Ст. 73 закона n 44-фз требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

Запрос котировок по 44-ФЗ — это способ проведения госзаказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям документации и законодательства.

С 1 января 2019 года запрос котировок должен проходит в электронной форме. Однако, закон предусматривает случаи, когда процедура может быть проведена в бумажной форме. 

Как говорит нам п.1 ст. 72 — его специфика в том, что информация обо всем, что необходимо заказчику, сообщается неограниченному количеству лиц через ЕИС, а заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

Средняя цена контракта, заключенного по итогам процедуры запроса котировок в 2017 году, составляет 0,13 млн руб. По данным Минфина этот показатель аналогичен данным за 2016 года.

Доля запроса котировок, среди других видов тендеров в 2017 году, составляет примерно 10% и это значительный рост по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшая экономия бюджетных средств в 2017 году достигнута по итогам запроса котировок и составляет 23%.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок. 

  • Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:
  • 1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.
  • 2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

  1. Данные о заказчике, контракте и требования к участникам: — наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера; — тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта; — код закупки; — имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ; — условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок; — обоснование цены контракта; — информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы; — подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;

     — требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).

  2. Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  3. Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  4. Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  5. Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  6. Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  7.  К извещению же должен быть приложен проект контракта.

Заявка на участие в запросе котировок

Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением  даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

  1. Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

  2. согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

  3. ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

  4. документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

  5. ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

  6. документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

  7. в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен. 

Этапы проведения запроса котировок

Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

  1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
  2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
  3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
  4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
  5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения: — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях: • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен; • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;• если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;

     — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.

  6. Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  7. Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  8. В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  9. Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  10. Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.

Протокол запроса котировок

Об итогах запроса котировок по ФЗ-44 может рассказать протокол. Образца для него не существует, но требования к содержанию подробно описаны в 8 пункте, ст. 78, 44-ФЗ. Он должен содержать сведения о заказчике, а также обо всех поданных заявках, включая отклоненные (с обоснованием отказа в участии). Протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и размещен в общем доступе. 

Составляется протокол в 2-х экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2-х рабочих дней с даты подписания передается победителю с приложением проекта контракта.

Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

Читайте также:  Коды видов оплаты труда используются в табеле учета рабочего времени

Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня.

Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем.

Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

Отмена запроса котировок

Бывают ситуации, когда необходимо знать, как отменить проведение запроса котировок 44-ФЗ. Определение поставщика, может быть отменено за 2 дня до истечения срока, указанного в извещении, и ранее. После принятия такого решения заказчик должен не позднее, чем через сутки изменить план-график.

Сведения о том, что запрос котировок не состоится немедленно публикуется и сообщается каждому, из подавших заявку. С момента публикации определение поставщика считается отмененным.

Запрос котировок в электронной форме

Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года — заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

  1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
  2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
  3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

Образец заявки на запрос котировок

Ниже приведен один из вариантов котировочной заявки. Рассмотрим, какие наиболее частые ошибки могут допустить участники при заполнении этой формы.

Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика
Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

  1. Необходимо внимательно заполнить наименования заказчика, т.к. помимо него в документации также может быть указан Уполномоченный орган.
  2. Оргнанизационно правовую форму надо писать в развернутом виде, например «Общество с ограниченной ответственностью», а не «ООО».
  3. Обязательно вписать ИНН учредителей и руководителя организации-подрядчика.
  4. Юридический адрес компании должен совпадать с выпиской.
  5. Генерального директора и бухгалтера необходимо прописать раздельно, даже если это одно и то же лицо.
  6. В случае отсутствия сайта, надо указать информацию об этом.
  7. Цену лучше указывать в таком формате: 45000 (сорок пять тысяч) руб. 00 коп.
  8. Поле «Процент снижения цены контракта (указывается по усмотрению участника закупки)» все же рекомендуется заполнять.
  9. Необходимо приложить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям.
  10. Если в составе заявки отсутствуют другие документы, то в соответствующей строке стоит указать 0.
  11. При подписании заявки помимо ФИО также необходимо указать должность.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/zapros-kotirovok-po-44-fz-specifika-metoda

Что нельзя делать госзаказчикам: практика за 2018 год | Контур.Закупки

В этой статье расскажем о том, что ни в коем случае не стоит допускать заказчикам по 44-ФЗ, иначе их действия могут быть оспорены. Подборка ошибок сформирована на основе анализа практики судов и ФАС за 2018 год.

Итак, заказчикам запрещается…

Предъявлять избыточные требования к объекту закупки

Закачки нередко грешат тем, что предъявляют требования к объекту закупки, выходящие за рамки закона 44-ФЗ. А именно, указывают параметры, которые можно выяснить только после проведения испытаний.

Подобные нарушения многократно озвучивались контролирующими органами и давно являются предметом борьбы. Но заказчики до сих пор, умышленно или нет, их допускают.

Например, в описании предмета закупки могут фигурировать требования к химическому составу или физическим свойствам материалов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В пункте 1 части 1 статьи 33 закона 44-ФЗ сказано, что заказчики могут включить в описание объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, а при необходимости и эксплуатационные. А вот параметры, которые могут привести к ограничению количества участников, указывать в документации недопустимо.

ФАС в письме от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 разъясняла, что характеристики товара, которые могут стать известны только в результате испытаний, в документацию включает недопустимо. Это письмо рассматривалось Верховным Судом РФ, и в решении ВС от 9 февраля 2017 года № АКПИ16-1287 указано, что в нем содержатся верные выводы.

Чаще всего нарушения подобного характера имеют место в закупках строительных и ремонтных работ. Примеры:

  1. Закупая работы по строительству дороги, заказчик установил в документации избыточные требования к материалам. Например, к минимальной массовой доле нелетучих веществ в лаке и содержанию зерен слабых пород в щебне. Но на момент подачи заявки необходимые материалы исполнители еще не закупили. Соответственно, требуемые характеристики проверить они не смогут. Если они укажут параметры, которые требует заказчик, то вполне вероятно, те не будут соответствовать действительности. Поэтому такие требования излишни (решение ФАС России от 8 июня 2018 года по делу № 18/44/105/640).
  2. При определении подрядчика для ремонта автодороги заказчик установил требования к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ. Эти требования касались компонентов и химического состава материалов. Такие показатели могли быть определены только в результате испытаний. ФАС пришла к выводу, что действия заказчика незаконны, но он решил оспорить это в суде. Однако арбитры поддержали решение антимонопольного органа (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2018 года по делу № А40-96286/18).

Вывод: заказчику не следует указывать в документации требования к предмету закупки или материалам, которые он не сможет проверить.

Озвученная проблема должна быть решена после того, как полноценно заработает Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), который ведется в ЕИС (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145). В нем дается наименование и описание объекта закупки, которыми заказчики должны руководствоваться при составлении плана-графика, извещения и закупочной документации.

Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

Каталог товаров, работ и услуг в ЕИС

На сегодняшний день в КТРУ включены далеко не все товары, работы и услуги, поэтому пока описанные выше нарушения имеют место. Однако со временем, когда наполнение каталога будет закончено, проблема должна отпасть сама собой.

Искусственно создавать в документации преимущества отдельному поставщику

Иногда чтобы отсеять «ненужных» участников заказчики идут на хитрость другого плана. Они отходят от действующих стандартов и привносят в документацию субъективные критерии. Это может иметь разные проявления.

Нестандартные требования к весу, объему, составу, упаковке, габаритам, материалам

Антимонопольный орган посчитал, что заказчик нарушил часть 1 статьи 64 закона 44-ФЗ, поскольку установил в документации весьма специфические требования к материалу, из которого изготовлена мембрана медицинских изделий (диализаторов, фильтров).

Этому условию удовлетворяла продукция только одного производителя. В ФАС пришли к выводу, что такое требование было необоснованно. Суд поддержал антимонопольный орган (решение Арбитражного суда г.

Москвы от 1 октября 2018 года по делу № А40-141536/18).

Вывод: если требуется закупить какой-то конкретный товар (продукцию определенного производителя), необходимо это тщательно обосновать.

Применение субъективных критериев оценки

Заказчик установил критерий оценки «Качество работ», в рамках которого должен был оценивать описание проектно-изыскательских работ по материалам, полученным от участников. Материалы было предложено представить в текстовом, табличном, графическом или ином виде.

Общая оценка по 100-балльной шкале складывалась из подкритериев, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 10 баллов. Подкритерии заказчик перечислил, а вот порядок присуждения баллов по ним не расписал.

То есть из его описания не было понятно, на каком основании по данному подкритерию присваивается 1 балл, а по какому — 10.

Контролеры посчитали, что такая оценка может быть необъективной. Заказчик не расписал вес подкритериев, а это значит, может иметь место субъективная оценка членов комиссии (решение УФАС РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре от 13 марта 2018 года по делу № 248-Ж).

Выводы: если вводятся критерии оценки, нужно досконально прописывать порядок их применения.

Необоснованное укрупнение лотов

Заказчик проводил закупку работ по ремонту автомобильных дорог. В рамках процедуры определялся подрядчик для ремонта 11 участков, которые ни территориально, ни функционально между собой связаны не были. Начальная цена контракта также рассчитывалась для каждого сегмента отдельно.

Очевидно, что исполнение такого контракта под силу только крупным и опытным участникам, располагающим необходимой техникой, денежными средствами, работниками и другими ресурсами. Вместе с тем объективной причины для назначения одного подрядчика на ремонт всех участков заказчик не представил.

В ФАС пришли к выводу, что таким образом заказчик ограничил круг участников и нарушил части 1 и 3 статьи 17 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Арбитражный суд также пришел к выводу, что действия заказчика незаконны (постановление АС Центрального округа от 23 апреля 2018 года по делу № А48-3733/2017).

Вывод: укрупнение лота нужно тщательно обосновать. Нельзя использовать такую практику в качестве фильтра для отсеивания более слабых исполнителей.

Читайте также:  Приказ о предоставлении отпуска с последующим увольнением - образец

Составлять инструкцию, которая путает и вводит в заблуждение участников

Во многих процедурах по 44-ФЗ заказчики обязаны прикладывать к документации инструкцию по заполнению заявки. Когда именно это необходимо — показано на следующем изображении:

Ст. 73 Закона n 44-ФЗ Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок: разъяснения и судебная практика

Когда заказчик обязан составить инструкцию к заполнению заявки

Составляя инструкцию, следует руководствоваться указаниями ФАС от 1 июля 2016 года и включить в нее такие указания:

  • на пункт либо раздел документации о закупке, в котором содержится описание заполняемого показателя;
  • на то, какие показатели имеют диапазонные значения и как их использовать;
  • на то, какие показатели должны быть неизменными;
  • на то, что необходимо сопоставить требования ГОСТа, иных стандартов и регламентов с теми показателями, которые заказчик будет указывать в заявке.

Однако заказчики иногда подходят к формированию инструкцией слишком формально либо, наоборот, излишние творчески. В итоге далеко не любая инструкция позволяет заполнить заявку без ошибок. Это часто приводит к жалобам со стороны участников закупок. Приведем примеры:

  1. Заказчик сформировал инструкцию, в которой допустил разночтение в правилах указания конкретных значений и разное толкование некоторых знаков. В итоге стало затруднительно определить, в частности, в отношении каких показателей участник должен просто дать свое согласие, а в отношении каких — указать значение. ФАС РФ в решении от 27 октября 2017 года № К-14444/17 указала, что такое действие заказчика незаконно. Суд поддержал антимонопольный орган, указав, что инструкция не позволяет однозначно определить потребности заказчика (постановление 9 Арбитражного апелляционного суда №А40-13623/18). Интересно, что ни ФАС, ни арбитры в итоге так и не поняли, что конкретно имел в виду заказчик под знаками «+/-» и «±».
  2. Заказчик не стал составлять подробную инструкцию, сославшись в ней на положения статьи 66 закона 44-ФЗ, описывающие заполнение заявки. Однако ФАС указала, что заказчику следует составить полноценную инструкцию и раскрыть в ней порядок заполнения показателей (решение ТУ ФАС РФ от 24 февраля 2018 года № 974/05). Арбитражный суд Ростовской области в решении от 4 сентября 2018 года по делу № А53-17101/18 поддержал антимонопольный орган.

Вывод: составлять инструкцию необходимо, если того требует закон 44-ФЗ. Причем она должна быть полноценной и помогать участнику заполнять заявку, а не наоборот.

Устанавливать незаконные требования к котировочной заявке

Требования к заявке на запрос котировок установлены в части 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. А в части 4 этой статьи сказано, что требовать от участника какие-либо документы либо информацию заказчик не должен. Даже если для исполнения контракта, который будет заключен по итогам запроса котировок, требуется лицензия, требовать ее в рамках котировочной заявки нельзя.

Иногда заказчики все-таки требуют дополнительные сведения, что может привести к обжалованию их действий. Однако здесь судебная практика неоднозначна:

  1. В своем решении от 10 августа 2017 года по делу № 223/17 ТУ ФАС увидела в действиях заказчика нарушение. Он требовал от участника запроса котировок указать ИНН, а также имя и контакты ответственного лица. Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с антимонопольным органом (постановление от 7 июня 2018 года по делу № А59-4604/2017).
  2. Заказчик потребовал в рамках заявки на запрос котировок предоставить контактные сведения, ИНН и КПП участника, наименование производителя или страну происхождения товара и некоторую другую информацию. ФАС посчитала это нарушением, однако судьи поддержали заказчика. Арбитражный суд Московского округа в решении от 5 сентября 2016 года по делу № А41-180439/2017 указал, что несмотря на установление этих требований в документации, заказчик не отклонил ни одной заявки за их непредставление. Тем самым он не нарушила прав участников и не ограничил их круг.

Выводы: правильным подходом будет устанавливать только те требования к котировочной заявке, которые перечислены в части 3 статьи 73 закона. А если они все-таки установлены, не стоит отклонять заявки за их неисполнение.

Требовать лицензию, если закупка объединяет лицензируемые и нелицензируемые работы

Заказчик выдвинул требования к участникам предоставить лицензию при том, что объект закупки включал как лицензируемые, так и нелицензируемые работы. ФАС нашла в этом нарушение (решение от 16 января 2018 года по делу № 18/44/105/33). Арбитражный суд поддержал антимонопольный орган.

Судьи пришли к выводу, что если заказчик объединяет в один объект работы, которые попадают под лицензию и не попадают, то требовать лицензию он не должен. Ведь на отдельные работы исполнитель может нанять субподрядчиков, которые обладают нужной лицензией (решение АС г.

Москвы от 18 июля 2018 года по делу № А40-66003/18).

Читайе также о других интересных решениях ФАС и судов по госзакупкам.

Отклонять заявку из-за непредставления информации о товарном знаке

В упомянутом выше решение суда № А40-66003/18 суд указал и на другие нарушения со стороны заказчика. Одно из них — отклонение заявки участника, в которой не содержалась информация о товарном знаке. Арбитры посчитали, что это неправомерно. Ведь не любой товар имеет товарный знак, и для его оборота этот факт решающего значения не имеет.

Такой же вывод был сделан арбитражным судом города Москвы в решении от 3 октября 2018 года по делу № А40-126847/18.

Также неправомерно отклонять заявку, если к ней приложено изображение товарного знака (логотипа), а не его словесное описание. В одной закупке заказчик на этом основании не допустил участника к аукциону.

Однако тот обратился в суд и нашел там поддержку (постановление АС Поволжского округа от 27 апреля 2018 года по делу № А65-13017/2017). Судьи указали, что требование словесного описания товарного знака от данного участника носило формальный характер.

Ведь представленное им в составе заявки изображение логотипа давало заказчику возможность идентифицировать предлагаемый товар.

С товарным знаком также связано еще одно решение. Заказчик проводил закупку запчастей и расходных материалов к автотранспортному средству. В документации приводились требования о том, чтобы закупаемые товары были рекомендованы заводом-изготовителем этого ТС.

Предложить эквивалент по условиям закупки поставщики не могли. Одну из заявок комиссия заказчика отклонила на том основании, что в ней содержалось только согласие на поставку, а вот конкретные показатели предлагаемых запчастей отсутствовали.

ФАС в решении от 6 февраля 2018 года № ПГОЗ-001/18 признала, что действия заказчика неправомерны. В документации указывается конкретное требование о рекомендации предлагаемых товаров изготовителем, а также товарный знак.

Поэтому согласие поставщика на исполнение контракта автоматически подразумевает, что предлагаемые им запчасти этому требованию отвечают. Соответственно, перечислять их характеристики необходимости нет.

Вывод: не следует проявлять формальный подход и отклонять заявку по подобным основаниям.

Допускать участника к закупке, если он подтвердил свой опыт договором субподряда

Если для допуска к закупке исполнитель должен подтвердить свой опыт, то он может это сделать только контрактами, которые исполнил лично. Если же он представит договор субподряда, то его нельзя расценивать, как подтверждающий опыта документ. Соответственно, такую заявку заказчик должен отклонить.

Примером может служить решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2018 года по делу № А40-24295/18. В этом решении судьи поддержали ФАС, посчитав неправомерным допуск исполнителя к аукциону при указанных обстоятельствах.

Вывод: не принимать в качестве подтверждения опыта договоры субподряда.

Ошибаться с определением даты подачи исправленной конкурсной заявки

Иногда в конкурсах решающую роль играет время подачи заявки. Например, такая ситуация наблюдается при закупке услуг страхования автогражданской ответственности. Тарифы и условия у страховых компаний практически идентичны, и выигрывает тот, кто заявляется первым.

Вместе с тем бывают ситуации, когда свою заявку участнику приходится изменять. Например, в ней не хватало каких-то документов или нужно исправить какие-то параметры.

Как в данном случае будет определяться время подачи заявки? Традиционно антимонопольная служба считает таким моментом дату и время, когда участник представил измененную версию заявки.

Логика такая: поскольку первый вариант пришлось изменять, значит, он не соответствовал требованиям. А такую заявку нельзя признать поданной.

Однако подобное решение антимонопольного органа было оспорено в судебном порядке (определение Верховного Суда РФ от 06.03.2018 № 301-КГ18-255 по делу № А31-1203/2017). Участник подал заявку в первый день.

Но затем выяснилось, что в нее требуется внести изменение, что он и сделал в последний день срока приема заявок. Так вот, по мнению ВС РФ, в данном случае нужно считать, что участник подал заявку в первый день.

Выводы: то, что в заявку пришлось вносить изменения, не отменяет факта ее подачи.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chego-nelzya-delat-goszakazchikam-praktika-za-2018-god/

Разъяснение документации в запросе котировок по 44-ФЗ

Запрос котировок – наиболее быстрая и простая закупочная процедура. Заказчик размещает в ЕИС извещение об организации запроса котировок и обозначает срок завершения подачи предложений участниками.

Иногда после изучения размещенной документации у потенциальных поставщиков появляется недопонимание каких либо пунктов.

Возникает вопрос, допускается ли подача запроса о разъяснении документации в этом случае?

Особенности запроса котировок

Запрос котировок признается упрощенной процедурой поведения закупки. Его разрешено проводить, если сумма приобретаемых товаров или услуг не превосходит 500 000 рублей.

При этом объем закупок, проводимых при помощи запроса котировок в течение года не должен превосходить 100 миллионов рублей и 10% от общего дохода организации в год.

Порядок осуществления такой процедуры установлен параграфом 3 44-ФЗ. 

Выделяют несколько ключевых особенностей, которыми обладает запрос котировок:

  1. Процедура реализуется без торгов. Все потенциальные поставщики передают заказчику свои предложения, в которых указана предлагаемая конечная цена контракта. Именно она и будет играть определяющую роль при выборе победителя. 
  2. Заказчик не имеет права взимать плату за участие в закупке с потенциальных поставщиков. 
  3. Прием предложений от участников завершается непосредственно до даты и часа вскрытия конвертов.
  4. Любой участник может присутствовать во время вскрытия конвертов, осуществлять аудио и видеозапись. Заказчик не имеет права препятствовать ему в этом.
  5. При вскрытии предложений участников заказчик обязан проводить аудиозапись всего происходящего. Такая норма прописана в статье 78 44-ФЗ.
Читайте также:  Плата за земельный участок, на котором расположено арендуемое здание, сооружение, помещение

На сегодняшний день  функционал единой информационной системы проработан не до конца. В нем отсутствует возможность подачи заявок на участие в запросах котировок. Поэтому свои предложения участники должны подавать на бумажных носителях в плотных хорошо запечатанных конвертах. Подача заявок посредствам электронной почты или любыми иными методами запрещена. 

Можно ли подать запрос на разъяснение документации?

Запрос котировок не предусматривает размещения в ЕИС полноценной закупочной документации. Заказчику достаточно предоставить извещение с описанием объекта закупки. Кроме того, он размещает форму, в которой должны быть поданы предложения участников. Получается, что участников нет повода просить разъяснений, так как документации нет.

Иногда у потенциальных поставщиков возникают вопросы по техническому заданию, и им хочется задать вопрос заказчику. Но сделать этого не получится. Во-первых,  для этого отсутствует разработанный функционал, как это сделано в электронных торгах. Во-вторых, такая возможность не предусмотрена действующим 44-ФЗ. 

Остается единственный вариант, отправить запрос на электронную почту заказчика, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Но отвечать на такой запрос организатор закупки не обязан. Если он посчитает ваш вопрос важным, то может принять решение о предоставлении вам разъяснения или внесении коррективов в закупочную документацию.

Если участник закупки считает, что при составлении извещения о запросе котировок заказчиком были нарушены нормы 44-ФЗ, то он имеет право обратиться в ФАС с соответствующей жалобой. Она будет рассмотрена в установленном порядке. 

 

Внесение корректировок в извещение

По инициативе заказчика в извещение о реализации запроса котировок могут быть внесены коррективы.

Сделать это организатор закупки может не позднее, чем за два рабочих дня до момента финиширования подачи предложений участниками.

При этом обновленное извещение должно появиться в единой информационной системе в течение одного рабочего дня с момента принятия заказчиком соответствующего решения.  Такие правила установлены частью 6 статьей 74 44-ФЗ.

Если заказчик вносит корректировки в извещение, он обязан сделать срок подачи заявок дольше. Когда начальная цена контракта не превышает 250 тысяч рублей, срок продлевается не менее чем на 4 рабочих дня. При сумме контракта выше 250 тысяч рублей, это время становится не менее 7 рабочих дней.  

Подача запроса на разъяснение итогов запроса котировок

После того как заказчик рассматривает все поступившие предложение и определяет победителя, он обязан сформировать итоговый протокол. Этот документ размещается в ЕИС.

После этого любой участник имеет возможность обратиться к заказчику с требованием, предоставить разъяснение по поводу итогов рассмотрения заявок.

Запрос должен быть отправлен в письменном виде или в форме электронного документа.

В срок не более двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик обязан предоставить участнику разъяснение.  Сделать он это может в письменном виде или отправить в адрес участника электронный документ. Такая норма установлена частью 10 статьи 78 44-ФЗ.   

На сегодняшний день законодательно возможность подачи участниками запросов на предоставление разъяснений документации в рамках запроса котировок не предусмотрена.

Заказчик вправе сам решать, отвечать на вопросы или нет. Часто, если организатор закупки добросовестный и заинтересован в приобретении желаемых товаров или услуг, он прислушивается к потенциальным поставщикам.

Поэтому обращаться с вопросами все-таки нужно.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/141-razyasnenie-zapros-kotirovok

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК. § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

  • Комментарий к ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ
  • Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК
  • § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок
  • Вопрос-ответ:

Правда ли, что запрос котировок должен проходить публично? Это похоже на конкурс.

Действительно, это так. В отношении открытого конкурса и запроса котировок установлены идентичные нормы, закрепленные в ч. 2 ст. 52 и ч. 2 ст. 78 Закона N 44-ФЗ соответственно.

Суть данных норм состоит в том, что заказчик обязан предоставить возможность всем участникам конкурса или запроса котировок, подавшим заявки на участие, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

Нам необходимо провести котировку для сканирования документов и размещения их в информационной системе. В связи с большим объемом работы нам необходимо два специалиста. В нашем регионе не так уж много организаций, желающих работать по такому контракту. Зато есть студенты, желающие подработать.

На сайте у нас отражается один победитель, даже если в котировке будут указаны два физических лица. Если заключить трехсторонний контракт, казначейство не пропустит оплату. Подскажите, как поступить с физическими лицами в данной ситуации?

Ситуация с двумя исполнителями контракта, действительно, невозможна.

Выход может быть только один — заключить контракт с одним студентом на весь объем работы, а он, в свою очередь, фактически будет работать с помощником (например, своим приятелем-студентом), последний будет работать как субподрядчик, т.е. в вашем контракте он фигурировать не будет. Взаиморасчеты они будут впоследствии проводить между собой без вашего участия.

Будет ли входить в 10-процентный лимит объема закупок, осуществляемых путем запроса котировок, контракт, заключенный с единственным участником по результатам несостоявшегося запроса котировок? Или этот контракт следует учитывать в 5-процентном лимите закупок, осуществляемых у единственного поставщика?

Данную закупку в каком-либо лимите (ч. 1 ст. 72, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) учитывать вы не должны по следующим причинам.

В котировочном лимите этой закупки быть не может, поскольку контракт заключается не в результате проведенного запроса котировок, а в связи с признанием данной процедуры несостоявшейся.

Этот случай является самостоятельной разновидностью закупки у единственного поставщика, предусмотренной в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Лимит закупок у единственного поставщика в размере 5% от годового объема закупок заказчика — это самостоятельный случай неконкурентной закупки, другие закупки в него не включаются.

  1. Статья 72. Проведение запроса котировок
  2. Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
  3. Статья 74. Порядок проведения запроса котировок
  4. Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства
  5. Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан
  6. Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок
  7. Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок
  8. Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся
  9. Статья 80. Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
  10. Статья 81. Порядок проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
  11. Статья 82. Особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
  12. § 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений
  13. Вопрос-ответ:
  14. В процедуре запроса предложений заказчик имеет право направлять приглашения только участникам, с которыми он работал ранее, или другим тоже можно?

Вы не совсем верно понимаете порядок информационной подготовки к запросу предложений, что неудивительно, т.к. это совершенно новая процедура в системе государственных закупок.

Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком для всеобщего сведения, т.е. для любых заинтересованных лиц. Дополнительно к этому извещению заказчик обязан направить приглашения тем лицам, с которыми он имел контрактные (договорные) отношения на протяжении предшествующих 18 месяцев.

В процедуре запроса предложений комиссия оценивает предложения в присутствии участников, а что делать, если они не явились?

Согласно ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан предоставить все участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.

Использовать ли эту возможность, решает сам участник. В любом случае вся информация о ходе процедуры, в частности выписка из протокола, на основании которой будет подаваться окончательное предложение, размещается в единой информационной системе (ч. 12, 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Так что участники, не присутствовавшие на процедуре, все равно будут располагать всей необходимой информацией.

  • Статья 83. Проведение запроса предложений
  • § 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса
  • Статья 86. Закрытый аукцион
  • Статья 87. Документация о закрытом аукционе
  • Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе
  • Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе
  • Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона
  • Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона
  • Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся

Источник: https://narodirossii.ru/?p=5741

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector