Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Предоставленную землю можно использовать для личных нужд, сдать в субаренду, а также, при соблюдении определенных условий, выкупить.

Каков порядок, сроки, причины отказа в предоставлении земельного участка в аренду для физических и юридических лиц, рассмотрим в статье.

Что это такое?

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Действие осуществляется на основе договора, в котором фиксируются целевые назначения, условия, права, обязанности обеих сторон.

Аренда предоставляется на короткий и длительный сроки. Причины расторжения соглашения одной из сторон должны быть обоснованы, зафиксированы в договоре. Оговариваются требования, соблюдение которых может стать основанием для дальнейшего выкупа объекта договора.

Порядок предоставления земли административными службами, государством регулируется нормативными актами. Основным источником земельного права является «Земельный кодекс РФ». ЗК РФ «О предоставлении земельных участков в аренду» (статья 39.6).

Какие наделы дозволено и запрещено сдавать, кто их может получить?

Арендовать участок земли доступно вне торгов и в процессе проведения аукционов. Вне торгов заключить договор аренды имеют право фермеры, граждане РФ. Юридические лица на основании распоряжения, указа Правительства страны.

Земля выдается:

  1. Для развития коммунальных, транспортных предприятий.
  2. Коммунально-бытовым организациям.
  3. С целью реализации инвестиционных проектов в согласии с законодательством.
  4. Для постройки зданий, помещений, комплексного строительства.

Получить в арендное пользование землю доступно в случае отсутствия противоречия законодательству. Право пользования дает возможность эксплуатации объекта по усмотрению арендатора.

При этом не подразумевается возможность права собственности, а действия не должны противоречить закону и пунктам договора.

Передаче в аренду подлежат земельные участки, соответствующие требованиям и нормативам:

  • Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодностисвободные территории, находящиеся на удаленном расстоянии от промышленных предприятий;
  • географическое (геологическое) положение зоны позволяет вести строительство;
  • для сельского хозяйства участки обладают необходимой степенью плодородия;
  • масштаб территории соответствует нормативам строительства дома.

Размеры земельных участков определяются с учетом факторов, отмеченных арендатором:

  1. Ведение огороднического хозяйства предусматривает масштаб земли – приблизительно 2 сотки.
  2. Для животноводства он не должен быть меньше 15 соток.
  3. Индивидуальное жилищное строительство осуществляется на территории размером от 3-х соток.

В каждом отдельном регионе существуют конкретные нормативы размеров участков, которые следует уточнять.

Не подлежат аренде земельные участки в следующих случаях:

  • заповедные зоны;
  • местности с редкой флорой;
  • парки, признанные национальными;
  • закрытые места, курируемые административными организациями;
  • местности, на которых предусмотрена атомная промышленность;
  • зоны функционирования силовых министерств;
  • территории, предназначаемые для захоронения.

Территории, на которых располагаются лесные массивы, невозможно приобрести в частную собственность после аренды. В этом случае запрещена и субаренда.

Свободные земли, включая предназначенные для сельского хозяйства, разрешены для передачи арендаторам.

Юридическим лицам запрещено арендовать участки вне торгов, если другое не предусмотрено указанием Правительства РФ.

Земля передается без аукционов в пользование фермерам и гражданам. Целевое назначение: ведение подсобного хозяйства, индивидуальное строительство в пределах фермерского или крестьянского хозяйства.

Граждане имеют право выбора подходящего участка, приобретения его в аренду соответственно законодательству.

Целевое назначение земель

Физические, юридические лица, являясь гражданами страны, имеют право получить в аренду участки с конкретными намерениями. Существуют некоторые различия между арендой физическими и юридическими лицами.

Арендовать землю граждане (физлицо) могут в следующих целях:

  1. Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодностиВедение хозяйства. Объект ограничен определенным населенным пунктом. Нельзя пользоваться им вне границ города, поселка, села и пр..
  2. Садоводство (дачное хозяйство). Строительство дома на дачном участке дает право регистрации.
  3. Фермерская деятельность.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Возведение жилого объекта. Возможность построить дом, коттедж для проживания.

Приобрести в аренду землю под строительство гостиничного комплекса, торговых и других коммерческих построек доступно только на торгах.

Понятие «дачное хозяйство» в настоящий момент не существует (его исключили из законодательства). Дача приравнивается к садовому хозяйству.

Первоочередное право получения аренды регламентируется региональным, федеральным законами. Оно не предусматривает строительство дома на данном участке. Аренда земли под строительство с последующим выкупом обходится дешевле приобретения в собственность.

Владение на основании купли-продажи не всегда гарантирует защиту от изъятия. Чаще экономичнее выбор долгосрочной аренды с доступностью дальнейшего выкупа.

Юридические лица могут стать участниками торгов, приобрести участок в аренду под коммерческую деятельность. В процессе приобретения территории, в распоряжение попадают объекты в ее границах. К ним относятся всевозможные постройки, гаражи и т.д.

Во время регистрации требуется оплата государственной пошлины за каждый из объектов. Условия их эксплуатации оговариваются в пунктах договора.

 Назначение участков земли, приобретаемых юридическими лицами:

  • возведение многоэтажного жилого дома, коттеджей на продажу, нежилых построек;
  • строительство торговых центров, магазинов;
  • проектирование развлекательных центров;
  • Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодностистроительство гостиничных комплексов, баз отдыха, ресторанов;
  • открытие предприятий, заводов, цехов;
  • создание коммунальных и других хозяйств;
  • огородничество, пчеловодство, садоводство;
  • проведение различных оздоравливающих мероприятий;
  • благоустройство, озеленение поселков, городов;
  • создание служб, обеспечивающих газопровод, водопровод и т.д.;
  • обеспечение инвестиционных компаний;
  • животноводство, сельское хозяйство;
  • реконструкция зданий;
  • завершение строительства.

Целевое назначение земли должно быть прописано в договорном документе. Арендатор обязан неукоснительно соблюдать все пункты.

Ограничения, предусмотренные законом, применяются индивидуально к определенным арендаторам. В соответствии с законодательными требованиями.

Сроки аренды земли могут быть различными, в диапазоне от года до 50 лет. Для возведения дома существует срок – от 3-х до 10 лет. Огородом можно пользоваться год и более. Сельское хозяйство разрешено вести в течение 10 лет. Без права возведения построек.

После оформления права собственности на возведенный объект, можно приобрести арендованный участок на основе льгот. Не исключено продление аренды.

Если по окончанию периода аренды срок не продлен по договору, либо не выкуплен участок, он может быть выставлен на торги.

Чтобы получить землю у государства, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодностиПриобретение справки у местного комитета о том, что наделом не владеют третьи лица, на ней нет построек.
  2. Получить план участка, кадастровый паспорт, провести межевание участка для постановки на кадастровый учет (кадастровая служба).
  3. Составление письма-заявления с уведомлением, с прошением предоставить надел.
  4. Написание заявления в земельный комитет для аренды участка.
  5. Получение распоряжения о праве на аренду.
  6. Подписание двухстороннего договора.
  7. Регистрация в уполномоченной организации.

При наличии более одного претендента на получение земли или в случае намерения дальнейшего выкупа аренда предоставляется через аукцион.

Для участия в аукционе требуется предоставить копию паспорта, ИНН, ЕГРЮЛ (ЕГРИЛ) — для юрлиц. Необходимо написание заявления на получение права допуска. Вносится требуемый задаток (прилагается квитанция).

Процедура нередко занимает немалый отрезок времени – до двух лет. Победителем выявляется лицо, готовое внести наибольшую сумму. Нередко в результате аукциона стоимость земли повышается в разы.

Чтобы получить надел, физическому, юридическому лицу нужно подать заявление на имя руководителя федерального органа исполнительной власти.

Если участок находится в распоряжении региональных властей, прошение подают в исполнительные органы. В муниципалитет заявление подается в случае, когда эта организация владеет наделом.

Выбрать объект доступно посредством объявлений, кадастровой карты. Требуемые документы оговариваются в договоре. После его подписания необходима регистрация в Росреестре.

Заявление о прошении предоставить надел рассматривают муниципальные, государственные органы, которым участок принадлежит.

Решение оформляется в письменной форме. Оно не должно противоречить законодательным правилам и нормам. Исход может сложиться в пользу просителя. Не исключены отказы.

Положительное

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Решение либо постановление куратора администрации может иметь отличия в зависимости от региона. Основная важность состоит в предоставлении права аренды.

В первую очередь в постановлении указано основание предоставления надела (законодательная база).

Затем описывается решение, включающее сведения:

  • ограничение территории;
  • размеры участка;
  • целевое назначение;
  • тип земли;
  • адрес, данные о месторасположении.

Текст решения должен содержать ссылки на документы, подтверждающие характеристики надела. Аренда несет определенные ограничения в правах пользования. В постановлении описаны основания для данного вида обременения. Должны быть указаны: стоимость надела, имена лиц, контролирующих государственную регистрацию.

Долгосрочная аренда предполагает возможность через 3-5 лет оформить право собственности. Цену за аренду надела формирует федеральная власть, опираясь на закон РФ.

Она зависит от следующих факторов:

  • цель;
  • площадь;
  • начальная ставка;
  • зональный коэффициент.

Муниципальные органы принимают решение о стоимости наделов, находящихся в их распоряжении. Начальная цифра на торгах не должна быть выше полутора процента от кадастровой цены. Если оценка отсутствует, арендная цена устанавливается в соответствии с рыночной.

Аренда земли для индивидуального строительства соответствует 0,6% от стоимости по кадастровому номеру. Общая сумма складывается из государственной пошлины, затрат на оформление, услуг кадастровой организации.

Отказ в предоставлении надела регламентируется законом Российской Федерации (статья 39.16 ЗК РФ). В ответ на запрос об аренде земли, находящейся в собственности муниципальной или государственной власти, случаются отказы. Речь идет об объектах, приобретаемых без аукциона.

Весомые основания для отрицательного решения:

  1. На заявителя не распространяется право получения надела без участия в аукционах.Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности
  2. Выбранный заявителем участок передан в собственность или долгосрочную аренду другим лицам (организациям).
  3. Заявленный участок принадлежит огородническим, садоводческим организациям (некоммерческим).
  4. Надел передан некоммерческой компании для индивидуального строительства (жилищного).
  5. На территории построено здание (в том числе незавершенное строительство), которое принадлежит третьему лицу.
  6. На участке расположены строительные объекты, принадлежащие муниципальной, государственной власти. Исключения: заявитель-владелец зданий, объекты можно приобрести в аренду.
  7. Изъятые из оборота наделы.
  8. Территория забронирована для муниципальных, государственных потребностей.
  9. Участок находится на территории, которой владеет другое лицо.
  10. В отношении надела ранее подписан договор о его эксплуатации с целью застройки. Либо он выставлен на торги.
  11. Намерения заявителя не соответствуют целевому назначению надела. Или он относится к временно запрещенным для использования.
  12. Масштабы участка, другие факторы не соответствуют нормативам эксплуатации в конкретном случае (огородничество, садоводство).
  13. Надел предназначен для строительства на базе Госпрограммы РФ.
  14. Участок не принадлежит муниципальным, государственным структурам.
  15. Нет четкого определения границ территории (требуется уточнение).
  16. Масштабы надела, указанные в заявлении не соответствуют плану.
  17. Участок предназначен для инвестиционных, коммерческих целей, а заявитель не является предпринимателем (инвестором).

Прошение должно содержать все пункты, которые рассматриваются административными органами для вынесения решения. В идеале они соответствуют всем требованиям: срок, цель, условия.

Как оспорить постановление?

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

В некоторых случаях приобретение конкретного участка имеет важность для гражданина. Если он считает действия органов, отказавших в аренде, неправомерными, может оспорить в судебном порядке.

Сначала необходимо изучить Земельный Кодекс РФ (статья 39.16), чтобы убедиться в неправомерности вынесения отрицательного решения.

Нередко отказ осуществлен в соответствии с законом. При этом судебные тяжбы не принесут ожидаемого результата.

Если заявитель считает отказ несоответствующим закону, он пишет исковое заявление и подает в суд. Прилагается документальная переписка с арендодателями, копии квитанций о платежах.

Суду необходимо привести аргументы, доказывающие, что отказ незаконный. Если правоохранительные органы подтвердят необоснованность отказа, претендент сможет получить право аренды.

В случае продления срока аренды необходимо внести оплату заблаговременно и проверить успешность платежа. Просрочки могут стать причиной в отказе дальнейшей аренды.

Повторно заявку подавать целесообразно в случае, если существуют шансы на ее одобрение. Например, претендент неправильно составил документы, не предоставил нужную информацию. Такие ошибки можно исправить самостоятельно, после чего подать прошение второй раз.

Заключение

Земельные участки в аренду имеют возможность приобретать коммерческие организации, предприятия, частные лица. Право предоставляется гражданам РФ и других государств.

Иностранные граждане и коммерческие организации арендуют землю в результате торгов. Такой подход позволяет обезопасить государство от непредвиденных обстоятельств. Иностранцы не наделяются правом выкупа арендованных наделов.

В случае, если администрация вынесла незаконное решение об отказе, его реально оспорить.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/predostavlenie

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Штрафы за нецелевое использование земли

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.
Читайте также:  Как правильно составить договор аренды квартиры

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

Замена земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Правомерно ли требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности

Вопрос: Правомерно ли требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности?

Ответ: Такое требование неправомерно при предоставлении земельного участка по договору аренды. Арендодатель отвечает за недостатки имущества, переданного в аренду, но по смыслу п. 1 ст. 612 ГК РФ не обязан производить его замену на аналогичный.

Таким образом, арендатор может выдвигать требование о замене, но удовлетворение такого требования является лишь правом арендодателя, принудить к исполнению требования арендодателя нельзя. К тому же следует учитывать особенности предоставления земельного участка в аренду, установленные ст. 39.

6 ЗК РФ (по общему правилу торги в форме аукциона).

Между тем если участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства гражданину в собственность и непригоден для этой цели, то требование о его замене на иной пригодный участок может быть признано правомерным.

Обоснование: Земельные участки для целей строительства, как правило, предоставляются по договору аренды.

Земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (ст. 22 ЗК РФ).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ), и отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках (п. 1 ст. 612 ГК РФ).

При этом обязанности производить замену предмета аренды на аналогичный законом для арендодателя не установлено. В соответствии с абз. 6 п. 1 ст.

612 ГК РФ арендодатель при выявлении недостатка арендованного имущества может произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, но из буквального содержания приведенной правовой нормы следует, что замена предмета аренды на аналогичный является правом, а не обязанностью арендодателя.

Арендатор в случае непригодности земельного участка целям строительства может воспользоваться правом, предоставленным ему п. 1 ст. 612 ГК РФ и потребовать по своему выбору, в частности, безвозмездного устранения недостатков земельного участка или возмещения своих расходов на устранение недостатков, потребовать расторжения договора и др. (абз. 3 — 5 п. 1 ст. 612 ГК РФ).

Кроме того, следует учитывать особенности предоставления земельных участков в аренду. Ранее действовавшая норма ст. 31 ЗК РФ о выборе земельного участка для строительства с 01.03.2015 утратила силу, земельные участки в аренду предоставляются по общему правилу на основе проведения торгов (ст. 39.6 ЗК РФ), в связи с чем «простая» замена земельного участка, как правило, невозможна.

Таким образом, требование о замене земельного участка, предоставленного для строительства, по причине его непригодности, неправомерно.

Источник: https://urist7.ru/zemlya/pravomerno-li-trebovanie-o-zamene-zemelnogo-uchastka-predostavlennogo-dlya-stroitelstva-po-prichine-ego-neprigodnosti.html

Мой сосед по даче забросил участок и перестал за ним смотреть

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Игорь К.

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги.

Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов.

Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Читайте также:  Запрос (заявление) на получение выписки из егрюл - образец

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет.

То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/uchastok-proschay/

8 советов, как доказать освоение земли и признать изъятие земли в связи с нецелевым использованием незаконным

При правильном обращении с собранными доказательствами можно рассчитывать на признание претензий госорганов несостоятельными.

Как доказать освоение земли и признать изъятие земли в связи с нецелевым использованием — незаконным.

Первое, учтите согласно п.5-3 статьи 44 Земельного кодекса, участки под ИЖС предоставляются на площадках, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения. Если нет центрального водоснабжения, то вы можете осваивать землю на площадках, где есть сети электроснабжения. Вместе с тем, согласно п.2 статьи 92 Земельного кодекса, если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения такого земельного участка исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой. Они должны указать сроки ввода в эксплуатацию указанных сетей и сооружений, а также точки подключения к ним.

Другими словами, если уж так получилось, что ваш участок или район не обеспечен линией электроснабжения, то есть, не обеспечен столбами, нет цивилизации, везде дикая природа, то знайте — срок освоения исчисляется с момента обеспечения вашего земельного участка инженерной инфраструктурой. Если вам предъявляют претензии, что вы не осваиваете землю и используете ее не по назначению, не волнуйтесь. У вас земельный участок изъять не смогут.

Между делом, путем подачи запросов в уполномоченные органы еще проверьте, есть ли на эту территорию проекты детальной планировки и генплан. Если они (акимат) выдали вам участки без проектов ПДП и Генплана, то это грубое нарушение Земельного кодекса и ни один земельный инспектор не заикнется у вас изъять участок.

Второе, знайте, если ваш участок оформлен на детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими возраста двадцати одного года, тогда ваш участок изымать по причине не освоения и не использования по назначению не вправе.

Третье, если вам отведен земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, то знайте, существуют сроки освоения и целевого использования.

Так, в частности, по вышеуказанным целевым назначениям, не используете землю в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию.

Если эти сроки все-таки не соблюдены, если вы можете доказать факт освоения земельного участка в течение данного периода, если после выявления факта неиспользования вы использовали в течении двух лет, но проверяющие не принимают ваши аргументы, несмотря на то, что имеете отчетные материалы подтверждающие факт освоения, бейте в колокола. Если вы не смогли использовать участок по назначению по причине наводнений, землетрясений, пожара и иных стихийных бедствий, это также освобождает вас от ответственности.

Четвертое, учтите, по каждому целевому назначению свои критерий к нецелевому использованию. В частности, если речь идет о пашне, как виду сельскохозяйственного угодия, то непроведение работ по обработке земельного участка под посевы сельскохозяйственных культур будет рассмотрено как нецелевое использование земли. В этом случае, вам необходимо документально доказать освоение земли. Согласно Правилам рационального использования земель сельскохозяйственного назначения №268 от 27 марта 2015 года, вы можете обосновать освоение земельного участка различными отчетными и статистическими материалами, наблюдениями формы № 4-СХ «Отчет об итогах сева под урожай», формы №29-СХ «О сборе урожая сельскохозяйственных культур», статистическими наблюдениями формы № 6-р «Сведения о наличии земельных угодий и посевных площадях в крестьянских или фермерских хозяйствах», плана севооборотов и другими документами. Другими словами, постарайтесь своевременно оформить и подать необходимую отчетную документацию, ведь в суде эти документы, (если они были правильно оформлены и приняты уполномоченными органами) могут быть использованы вами как доказательство освоения земельного участка.

Освоением земельного участка отведенного под сенокосы считается, если вы, во-первых, фактически проводите работы по сенокошению, во-вторых, если нет признаков деградации травостоя на вашем угодии. Если участок ваш зарос сорняками, кустарниками, мелколесьем, есть иные признаки деградации травостоя более двух лет, то это будет признано нецелевым использованием земельного участка.

Если речь идет о пастбищах, то согласно Земельного кодекса, а также Правил, если на вашем участке вы не пасли скот или его количество было меньше 20% от предельно-допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, то ваша деятельность может быть рассмотрена как неосвоение отведенного вам пастбища и использование не в соответствии с его назначением.

Если реально у вас нет возможности разводить огромный скот, просто посчитайте минимальный предел допустимой нормы скота на вашу площадь. Если взять образно, у вас 1 га для пастбищ, по норме района 20 голов скотины на один гектар, то минимально 20% нагрузки — это 5 голов сельскохозяйственной скотины, которые вы должны иметь у себя на участке.

Если ваши пастбища оказались мелкоконтурными и при землеустроительных работах оказались вкраплены среди пашни, многолетних насаждений, сенокосов, то на эту вашу площадь пастбищ минимальные 20% норма районной нагрузки скота распространяться не может.

Если же инспектор по контролю за охраной и использованием земель не учел этот аспект, тогда смело обращайтесь в районную прокуратуру.

Кстати, в рамках защиты воспользуйтесь отчетными материалами в госорганы, предусмотренные Правилом рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

В частности, формой № 24-СХ «Отчет о состоянии животноводства», статистическими наблюдениями, формой № 6-ж «Сведения о наличии скота и птицы, сельскохозяйственной техники и построек в крестьянских или фермерских хозяйствах».

Эти документы должны замолвить слово за вас в суде.

Пятое, если вы получили участок для целей строительства и на вас, как на собственника земельного участка, уполномоченный орган направил исковое заявление в суд на предмет принудительного отчуждения земельного участка в связи неиспользованием земельного участка в соответствующих целях, неосвоением без соответствующей возможности устранения нарушений земельного законодательства – то знайте, это неправильно. Вам они должны дать возможность устранить нарушения в течение 3 месяцев, которое они выявили, но в суд подать без этого они не вправе. Учтите, иск в суд уполномоченный орган может подать после применения всех мер предусмотренный пунктом 1 статьей 339 КоАП РК и только после истечения срока предписания. Согласно Приказа и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 7 «Об утверждении Правил выявления земельных участков, предназначенных для строительства объектов и не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан» за выявленные нарушения они могут повысить ставку земельного налога в 10 раз. Не исключено и применение мер административных взысканий. У них срок для принятия мер установлен один год. Строго следите, чтобы вам выдали письменное предписание, которое должно быть зарегистрировано с указанием даты вручения. Предписание об устранении нарушения как обременение регистрируется не только в журнале регистрации предписаний, но и подлежит госрегистрации согласно Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Шестое, если все-таки вы совершили это правонарушение (нецелевое использование земли), если факт не использования участка по назначению зафиксировали уполномоченные органы, то в суд на принудительное изъятие подать не могут.

Они согласно Земельного кодекса должны предоставить вам право в течение двух месяцев с момента получения предписания об устранении выявленных нарушений обратиться в акимат по месту нахождения земельного участка об изменении его целевого назначения.

Если уж акимат и территориальные уполномоченные органы откажут вам в изменении целевого назначения, то после этого они могут применить меры административного и иного взыскания за нецелевое использования земельного участка.

Учтите, лишения вас данного права, имеет принципиальное значение для перспективы применения дальнейших карательных мер в отношений вас.

Седьмое, согласно Земельного кодекса если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию.

При этом, согласно пункта 7 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» — проектная (проектно-сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после окончания ее разработки не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке. Другими словами, если к вам постучались злые проверяющие по причине не освоения и нецелевого использования земли, а у вас проектно-сметной документации иные сроки строительства, чем те, что предусмотрено Земельным кодексом, проводите новую экспертизу и пере утверждаете ПСД и работайте спокойно. Но для этого, потребуется смекалка обосновать целесообразность пере утверждения старой ПСД документации и проведения новой экспертизы проекта.

Восьмое, если вы, как собственник земельного участка или землепользователь, чувствуете ощутимое давление, несанкционированные угрозы применения силы, угрозы наступления каких-либо последствий для правообладателя со стороны земельных инспекторов.

Если у вас есть доказательства неправомерных действий со стороны чиновников обвиняющих вас в неосвоении земли, нецелевом использовании.

Если процесс проверки потерял объективность, соберите эти доказательства, уверяю при правильном обращении с этими материалами можно рассчитывать на признание претензии госорганов в нецелевом использовании незаконным, несостоятельным.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4876693-8-sovetov-kak-dokazat-osvoenie-zemli-i.html

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г.

N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Читайте также:  Расчет ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г.

N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания.

В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г.

N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

———————————

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе».

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

———————————

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

  • Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.
  • В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.
  • После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

———————————

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

  1. Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
  2. При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
  3. На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст.

30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст.

30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст.

30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома.

Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

  • Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.
  • Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
  • Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.
  • Читайте еще по данной теме:

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist1_6261.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector