К закупке допущен участник, руководителем которого является работник заказчика

Перед тем как подать заявку на участие в государственных закупках, организации (предпринимателю) необходимо оценить, соответствует ли она общим и специальным требованиям к участникам. Если не соответствует, то заказчик отстранит участника от участия в закупке.

Где установлены требования к участникам закупки

Единые требования ко всем участникам установлены в части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Специальные (дополнительные) требования к участникам закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие требования определяет постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее – Дополнительные требования).

Заказчик обычно дублирует общие и специальные требования в извещении о закупке. При этом он не вправе их менять или устанавливать свои (ч. 6, 7 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушает это правило, то заинтересованное лицо может обжаловать закупку.

Однако есть одно исключение – заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, заказчик вправе установить в извещении о закупке требование и об отсутствии информации в реестре об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие информации в реестре недобросовестных поставщиков – единственное требование, которое может установить заказчик по своему усмотрению. Все остальные требования к участникам определены нормативно.

Каким общим требованиям должен отвечать участник закупок

К общим требованиям относятся следующие.

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям, которые устанавливает закон к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч.

1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это, например, требования о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению определенных работ и т. п.

Заказчик должен продублировать соответствующие требования закона в извещении о закупке. Это актуально, например, в случае, если он проводит аукцион на право заключить контракт на проведение медицинского осмотра.

В такой ситуации закупочная документация должна содержать условие об обязанности участника предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с выполнением работ (услуг) по проведению медицинских осмотров предварительных и периодических (п. 46 ч. 1 ст.

12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Участник либо заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган или суд, если вопреки требованиям закона в документации:

  • отсутствует требование о предоставлении необходимых документов (например, лицензии);
  • установлены чрезмерные требования о предоставлении документов (например, заказчик установил требование о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов, хотя объектом закупки является утилизация медицинских отходов, которая лицензированию не подлежит (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. № Ф09-3055/15 по делу № А60-46644/2014)).
  • Вправе ли заказчик в закупочной документации установить требование о том, что лицензия участника должна быть действительна в течение всего времени действия контракта?
  • Нет, такое требование неправомерно.

Если срок действия лицензии оканчивается, например, во время проведения работ по контракту, участник может ее продлить (постановления ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А40/570-11 по делу № А40-33098/10-119-167, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. № 13АП-17131/2015, 13АП-17128/2015 по делу № А21-826/2015).

Однако если срок действия лицензии истекает до заключения контракта, то заказчик вправе отклонить заявку такого участника (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898, решение ФАС России от 13 августа 2015 г. № КГОЗ–358/15).

Участник не имеет лицензии, требуемой в документации о закупке. Достаточно ли того, что лицензия есть у субподрядчика, которого участник намерен привлечь к исполнению контракта (документация о закупке допускает такое привлечение)?

Да, достаточно.

Такой вывод следует из судебной практики. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал незаконным отклонение заявки предпринимателя из-за отсутствия требуемой лицензии (постановление от 27 мая 2015 г. № Ф04-17596/2015 по делу № А03-11846/2014). Основанием послужили следующие факты:

  • документация об аукционе допускала привлечение субподрядчика;
  • предприниматель приложил к заявке копию лицензии субподрядчика;
  • предприниматель заключил договор (копия приложена к заявке) с субподрядчиком на выполнение работ, лицензия на которые у него отсутствовала.

2. Участник не является банкротом, в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство или запущена процедура ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Участник является банкротом, если в отношении него суд вынес соответствующее решение, вступившее в законную силу, и открыл конкурсное производство.

3. На дату подачи заявки деятельность участника не должна быть приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это требование означает, что суд (а в случаях, установленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, должностные лица Ростехнадзора) не назначил участнику наказания в виде приостановления деятельности.

4. Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший финансовый год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Исключения составляют суммы задолженности, в отношении которых:

  • предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
  • проведена реструктуризация;
  • вступило в законную силу решение суда о признании обязанности участника по уплате этих сумм исполненной;
  • принято решение о признании их безнадежными ко взысканию.

Участник соответствует требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

5.

Участник закупки – физическое лицо либо руководитель участника закупки, члены коллегиального органа или главный бухгалтер юридического лица не должны иметь судимость за преступления в сфере экономики (исключение составляет снятая или погашенная судимость) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Кроме того, указанные лица не должны быть дисквалифицированы, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки.

Внимание! Судимость должна отсутствовать у всех перечисленных лиц. В ином случае заказчик вправе отклонить заявку.

Несмотря на то что в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указан союз «или», заказчик может рассматривать отсутствие в заявке сведений, например о главном бухгалтере, как сокрытие информации. Косвенно такой вывод подтверждает решение Восьмого апелляционного суда.

В рассмотренном деле участник не представил сведения о судимости главного бухгалтера. Заказчик на этом основании отклонил вторую часть заявки. Суд признал действия заказчика неправомерными в связи со следующим.

Использование в законе союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность участника отразить в заявке информацию об отсутствии судимости как у руководителя, так и у главного бухгалтера. Однако суд принял во внимание тот факт, что у участника руководитель самостоятельно ведет бухучет.

Значит, участник не скрыл от заказчика какие-либо сведения (постановление от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015 по делу № А75-3228/2015).

6. Участник должен обладать интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик получает права на них (п. 8 ч. 1 ст.

31 Закона № 44-ФЗ).Исключение составляют случаи, при которых заключается контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Несмотря на то, что данное требование специфично, заказчик его автоматически включает в извещение о проведении закупки.

7. У участника не должно быть конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).К конфликту интересов относят брак и родственные связи между:

  • руководителем, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим заказчика и
  • руководителями, членами органов управления, учредителями, выгодоприобретателями юридического лица – участника закупки или физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) – участника закупки.

Выгодоприобретатели – это физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Это значит, что участник не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон. Перечень таких зон установлен в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каким специальным требованиям должен отвечать участник закупки

В настоящее время действуют Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляют путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых участники проходят предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, которые проходят в два этапа и победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах и предложивший наилучшие условия во втором (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия (ч. 10 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа (ч. 14 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых аукционов, то есть аукционов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену (ч. 1, 6 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

К ним относятся, например, требования к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В течение какого срока участник должен соответствовать требованиям

Участник должен соответствовать всем перечисленным требованиям с момента подачи заявки и до заключения контракта.

Читайте также:  Как начисляются северные надбавки - в хмао, янао, до и после 30 лет?

Заказчик может отстранить от участия в закупке на любом этапе до момента заключения контракта, если участник:

  • не соответствует требованиям или
  • предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия.

Такой вывод следует из части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако после того, как контракт будет заключен, участник может, например, приобрести задолженность по налогам безо всяких негативных последствий для себя (определение Верховного суда РФ от 17 декабря 2014 г. № 67-АПГ14-14).

Если организация (предприниматель) соответствует предъявляемым требованиям, располагает необходимыми материальными ресурсами, производственными мощностями и кадровыми резервами для выполнения обязательств по закупке, то она может принять участие в проведении закупки.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki_rekomendacii_ispolnitelju/kakim_trebovanijam_dolzhen_sootvetstvovat_uchastnik_zakupok/122-1-0-3107

Государственные и муниципальные закупки

4.1. Порядок организации деятельности, условия выбора между созданием Контрактной службы и назначением контрактного управляющего предусмотрены ст. 38 Закона о контрактной системе. Суть деятельности контрактной службы и управляющего одна, она состоит в обеспечении планирования, осуществления закупок и сопровождения исполнения контракта.

Контрактная служба представляет собой совокупность должностных лицзаказчика (объединенных в отдельное структурное подразделение или состоящих в разных подразделениях), выполняющих функции по осуществлению всех закупок заказчика под общим руководством.

То есть создание нескольких контрактных служб для одного заказчика, равно как и назначение в состав контрактной службы лица, не являющегося должностным лицом заказчика, не предусмотрено. Руководителем контрактной службы может быть руководитель подразделения (при создании отдельного подразделения) или руководитель заказчика (заместитель руководителя).

Контрактный управляющий — это должностное лицо заказчика, ответственное за планирование, осуществление закупок (одной, нескольких), исполнение контрактов (одного, нескольких).

Кроме общего функционала, реализуемого контрактной службой, контрактным управляющим общими также являются требования к их профессиональной подготовке. Обязательные требования к уровню образования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070. В течение переходного периода (до 1 января 2017 г.

) допускается наличие высшего профессионального образования (в любой сфере, в том числе в сфере закупок) или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. С 1 января 2017 г.

требования включают наличие высшего профессионального образования в сфере закупок или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.

В нем отражена основная цель вида профессиональной деятельности, которая состоит в контроле и управлении закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. В частности, выделены группы занятий, указаны трудовые функции и их характеристика в соответствии с квалификационным уровнем.

Рабочим документом по вопросам создания и организации деятельности контрактной службы является Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Обязанность создания контрактной службы возникает у заказчика, если СГОЗ превышает 100 млн руб.

, в остальных случаях заказчик вправе создать службу или назначить управляющего. Таким образом, заказчик ежегодно при определении СГОЗ должен определять необходимость создания службы.

Поскольку контрактный управляющий, по сути, заменяет собой деятельность контрактной службы (когда заказчик не обязан ее создавать), то можно говорить о единстве функций и полномочий между ними, хотя прямо это правовыми нормами не предусмотрено.

Вопрос определения структуры и численности состава контрактной службы находится в ведении заказчика, единственный момент — в ее составе должно быть не менее двух человек (п. 7 Типового положения).

В случае комплексной централизации закупок заказчик, передающий уполномоченной организации (уполномоченному учреждению) функции по планированию закупок, определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, тем не менее, обязан создать контрактную службу, поскольку полномочия по ведению претензионно-исковой работы сохраняются за заказчиком.

Меры, направленные на предотвращение конфликта интересов и возникновения коррупционных рисков, касаются в основном деятельности руководителя контрактной службы.

В частности, участник закупки может быть отстранен от участия в закупке, если участник (руководитель участника) закупки состоит в браке с руководителем контрактной службы или является его близким родственником, усыновителем или усыновленным (п. 9 ч. 1 и ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной службе).

Также близкий родственник, усыновитель или усыновленный руководителя контрактной службы не может быть привлечен к проведению экспертизы (ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной службе). В отношении контрактного управляющего остановлены ограничения, аналогичные ограничениям в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы.

Во избежание конфликта интересов руководитель контрактной службы должен оптимизировать распределение должностных обязанностей и персональной ответственности между сотрудниками, например, установив запрет на совмещение функций сотрудника контрактной службы и комиссии заказчика.

Для организации деятельности контрактной службы заказчик формирует и утверждает три документа — приказ (возможен иной вид документа), положение о контрактной службе и должностные инструкции (регламенты) руководителя, сотрудников контрактной службы.

Обратить внимание следует на дату утверждения приказа — не позднее начала финансового года (при превышении СГОЗ установленного лимита в 100 млн руб.

), а при превышении лимита в течение финансового года, приказ утверждается не позднее даты доведения решения об утверждении дополнительных объемов финансирования.

Для организации деятельности контрактного управляющего заказчику также необходимо сформировать и утвердить приказ о назначении и должностную инструкцию (положение). Целесообразно также отразить функции и полномочия руководителя, сотрудников контрактной службы, контрактного управляющего в трудовом договоре.

  • Основными функциями и полномочиями контрактной службы и контрактного управляющего являются (состав меняется при централизации закупок):
  • • разработка и размещение в ЕИС плана, плана-графика закупок, подготовка и размещение вносимых в них изменений;
  • • подготовка и размещение в ЕИС извещения, документации о закупках;
  • • подготовка и направление приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • • обеспечение осуществления закупок, включая заключение контракта;
  • • обеспечение разъяснительной работы, предоставление документов и информации о закупках органами (организациями), осуществляющими контроль в сфере закупок, ведомственный, общественный контроль;
  • • подготовка документов и участие в претензионно-исковой работе;
  • • организация и участие в консультации с поставщиками;
  • • выполнение иных полномочий, предусмотренных регламентом (положением).
  • Важно знать

Исходя из цели создания контрактной службы, назначения контрактного управляющего (обеспечение планирования, осуществление закупок, сопровождение заключения и исполнение контракта) следует, что они обязаны обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных Законом о контрактной системе, И хотя их функции и полномочия определены в Типовом положении (п. 13—17), детализация содержания таких функций и полномочий в настоящее время отсут­ствует и оставлена на усмотрение заказчика.

Руководитель, работники контрактной службы, контрактный управляющий, признанные в установленном порядке виновными в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут ответственность, в том числе административную, дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную.

В рамках осуществления административного производства контрактная служба, контрактный управляющий обязаны исполнить предписания (об устранении нарушений), представления (об устранении причин и условий совершения правонарушения). Следует учесть, что они несут административную ответственность как должностные лица.

Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется за допущение нарушений законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством о труде и видах государственной и муниципальной службы.

Применение мер гражданско-правовой ответственности осуществляется по общим основаниям, например по требованиям о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате совершения неправомерных действия (бездействия).

С таким требованием может выйти в порядке регресса требований заказчик к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему.

Уголовная ответственность наступает за виновное совершение противоправных общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, в частности, такие составы преступлений, как ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление полномочиями (ст. 201).

4.2.

Комиссию по осуществлению закупок создает заказчик (приказ о создании комиссии по осуществлению закупок) для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по конкурентным способам закупок (для закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется). При принятии решения о создании комиссии заказчик определяет ее вид, состав и порядок работы. Заказчик создает комиссию до начала проведения закупки (не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки).

Наиболее распространенной практикой является оформление приказом решения о создании комиссии. В приказе указывается вид комиссии, персональные данные и должности председателя и членов комиссии, порядок работы комиссии. Приказ утверждается руководителем заказчика (уполномоченным лицом) до начала проведения закупки.

  1. Частой практикой также является установление порядка работы комиссии в отдельном документе (положении о комиссии по осуществлению закупок). В положении следует указать:
  2. • требования к численности, образованию, квалификации членов комиссии;
  3. • организационную структуру, порядок взаимодействия, подчинения, замены, делегирования полномочий внутри комиссии;
  4. • порядок взаимодействия комиссии с иными подразделениями заказчика;
  5. • порядок участия приглашенных лиц в деятельности комиссии (сотрудников заказчика, экспертов), консультирования (обращения в специализированные организации, государственные, муниципальные органы власти и управления);
  6. • порядок и сроки надлежащего уведомления членов комиссии о месте,дате и времени проведения заседания;

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=22795

Кто такой коллективный участник закупки по нормам 223-ФЗ, и какие требования к нему предъявляются?

223-ФЗ позволяет участвовать в проводимых закупках не только отдельным лицам, но и объединениям в лице коллективного участника. Подобная возможность для них закреплена ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.

Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ: кто такой коллективный участник

Определение коллективного участника закупки приведено в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. Здесь сказано, что под ним понимается выступающее на стороне одного участника объединение:

  1. Юридических лиц независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы, местонахождения капитала и прочих условий.
  2. Физических лиц, в том числе в статусе индивидуальных предпринимателей.

Такое объединение должно соответствовать требованиям заказчика к участникам закупки, согласно положению о закупке. Смешанная форма коллективного участия (состоящая одновременно из физических и юридических лиц) законодательно не предусмотрена, хотя и прямо не запрещена.

Стоит отметить, что по 44-ФЗ допускается только индивидуальное участие в закупке, тогда как 223-ФЗ предоставляет такую возможности и коллективам.

Коллективное участие допускается в любой закупочной процедуре, проводимой по нормам 223-ФЗ, если только прямо это не запрещено закупочной документацией (при этом законодательно запрещено без оснований ограничивать численность участников).

Оно может потребоваться, если требования закупки подразумевают наличие у юрлица или физлица обширного спектра разнонаправленных видов деятельности (например, при проведении строительных работ), а по отдельности они не обладают нужными мощностями.

Важно понимать, что под коллективным участием понимается заключение контракта одновременно с несколькими лицами, а не с одним генподрядчиком, который в дальнейшем будет привлекать посредников для выполнения договорных условий.

Читайте также:  Можно ли переоформить ип на другого человека

Требования, предъявляемые по нормам 223-ФЗ

Требования к коллективным участникам, если такие допускаются до торгов, должен прописать заказчик в Положении о закупке и закупочной документации. Такие требования на практике обычно включают в свой состав:

  1. Правоспособность членов коллектива: например, наличие у его лиц необходимых допусков, лицензий, оборудования и специалистов с соответствующим опытом работ.
  2. Права участников на участие в закупочной процедуре, в частности, на подачу заявок, подписание контракта, протоколов и пр.
  3. Указание на то, что организация может входить в состав только одного коллективного участника и не может быть частью другого участника закупки.
  4. Отдельные требования к коллективным участникам и к заключенным ими соглашениям об образовании коллективного участника: требования, которые обязаны исполнять все члены (например, отсутствие информации о них в РНП); которые должен исполнять один из членов коллективного участника (например, о наличии допуска на устройство систем вентиляции); по которым параметры всех участников коллектива могут суммироваться (например, с точки зрения количества выполненных аналогичных договоров, по параметрам финансовой устойчивости и пр.). Например, заказчиком установлено требование о наличии 20 успешно выполненных аналогичных контрактов. У одного члена коллективного участника таких 5, у другого – 16. Соответственно, по отдельности ни один из них не отвечает требованиям закупки, а при суммировании данных показателей их участие допускается. При этом квалификация участников оценивается не на основе суммирования показателей, а путем определения лучшего из них среди участников закупки.

Если речь идет о закрытой закупке, то заказчик должен дополнительно прописать, может ли принять участие в ней лицо в составе коллективного участника, которое не было персонально приглашено для участия в закупке.

Ответственность среди коллективных участников

Коллективные участники закупки несут ответственность по договору в двух формах:

  • индивидуальную ответственность каждого участника по обязательствам, связанным с закупкой;
  • солидарную ответственность за полное и своевременное исполнение обязательств по контракту.

Согласно ст. 321-325 ГК, члены коллектива обладают равными правами и несут солидарную ответственность перед покупателем их услуг. Если между участниками коллектива подписан договор простого товарищества, то они должны будут отвечать по всем обязательствам независимо от причин возникновения обязательств по ч. 2 ст. 1047 ГК.

Участники договора несут ответственность не только перед заказчиком, но и друг перед другом. В частности, за обеспечение сохранности и ценности имущества, которое находится в их пользовании, и при причинении ущерба имуществу. В последнем случае виновная сторона выплачивает пострадавшей полную стоимость утраченного имущества или стоимость его восстановления.

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ

В какой форме должны быть объединены лица для того, чтобы принять участие в закупке законодательно, не определенно. Обычно они участвуют в закупках в двух вариантах:

  1. Участники коллектива подают единую заявку на  участие в торгах, которая подписывается каждым членом. При признании данного коллективного участника победителем торгов и при заключении договора заказчик подписывает договор с каждым участником коллектива.
  2. Заявка передается в рамках договора простого товарищества, подписание которого регламентируется Гражданским кодексом (гл. 55 ст. 1041-1054). Такой вариант предполагает, что участники коллектива сами согласуют между собой все правовые нюансы взаимоотношений. Данный вариант является предпочтительной формой организации коллективного участия, так как позволяет формализовать всю закупочную процедуру.
  • В первом случае участникам следует составить отдельный проект договора или приложение к договору, в котором в отношении каждого участника будут определены: распределение зон ответственности, объемов работ, сроков выполнения работ, ответственности участников, способы расчетов за выполненные работы и пр.
  • В закупочной документации при таком варианте участия коллектива заказчику следует прописать, кто из участников попадет в реестр недобросовестных поставщиков при отказе от подписания договора после победы в закупке: один из участников коллектива либо все участники.
  • Если участники закупки выбрали вариант, основанный на коллективном участии в рамках простого товарищества, то им следует определиться с правами и обязанностями каждого участника при принятии участия в закупочных мероприятиях при исполнении условий контракта; распределить объемы товаров и услуг, которые будут поставлены каждым участником и назначить сроки поставок; определиться с участником коллектива, который будет представлять интересы участников коллектива, входящего в состав объединения и осуществлять все операции по исполнению договора, включая взаиморасчеты;  определиться с ответственностью каждого участника по обязательствам, которые связаны с участием в процедуре, и солидарной ответственностью за полное исполнение договорных условий.

Составление соглашения

Рассмотрим особенности соглашения коллективного участника закупки, которое оформляется в форме договора простого товарищества. Он оформляется с учетом положений ст. 1041 ГК РФ. Такой договор могут заключать как юридические лица, так и предприниматели.

В соглашении коллективных участников закупки должны быть прописаны следующие моменты:

  1. Предмет соглашения: объединение участников для участия в конкурсе и реализации контракта.
  2. Права и обязанности каждого участника коллектива. Они могут затрагивать как выполнение договорных условий, так и распределение продуктов их деятельности.
  3. Размер выполненных работ (объем поставленных товаров) каждого из участников и сроки.
  4. Указан главный участник, на которого можно возложить обязанность по проведению переговоров, подписи важных документов и работу с заказчиками.
  5. Установлены четкие сроки действия соглашения.
  6. Порядок взаиморасчетов между сторонами, условия распределения прибыли и убытков.
  7. Особенности пользования совместной собственностью и вклад каждого участника (например, один предоставляет в пользование производственные мощности, второй – автотранспортные средства). Совместной собственностью участники могут пользоваться на основании заявлений.
  8. Солидарная ответственность сторон по обязательствам.
  9. Приведено указание на то, что соглашение не допускается изменять без одобрения заказчика.
  10. Порядок расторжения договора.
  11. Даты и подписи сторон.

Стороны по своему усмотрению могут прописывать в данном соглашении и иные условия. Законодательно отсутствуют установленные требования к составу и порядку подписания данного договора, поэтому он оформляется в свободной форме.

Алгоритм организации коллективного участия

Алгоритм подачи заявки от коллективного участника законодательно не установлен. Коллективное участие в закупках по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1.  Подготовительный.

На этом этапе участники подписывают договор простого товарищества и оформляют доверенность в пользу одного из участников на оформление закупочной документации.

Этап 2. Подача заявки на участие в закупке.

Ответственный участник коллектива готовит и подает заявку на участие в закупке, указывая в ней, что он выступает от лица коллективного участника. Сама форма подачи информации для заявки может определяться закупочной документацией.

В состав заявки, помимо прочих сведений, допускается включить сведения о правоспособности участника коллектива (это учредительная документация, копии лицензий и допусков), сведения об опыте участников и их ресурсном обеспечении, копия подписанного соглашения об образовании коллективного участника. Важно учесть, что участники из состава коллектива не могут подавать заявки по отдельности.

Этап 3. Рассмотрение заявок на участие в закупках.

Для того чтобы заявка на участие в закупке прошла процедуру одобрения, она должна соответствовать ряду условий: все участники объединились для участия в конкурсе; они способны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства; заявка соответствует требованиям конкурсной документации. Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то заявка подлежит отклонению.

Этап 4. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие заявки и определяет победителя.

Если предложение от коллективного участника было признано лучшим, то с ним подписывают контракт.

Заключение контракта с несколькими участниками закупки

Обычно заказчик в закупочной документации прописывает условие, согласно которому, закупочная комиссия наделена правом отклонения заявки на участие, а заказчик – на расторжение договора в одностороннем порядке, если выяснится, что из коллективного участника вышла одна или даже несколько организаций. При этом оставшиеся участники в составе коллектива по объективным основаниям не смогут самостоятельно исполнить свои обязательства по договору (поставить нужные товары или оказать соответствующие услуги).

В случае если заявка коллективного участника полностью соответствует установленным требованиям, то между представителем коллектива и заказчиком по 223-ФЗ подписывается соглашение.

Порядок подписания подобного контракта и его содержание определяется сторонами самостоятельно на основании письма Минэкономразвития РФ  от 2016 года №Д28и-2071.

Таким образом, участники закупок могут объединяться в случае необходимости реализации контракта с условиями, которые сложно исполнить одному поставщику. Коллективный участник может быть объединением физических или юридических лиц.

Такой коллектив участников может оформить свои правоотношения в форме договора простого товарищества, который предусмотрен требованиями ст. 1041 Гражданского кодекса. Контракт с заказчиком подписывает один из участников, который наделен соответствующими полномочиями от лица коллектива.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/kollektivnyj-ucastnik.html

Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус

В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.

Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.

Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Читайте также:  Ндс при оказании услуг между резидентами россии и белоруссии

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.

1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.

Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.

При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того,  этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.

Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204

Госзакупки и родственники: ВС объяснил правила аукционов

Контекст

В ГД внесен законопроект, призванный пресекать коррупцию при госзакупках

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил в каких случаях возникает конфликт интересов при наличии родственных связей между заказчиками и претендентами на исполнение госзакупок.

Высшая инстанция указала, что из конкурса должны исключаться компании, в которой работают родственники заказчика, даже если они не являются руководителями этой фирмы.

Между тем, компания выбывает из круга претендентов, в случаях, когда полномочия главы компании и его заместителя являются тождественными.

Таким образом, судьба конкурса при участии родственников заказчика во многом зависит от штатного расписания компаний.

Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. В обзоре судебной практики ВС указал, как российским судам следует трактовать его нормы.

Заместители тоже вылетают

Конфликт интересов возникает не только в отношении руководителей, но и в отношении должностных лиц, которые непосредственно участвуют в осуществлении закупки, указал суд. Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара.

Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

  • По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
  • Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.
  • Заказчик оспорил решение антимонопольного органа в арбитражном суде, однако проиграл процесс.
  • Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции напомнил круг лиц, участие которых в процедуре закупки предполагает наличие конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.
  • Указанную норму необходимо применять с учётом закреплённых в статье 6 Закона № 44-ФЗ принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», напомнил суд.
  • «В рассматриваемом деле, несмотря на то, что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат её проведения», — указал арбитраж.
  • Он пояснил, что и руководитель контрактной службы, и его заместитель несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком.
  • Кроме того, суд установил, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).
  • «При названных обстоятельствах допуск к участию в открытом конкурсе хозяйственного общества приведёт или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика, нарушению порядка определения победителя закупки», — отмечает ВС РФ.
  • Таким образом, комиссия по осуществлению закупок или заказчик в данном случае были обязаны отстранить хозяйственное общество от участия в определении поставщика.
  • Но наоборот можно
  • В другом деле произошла ровно обратная ситуация: компанию отстранили от конкурса, так как ее генеральный директор является братом заместителя руководителя контрактной службы заказчика.

На этом основании антимонопольный орган  принял решение об отмене протокола рассмотрения заявок и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика. Заказчик не согласился с решением и пошел с жалобой в арбитраж.

«Признавая оспариваемые акты незаконными, суд указал, что в рассматриваемом деле полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям руководителя.

Так, заместитель руководителя контрактной службы заказчика не обладает правом принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при разработке плана закупок, плана-графика и осуществлении иных функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактной службы (часть 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ)», — говорится в обзоре.

Таким образом, посчитал суд, в таких случаях у антимонопольного органа отсутствовали основания для отстранения хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20161010/276935271.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector