РФ, и состоит из следующих
этапов:

1) проведение
работ по формированию земельного
участка:

  1. подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

  2. определение разрешенного использования земельного участка;

  3. определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

  4. принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

  5. публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный
кадастровый учет земельного участка в
соответствии с правилами, предусмотренными
ст. 70 ЗК РФ.

ЗК
РФ установлены специальные нормы о
предоставлении земельных участков для
жилищного строительства из земель,
находящихся в государственной и
муниципальной собственности. Предоставление
участков для строительства жилья
осуществляется только с соблюдением
процедуры аукциона.

Источник: https://studfile.net/preview/1791358/page:19/

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Статья о нормативно-правовой базе, общих положениях предоставления участков для ИЖС и регистрации права собственности на них.

Содержание

Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации.

Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса.

Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.

Общие положения предоставления участка в собственность для ИЖС

Категория «предоставление земельных участков» представляет собой отношения, которые возникают в процессе отчуждения определённых земельных участков из государственной собственности или муниципалитета. Законодательство диктует, чтобы целями отчуждения, в частности, выступали:

  • аренда участка под индивидуальное жилищное строительство;
  • оформление в собственность физическому или юридическому лицу.

Соответственно, возникновение прав собственности обусловлено процедурой административно-правового характера.

Если рассматривать более широкое значение данной категории, то оно характеризует правоотношения, которые возникают в результате распоряжения земельными участками правообладателями разных форм собственности. Формирование данных правоотношений обусловило возникновение следующих видов субъектов правоотношений собственности:

  1. Собственники земли как субъекты правоотношений собственности;
  2. Владельцы – правоотношений пожизненного наследуемого владения;
  3. Арендодатели и арендаторы – правоотношений аренды;
  4. Землепользователи – правоотношений пользования.

Под индивидуальным землепользованием подразумевается использование гражданами с целью самостоятельного ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества, образование индивидуального строительства, как жилищного, так и гаражного, предоставленных им земельных участков.

В отличие от индивидуального землепользования, смыслом которого является осуществление сельскохозяйственной деятельности, и выделение для этих целей земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства проходит отчуждение и формирование из земель поселений.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства по требованиям индивидуального жилищного строительства, обязан использоваться как территориальный базис, хотя не исключается использование данного объекта с сельскохозяйственными целями.

При возведении на подобном земельном участке жилых домов следует отметить обязательность использовать их в качестве объекта для постоянного проживания владельцев.

Разрешение на предоставляемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть получено на основании запросов, как отдельных граждан, так и целых организаций, на платной основе и в порядке, предусмотренном предоставлением земельных участков с целью строительства.

Предоставление гражданам земли для ИЖС и регистрация права собственности на неё

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность или на правах аренды возможно для лиц, проживающих в поселках и городах. На основании п. 2 с. 28 Земельного кодекса РФ, разрешение и предоставление такого объекта носит платный характер.

Однако Земельный кодекс, федеральные законы и законы отдельных субъектов РФ предусматривают случаи бесплатной передачи земельных участков в собственность как физических, так и юридических лиц.

Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство гражданам в качестве объекта собственности осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Обращение в исполнительный орган местной администрации городского округа или администрации района, полномочия которого основаны на ст. 29 ЗК РФ.
  2. Подача заявления о предоставлении сформированного земельного участка в письменной форме и ожидание решения на протяжении последующих 14 дней. При несформированном участке с исходными данными в заявление вносится просьба о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
  3. Участки для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с нормативными актами, утверждёнными ОМСУ (органами местного самоуправления), имеют ограничения. Минимальный и максимальный размер земельного участка как объекта чётко зафиксированы.
  4. Генеральным планом города, а также правилами землепользования и застройки регулируется предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города.

    Участок под индивидуальное жилищное строительство в качестве объекта собственности регистрируется по закону в соответствии по следующему общему порядку:

1-й этап – сбор необходимых документов:

  • — паспорт;
  • — кадастровый план земельного участка – в случае его отсутствия поможет местный кадастровый орган;
  • — договор купли продажи, судебное решение о признании права собственности, постановление местной власти о выделении земли и т.д.;
  • — заявление о государственной регистрации земли на праве собственности;
  • — квитанция об уплате государственной пошлины.

2-й этап: сдача пакета документов на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Росреестре (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), управомоченным выдавать свидетельство о праве собственности.

Органы, выдающие разрешение на ИЖС

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.

Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:

  • — архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
  • — разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
  • — учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
  • — контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
  • — разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.
Читайте также:  Что такое законные проценты

Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур.

Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.

  • У нас ребенок инвалид, получили бесплатно участок под строительство дома, На деле на участке оказались горы мусора от сноса жилых домов, Вопрос — кто должен убрать этот мусор, Наверное рекультивацией после сноса домов должна была заниматься администрация поселения?

Николай03.08.2019 09:00

Соседи граничащие с нами соорудили забор белее 3 метров ,от него меньше метра возвели капитальное строение за месяц и завезли 3 лошади и в сарае к забору за 0,5 метров свиней. Весь участок соседей с домом 10 на 10 составляет менее 5 соток. Нарушив красную границу они увеличили к дороге участок и перенесли туда теплицу.

Написав во все инстанции ,администрацию города ,(т.к.глава АДМ. Поселка не реагирует ) в Роспотребнадзор,в архитектуру,санпеддемстанцию и МЧС. МЧС откликнулись но толку нет. Прошел месяц. У нас нельзя открыть окна вонь страшная и по проулку шлейф ужасный. Появились мухи и страх о том ,что и крысы будут.Прошу совета,как быть.

Хотелось решения и работы закона не обращаясь и не доводя до суда.

Наталья08.07.2019 19:39

Добрый вечер.

Обращайтесь в прокуратуру. Если они так же  не отреагируют (по идее должны обратиться с иском к соседу), то обращайтесь в суд  сами с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

«СНиП 30-02-97*. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ» 6.7.

Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) — 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4; от других построек — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя) , если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др. ) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены.

Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.) . При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок.

6.8. Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м:

от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и постройки для содержания мелкого скота и птицы — 12; до душа, бани (сауны) — 8 м; от колодца до уборной и компостного устройства — 8.

Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках.

6.9.

В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) помещения для мелкого скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом.

В этих случаях расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например: дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м) ; дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4 м) .

http://msud137.krd.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=2556 судебная практика http://msud257.krd.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=3407

Сазонов Сергей Владимирович15.07.2019 03:22

Задать дополнительный вопрос

«СНиП 30-02-97*. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ» 6.7.

Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) — 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4; от других построек — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя) , если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др. ) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены.

Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.) . При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок. 6.8.

Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м: от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и постройки для содержания мелкого скота и птицы — 12; до душа, бани (сауны) — 8 м; от колодца до уборной и компостного устройства — 8.

Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках. 6.9. В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) помещения для мелкого скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом. В этих случаях расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например: дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м) ; дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4

Дубровина Светлана Борисовна16.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. Есть участок под строительство ИЖС в аренде до конца марта 2020 г., аренда была продлена в 2016 для завершения строительства. Но само разрешение заканчивается 29 июня 2019 г. Обязательно ли продлевать разрешение, если срок действия аренды заканчивается в 2020 г.

Екатерина25.04.2019 03:01

Добрый день!

Несмотря на прозрачность законодательства, многие застройщики не знают, что делать, если просрочено разрешение на строительство. Для начала стоит прийти в уполномоченный орган архитектуры и подать заявку.

Сделать это можно лично, через Интернет или МФЦ (при наличии такой услуги). Если исходить из ГрК РФ заявителям доступно продление срока действия в автоматическом режиме на 1,5 года и более.

Допускается продолжение работ по строительству и восстановлению в течение 10 суток с момента появления обстоятельств, не дающих закончить работы.

Если срок разрешения на строительство истек, заявитель с большой вероятностью получит отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме  заявки подается пакет разрешительной документации. (ст. 51 ГрК РФ).

Что касается заявления, оно оформляется по стандартной форме. Здесь жесткие требования отсутствуют, но некоторые нюансы должны быть отражены в документации:

Орган, куда передается заявка. Реквизиты гражданина (физлица) или компании. Сведения о проектно-сметной документации. Информация о государственном контракте и допуске. Данные о субъекте, ответственном за выполнение строительных работ.

В заявлении также указывается день выданного разрешения, номер и подпись.

Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. В случае продления ситуация проще.

Требуется передать в уполномоченную структуру паспорт, первоначальные бумаги по строительству и акт состояния работ.

Если же установленный период закончился, потребуется ГПЗУ, правоустанавливающая документация на землю, а также планировочная схема ЗУ.

Сайботалов Вадим Владимирович14.06.2019 22:10

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Администрация выделила земельный участок под ИЖС в аренду. На заявление о подключении к электричество в электросетях отказывают ссылаясь на то что Администрация должна построить объекты электроэнергетики, в администрации ссылаются на электросети. На участке уже построил дом. Как добиться подключения электричества?

Подкопаев Евгений Владимирович 09.04.2019 08:27

Прослужив 20 лет в УИС Минюста России Л.В. Иванов решил получить земельный участок для строительства жилого дома. Какими нормативными актами ему следует руководстоваться?

Антон08.04.2019 20:47

Источник: https://advokat-malov.ru/poluchenie-razresheniya-na-stroitelstvo/zemelnyj-uchastok-dlya-individualnogo-zhilishhnogo-stroitelstva.html

2 способа бесплатно получить земельный участок от государства

Пункт 14 п. 2 ст. 39.

6 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, а также положениями вашего «местного» Областного закона «О регулировании земельных отношений в *** области» устанавливается перечень и категории граждан имеющих право на предоставление земельного участка с учетом — Нуждаемости.

Обратите внимание, что бесплатно получить земельный участок под строительство дома можно только один раз и только из фонда государственных или муниципальных земель. Земля, находящаяся в собственности других физических и юридических лиц может быть только куплена, подарена или передана по наследству.

Федеральные льготы

Федеральное законодательство закрепляет следующие категории граждан, имеющих преференции по предоставлению земельных участков бесплатно:

  1. Герои России — (Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями));
  2. Герои труда России (Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (с изменениями и дополнениями).

Для граждан, имеющих федеральные награды, выделяются участки от 8 соток в городских поселениях, и от 25 соток — в сельских. 

Читайте также:  В каком порядке бухгалтеру принять авансовый отчет у работника

Региональные льготы

На региональном уровне земельные участки предоставляют следующим категориям граждан:

  1. Многодетные семьи с тремя и более детьми на иждивении родителей;
  2. Граждане, состоящие на учёте в муниципальных органах как нуждающиеся в жилье;
  3. Члены семьи погибшего героя РФ;
  4. Молодые семьи, имеющие ребенка или без детей (2 разные программы);
  5. Молодые специалисты;
  6. Дети-сироты;
  7. Инвалиды 1, 2 и 3 групп, а также семьи, имеющие ребенка-инвалида. Льготой является получение земли в СНТ в аренду в порядке особой очереди (не такая долгая, как например у многодетных семей) и без участия в процедуре торгов;
  8. Военнослужащие;
  9. Ветераны ВОВ и других боевых действий. Ветераны, имеющие боевые награды, могут претендовать на участки до 20 соток в городах и до 40 соток в сёлах;
  10. Сотрудники ОВД;
  11. Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АС;
  12. Пенсионеры (при некоторых условиях);
  13. Работники бюджетной сферы;
  14. Семьи, в которых на иждивении инвалид или ветеран, а также семьи, потерявшие кормильца, погибшего при участии в боевых действиях;
  15. Жители сельской местности при условии, что они достигли возраста 35 лет, прошли профессиональное обучение в области медицины, сельского хозяйства, культуры, образования и работают по специальности;
  16. Граждане, проходящие службу в армии по контракту;
  17. Религиозные организации.

Данный список постоянно обновляется и его нельзя назвать исчерпывающим. 

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с «Областным законом» осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений. Учет граждан в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется отдельно.

Но есть и плохие новости — для граждан, имеющих трех и более детей, внесли изменения в статью 39.5 Земельного Кодекса.

Теперь регионам дали право оказывать поддержку только тем семьям, которые стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или соответствует этому статусу (до 11 кв.

метров жилья на человека). То есть будут давать на выбор либо участок, либо иную форму поддержки.

Скорее всего, новое правило начнет распространяться и на остальные категории льготников, которым чтобы получить землю под ИЖС — придется состоят на учете, как нуждающимся в жилье.

Программы по переселению

Если в регионе вашей прописки принята региональная программа предоставления земельных участков, то вы имеете право написать в МФЦ заявление на бесплатное выделение земли из публичной собственности. Очередь будет отдельная от льготников, указанных выше. Примерный срок ожидания в очереди 3-5 лет.

  • Действующие региональные программы:
  • Действующие федеральные программы:
  • Так как же можно бесплатно получить землю из государственной или муниципальной собственности?

Способ №1 — подать заявление и ждать очереди

Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:

  1. Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
  2. Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, именно розыгрыша, так как вам предложат вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка, который достанется вам. Вы сможете отказаться от «вытянутого» участка, но тогда придется вставать в очередь снова.

Примерный срок ожидания в льготной очереди 2-3 года. По национальным программам землю можно получить за несколько недель.

Напомню. что претендовать на бесплатный земельный участок для строительства жилого дома (ИЖС) можно только в рамках улучшения жилищных условий (площадь жилья по прописке меньше 11 кв.м. на человека). Всем остальным выдают землю под садоводство (СНТ) или огородничество, где тоже можно стоить жилое здание и регистрировать дом по дачной амнистии.

Способ №2 — получить землю от государства без очереди

Если хотите получить землю без очереди, то вам придется самостоятельно искать свободный муниципальный участок, а затем подавать заявление на его получение. Предлагаю рассмотреть данный способ подробнее, так как он дает возможность получить земельный участок за 2-3 месяца.

Шаг 1 — найти муниципальный участок на кадастровой карте

Откройте сайт публичной кадастровой карты: pkk5.rosreestr.ru и наведите курсор на интересующий вас земельный участок. Так в режиме онлайн вы получите минимально необходимые сведения: кадастровый номер, категория земли, площадь, разрешенное использование, адрес, кадастровую стоимость, ограничения и обременения.

Но главное, так можно узнать свободен ли участок от частной собственности. Во вкладке «Услуги» выберите раздел «справочная информация по объекту недвижимости», затем внизу страницы нажимаем «Сформировать запрос» и жмем ссылку с информацией из ЕГРП.

Нас интересует пункт «Права и ограничения», который здесь отсутствует, — значит участок свободен. Здесь же можно оставить заявку на регистрацию прав, нажав соответствующую ссылку.

Шаг 2 — убедиться, что участок находится в публичной собственности

Прежде, чем подавать заявление на найденный участок, советую документально убедиться в отсутствии частного собственника или арендатора.

К сожалению, РосРеестр предоставляет информацию о собственниках только на платной основе.

Зато в случае, если участок все-таки кому-то принадлежит, но информация на кадастровой карте (как это часто бывает) еще не успела обновиться, — вы сэкономите минимум месяц на ожидании ответа от администрации.

Нам нужно, чтобы в особых отметках раздела №1 выписки из ЕГРН было указано — «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Это означает, что земельный участок находится в публичной (государственной) собственности и не имеет частного собственника или арендатора.

Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите убедиться в отсутствии собственника быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение часа. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

Шаг 3 — подать заявление на предоставление земельного участка

Когда свободный участок найден, необходимо подать заявление в районную администрацию (или в тот же МФЦ) заявление о предоставлении земельного участка. Заявление можно подать в электронном виде на портале «Госуслуги» или при личном визите (рекомендовано). В заявлении указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • адрес прописки и места фактического проживания, номер домашнего или мобильного телефона, адрес электронной почты;
  • описание сути ходатайства;
  • адрес или описание расположения участка;
  • кадастровый номер;
  • перечень прилагаемых документов.

В приложении кроме сведений о земельном участке должны быть документы, служащие доказательством вашего права на бесплатное получение. Если интересы заявителя представляют третьи лица, необходимо наличие нотариально заверенной доверенности. При очной подаче документов сотрудник должен выдать вам расписку в получении документов или входящий номер заявления.

Срок рассмотрения заявления — 30 дней. За это время заявитель должен получить постановление главы администрации о выделении земельного участка или обоснованный отказ. Решение об отказе можно обжаловать в вышестоящих органах власти или в суде.

Шаг 4 — заключить договор с администрацией

По истечении срока рассмотрения, администрация пригласит вас на заключение договора аренды сроком на 3,5,10 или 49 лет (срок аренды зависит от вида разрешенного использования). После подписания и регистрации прав аренды в РосРеестре, вы становить законным владельцем земельного участка.

Заметьте, что владелец и собственник — это принципиально разные понятия. Так как вы подавали заявление на льготное получение земли, то участок будет передан вам в пользование без проведения аукциона. Но нужно быть готовым к возможной жеребьевке с другими претендентами: процесс напоминает игру «Лото», только вместо бочонков будут записки с кадастровыми номерами земельных участков.

Можно ли льготнику заявиться на обычный аукцион по аренде

Если на аукцион выставляют земельные участки в аренду — можно ли заявиться на такой аукционный участок в аренду, как, например, многодетная семья? Согласно положениям пункта 6 статьи 39.

5 ЗК РФ (Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно) — предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В некоторых регионах на очереди стоят несколько сотен и даже тысяч семей, а участков выделяют несколько десятков в год. Есть семьи, которые отказываются от предлагаемых участков и ждут других вариантов.

Таким образом, Земельный Кодекс РФ закрепляет преимущественное право на получение земельного участка социально не защищённым категориям граждан, при этом, он также устанавливает порядок проведения аукциона и непосредственную подготовку к нему.

Исходя из положений ст.ст. 39.11., 39.12., 39.13.,39.14 ЗК РФ не предусмотрено никаких специальных преференций по участию именно в открытом аукционе или торгах на право заключения договора аренды или выкупа многодетным семьям.

Можно ли поменять участок для льготника на участок в другом месте

Поменять земельный участок получится, если только его признают непригодным для целей под которые он выдавался. Т.е. если это ИЖС, а построить дом там нельзя, — тогда поменяют.

Основания, как рыночная стоимость и местоположение — не служат поводом для замены земельного участка.

В таких случаях рекомендую участок сначала получить/оформить, а затем, в порядке гражданского законодательства, вы сможете заключить договор обмена или купле-продажи.

Так же, уже после получения «льготного» участка, вы имеете право снова обратиться в администрацию по интересующему вас участку, но уже на общих основаниях взять землю в аренду у государства (способ №4). Вас так же не ограничивают на оспаривание постановления в судебном порядке. Если будете обращаться в администрацию обращайтесь в письменном виде, устный отказ ничем не подкреплен.

 

Источник: https://zembaron.ru/ekonomiya/kak-poluchit-zemlyu-pod-stroitelstvo-doma-besplatno/

Порядок предоставления земельных участков для строительства

  • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
  • 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
  • Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Читайте также:  Что учесть при уступке прав по договору об ипотеке

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчета размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст.

20 ЗК РФ, — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

  1. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
  2. 1) проведение работ по формированию земельного участка:
  3. — выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
  4. — определение разрешенного использования земельного участка;
  5. — определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
  6. — принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  7. — публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  8. 2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
  9. 3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
  10. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
  11. 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
  12. 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен ЗК РФ.

  • Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
  • 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
  • 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
  • 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
  • Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
  • Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  1. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:
  2. 1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;
  3. 2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных выше.

Соглашение, указанное в п. 15 ст.

30 ЗК РФ, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

Соглашение, указанное в п. 15 или 16 ст. 30 ЗК РФ, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Источник: https://juristic.pro/zemelnoe-pravo/poryadok-predostavleniya-zemelnyx-uchastkov-dlya-stroitelstva-iz-zemel-naxodyashhixsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector