Как организации вернуть суммы излишне взысканных налогов

Д. В. Тютин, Как организации вернуть суммы излишне взысканных налогов заместитель председателя Федерального арбитражного суда 
Волго-Вятского округа, канд. юрид. наук E-mail: nalogoved @ nalogoved . ru

Процедура возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) налога регулируется положениями статей 78–79 Налогового кодекса РФ. К сожалению, Кодекс не дает нормативного определения соответствующих правовых категорий. Автор статьи предлагает читателю анализ одной из проблем, порожденных этим правовым пробелом

Суть проблемы

Вопрос квалификации налога как излишне уплаченного (взысканного) в настоящее время разрешается в основном на уровне судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 дано общее определение: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые перио­ды. Сходное определение используется в Таможенном кодексе РФ (см. текст на полях, с. 52).

Таким образом, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. На необходимость разграничения налога, считающегося уплаченным в силу презумпций статьи 45 НК РФ, и налога уплаченного (в том числе излишне) указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08.

Аналогичный подход применяется и при определении момента, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм, – момента фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк1.

Кроме того, пункт 14 статьи 78 и пункт 9 статьи 79 НК РФ устанавливают единые в рамках этих статей режимы для излишне уплаченных и взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов.

Заметим, однако, что излишне уплаченные (взысканные) платежи не являются ни налогами, ни сборами, ни пенями, ни штрафами.

Излишне уплаченная (взысканная) сумма просто находится в бюджете без правовых оснований, поэтому неважно, каким именно образом (в виде налога, авансового платежа, сбора, пени, штрафа и др.) она поступила в бюджет.

Тем не менее, исходя из упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.

2006 № 11074/05, факт излишней уплаты (взыскания) налога может быть выявлен путем сопоставления налоговых обязательств налого­плательщика за определенный налоговый период с платежными (инкассовыми) документами, относящимися к данному периоду. Очевидно также и то, что привязка к налоговому периоду может отсутствовать (например, при излишней уплате пеней, штрафов).

Подходы к квалификации некоторой суммы как излишне уплаченного (взысканного) налога в настоящее время более или менее единообразны. Однако однозначное разграничение излишне уплаченного и излишне взысканного налога пока представляет определенную проблему.

Необходимость данного разграничения продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами:

1) обращение налогоплательщика в суд с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5);

2) проценты, на которые может рассчитывать налого­плательщик, в случае излишне уплаченного налога начинают начисляться при нарушении налоговым органом месячного срока со дня получения заявления о возврате налога (п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ), а в случае излишне взысканного налога – со дня, следующего за днем взыскания (п. 5 ст. 79 НК РФ), по день фактического возврата.

Правовая позиция высших судов

В 2009 г. Конституционный Суд РФ принял Определение от 23.06.2009 № 832‑О‑О (далее – Определение № 832-О-О), которое, на наш взгляд, в совокупности с ранее принятыми судебными актами КС РФ и ВАС РФ позволяет однозначно разграничить излишне уплаченный и излишне взысканный налоги.

В Определении № 832-О-О рассмотрена ситуация, в которой гражданин на основании налогового уведомления уплатил земельный налог. Впоследствии выяснилось, что он не является плательщиком земельного налога.

В этой ситуации гражданин счел, что поступившая в бюджет сумма является излишне взысканной, поэтому проценты должны начисляться по правилам пункта 5 статьи 79 НК РФ.

 Суды общей юрисдикции в удовлетворении требования налогоплательщику отказали.

Учитывая особенности ситуации и наличие вступивших в законную силу судебных актов, КС РФ в Определении от 23.06.

2009 № 832‑О‑О высказался достаточно осторожно: положения абзаца первого пункта 5 статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридиче­ских лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

Что касается положений пункта 10 статьи 78 НК РФ, то они не препятствуют получению выплат компенсационно‑восстановительного характера в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.

Ранее, в Определении от 21.06.

2001 № 173‑О, КС РФ придерживался следующей правовой позиции: норма статьи 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой‑либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовест­ного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик по какой-либо причине исчисляет подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа2.

Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается подлежащая уплате в бюджет исчисленная налоговым органом сумма налога (такое требование, в частности, направляется налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.

В свою очередь, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.

2005 № 13592/04 разъяснено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Таким образом, можно однозначно утверждать: если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа, при самостоятельном расчете налога налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный.

Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный.

Соответ­ственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам налоговой проверки, требования об уплате налога, направленного во исполнение такого решения) (см. текст на полях, с. 54).

С точки зрения эксперта

По нашему мнению, вполне возможны и ситуации, когда налог, фактически взысканный принудительно, не может быть квалифицирован как подлежащий возврату (зачету) по правилам статьи 79 НК РФ.

Например, налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий налог, представил налоговую декларацию, но налог в установленный срок не уплатил. Налоговый орган, не усомнившись в задекларированной сумме, на основании статьи 69 НК РФ направил налогоплательщику требование и взыскал налог по правилам статей 46–48 НК РФ.

 Если впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибку, представил уточненную налоговую декларацию и потребовал вернуть налог из бюджета, говорить об излишнем взыскании, представляется, нет оснований, хотя сама по себе процедура взыскания и имела место.

В случае если налоговый орган, кроме налога, взыскал и пени, то в силу их акцессорного характера3 они также будут считаться излишне уплаченными, а не излишне взысканными.

Учитывая правила статьи 52 НК РФ, возлагающей обязанность по исчислению налога не только на налогоплательщика, налоговый орган, но и на налогового агента, следует исследовать и третий вариант – излишнее (ошибочное) удержание налога налоговым агентом (ст. 24 НК РФ) с последующим его перечислением в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик не исчисляет налог самостоятельно и практически лишен возможности влиять на действия налогового агента.

Очевидно, возможность истребовать налог из бюджета у налогоплательщика имеется, но квалифицировать его как излишне взысканный изложенные выше правовые позиции КС РФ и ВАС РФ не позволяют. В частности, исходя из определений КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О и от 23.06.

2009 № 832‑О‑О, статья 79 НК РФ предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога как дополнительную гарантию защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных дейст­вий (бездействия) органов государственной власти. Налоговый агент к органам власти не относится, хотя и выполняет квазипубличные функции.

С точки зрения приоритета прав налогоплательщика разумно было бы квалифицировать налог, удержанный налоговым агентом, как излишне взысканный, но на это необходимо прямо указать в НК РФ.

***

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что примененные в НК РФ термины «излишне уплаченный налог» и «излишне взысканный налог» изначально были избраны законодателем неудачно и должны быть заменены на более адекватные либо специально определены.

Сейчас же, если налог уплачен самим налогоплательщиком, с точки зрения правовых позиций КС РФ он может оказаться излишне взысканным. И наоборот, в случае фактического взыскания налоговым органом, для целей НК РФ налог может считаться излишне уплаченным.

По нашему мнению, разграничение следует проводить не по наличию или отсутствию самого факта взыскания, а по критерию, вытекающему из статьи 52 НК РФ, – кто именно исчисляет налог.

Следует только учесть, что налоговый орган рассчитывает налог как для последующего направления налогового уведомления, так и по результатам налогового контроля, закрепляя доначисление в решении по результатам проверки.

В качестве альтернативы существующим терминам можно было бы предложить, например, такие: «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налогоплательщиком или налоговым агентом» и «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налоговым органом».

Более радикальным вариантом могло бы стать введение единого режима для возврата (зачета), а также начисления процентов по обоим видам платежей (например, со дня поступления платежа в бюджет).

Но, скорее всего, различное правое регулирование сохранится – маловероятно, что государство предоставит налогоплательщику компенсацию за временное использование сумм, ошибочно исчисленных и перечисленных в бюджет самим налогоплательщиком.

  • Пункт 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ
  • Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качест­ве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.
  • Однозначного разграничения излишне уплаченного и излишне взысканного налогов в законода­тельстве нет
  • Пример из судебной практики

(Постановление ФАС ВВО от 16.11.2009 по делу № А43‑7911/2009‑45‑107)

По ходатайству организации суд принял обеспечительные меры и приостановил действие оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки.

Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности по спорному решению.

По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным.

Организация расценила уплаченные ею суммы как излишне взысканные и потребовала у налогового органа их возврата с процентами (ст. 79 НК РФ). Вернув только уплаченные организацией суммы налогов, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисления добровольно, в период действия обеспечительных мер их взыскание невозможно.

Суды квалифицировали налог как излишне взысканный, фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.

Если суммы поступили в бюджет из‑за ошибки налогового органа, их следует квалифицировать как излишне взысканные

1 См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». 2 См. также: Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173‑О. 3 См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381‑О‑П.

Ключевые слова: «уплата налога» – «возврат переплаты» – «проценты» – «взыскание налога» – «ошибка»

Источник: http://nalogoved.ru/art/86.html

Порядок возврата излишне взысканных налогов

Как организации вернуть суммы излишне взысканных налогов

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. В свою очередь налоговый орган обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено это интервью.

В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная? Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога посвящены статьи 78 и 79 НК РФ. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных производится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признанной в последующем отсутствующей.

Давайте рассмотрим примеры.

Можно ли говорить об излишнем взыскании, если уплата налога произведена налогоплательщиком самостоятельно? Способ исполнения обязанности по уплате налога: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет.

Налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполняются принудительно (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503-О).

Читайте также:  Дефектная ведомость на списание основного средства: образец

Иными словами, излишне взысканными могут являться суммы, уплаченные налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налоговых сумм налоговым органом, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

Значит ли это, что для рассмотрения суммы в качестве излишне взысканной, достаточно ее указания в документе налогового органа? Не совсем.

В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось, может быть признана излишне взысканной.

Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов? Подобная справка является основой начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.

— А если существуют разногласия по сумме переплаты? Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать проведение сверки также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно.

По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Но сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей? Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако, при наличии соответствующего заявления налогоплательщика, проведение такого зачета НК РФ не противоречит.

По какой форме представляется заявление о возврате? В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи). С 01.07.2015 налогоплательщики – физические лица могут направить в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа), подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Письменное заявление может составляться в произвольной форме.

Но ведь действует форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?

Источник: https://april-concert.ru/poryadok-vozvrata-izlishne-vzyskannyh-nalogov/

Как вернуть излишне уплаченный или взысканный налог?

Как организации вернуть суммы излишне взысканных налогов

В процессе налоговых правоотношений могут возникать ситуации, когда, уплачивая налог налогоплательщик допускает переплату либо с налогоплательщика взыскивается сумма, превышающая необходимую. Что делать в подобных ситуациях? Рассмотрим по порядку.

Излишне уплаченный или излишне взысканный налог

Признание суммы налога излишне уплаченной или излишне взысканной влияет на процедуру восстановления прав налогоплательщика и на объем их восстановления.

Сумма налога признается излишне уплаченной, если она перечислена в бюджетную систему на основании действий самого налогоплательщика.

Излишне взысканной, как указал Пленум Высшего Арбитражного суда, сумма признается в том случае, если она перечислена в бюджетную систему на основании актов, которые являются обязательными для налогоплательщика, т.е. в результате применения к налогоплательщику мер принуждения.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Внесудебный порядок возврата

В случае внесудебного порядка возврата, налогоплательщик должен в первую очередь обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Заявление подается в произвольной форме, а срок его подачи составляет три года с момента исчисления налога либо три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Решение о возврате либо зачете суммы излишне уплаченного или взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Сумма налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Если речь идет об излишне уплаченном налоге, при нарушении установленного срока возврата, налоговый орган обязан выплатить проценты по ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возврата, за каждый день просрочки. В случае излишне взысканного налога – за весь период отвлечения денежных средств у налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Зачет суммы переплаты является еще одним способом восстановления прав налогоплательщика. Как уже было указано, сумма может быть направлена в счет недоимки, числящейся за налогоплательщиком, а также в счет текущих платежей по налогу того же вида.

Стоит отметить, что налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы переплаты в счет имеющейся недоимки, т.е. совершает принудительный зачет.

При этом на данную процедуру распространяются сроки, установленные для взыскания недоимки, при пропуске которых налоговый орган теряет право на принудительный зачет.

Необходимо также обратить внимание на проблему, имеющуюся в судебной арбитражной практике. При подаче налогоплательщиком декларации с неверно исчисленной суммой налога, указанная сумма признается таковой по результатам налоговой проверки.

Дело в том, что налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию с верной суммой налога, что является обязательным этапом признания суммы налога излишне уплаченной, в соответствии с судебной арбитражной практикой. Уточненная налоговая декларация также подлежит камеральной проверке, срок которой составляет три месяца. Соответственно, до окончания проверки сумма налога как излишне уплаченная не возвращается.

Судебный порядок возврата

В судебном порядке налогоплательщик может обжаловать действия, бездействия либо решения налогового органа, а может обратиться с имущественным требованием о возврате из бюджета суммы налога.

В случае обращения с имущественным требованием, налогоплательщик в первую очередь должен соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, т.е.

перед обращением в суд обратиться с аналогичным заявлением в налоговый орган.

Получив отказ, налогоплательщик может обратиться в суд.

Срок обращения в суд налоговым законодательством не установлен, однако, Конституционный и Высший Арбитражный суды в своих решениях указали, что срок для обращения в суд составляет три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Таким образом, налогоплательщик может доказывать, что о факте переплаты или излишнего взыскания он узнал не в момент изъятия денежных средств, а позднее.

Пропуск указанного срока является основаниям для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

Также стоит отметить, что указанные правила возврата, установленные Налоговым кодексом РФ, применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777369097/

Возврат излишне взысканного налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Возврат излишне взысканного налога регулируется статьей 79 НК РФ. Посмотрим, каков же порядок такого возврата.

Основное правило – налоговый орган вернет излишне взысканные суммы налога только после того, как закроет все недоимки налогоплательщика по иным налогам того же вида (федеральным, региональным, местным). То есть сначала производится зачет в счет недоимок и только потом возврат оставшейся суммы (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Второе правило – для возврата налогоплательщик должен подать письменное Заявление о возврате излишне взысканной суммы налога. После получения такого заявления ИФНС должна принять решение о возврате в течение 10 рабочих дней. В этот же срок инспекция должна направить поручение на возврат в территориальный орган Федерального казначейства (п. 2 ст. 79 НК РФ).

Возврат излишне взысканных сумм налога производится налоговым органом в течение одного месяца после получения письменного заявления налогоплательщика о возврате излишне взысканного налога (п. 5 ст. 79 НК РФ).

По тем же правилам возвращаются излишне взысканные авансовые платежи, пени и штрафы (п. 9 ст. 79 НК РФ).

Отметим, что порядок возврата излишне взысканных страховых взносов несколько отличается от порядка возврата излишне взысканных налогов, в частности, в части зачета излишне взысканных взносов в счет имеющейся недоимки (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Должен ли налоговый орган сообщить об излишнем взыскании

Если налоговая инспекция выявит, что с налогоплательщика были излишне взысканы какие-то суммы, то она сама должна сообщить об этом налогоплательщику.

Срок для сообщения – 10 рабочих дней со дня установления факта излишнего взыскании.

Сообщение передается руководителю организации (предпринимателю) или их представителям лично под расписку или направляется по почте (по ТКС) (п. 4 ст. 79 НК РФ).

Заявление о возврате излишне взысканного налога: образец

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога подается по форме, утв. Приложением № 8 к Приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. В этом заявлении не нужно заполнять третью страницу (она предназначена для физических лиц). Приведем образец заявления о возврате излишне взысканной суммы налога:

Срок подачи заявления о возврате излишне взысканного налога

Заявление о возврате излишне взысканных сумм может быть подано организацией (предпринимателем) в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании с него налога.

Излишне взысканные суммы налоговики должны вернуть с процентами (п. 3 ст. 79 НК РФ). Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Для расчета процентов берется ставка ЦБ РФ (п.

 5 ст. 79 НК РФ).

Возврат излишне перечисленных налогов

Возврат излишне перечисленных налогов, а также возврат излишне удержанного налога производится по иным правилам (ст. 78 НК РФ). Образец заявления на возврат излишне удержанного налога мы приводили в отдельной консультации.

Источник: https://glavkniga.ru/forms/926

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Читайте также:  Договор беспроцентного займа - образец

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/187/vozvrashaem-izlishniyr-nalogi

Возврат излишне взысканного НДФЛ

Может ли налоговая инспекция погасить задолженность по пеням, используя для этого излишне взысканные суммы налога, если организация не давала согласие на такой зачет, а срок принудительного взыскания пеней истек? Ответ читайте в статье. 

Вопрос: Предприятие сначала уплатило НДФЛ по ошибочному ОКТМО, от МИФНС пришло требование, затем бухгалтер отправила письмо по ТКС на уточнение платежей, но налоговая сняла сумму по требованию в оговоренный по требованию срок.

Получается что это излишне взысканный, подлежащий возврату налог.

Прошу разъяснений — по какой форме предприятие должно подать заявку на возврат излишне взысканного, но подлежащего возврату НДФЛ на расчетный счет? Достаточно ли письма, отправленного по ТКС?

Ответ: Нет, простого письма по ТКС недостаточно.

Вам нужно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога по форме КНД 1150058 (утв. приложением 8 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).

Заявление можно подать по ТКС.

При этом, если у Вас есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки, а оставшуюся сумму вернет (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Подробнее об этом в рекомендациях Системы Главбух: https://vip.1gl.ru/#/document/11/18599/tit10/.

  • Обоснование
  • Как вернуть или зачесть излишне уплаченные или взысканные суммы (налоги, пени, штрафы)
  • «Излишне взысканные налоги
  • Как вернуть излишне взысканные суммы налога, штрафа, пеней

Если с организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Правда, если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 НК.

Направлять излишне взысканные суммы на погашение недоимки или в счет будущих платежей по налогам (сборам, пеням, штрафам) другого налогоплательщика нельзя. Такой зачет НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

  1. Для возврата сумм нужно подать в инспекцию заявление.
  2. Заявление можно направить:
  3.   на бумажном носителе;
  4.   в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам связи).

Срок подачи заявления – три года со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании (п. 3 ст. 79 НК).

Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК).

Ситуация: может ли налоговая инспекция погасить задолженность по пеням, используя для этого излишне взысканные суммы налога. Организация не давала согласие на такой зачет, а срок принудительного взыскания пеней истек

Читайте также:  Дефинитивная норма права это - нормы рф, нормы примеры

Нет, не может.

Организация может вернуть излишне взысканную сумму налога. Но если у нее есть недоимка по пеням, то прежде налоговая инспекция может зачесть переплату (полностью или частично) в счет погашения этой недоимки. При этом инспекторы будут руководствоваться статьей 78 НК. Это следует из положений пункта 1 статьи 79 НК.

В данной ситуации зачет без согласия организации означает принудительное взыскание недоимки по пеням. Однако инспекция вправе взыскать пени только в определенные сроки и не позднее. А именно в течение двух месяцев с момента истечения срока для уплаты пеней по требованию инспекции.

Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может обратиться в арбитражный суд. Для подачи иска в суд тоже есть временные ограничения – не позднее шести месяцев после истечения срока для уплаты недоимки.

Шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (если инспекция не пропустила срок по уважительным причинам) является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Это следует из положений пункта 3 статьи 46 НК.

По истечении пресекательного срока инспекция больше не вправе взыскать пени принудительно.

Если срок принудительного взыскания пеней истек, налоговая инспекция не вправе погашать недоимку по пеням ни за счет денежных средств (имущества) организации, ни за счет излишне взысканных (уплаченных) налогов.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/292522-vozvrat-izlishne-vzyskannogo-ndfl

О возврате (зачете) сумм излишне взысканных налогов

16.10.2015

C.В. Разгулин

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. В свою очередь налоговый орган обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено это интервью.

В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога посвящены статьи 78 и 79 НК РФ. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных производится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признанной в последующем отсутствующей.

Давайте рассмотрим примеры. Можно ли говорить об излишнем взыскании, если уплата налога произведена налогоплательщиком самостоятельно?

Способ исполнения обязанности по уплате налога: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет. Налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполняются принудительно (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 503-О). Иными словами, излишне взысканными могут являться суммы, уплаченные налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налоговых сумм налоговым органом, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

В отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. Налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также впоследствии могут быть признаны излишне взысканными?

Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Исполнив решение, налогоплательщик желает, например, исключить риски применения в отношении него налоговым органом обеспечительных мер, получить справку об отсутствии задолженности и т.п. Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных по пункту 5 статьи 79 НК РФ. Если решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке, то срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта, который подтверждает, что инспекция взыскала излишнюю сумму налогов.

— Значит ли это, что для рассмотрения суммы в качестве излишне взысканной, достаточно ее указания в документе налогового органа?

Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа, даже если налоговая проверка не проводилась и (или) требование об уплате налога (пеней, штрафа) не выставлялось, может быть признана излишне взысканной.

— Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что сам налогоплательщик ошибся, завысив в декларации сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/razgulin_oct15/

Возврат излишне взысканного налога в 2020 году. Скачать образец заявления

С принятием нового федерального закона №322-ФЗ от 14.11.2017 года, возврат излишне взысканного налога стал проще. В статье подробно рассмотрим новый порядок возврата излишне взысканного налога в 2020 году, а также страхового взноса, пени и штрафа.

Изменения в законодательстве направлены в первую очередь на упрощение процедуры по возврату излишне взысканных сумм налогов (сборов, взносов, пеней, штрафов и др.), для сокращения числа судебных разбирательств, а также для распространения досудебной процедуры обжалования отказа в возврате таких сумм.

Порядок по возврату излишне взысканного налога установлен в НК РФ, статье 79. Согласно НК, правила по возврату установлены не только для налогов, но и для авансовых платежей, страховых взносов, штрафов и пени. Распространяются данные правила как на налоговых агентов, так и плательщиков взносов и сборов.

До принятия вышеуказанного закона, заявление на возврат налога подавать можно было только в течение месяца с того дня, в который налогоплательщику стало известно об излишне взысканной сумме налога, либо с того момента, как вступало в силу решение судебных органов. Из-за небольшого периода, налогоплательщики были вынуждены обращаться в суд, так как подать соответствующее заявление в судебные органы можно в срок до трех месяцев.

Теперь, для того, чтобы обратиться в налоговую о взыскании излишне уплаченного налога отведен срок до трех лет.

Отсчет начинают с того дня, когда организация – налогоплательщик узнала об излишне взысканном налоге. Однако после внесения изменений в 79 статью НК РФ нет указаний о праве налогоплательщика обращаться в суд для взыскания.

Это говорит о том, что обратиться в судебные органы организация вправе, но только в том случае, если налоговая откажет в удовлетворении заявления о возврате излишних сумм налога.

Еще одним основанием для обращения в суд будет являться неполучение ответа от налогового органа на заявление налогоплательщика в положенный по закону срок.

Таким образом, порядок взыскания излишне взысканного налога теперь схож с порядком, установленным для взыскания излишне переплаченных сумм налога, то есть прежде чем обратиться в суд необходимо обратиться в налоговую с заявлением. Срок обращения в обоих случаях теперь равен трем годам.

Проценты за излишне взысканную сумму налога

При установлении факта излишне взысканного налога, налоговый орган по заявлению от налогоплательщика принимает решение о возврате той суммы налога, которая была излишне взыскана, а также начисленных на нее процентов. Возврат суммы должен быть выполнен в течение месяца с момента получения заявления о возврате.

Проценты начисляются на сумму налога, взысканного сверх положенной суммы, уже со следующего дня после факта взыскания.

Начисляются проценты вплоть до того дня, когда фактически налоговая возвращает деньги организации. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на эти указанные дни.

Решение о возврате или отказе налогоплательщику в возврате суммы налоговый орган должен принять в течение 10 дней с момента получения заявления.

Излишняя сумма налога в счет погашения задолженности

Возвращен налог может быть только в том случае, если у налогоплательщика нет задолженностей или недоимок по налогам. Если долги перед налоговой есть, то излишняя сумма налога пойдет в погашение долга. Если средства останутся, то их вернут организации. При этом возникает вопрос о начислении процентов на излишнюю сумму в такой ситуации.

Четких разъяснений по этому поводу в НК нет, однако, как комментирует ФНС РФ, при зачете излишних сумм, так и при их возврате организации должны начисляться проценты. По сути зачет сумм, это такое же возмещение, как и возврат налога на расчетный счет налогоплательщика. Соответственно, право по начислению процентов должно сохраняться.

Однако судебные органы в данном вопросе расходятся во мнении.

Один вывод можно сделать точно: если излишние суммы налога зачитываются в счет будущих платежей, то проценты на эти суммы будут начисляться, а вот по процентам в счет зачета недоимки могут возникнуть сложности, решать которые возможно придется в суде ( статью ⇒ Возврат переплаты страховых взносов в 2020 году).

Не всегда взыскание излишне взысканных средств происходят по вине налоговой. Иногда это может быть связано и с неполадками в программном обеспечении. Однако, данный факт не освобождает налоговиков от возврата налога с начисленными на него процентами. Проценты в этом случае также должны начисляться со следующего после даты взыскания дня, вплоть до даты возврата переплаты налогоплательщику.

Изменения для иностранных организаций

Для иностранных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, не имеющие постоянного представительства в РФ также произошли некоторые изменения. При удержании излишних сумм налога у таких организаций, иностранная компания вправе вернуть лишнюю сумму.

Чтобы это сделать, иностранная организация должна подать заявление в налоговую о возврате налога. Сделать это можно также в течение 3х лет. С принятием закона меняется срок, в течение которого налоговая принимает решение о возврате лишних сумм. Он увеличится до шести месяцев с момента получения заявления от иностранной компании.

После принятия положительного решения налоговой перечислить требуемую сумму налоговая должна в течение одного месяца.

Заявление о возврате излишней суммы налога

Составить заявление можно как письменной форме, так и в электронной. При этом электронное заявление обязательно должно быть подписано усиленной электронной подписью. Подать заявление можно:

  • лично, обращается при этом руководитель компании, либо представитель, на которого оформлена соответствующая доверенность;
  • отправить почтой, оформив при этом к письму опись вложения;
  • через ТКС или через «Личный кабинет» на сайте налогового органа, если есть возможность заверить заявление электронной подписью.

Обращается при этом организация в ту налоговую, в которой состоит на учете.

Скачать образец заявления в формате xls

Налогоплательщик может также просить налоговиков не вернуть лишнюю сумму, а зачесть ее в счет будущих платежей по налогам или взносам. В этом случае форма заявления будет иной ( статью ⇒ Заявление о возврате излишне уплаченного налога в 2020 году).

Помимо заявления может потребоваться приложить некоторые документы, которые подтвердят необходимость возврата налога.

Рассматривая заявление, налоговая вправе потребовать проведения сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком.

Тогда организации – заявителю придется составить акт сверки, после подписания которого налоговая в срок до 10 дней примет решение о возврате налога, а затем в срок до 1 месяца перечислить деньги на счет организации ( статью ⇒ Возврат подоходного налога в 2020 году).

Законодательный акт Содержание
Статья 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа»
Закон №322-ФЗ от 14.11.2017 «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

Источник: https://online-buhuchet.ru/vozvrat-izlishne-vzyskannogo-naloga-obrazec-zayavleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector