Согласно российскому гражданскому законодательству, земельный участок в качестве недвижимого имущества является объектом права собственности и других вещных прав.
Права на землю возникают по основаниям, установленным Гражданским, Земельным кодексами, федеральными законами и должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Госрегистрация прав на земельный участок является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него определенного лица. Госрегистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на участок земли. Зарегистрированное право на землю может быть оспорено только в судебном порядке.
Участники отношений при госрегистрации
Регистрацию осуществляют лица, являющиеся собственниками или обладателями иных прав на земельный участок, другие лица в предусмотренных ФЗ № 218 случаях, с одной стороны, и государственный орган регистрации прав — с другой.
Госрегистрация прав на земельные участки проводится в отделениях федеральной службы Росреестра или через многофункциональные центры на местах.
Основания для госрегистрации
Регистрация прав на земельный участок проводится на основании заявления лица и представленных в законном порядке в орган регистрации прав документов.
Действующее законодательство предусматривает следующие виды прав на земельные участки:
- право собственности;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- право пожизненного наследуемого владения;
- право аренды;
- право безвозмездного срочного пользования;
- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
В список возможных оснований, по которым может быть проведена госрегистрация прав на землю, входят:
- акты органов государственной или местной власти, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) права на земельный участок;
- договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок в отношении участка земли (например, купли-продажи и т. п.);
- нотариальные свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу решения суда;
- акты о правах на земельный участок, выданные уполномоченными органами власти в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- межевой план, выполненный кадастровым инженером по результатам кадастровых работ;
- иные документы, предусмотренные ФЗ № 218.
Необходимые документы
При одновременной постановке земли на кадастровый учет подается единое заявление.
Заявление и документы могут быть представлены в орган регистрации прав:
- на бумажных носителях при личном обращении заявителя в любое территориальное отделение Росреестра или МФЦ, независимо от нахождения земельного участка;
- в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и отправленных по сети интернет на единый портал госуслуг.
Перечень необходимых документов:
- заявление о проведении госрегистрации прав (и кадастровом учете);
- гражданские паспорта участников правоотношений;
- нотариальная доверенность на представителя, которому правообладатель поручил проведение регистрации;
- документы, служащие основанием для проведения госрегистрации прав;
- межевой план земельного участка;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- иные, предусмотренные законом документы.
В зависимости от особенностей конкретной ситуации перечень документов может варьироваться.
Основные сведения, необходимые для регистрации, должны содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане участка.
Для подготовки межевого плана необходимо выбрать кадастрового инженера и представить ему необходимые документы на земельный участок. В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ участка, которые необходимо согласовать с владельцами смежных земельных наделов. Акт согласования должен прилагаться к межевому плану.
При совершении гражданских сделок с землей сторонам необходимо согласовать все условия. В договоре должна содержаться следующая информация:
- дата и место составления договора;
- необходимые сведения о сторонах договора;
- подробное описание предмета договора (кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования и т. д.);
- основания для заключения сделки;
- цена договора и порядок расчета между участниками (в случае возмездной сделки);
- порядок перехода прав на землю;
- наличие ограничений и обременений, сохраняющихся при переходе права собственности.
Все условия договора должны отвечать требованиям законодательства. Это будет проверено в процессе регистрации.
По условиям ФЗ № 218 продолжительность процедуры регистрации установлена следующим образом:
- семь рабочих дней — при представлении документов в отделение Росреестра;
- девять рабочих дней — в случае подачи документов в многофункциональный центр;
- три и пять рабочих дней соответственно, когда на регистрацию представляются нотариально удостоверенные документы по сделке.
После приема заявления регистратор вручит заявителю расписку, в которой будет указана дата получения итоговых документов.
Процесс регистрации прав на земельный участок делится на следующие этапы:
- прием от заявителя документов;
- проверка полноты состава поданных заявителем документов, их соответствия установленным требованиям оформления и содержания;
- проведение правовой экспертизы документов (проверка действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица и наличия ранее зарегистрированных (ранее заявленных) прав на подлежащий регистрации земельный участок;
- выявление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- при отсутствии каких-либо оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав на земельный участок — внесение соответствующих сведений о нем в ЕГРН. Он содержит информацию о существующих прекращенных правах на объекты правообладателей. Идентификация земельного участка в ЕГРН осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета;
- подготовка и выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельный участок, посредством совершения на представленных заявителем правоустанавливающих документах надписей о произведенной государственной регистрации прав.
Случаи отказа в госрегистрации
Отказ в регистрации прав на участок земли может произойти по следующим основаниям:
- право не подлежит государственной регистрации;
- акт госоргана или органа местного самоуправления признан недействительным;
- в процессе правовой экспертизы представленных документов выявлены противоречия между уже зарегистрированными правами и заявленными правами на земельный участок;
- правоустанавливающий документ о земельном участке свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на него;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют установленным требованиям закона;
- правообладатель не представил заявление, а также иные необходимые документы на регистрацию ранее возникшего права на земельный участок;
- с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
Регистрация официально закрепляет право собственности на землю в государственной базе данных ЕГРН.
Для подтверждения этого факта собственник земельного участка может получить в отделении Росреестра или МФЦ выписку из ЕГРН, а также удостоверенный договор с регистрационной отметкой.
В выписку из ЕГРН включается полное содержание кадастрового паспорта на земельный участок, в том числе его графическая схема с указанием площади и границ.
После регистрации собственник получает законную возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц и распоряжаться землей (при соблюдении правил категории земель и вида разрешенного пользования участков).
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.
Источник: http://lawyer-guide.ru/nedvizhimost/zemelnye-otnosheniya/registraciya-zemelnogo-uchastka.html
Раздел земельного участка
Раздел земельного участка
Раздел земельного участка – процедура отчасти землеустроительная, отчасти юридическая. Специфика земли как объекта права собственности, его высокая ценность для государства послужили причиной весьма сложной процедуры раздела, и также вызвали к жизни ряд ограничений, при наличии которых раздел невозможен.
Какие земельные участки нельзя разделить в натуре
Земельный кодекс РФ в ст.11.9 устанавливает следующие препятствия к разделу участков
- 1) образование чересполосицы (когда участки одного собственника разделены между собою «полосой», принадлежащей другому лицу);
- 2) невозможность использовать недвижимость (например, если в результате раздела и продажи части участка не соблюдаются требования о расстоянии от дома до забора);
- 3) слишком маленькая площадь (в результате раздела площадь хотя бы одного из новых участков ниже минимального размера земельного надела, установленного градостроительным регламентом или региональным законом, например, 6 соток для дачного строительства в Московской области).
Раздел земельного участка в собственности: порядок
Необходимость в разделе участка может возникнуть по следующим причинам:
- желание долевых собственников единого участка «застолбить» за собою индивидуальный надел с конкретными границами;
- желание совершить сделку с частью участка, оставив себе остальное;
- необходимость изменения целевого назначения части участка (например, владельцу участка для ИЖС или ЛПХ с целью постройки торгового здания).
Долевые собственники участка заключают между собою письменное соглашение о разделе, пояснив, кому какая часть достанется (иначе каждый из новых участков опять окажется у них в долевой собственности).
Если собственники не договорились, возможен раздел по суду: тогда основанием для образования новых участков будет решение суда.
Для единоличного собственника никаких специальных документов не требуется – он вправе разделить свой участок в рамках полномочия на распоряжение последним.
Раздел участка начинается с межевых и кадастровых работ. В результате их проведения Росреестр в своей базе ликвидирует как объект учета прежний участок и ставит на учет вновь образованные.
Затем происходит регистрация прав собственника на эти новые участки.
Если земля не была надлежащим образом оформлена (не установлены точные границы инструментальным путем на местности, отсутствуют документы о правах на землю), то предварительной стадией раздела является оформление имеющегося участка.
Как сделать размежевание земельного участка
Техническую часть раздела земельного участка выполняют специалисты землеустроительной организации или непосредственно кадастровый инженер. Они
- устанавливают границу «внутри» участка (по указаниям собственников или на основании судебного решения о разделе),
- готовят межевые дела на образовавшиеся при разделе участки,
- согласовывают границы участков с соседями, а также с собственниками разделяемого участка.
Затем необходимо присвоить участку адрес – этим занимается местный орган архитектуры (по городу, поселку, району). Собственникам необходимо подать заявление (можно 1 на все образуемые участки, согласно п.30 Постановление Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221). К заявлению прилагаются
- документы на разделяемый участок (документы на право собственности, кадастровый паспорт);
- схему расположения новых участков на кадастровом плане поселения.
Следующий этап – постановка новых участков на кадастровый учет (своими силами или с помощью кадастрового инженера) в ФГБУ «Кадастровая палата» Росреестра. Этот этап занимает 10 дней, если вся техническая часть выполнена правильно и нет противоречий с правоустанавливающими документами.
Оформление прав на вновь образованные участки
Следующий шаг к разделу земельного участка в натуре – регистрация прав на новые участки. В данном случае правоустанавливающими документами, которые обязательно подаются в Росреестр, могут быть:
- соглашение о разделе земельного участка и документы о праве долевой собственности на первоначальный участок;
- судебное решение о разделе участка;
- документы о праве собственности на первоначальный участок и договор, согласно которому право на один из вновь образованных наделов переходит к другому гражданину
- и др.
Кроме того, за право на каждый из новых участков нужно оплатить отдельную госпошлину: для земель ЛПХ, ИЖС, под гаражами, для садоводства и огородничества, сельхозземель – 350 руб; для прочих земель – 2000 руб. за 1 объект.
Раздел долей земельного участка сельхозназначения: особенности
Распоряжение сельхозземлями регулируется специальным законом – «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Он ограничивает применение общих правил распоряжения участком (в том числе и в отношении раздела) по количеству собственников:
- 5 и менее делят свой участок по соглашению сторон;
- более 5 оформляют раздел земли, межевание на общем собрании.
Стоит отметить, что провести общее собрание достаточно непросто: массивная и подробная ст. 14.1 закона «Об обороте земель…» № 101-ФЗ регламентирует этот процесс, начиная от способов извещения сособственников о собрании и заканчивая порядком принятия решения и способами его хранения.
Соответственно, лишь при наличии документов, подтверждающих принятие общим собранием собственников решения, возможно начать процедуру размежевания участка сельхозназначения, постановку вновь образованных сегментов его на кадастровый учет и оформление права собственности.
Итак, раздел земельного участка фактически представляет собою создание «с нуля» на месте размежеванного 2-х или более новых участков. В связи с этим придется заново поставить землю на кадастровый учет, получить в архитектурном органе адрес, обратиться за регистрацией прав.
Источник: https://terres.ru/articles/razdel-zemelnogo-uchastka
Регистрация права собственности на земельный участок в 2020 году
Время чтения 9 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Государственная регистрация права собственности на земельный участок является завершающим этапом закрепления полномочий законного владельца этого объекта недвижимости. Правила проведения регистрационных действий регламентированы в ГК РФ и нормах Федерального закона № 218-ФЗ.
Что эта такое
По правилам ГК РФ регистрационные действия проводятся в отношении юридически значимых действий с каждым объектом недвижимости, в том числе земельными наделами. Эту процедуру должны проходить все приобретатели – граждане, юрлица, частные предприниматели. Ключевые принципы регистрационных мероприятий заключаются в следующем:
- сведения, полученные службой Росреестра в ходе проверки представленных документов, включаются в единую федеральную базу данных ЕГРН;
- право собственности возникает только с момента внесения данных в указанный реестр, сам факт заключения договора с земельным объектом не повлечет юридических последствий без прохождения регистрации;
- с января 2017 года регистрационные действия проводятся одновременно с постановкой земельного объекта на кадастровый учет, если это мероприятие не было выполнено ранее.
Федеральный закон № 218-ФЗ определяет все общие и частные требования к регистрационной процедуре – перечень оснований для регистрации, список необходимых документов, порядок и способы обращения владельцев участка для закрепления прав.
Таким образом, в результате регистрационной процедуры сведения о возникшем или приобретенном праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН, а владелец участка приобретет комплекс способов и вариантов защиты своего права.
Основания для регистрации
Статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ регламентирован перечень возможных оснований, по которым может проводиться регистрация права собственности на земельный участок. В их состав входит:
- распорядительные акты властных органов, на основании которых выделяется земельный надел (например, постановление местной администрации о выделении участка многодетной семье);
- договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок (например, договор купли-продажи надела);
- свидетельство о праве на наследство, выданное в нотариальной конторе;
- решение судебного учреждения (например, решение суда о признании права собственности на землю);
- правоустанавливающие документы на землю, выданные до введения системы регистрационных действий;
- межевой план, изготовленный кадастровым специалистом – инженером по итогам кадастровых работ;
- иные документы или основания, зафиксированные в законодательных актах.
Все эти основания будут проверяться регистрационными органами при обращении за оформлением прав на землю.
Требования к документам
Регистрационные действия проводятся только на основании представленных документов. Неполнота представленной документации или ошибки при заполнении отдельных бланков могут повлечь отказ или приостановку регистрации. Для оформления права собственности владелец земли должен представить следующий комплект документов:
- заявление о проведении регистрационных действий (если одновременно проходит постановка участка на кадастровый учет, подается единое заявление);
- общегражданские паспорта всех участников правоотношений (например, сторон по гражданской сделке с землей);
- правоустанавливающие документы – свидетельство о праве (выдавалось до июля 2016 года), выписка из госреестра ЕГРН (выдается с июля 2016 года), свидетельство о наследстве, распорядительный акт органа власти и т.д.;
- документы, удостоверяющие проведение сделки (договор, передаточный акт);
- межевой план на участок, в котором закреплены границы земли и иные количественные и качественные параметры объекта;
- нотариальная доверенность на представителя, если ему поручена регистрация;
- платежное поручение, подтверждающее факт оплаты госпошлины (в настоящее время размер пошлины составляет 2000 рублей для граждан и 22 000 рублей для юрлиц).
Скачать бланк заявления на регистрацию земельного участка (Росреестр)
В зависимости от особенностей конкретной ситуации, состав документов может существенно расширяться. Например, для оформления права по итогам сделки с земельным объектом долевой собственности потребуется представить договор, удостоверенный в нотариальной конторе.
Ключевой набор сведений, который потребуется регистрационным органам, будет содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане на участок.
Для обращения за изготовлением межевого плана необходимо самостоятельно выбрать кадастрового инженера и представить ему все документы на земельный участок.
В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ надела, которые нужно согласовать с владельцами смежных земельных объектов. Такой акт согласования будет являться неотъемлемым приложением к межевому плану.
При совершении гражданских сделок с землей стороны должны согласовать все существенные и факультативные условия, после чего в договор включаются следующие пункты:
- данные о месте и дате составления документа;
- полные сведения о сторонах договора;
- детальное описание предмета договора – кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования, и т.д.;
- основания для заключения сделки;
- цена земли и порядок расчетов между контрагентами (если сделка носит возмездный характер);
- порядок перехода прав на землю;
- наличие ограничений и обременений, которые сохраняются при регистрации права собственности (например, частный или публичный сервитут).
Все условия договора должны отвечать требованиям законодательных актов, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Если земля приобретена в собственность путем приватизации из муниципального фонда, на регистрацию будет представлен не только выкупной договор, но и платежное поручение, подтверждающее оплату стоимости участка. На момент обращения в службу Росреестра нужно подтвердить полную оплату по договору, если иное не оговорено условиями выкупа.
Если основанием для регистрации выступает судебный акт, должностные лица Росреестра обязаны исполнить его точно по содержанию.
Для этого представленное судебное решение должно содержать точные сведения о правообладателе, а также о параметрах земельного объекта (кадастровый номер, адрес месторасположения, площадь и т.д.).
При необходимости, заявитель или государственный регистратор могут обратиться за разъяснением судебного акта.
Куда обращаться
Федеральный закон № 218-ФЗ допускает различные способы обращения за регистрацией прав на землю, граждане вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вариант. Обратиться за совершением регистрационных действий можно следующим образом:
- непосредственно в территориальное учреждение Росреестра, для этого можно предварительно записаться на прием по единому федеральному номеру;
- через систему Многофункциональных центров;
- путем заполнения электронной формы заявления через официальный портал госуслуг.
В каждом из перечисленных вариантов регистрационные действия будут проводиться должностными лицами Росреестра, а из МФЦ документы будут направлены в порядке межведомственного обмена информацией.
Способ обращения не влияет на результаты регистрации, в каждом случае все сведения о праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН. а правообладатель получит надлежащий правоустанавливающий документ.
Сроки регистрационной процедуры
Так как регистрационные действия входят в состав государственных услуг, сроки оформления прав на землю регламентируются на федеральном уровне. Согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ, продолжительность регистрационной процедуры определяется следующим образом:
- семь рабочих дней – при подаче документов напрямую в службу Росреестра;
- девять рабочих дней – при обращении правообладателя в Многофункциональный центр;
- три и пять рабочих дней соответственно, если на регистрацию поступают документы по сделкам, прошедшим нотариальное удостоверение (например, при оформлении прав на землю по итогам наследственной процедуры).
При обращении на регистрацию заявитель получает расписку, в которой будет указана дата обращения за итоговыми документами. Сокращение указанных сроков возможно только при наличии такой возможности у регистрационных органов, граждане не могут повлиять на продолжительность оформления документов.
Нюансы регистрационных действий на землю
Одновременно с регистрацией прав на участки могут возникать специфические нюансы и сложности, которые нужно учитывать заявителю. Выделим наиболее распространенные проблемные ситуации, которые могут возникать на стадии регистрации:
- если ранее на земельный участок были зарегистрированы ограничения или обременения, они сохранят свою силу, если иное не предусмотрено законом или соглашением;
- регистрация перехода прав на землю, при наличии зарегистрированного обременения в виде залога, допускается только при условии согласия залогодержателя;
- одновременно с регистрацией прав на землю могут проводиться аналогичные действия с объектами капитального строительства, размещенными на участке (например, регистрационные действия могут проводиться одновременно для жилого дома и участка под ним).
Также отдельные нюансы могут возникать при регистрации сделок продажи земли, если стороны предусмотрели порядок расчета после обращения в службу Росреестра. В этом случае до момента полного исполнения денежных обязательств будет установлен залог в силу закона, который впоследствии может быть снят.
При совершении односторонних сделок для проведения регистрационных действий достаточно заявления от самого правообладателя. Если на регистрацию представлен двусторонний договор, заявление будет подписываться обеими сторонами, а получить итоговые документы сможет сам новый собственник.
Что получает собственник после регистрации
С июня 2016 года надлежащим правоустанавливающим документом является только выписка из госреестра ЕГРН (до декабря 2016 года реестр носил название ЕГРП). Если собственник обращался за регистрацией до указанного момента, у него на руках будет свидетельство о праве. Этот документ сохраняет свое юридическое значение, обращаться за его заменой не нужно. Замена свидетельства на выписку ЕГРН будет происходить при первом последующем обращении в органы регистрации.
Также с января 2017 года собственнику земли не выдается кадастровый паспорт на участок. Вместо этого, содержание кадастрового паспорта полностью включено в выписку ЕГРН, в том числе графическая схема земельного надела с указанием его границ и площади. Ранее выданные кадастровые паспорта в настоящее время не применяются.
После регистрационных действий собственник не только приобретает возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц, но и может распоряжаться землей по собственному усмотрению – заключаться договоры, совершать возмездные и безвозмездные сделки, передавать землю во временное пользование. При этом должны соблюдаться правила категории земель и вида разрешенного пользования участков.
Источник: https://law03.ru/land/article/registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok
Государственная регистрация прав на образованные земельные участки
Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.
Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение сведений об участке в кадастр свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.
Во втором случае образование осуществляется не из конкретного участка, поэтому образование участка осуществляется впервые.
Исходя из способа образования участка, будет зависеть порядок государственной регистрации прав на него. Тем не менее, в обоих случаях регистрируются права в одном и том же органе – Росреестре и по одному принципу. Различается по большому счету только список документов, необходимых для регистрации.
Перед регистрацией права на участок надо учесть, что земля предварительно обязательно должна состоять на кадастровом учете. Если информации об исходном участке или участках, из которых образуются земли, нет в государственном кадастре недвижимости, то и права на новые участки зарегистрировать не получится.
Кадастровый учет — внесение Росреестром сведений о здании, помещении или земельном участке и их уникальных характеристиках (площади, месте нахождения, этажности и т.п.) в ГКН и присвоение строению уникального номера.
Каждому объекту в процессе кадастрового учета присваивается свой собственный, не изменяемый и не повторяющийся более нигде в России кадастровый номер, позволяющий однозначно выделить его из другого недвижимого имущества. Информация об учтенных объектах вносится в ГКН.
Участок или участки будут поставлены на учет в течение 10 дней после получения документов Росреестром. Заявление об учете могут подать собственники, владельцы имущества, их представители и другие лица. Кадастровый учет осуществляется Росреестром бесплатно.
Перечень бумаг для постановки образованных участков на кадастровый учет:
- Заявление по форме.
- Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, военный билет, загранпаспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя.
- Заверенная нотариально доверенность представителя заявителя, если документы подает он.
- Межевой план, заказанный у кадастрового инженера.
- Копия документа, удостоверяющего согласование границ нового участка.
- Копия бумаги, обосновывающей право заявителя на землю либо наличие обременения прав на нее в пользу заявителя.
- Копия бумаги, удостоверяющей принадлежность исходных участков к установленной категории земель.
- Копия документа, удостоверяющего санкционированное использование участков.
Форма заявки утверждена приказом Минюста № 34 от 2008 года. Скачать заявление об объединении участков можно здесь.
Этот список не является исчерпывающим, уточнять его, в зависимости от ваших целей и характеристик участков, рекомендуем у наших специалистов.
Новый участок или участки будут поставлены на учет в течение 20 рабочих дней с момента вручения пакета документов сотруднику Росреестра. Старые (исходные) участки при этом с учета будут сняты.
После этого Росреестр зарегистрирует права на образованный новый участок или участки, поставленные на учет. Одновременно с этим он зарегистрирует прекращение прав на исходный участок или участки. Таким образом, право собственности или владения перейдет со старого участка к новым, образованным.
Для регистрации прав на образованные участки надо оплатить государственную пошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей. Права будут зарегистрированы по истечению десяти рабочих дней с момента подачи заявки в Росреестр.
Документы для регистрации права на образованные участки:
- Документ, подтверждающий личность или правоспособность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность руководителя.
- Заверенная нотариусом доверенность представителя, если бумаги подает он.
- Заявка о прекращении права собственности на исходные участки.
- Заявка о регистрации права на созданный участок или участки.
- Решение об образовании участков, принадлежащих государству или муниципалитету, либо Соглашение об образовании участков, либо другой документ, на основании которого объединяются участки.
- Документы о праве на исходные земельные участки или участок. Они не нужны в случае, если право на земли уже было зарегистрировано.
- Письменное согласие на образование участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена законом.
- Бумага, подтверждающая согласие КГИОП, если оно требуется по закону.
- Копия брачного свидетельства, если образуемые участки находятся в общей собственности мужа и жены.
- Согласие залогодержателя на образование заложенных участков или дополнительное соглашение к договору об ипотеке земли.
- Документ об оплате госпошлины.
Форма заявления для регистрации прав граждан на участок утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Гражданам скачать заявление можно здесь.
Форма заявления для регистрации прав организаций на землю утверждена Приложением № 2 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Организациям скачать заявление можно здесь.
Этот список не является исчерпывающим, Росреестр имеет право потребовать дополнительные бумаги, в зависимости от обстоятельств.
Подать заявление может либо собственник участков, либо представитель государственного или муниципального органа, либо лица, которым такие земли переданы.
Если у вас имеются вопросы о регистрации прав на образованные участки, то узнать интересующие вас ответы можно у наших специалистов. Также вы можете воспользоваться помощью наших юристов по представлению ваших интересов в Росреестре, суде или прочих государственных, муниципальных или частных структурах для регистрации ваших прав.
Источник: https://nkk-russia.ru/service/oformlenie-zemli/gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-obrazovannye-zemelnye-uchastki/
Вопросы регистрации прав на вновь образованные объекты недвижимости
Рассматривая проблему вновь созданных объектов недвижимости, следует иметь в виду, что законодательством установлены три группы объектов: а) земельные участки, б) здания и сооружения, в) помещения.
В связи с этим возникает вопрос: все ли эти объекты могут быть вновь созданными? Вопрос со зданиями и сооружениями сомнений не вызывает, т.к. именно применительно к этим объектам используются соответствующие понятия (новое строительство, реконструкция).
Вопрос о земельных участках, на первый взгляд, имеет однозначный, но отрицательный ответ. Земля как объект по своей природе такова, что ее нельзя создать в смысле нового объекта недвижимости.
Земельный участок можно улучшать, изменять его назначение, возводить на нем здания, но «сделать» земельный участок как новую вещь нельзя. Но здесь все не так просто.
Во-первых, возможны ситуации, когда новый земельный участок возникает за счет бывшей территории водоемов в результате насыпки грунта.
Это может происходить как за счет обособленных водных объектов, которые статьей 130 ГК РФ отнесены к особой группе объектов недвижимости, отличной от земельных участков, так и за счет иных водных объектов, которые не отнесены к объектам недвижимости.
Рассматривая данную ситуацию, невозможно не прийти к выводу, что земельный участок является вновь созданным, поскольку ранее он физически не существовал. Очевидно в этом случае на такой земельный участок должны распространяться все нормы о порядке возникновения прав на новый объект.
Во-вторых, существует и еще одна ситуация, которая встречается гораздо чаще.
В отличие от зданий и сооружений, границы которых определены при их создании и могут измениться только в результате реконструкции, земельные участки таких границ не имеют, их границы устанавливаются произвольно и могут изменяться в зависимости от желания правообладателей без осуществления деятельности аналогичной реконструкции.
В частности, собственник одного земельного участка может разделить его на несколько участков, и, наоборот, собственник нескольких участков может объединить их в один. Для этого ему будет необходимо произвести землеустроительные работы и обратиться за проведением кадастрового учета вновь образованных участков или участка.
Как мы видим, в результате такого процесса образуются новые объекты недвижимости, которые ранее не существовали. Однако можно ли считать такие объекты вновь созданными в смысле, который придается данному понятию в Гражданском кодексе и Законе о регистрации? От ответа на этот вопрос зависит подход к порядку и моменту возникновения прав на эти объекты и процедуре регистрации этих прав.
Специфика таких объектов состоит в том, что, с одной стороны, они объективно являются вновь возникшими, а, с другой стороны, их с большой долей условности можно назвать «новой вещью, изготовленной или созданной лицом для себя»(п.1 ст.218 ГК РФ).
Если признать такие объекты вновь создаваемыми, то очевидно, что право на них будет возникать только с момента его государственной регистрации (ст.219 ГК РФ). А это значит, что распоряжение такими объектами возможно только после регистрации права на них.
Таким образом, чтобы выделить из состава принадлежащего ему земельного участка отдельный земельный участок и продать его, собственник участка сначала должен установить границы нового участка, провести его кадастровый учет, зарегистрировать право на него. Только после этого он может заключить договор купли-продажи нового участка, т.е.
дата такого договора не может быть раньше даты регистрации права на вновь образованный участок.
Однако такой подход регистрирующего органа далеко не всегда встречает поддержку в судах, которые признают незаконными отказы в регистрации договоров отчуждения вновь образованных земельных участков, основанные на том, что право на участки было зарегистрировано после заключения соответствующего договора.
В то же время аналогичный подход со стороны регистраторов к вновь созданным (путем строительства или реконструкции) зданиям и помещениям у суда сомнений не вызывает. Мотивируя признание незаконными отказов в первом случае, суд, как правило, ссылается на то, что право на соответствующую часть земли, не выделенную (или не объединенную) в установленном порядке в отдельный участок у лица существовало и до регистрации, в связи с чем заключение такого договора до регистрации права на участок в новых границах вполне правомерно.
В такой позиции суда есть определенная логика, которая подкрепляется и практикой взаимоотношений, складывающихся на рынке недвижимости.
Проведенные исследования показывают, что разделение и объединение земельных участков происходит в подавляющем большинстве случаев именно для совершения с вновь образованными участками сделок отчуждения, и, более того, такое разделение или объединение является актуальным для собственника лишь постольку, поскольку такая сделка будет совершена. Если же сделка по каким-либо причинам не состоялась, то для собственника утрачивается необходимость изменения границ участков, поскольку при совершении сделки с другим контрагентом может потребоваться установление совершенно иных границ. Ситуация с учетом новых земельных участков и последующей регистрацией прав на них в результате сделок отчуждения приобретает характер круга. С одной стороны, чтобы провести отчуждение части земельного участка его нужно выделить (путем землеустроительных работ и нового кадастрового учета) и зарегистрировать право на него. С другой стороны, если после проведения этой процедуры сделка не состоялась, собственнику для того, чтобы вернуться к прежнему состоянию границ, необходимо вновь проделать обратную процедуру.
Для того, чтобы определить правильный подход к земельным участкам, возникающим из ранее существовавших, необходимо установить, каким способом возникают права на них у обладателя права на ранее существовавший земельный участок.
Как отмечалось, закон делит способы приобретения прав на имущество на две группы — а) приобретение права собственности на новую вещь (п.1 ст.208 ГК РФ) и б) приобретение права собственности на имущество, которое имеет собственника (п.2 ст.218 ГК РФ). Вопрос состоит в том, к какой группе отнести приобретение права на рассматриваемые объекты.
Если относить эти объекты ко второй группе по способу приобретения прав, то мы столкнемся с явным противоречием этой позиции и содержания п.2 ст.218 ГК РФ.
Там сказано, что право на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении, либо в порядке универсального правопреемства(наследование, реорганизация юридических лиц).
Вполне очевидно, что содержанием данной нормы не охватываются случаи возникновения права на вновь образованные объекты у самого собственника ранее существовавшего объекта.
Представляется, что в данном случае мы имеем дело с особым способом приобретения права, который в силу его специфики нуждается в самостоятельной регламентации. К вопросу о возможных способах такой регламентации мы вернемся после рассмотрения аналогичных проблем применительно к таким объектам, как помещения.
Как и земельные участки, эти помещения могут разделяться и объединяться. Однако в этом плане помещения отличаются как от земельных участков, так и от зданий и сооружений.
Если разделение (объединение) земельных участков всегда не связано с изменением их физического состояния и осуществляется произвольно путем проведения землеустроительных и учетных процедур, а разделение или объединение зданий, наоборот, всегда связано с их реконструкцией, то в отношении помещений возможен как один, так и другой варианты.
Так, например, объединение двух квартир в одну или, наоборот, превращение одной квартиры в две всегда связано с проведением определенной реконструкции.
В отношении нежилых помещений возможен и вариант, когда разделение или объединение помещений происходит без каких-либо конструктивных изменений исключительно по желанию собственника и оформляется путем проведения нового технического и кадастрового учета.
Если в первом случае в правоприменительной практике существует однозначный подход, состоящий в том, что права на помещения, вновь образованные в результате реконструкции, возникают с момента регистрации, то в отношении второго варианта существуют разные подходы, а проблемы здесь абсолютно аналогичны тем, которые возникают при разделении или объединении земельных участков. Вот почему законодательное решение данного вопроса и для земельных участков, и для помещений должно быть одинаковым.
Как уже говорилось, здесь мы имеем дело с особым способом приобретения права, хотя, возможно, и термин«приобретение» является для данного случая не совсем точным, ибо собственник фактически ничего не приобретает (в том смысле, что у него не появляется ничего того, чего бы не было раньше). Поэтому речь в данном случае может идти об изменении прав лица на принадлежащую ему недвижимость.
Какова же правовая природа и основания такого изменения? Источником этого изменения прав, состоящего в изменении объектного состава собственности, являются действия (волеизъявление) собственника. Вполне очевидно, что эти действия представляют собой сделку, поскольку сделка — это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ). Также очевидно, что эта сделка односторонняя, поскольку для ее совершения необходимо и достаточно воли собственника(п.2 ст.154 ГК РФ). Вместе с тем эта сделка осложнена тем, что для ее реализации необходимо совершение определенных действий органами технического и кадастрового учета. Однако эти органы в сделке не участвуют, а лишь подтверждают ее соответствие закону в части определения новых границ объектов.
Итак, специфика прав, возникающих в результате объединения (разделения) объектов их собственником состоит в том, что основанием их возникновения является односторонняя сделка собственника, как лица уже обладающего правом на объект. Это не позволяет отнести эти объекты к вновь создаваемым, поскольку спецификой последних является то, что основанием возникновения права на них является деятельность по их созданию.
Поскольку данные объекты нельзя отнести к вновь созданным, к ним нельзя применять и норму ст.219 ГК РФ о возникновении права с момента регистрации. Очевидно, к этим объектам необходимо применять нормы о правах, возникающих из сделок с недвижимостью.
При этом нужно иметь в виду, что данная сделка не является сделкой отчуждения, в связи с чем к ней нельзя применять нормы, относящиеся к данному виду сделок.
Статья 164 ГК РФ говорит о том, что сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и Законом о регистрации.
Правоприменительная практика сегодня исходит из того, что сами сделки с недвижимостью подлежат регистрации лишь в тех случаях, когда об этом есть специальное указание в ГК. Поскольку совершение данного вида сделок гражданским законодательством вообще специально не урегулировано, следует прийти к выводу, что данная сделка как таковая является заключенной и действительной независимо от государственной регистрации.
В то же время, в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Но иное в отношении данной ситуации законом также не установлено, в связи с чем, с учетом действующего законодательства, следует считать права на разделенные (объединенные) объекты возникшими лишь после их государственной регистрации.
Таким образом, от чего ушли, к тому и пришли – по действующему законодательству до регистрации прав на рассматриваемые объекты заключение каких-либо сделок с ними невозможно, т.к. юридически право на них отсутствует.
В то же время потребности гражданского оборота объектов недвижимости требует иного подхода к возникновению прав на такие объекты. Поэтому следует отнести данные случаи к исключениям из общего правила, установленного п.2 ст.8 ГК РФ, и специально отразить данную ситуацию в Гражданском кодексе.
Для этого можно было бы ввести в п.2 ст.218 ГК РФ абзац второй следующего содержания:
«В случае разделения (объединения) собственником объектов недвижимого имущества без проведения реконструкции право собственности на образованные новые объекты приобретаются этим лицом с момента технического и кадастрового учета этих объектов».
Алексеев В. А., руководитель адвокатского агенства «Алексеев, Загараев и партнеры»,
доктор юридических наук.
12.05.2011
Источник: http://alekseev-adv.ru/issues/voprosy-registratsii-prav-na-vnov-obrazovannye-obekty-nedvizhimosti/
Разделил один земельный участок на несколько и продал. С какого момента считать срок владения новыми объектами?
Решение ФНС об определении сроков владения объектов недвижимости при исчислении налоговой базы для вновь образованных участков.
Суть дела
С 2011 года у налогоплательщика в собственности была земля. Спустя пять лет он разделил её на несколько участков, а еще через два года продал их.
Он подал документы на налоговый вычет, указав в декларации доход от продажи участков. По мнению налогоплательщика, он имел на это право: первоначальный участок до деления находился у него в собственности больше минимального срока владения.
Налоговая инспекция в ходе проверки доначислила налогоплательщику НДФЛ, пени и штрафы, т.к. участки находились во владении налогоплательщика менее 5 лет, то есть минимального предельного срока.
Налогоплательщик пожаловался в Федеральную налоговую службу (ФНС).
Позиция ФНС
- Право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат госрегистрации.
- Земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются новые объекты права собственности, утрачивают свое существование «с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки».
- Одновременно с госрегистрацией новых объектов, образованных при разделе земельного участка, происходит снятие с государственного кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходный объект.
ФНС указала, что при разделе земельного участка образуются новые объекты права собственности. Эти объекты получают новые кадастровые номера. При этом прежний участок как объект налогообложения прекращает свое существование.
«Срок нахождения в собственности образованных при таком разделе земельных участков для целей исчисления и уплаты НДФЛ следует исчислять с даты регистрации вновь образованных земельных участков в ЕГРН».
Значит, указали в ФНС, решение инспекции о доначислении налогов было правильным.
Материал подготовлен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики. По вопросам оказания экспертных, оценочных и юридических услуг вы можете обращаться по телефону: +7 (800) 500-76-44
Источник: решение ФНС № СА-4-9/20286@ от 04.10.2019.
По теме:
Когда не нужно платить налог с продажи квартиры?
Продал унаследованную квартиру. А налог нужно платить?
С какого момента считать срок владения недвижимостью, которая перешла в собственность физлица по решению суда?
Источник: https://ceur.ru/news/finansy_i_nalogi/item358941/
Вновь образованных земельных участков — вопрос №6107597 от 16.02.2015
Теперь необходимо поставить на кадастровый учет вновь образованные земельные участки.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (ч.1 ст. 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Такими органами кадастрового учета являются филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской федерации.
- При этом с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов может обратиться как собственник земельного участка (заявитель), так и его представитель, действующий в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
- Кроме заявления о кадастровом учете заявитель должен представить:
- 1) межевой план;
- 2) документ, удостоверяющий личность заявителя или нотариально удостоверенную доверенность (в случае, если заявление подает представитель собственника);
- 3) нотариальная копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости.
При этом представление копии свидетельства о праве собственности и доверенности не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета или многофункциональным центром возвращается заявителю или его представителю при выдаче расписки в получении документов.
- Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены заявителем или его представителем в орган кадастрового учета:
- а) непосредственно в орган кадастрового учета
- б) через многофункциональный центр
- в) направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
- Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.
- За государственный кадастровый учет государственная пошлина не взимается.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. При этом заявителю или его представителю выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости на каждый вновь образованный земельный участок.
Источник: https://www.9111.ru/questions/6107597/