Прекращение применения освобождения от обязанностей плательщика ндс

Учреждение может воспользоваться правом на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих учреждений без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Таким образом, претендовать на получение освобождения могут только те учреждения физической культуры и спорта, у которых выручка от приносящей доход деятельности невелика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При подсчете выручки от реализации товаров (работ, услуг) учитываются доходы, полученные от операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, за исключением доходов, полученных по видам деятельности, переведенным на уплату ЕНВД.

Пример 1. Учреждение приняло решение воспользоваться правом освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.01.2009.

За IV квартал 2008 г. его выручка составила:

  • по платным услугам, не облагаемым НДС, — 1 500 000 руб.;
  • по платным услугам, облагаемым НДС, — 400 000 руб. (без учета суммы налога).

Учреждение имеет право на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, поскольку сумма его выручки за квартал, предшествующий получению освобождения, менее 2 000 000 руб. (1 500 000 400 000).

Утрата права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС может наступить в течение периода его использования.

Это происходит, когда сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб.

В этом случае налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Пример 3. Учреждение получило освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.01.2009 по 01.01.2010. В IV квартале 2009 г. выручка от реализации платных услуг без учета НДС составила:

  • октябрь — 900 000 руб.;
  • ноябрь — 1 000 000 руб.;
  • декабрь — 800 000 руб.

Общая сумма выручки за IV квартал составила 2 700 000 руб. Таким образом, с 1 декабря, то есть с месяца, в котором произошло превышение, и до 31 декабря 2009 г. учреждение теряет право на освобождение.

Сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет также в случае непредставления документов (п. 4 ст. 145 НК РФ) или содержания в них недостоверных сведений. Это сопровождается взысканием с учреждения налоговых санкций и пеней.

Учреждения, утратившие право на освобождение, суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным и использованным после утраты ими этого права, при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимают к вычету в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

И.Зернова

Прекращение применения освобождения от обязанностей плательщика НДС

  • Редактор журнала
  • бухгалтерский учет и налогообложение»
  • Налоговый кодекс предоставляет несколько возможностей получить право на освобождение от уплаты НДС.
  1. Для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) в соответствии со ст. 145 НК РФ.
  2. Для участников проекта «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ).
  3. Для налогоплательщиков, перешедших на специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
  4. При реализации отдельных видов товаров и услуг (ст. 149 НК РФ).

Итак, освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС может применяться как к предприятию (ИП) в целом, так и в отношении отдельных объектов. Условия, при которых оно может быть получено, касаются главным образом масштабов бизнеса (объемов выручки, активов, численности) или направления деятельности предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Действующее законодательство предоставляет бизнесменам с небольшими оборотами право не платить НДС (ст. 145 НК РФ).

Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн руб. Не могут воспользоваться этим правом предприятия и ИП, реализующие подакцизные товары.

Также данная льгота не распространяется на НДС, уплачиваемый в связи со ввозом товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Освобождение предоставляется на срок 12 месяцев с возможностью последующего продления, если условия для его предоставления продолжают выполняться.

В случае если в течение периода освобождения выручка превысила установленный лимит или была произведена реализация подакцизных товаров, право на освобождение перестает действовать. Бизнесмен будет обязан начислять и платить НДС с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение или был продан подакцизный товар.

Еще одним вариантом освобождения от НДС является переход на один из специальных режимов налогообложения. Всего существует пять спецрежимов, перечисленных в п. 2 ст. 18 НК РФ. Плательщики НДС освобождение от уплаты НДС могут получить при использовании четырех из них:

  1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  4. Патентная система налогообложения (ПСН).

Освобождение от НДС для специальных режимов не действует в части следующих операций:

  1. Ввоз товаров на территорию РФ.
  2. Исполнение обязанностей налогового агента (ст. 161 НК РФ).
  3. Осуществление операций в соответствии с договором простого товарищества (ст. 174.1 НК РФ).

Для перехода на специальный режим бизнес должен соответствовать определенным критериям, которые рассмотрим далее.

Отдельную льготную категорию составляют участники проекта «Сколково». Это нельзя назвать специальным режимом, но и к предприятиям с небольшими объемами выручки резиденты «Сколково» тоже не относятся. Какие организации освобождены от уплаты НДС в данном случае, зависит от следующих критериев:

  1. Вида деятельности, т. е. наличия у организации статуса участника проекта.
  2. Совокупной величины накопленной прибыли. Для корпоративных исследовательских центров это 1 млрд руб., для других участников проекта — 300 млн руб. Причем прибыль суммируется не с начала деятельности, а с 1 января того года, когда выручка от реализации превысила 1 млрд руб.
  3. Для корпоративного исследовательского центра используется дополнительный критерий — он должен реализовывать не менее 50% продукции (услуг) взаимозависимым лицам.

Подробнее прочитать об этих критериях можно в ст. 145.1 НК РФ.

Прекращение применения освобождения от обязанностей плательщика НДС

Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предусмотрено статьей 145 НК РФ. Данный механизм не имеет аналогов в российском законодательстве по налогам и сборам. Более того, после изменений и дополнений, внесенных в НК РФ 29 мая 2002 года, порядок получения освобождения существенно упростился.

По своей сути данное освобождение является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от плательщиков НДС субъекты, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, налог не уплачивают. Однако, в отличие от неплательщиков НДС, указанные лица обязаны периодически подтверждать право на полученное освобождение.

Индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.

При этом с 1 января 2006 года стать «неплательщиками» НДС смогут те, кто за три месяца выручит не более двух миллионов рублей.

Подобные изменения внес в НК РФ Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Данное положение не распространяется на предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Правда, Конституционный суд РФ в определении от 10 ноября 2002 г.

N 313-О указал, что эта норма не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

Освобождение также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Источник: https://stroitel-55.ru/yurist/osvobozhdenie-ispolneniya-obyazannostey-platelshchika-davydova/

Основания для свобождения от НДС применявшим ранее УСН | Аюдар Инфо

Гришина О. П., редактор журнала

Прекращение применения освобождения от обязанностей плательщика НДС

Представим ситуацию. «Упрощенец» (организация или предприниматель – это не имеет значения) до момента утраты права на применение обозначенного спецрежима успел проработать как минимум 3 календарных месяца (срок важен!) и им соблюдено требование о 2 млн руб. выручки.

Но затем он утратил право на применение УСНО (из‑за несоблюдения ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ). В такой ситуации предприниматель признается плательщиком налога на прибыль и НДС постфактум, что называется, задним числом.

Может ли в такой ситуации экс-«упрощенец» освободиться от уплаты НДС тоже задним числом (разумеется, при условии подтверждения данного права)?

Правоприменительная практика показывает, что это возможно. Но есть риски, поскольку порядок реализации указанного права в ситуации, когда налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки», ст. 145 НК РФ четко не определен.

Прежде чем анализировать условия реализации экс-«упрощенцем» права на применение освобождения от уплаты НДС задним числом, скажем несколько слов о самом освобождении, а также об условиях и классическом варианте (предусмотренном налоговыми нормами) процедуры его получения.

Освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ

Право на освобождение от обязанностей плательщика НДС закреплено в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Отметим: названной статьей не предусмотрена возможность одновременного применения льготы в виде права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по одним видам деятельности, подлежащим обложению по общей системе налогообложения, и исчисления и уплаты НДС в бюджет по другим видам деятельности. Такой вывод следует из Постановления АС ЦО от 01.11.2018 № Ф10-4556/2018 по делу № А23-7792/2017 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 22.01.2019 № 310‑КГ18-23295).

Что значит для налогоплательщика это освобождение?

Преимущества использования освобождения

Таких явных преимуществ несколько.

Во-первых, не уплачивать НДС по операциям на внутреннем рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 названной нормы)[1]. В этом случае «входной» и «ввозной» налоги не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ и услуг) (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Во-вторых, не отчитываться по этому налогу перед налоговой инспекцией. То есть налогоплательщику не нужно подавать декларацию по НДС в электронном формате по каналам ТКС.

В-третьих, возможность оформлять документы на отгрузку без указания отдельной строкой НДС. То есть в счетах-фактурах «освобожденные» лица делают надпись или проставляют штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ). За ними сохраняется лишь обязанность по ведению книги продаж на основании п. 3 ст. 169 НК РФ и п. 1, 3 Правил ведения книги продаж[2].

Однако ст. 145 НК РФ определено не только само право хозяйствующего субъекта на использование освобождения от обязанностей плательщика НДС, но и условия, которые необходимо соблюсти для освобождения, а также процессуальные моменты, связанные с его получением.

Условия

Освобождение от обязанностей плательщика НДС организация или ИП могут получить, если сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Словом, для применения освобождения необходимо рассчитать сумму выручки за 3 месяца, предшествующих месяцу начала его применения. Подчеркнем: соблюдать данный лимит «освобожденным» лицам нужно и после получения этого права. В противном случае право на применение обозначенного освобождения будет утрачено (п. 5 ст. 145 НК РФ).

При определении размера выручки и исчислении трехмесячного срока нужно учесть следующие нюансы.

Алгоритм расчета размера выручки Порядок исчисления трехмесячного срока
  1. Выручка считается исходя из предусмотренных законодательством о бухучете правил ее признания и отражения в бухучете (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33), поскольку вп. 6 ст. 145 НК РФ в качестве источника сведений о размере выручки организаций указаны регистры бухгалтерского учета (для ИП источником сведений является книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП*)
Порядок исчисления этого срока разъяснен в Письме Минфина России от 01.08.2018 № 03‑07‑14/54111: трехмесячный срок, указанный в п. 1 ст. 145 НК РФ, истекает в последний день календарного месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого будет использоваться право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС
  1. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается только применительно к операциям по их реализации, облагаемым НДС (п. 4 Постановления № 33, Письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@)
  2. При расчете выручки не учитываются:
– выручка от подакцизных товаров; – выручка от операций, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ; – выручка от операций, которые не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) либо местом реализации которых не является территория РФ (ст. 147, 148 НК РФ); – стоимость товаров (работ, услуг), переданных безвозмездно (см. Письмо Минфина России от 06.04.2016 № 03‑07‑11/19488); – суммы полученных авансов (предоплаты)**
Читайте также:  Документы для снятия обременения с квартиры

* Форма и порядок ведения этой книги утверждены Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

** Такие платежи не подпадают под понятие выручки от реализации по смыслу ст. 39 НК РФ и, соответственно, не могут быть признаны выручкой для целей гл. 21 НК РФ. Кроме того, в бухгалтерском учете авансы (предоплата) не признаются доходом (выручкой) организации (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Процессуальные моменты

Право на освобождение от уплаты НДС носит заявительный характер, поэтому для его реализации необходимо подать в налоговый орган уведомление (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ) по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н.

Кроме уведомления необходимо представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение такого освобождения (п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • для организаций – это выписка из бухгалтерского баланса и книги продаж (для экс-«упрощенцев» – выписка из КУДиР);
  • для предпринимателей – это выписка из книги продаж и книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций ИП.

Названные документы налогоплательщик может представить в инспекцию лично или направить их по почте заказным письмом[3] (п. 7 ст. 145).

В пункте 3 ст. 145 сказано, что уведомление и подтверждающие документы необходимо представить в налоговый орган по месту учета не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого субъект использует право на освобождение.

«Вишенка на торте»

Пунктом 5 ст. 145 НК РФ установлены негативные последствия (выражающиеся в обязанности восстановить НДС) лишь для случая непредставления налогоплательщиком соответствующих документов (уведомления и документов, подтверждающих правомерность освобождения от уплаты НДС).

Между тем нормами гл. 21 НК РФ не определена ответственность налогоплательщика (а также какие‑либо негативные последствия для него) за представление уведомления (с подтверждающими документами) с нарушением 20‑дневного срока.

Этот момент отмечен высшими арбитрами в п. 2 Постановления № 33: по смыслу п. 3 ст. 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует ИФНС о своем намерении воспользоваться правом на применение освобождения. В силу закона уведомить об этом можно и после начала применения освобождения от уплаты налога.

Здесь следует упомянуть и о Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@, в котором специалисты ФНС также признали право налогоплательщика применять освобождение от уплаты НДС вне зависимости от своевременности направления в ИФНС соответствующего уведомления (ранее аналогичные разъяснения были даны ведомством в Письме от 29.06.2015 № ГД-4-3/11238@).

Исходя из сказанного контролеры на местах обязаны учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения от уплаты НДС задним числом и определить наличие у него данного права на основании представленных им по существу документов.

В части применения освобождения от обязанностей плательщика НДС следует учесть два момента:

  1. Налоговым кодексом не предусмотрена какая‑либо ответственность за нарушение налогоплательщиками требований, установленных п. 3, 6 ст. 145 НК РФ.
  2. Из системного толкования положений ст. 145 следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком уведомления и документов, предусмотренных п. 6 данной статьи и подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не является основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику этого права.

Примечательно, что суды уже давно практикуют такой подход при разрешении споров относительно применения задним числом преференции, преду­смотренной ст. 145 НК РФ. К примеру, АС СЗО в Постановлении от 18.01.

2018 № Ф07-15338/2017 по делу № А66-11862/2016[4] указал: если заявитель фактически использовал освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, то при условии его соответствия критерию, установленному п. 1 ст. 145 НК РФ, ему не может быть отказано в праве на такое освобождение.

Следовательно, субъектам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в таком праве лишь по причине непредставления в установленный срок уведомления и подтверждающих документов (см. также определения ВС РФ от 19.

01.2018 № 305‑КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016, от 03.07.2018 № 304‑КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

С учетом вышесказанного, а также механизма уведомления, предусмотренного ст.

 145 НК РФ (согласно которому уведомление подается уже после того, как право на это освобождение налогоплательщиком фактически реализовано), получается, что и экс-«упрощенцы» могут заявить о своем праве на применение освобождения от обязанностей плательщика НДС задним числом. Но это в теории. А как дела обстоят на практике? Начнем с разъяснений чиновников.

Позиция чиновников

Следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 14.09.2015 № ГД-3-3/3436@.

В нем, в частности, говорится, что предпринимателю, утратившему право на применение ПСНО в связи с невыполнением условий по применению этого режима налогообложения, не может быть отказано в праве получения освобождения от уплаты НДС за тот период, в котором им утрачено право на применение ПСНО (то есть задним числом) (разумеется, если его выручка за три предшествующих календарных месяца не превысила 2 млн руб.).

Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина России от 18.03.2015 № 03‑07‑15/14580[5].

Несмотря на то, что в приведенных письмах чиновники анализировали последствия утраты права на применение другого спецрежима – ПСНО, считаем, что подход чиновников, обозначенный в них, применим и для бывших «упрощенцев» (аналогичных разъяснений, адресованных экс-«упрощенцам», автору найти не удалось). Ведь применение каждого из названных режимов (УСНО и ПСНО) не является безусловным, для их применения налогоплательщикам необходимо соблюдать ряд ограничений. И последствие утраты права на их применение одно – переход на ОСНО (с уплатой НДС и налога на прибыль).

Но здесь есть еще один важный нюанс (который, кстати, не освещен в письмах официальных органов). Об утрате права на применение УСНО налогоплательщики нередко узнают только в ходе (или по результатам) мероприятий налогового контроля.

В связи с этим в настоящее время более острым является вопрос не о применении освобождения от обязанностей плательщика НДС как таковом (благодаря правовой позиции Пленума ВАС из п.

 2 Постановления № 33 этот вопрос разрешается в пользу налогоплательщиков), а о моменте уведомления ИФНС о применении данного освобождения (до вступления в силу решения по проверке или после). На практике налоговики нередко отказывают в праве применения освобождения по ст.

 145 НК РФ в ситуациях, когда уведомление о нем подается после вступления в силу решения по результатам проверки. А какова позиция арбитров по данному вопросу?

Ситуации из практики

Показательный пример – Постановление АС ВСО от 18.07.2018 № Ф02-2952/2018 по делу № А58-4357/2017. В данном деле рассматривался спор о правомерности применения экс-«упрощенцем» освобождения по ст. 145 НК РФ, о применении которого им было заявлено в суд (то есть уже после вступления в силу решения по результатам проверки и рассмотрения апелляционной жалобы по нему УФНС).

Вкратце о фабуле дела. В отношении компании была проведена проверка за 2013 – 2015 годы, в ходе которой был установлен факт утраты ею права на применение УСНО с 01.04.2013 (заметим, этот момент компания не оспаривала). Было произведено доначисление налогов, подлежащих уплате в рамках ОСНО (в частности, НДС). Решение по проверке принято 28.12.2016.

Решение ИФНС было обжаловано в УФНС, но по результатам рассмотрения жалобы (07.04.2017) были пересмотрены доначисления только в части налога на прибыль, не НДС (это важно!). Иными словами, при обжаловании результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе компания не заявляла (!) о своем праве на применение освобождения.

Источник: https://www.audar-press.ru/osnovaniya-osvobozhdenie-ot-nds-usn

Получение права на освобождение от уплаты НДС

В предыдущей статье мы рассмотрели вопросы о том, какие организации и предприниматели могут воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС и какие последствия это влечет для налогоплательщиков. В этой статье мы рассмотрим, в каком порядке ИП или организация может реализовать это право, если решит им воспользоваться, а также каким образом право на освобождение от уплаты НДС прекращается.

Как налогоплательщику получить право на освобождение от уплаты НДС?

Чтобы воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС предприниматель или организация должны уведомить налоговый орган по месту постановки на учет. Уведомление подается по форме, установленной МНС России. К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие право на освобождение.

  • Такими документами являются: выписка из бухгалтерского баланса (только для организаций), выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (только для ИП), копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
  • Организации и ИП, перешедшие на ОСНО (общая система налогообложения) с УСН, в качестве документа, подтверждающего право на освобождение, представляют выписку из книги учета доходов и расходов (для налогоплательщиков на УСН).  
  • Указанные документы подаются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого ИП или организация пользуются правом на освобождение (например, при переходе на освобождение от уплаты НДС с мая месяца, уведомление и подтверждающие документы должны быть представлены не позднее 20 мая).

Уведомление об использовании права на освобождение от НДс с 2019 года

С 2019 года уведомление нужно подавать по новым формам, утвержденным приказом Минфина № 286н. Теперь таких форм две: одна — для ОСНО, другая — для ЕСХН.

Прекращение права на освобождение от уплаты НДС

Прекращение права на освобождение от НДС может произойти по воле налогоплательщика, когда он самостоятельно и добровольно отказывается от реализации этого права, либо принудительно, когда налогоплательщик утрачивает это право.

Принимая решение об освобождении от НДС ИП или организации следует иметь ввиду, что в таком режиме налогоплательщику придется работать как минимум 1 год.

По истечении 12 календарных месяцев ИП или организация должны будут представить в налоговый орган уведомление об отказе от освобождения от НДС или о продлении освобождения на следующие 12 календарных месяцев.

К уведомлению должны быть также приложены указанные выше документы, подтверждающие, что размер выручки за каждые три последовательных месяца не превышал 2 миллионов рублей.

Такое уведомление с подтверждающими документами должно быть представлено не позднее 20 числа месяца, следующего за 12 календарным месяцем действия права на освобождение от НДС (если право на освобождение действовало с мая 2012 года, то не позднее 20 мая 2013 года). В противном случае налогоплательщик будет оштрафован.

Право на освобождение может быть утрачено.

Это произойдет, если будет нарушено одно из условий его выдачи (реализация подакцизных товаров без организации раздельного учета или превышение допустимого размера выручки, то есть получение выручки за любые 3 последовательных месяца в период действия освобождения в размере большем чем 2 миллиона рублей). Утрата права на освобождение повлечет ряд неблагоприятных последствий для налогоплательщика, связанных с восстановлением неуплаченного в бюджет налога, начислением пеней и применением штрафных санкций.

Источник: http://russia-in-law.ru/osvobozhdenie-ot-uplatyi-nds/

Освобождение от обязанностей плательщика НДС

В кризисное время компании стремятся оптимизировать налоги, в том числе, все больше задумываются о том, как на вполне законных основаниях можно с себя обязанности плательщика НДС. В консультации рассматривается ряд вопросов, касающихся освобождения от обязанности плательщика НДС.

Здравствуйте! Организация применяет общую систему налогообложения. С 1 августа 2015 г. предполагаем воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 Налогового кодекса. В какие сроки и в каком порядке нужно поставить в известность налоговый орган о принятом решении освободиться от НДС?

Положения п. 1 ст. 145 Налогового кодекса (далее — Кодекс) дают право организациям сложить с себя обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС. Такое право есть у компаний, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Читайте также:  Осуществление закупок запасных частей по 44 фз

Этим освобождением нельзя воспользоваться в случае, если в течение указанного трехмесячного срока производились операции исключительно по реализации подакцизных товаров. Кроме того, необходимо учитывать, что данное освобождение не распространяется на «ввозной» НДС.

В силу положений п. 3 ст. 145 Кодекса об использовании права на освобождение налогоплательщик должен представить в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на него.

Сделать это следует не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

То есть в рассматриваемой ситуации названное уведомление с приложением соответствующих документов компания должна представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 августа 2015 г.

В качестве подтверждающих документов к уведомлению прилагаются документы, поименованные в п. 6 ст. 145 Кодекса. В соответствии с данной нормой для указанных целей потребуется выписка из баланса с указанием бухгалтерской выручки за 3 месяца, предшествующие месяцу, с которого применяется освобождение. Также нужно представить выписку из книги продаж с итоговыми данными за те же 3 месяца.

Напомним, что форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Скажите, а уведомление об использовании права на освобождение от исполнения НДС-обязанностей и подтверждающие данное право документы нужно представить только лично?

Отнюдь нет. Положения п. 7 ст. 145 Налогового кодекса (далее — Кодекс) позволяют названные документы направить в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма.

Отметим, что в указанной норме не сказано, о каких днях идет речь — календарных или рабочих. Между тем в п. 6 ст. 6.1 Кодекса уточняется, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

То есть получается, что если уведомление об использовании права на освобождение от исполнения НДС-обязанностей и соответствующие документы не будут представлены в налоговый орган в срок, то начать использовать его мы сможем только как минимум со следующего месяца?

Формально это действительно так. В то же время Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 (п. 2) указал, что по смыслу положений п. 3 ст.

145 Налогового кодекса (далее — Кодекс) налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от исполнения НДС-обязанностей. И последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

На этом основании высшие судьи пришли к выводу, что лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Источник: http://www.pnalog.ru/material/osvobojdenie-obyazannost-platelschik-nds

Освобождение от обязанностей налогоплательщика ндс

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ — УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

«ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «СКОЛКОВО»

Операции, к которым применяется освобождение от обязанностей плательщика НДС, предусмотренное ст. 145.1 НК РФ >>>

Учет участников проекта «Сколково», применяющих освобождение от обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145.1 НК РФ >>>

Выставление и регистрация счетов-фактур участниками проекта «Сколково», применяющими освобождение от обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145.1 НК РФ >>>

Представление декларации по НДС участниками проекта «Сколково», применяющими освобождение в порядке ст. 145.1 НК РФ >>>

Срок и иные условия для применения участниками проекта «Сколково» освобождения от НДС >>>

Порядок перехода участников проекта «Сколково» на освобождение от НДС в порядке ст. 145.1 НК РФ >>>

Ежегодное подтверждение участниками проекта «Сколково» права на применение освобождения от НДС >>>

Прекращение применения освобождения от НДС участниками проекта «Сколково» >>>

Операции, к которым применяется освобождение от обязанностей плательщика НДС, предусмотренное ст. 145.1 НК РФ

Организации, которые получили статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», могут быть освобождены от обязанностей плательщика НДС (п. 1 ст. 145.1 НК РФ).

Освобождение не распространяется на операции по ввозу товаров в РФ и исполнение обязанностей налогового агента по НДС (абз. 2 п. 1 ст. 145.1, ст. 161 НК РФ).

Примечание

О том, кто такие налоговые агенты и в чем заключаются их обязанности, вы можете узнать в гл. 10 «Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами». Об уплате налога на таможне при ввозе товаров в РФ читайте в гл. 15 «НДС при импорте товаров».

По остальным операциям организации, получившие освобождение в порядке ст. 145.1 НК РФ, НДС не уплачивают.

Учет участников проекта «Сколково», применяющих освобождение от обязанностей плательщика НДС в порядке ст. 145.1 НК РФ

Приказом Минфина России от 08.02.2011 N 14н утверждены Особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта «Сколково». Приказ вступил в силу по истечении одного месяца со дня опубликования (его текст был опубликован в «Российской газете» 16 марта 2011 г.).

Согласно указанным Особенностям постановка на учет в налоговых органах таких организаций производится на основании документов, подтверждающих статус участника проекта «Сколково». Данные документы представляются в налоговый орган по месту нахождения организации. В течение пяти рабочих дней со дня получения документов инспекция обязана поставить организацию на учет.

Уведомление о постановке организации на учет выдается по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

Источник: https://studopedia.net/8_47103_osvobozhdenie-ot-obyazannostey-nalogoplatelshchika-nds.html

Порядок прекращения использования налогового освобождения. Порядок продления использования права на налоговое освобождение

18.11.2009

УФНС по Краснодарскому краю

Управление ФНС России по Краснодарскому краю, в связи с поступающими запросами налогоплательщиков разъясняет порядок применения налогового освобождения, предусмотренного статьей 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации

Порядок прекращения использования налогового освобождения. Порядок продления использования права на налоговое освобождение.

  • В силу положений пункта 4 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
  • По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
  • — документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
  • — уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В случае если налогоплательщик не представил указанные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), то согласно пункту 5 статьи 145 НК РФ сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. При этом, с налогоплательщика подлежит взысканию соответствующая сумма налоговых санкций и пеней.

Таким образом, если налогоплательщик в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекло право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, в налоговый орган не представил уведомление о продлении использования данного права, то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на продление освобождения, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Поэтому в случае, если налогоплательщик, не представивший в налоговый орган уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев, осуществлял реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав) без учета сумм налога на добавленную стоимость, то он обязан восстановить суммы этого налога и уплатить их в бюджет в установленном порядке. При этом, налоговый орган обязан взыскать с него соответствующие суммы налоговых санкций и пеней.

Следует отметить, что судебные органы иногда занимают противоположную позицию по данному вопросу. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.07.

2008 N Ф09-5261/08-С2 по делу N А60-31470/07 указал, что обязанность восстановить и уплатить в бюджет сумму НДС в случае непредставления документов, указанных в пункте 4 статьи 145 НК РФ, может иметь место, если не представлены документы, указанные в пункте 6 данной статьи, поскольку именно в этом пункте разъяснено, что следует понимать под документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи право на освобождение (продление срока освобождения).

  1. Как следует из содержания нормы, установленной пунктом 6 статьи 145 НК РФ уведомление не отнесено к документам, непредставление которых влечет обязанность по восстановлению налога.
  2. На основании пункта 5 статьи 145 НК РФ если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
  3. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
  4. В случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
  5. В части вопроса порядка исчисления сумм НДС, подлежащих восстановлению и уплате в бюджет, необходимо учитывать следующее.
  6. Термин «восстановление» означает исчисление сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями статьи 166 НК РФ за период начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение.
  7. Так, согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ исчисление суммы налога на добавленную стоимость производится по ставкам в размере 18 (10) процентов от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).
  8. При исчислении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право на вычеты налога в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.
  9. Принимая во внимание, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, не должна уменьшать сумму налога на прибыль, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет либо за счет прибыли организации, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг) в случае произведенной ими доплаты на сумму налога.
Читайте также:  Учет командировочных расходов при расчете налога на прибыль

Источник: http://taxpravo.ru/novosti/statya-30013-poryadok_prekrascheniya_ispolzovaniya_nalogovogo_osvobojdeniya_poryadok_prodleniya_ispolzovaniya__prava

Освобождение от обязанностей плательщика НДС

  • Расчёт НДС по методу сложения
  • Лекция 6. Налог на добавленную стоимость
  • Гл.1-3, стр 4 – 48 по книжке
  • Вопросы к экзамену по теории налогообложения.

Тема 1. Система налогов и сборов: все вопросы – продиктованные параграфы.

От понятия налоговой системы до системы бюджетного федерализма.

Гл.4 в книжке

Тема 2. Субъекты налоговых отношений: 9 вопросов по параграфам. От участников налоговых отношения до прав, обязанностей и ответственности налоговых органов

Тема 3. Налоговые обязательства и его исполнение: 6 вопросов. Возникновение нал обязательств до способов обеспечения. Обратить внимание на 7 вопрос: самостоятельно по учебнику «взыскания за счёт денежных средств и за счёт иного имущества».

Тема 4. Налоги и ценообразование. 4 вопроса по лекциям. В книжке «цены реализации», обратить внимание на порядок определения цен при расчёте налогов, например по НДС табл 8.7, по НДФЛ, на прибыль и имущество организаций.

Тема 5. Нет в лекциях. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Глава 6 по книжке. Много таблиц с конкретными величинами – не учить.

Изучить:

1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

2. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Лекция 11.10.11

  1. §1. Налогообложение добавленной стоимости
  2. Добавленная стоимость – это стоимость продукции (работ, услуг) без понесённых материальных затрат.
  3. В настоящее время существует два основных метода расчета НДС.
  4. Пример стр 152

При таком методе расчета объектом обложения является добавленная стоимость. Но в бухгалтерском учете не выделяют добавленную стоимость. Это значит, что рассчитывать налог таким методом сложно.

Поэтому используют на практике другой метод – метод частичных платежей. (пример стр 153).

При использовании метода частичных платежей является НЕ добавленная стоимость, а стоимость реализации товаров, работ, услуг.

  • §2. «Налогоплательщики»
  • Плательщики НДС
  • · Организации
  • · Индивидуальные предприниматели
  • · Лица, признаваемые плательщиками НДС в соответствии с Таможенным кодексом РФ
  • Освобождение – на 12 последовательных календарных месяцев, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) организации или ИП (без учета НДС) за три предшествующих последовательных календарных месяца не привысила в совокупности 2 млн руб.
  • Ситуация 5.1 стр 154
  • Освобождение от обязанностей плательщика НДС не может быть предоставлено
  • · Лицам, реализующим подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье (сейчас нет такого сырья)
  • · Лицам, осуществляющим ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Претенденты на освобождение от НДС представляют:

Организации Индивидуальные предприниматели
Выписку из бухгалтерского баланса выписку из книги учета доходов и расходов
Выписку из книги продаж Копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур

Ситуация 5.2 стр 156

Освобождение от НДС с 1 декабря 2010 года

В соответствии со ст 145.1 право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предоставлено организациям – участникам проекта «Сколково» .

Ситуация 5.3 Стр 157

организация осуществляет пусконаладочные работы с марта 2009 г. На основании ст 145 НК РФ имеет освобождение от НДС. Однако по настоянию заказчика НДС был начислен. Правильно ли поступила организация? – нет. При освобождении нельзя начислять. Сумма, уплаченная организацией поставщикам, к вычету не принимается, а вкл стоимость соответствующих услуг.

§3. «Объекты налогообложения НДС»

· Реализация (передача) товаров (работ, услуг) на территории РФ в т.ч. предметов залога, по соглашению о предоставлении отступного или новации, имущественных прав и др.

  1. · Передача товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории РФ – для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций
  2. · Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
  3. · Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
  4. НК предусматривает передачу имущества, не признаваемую реализацией, с целью налогообложения НДС:
  5. · Правопреемнику при реорганизации организации
  6. · Некоммерческим организациям на уставную деятельность
  • · Участнику хозяйственного общества
  • · Участнику договора простого товарищества
  • · Имущества, носящего инвестиционный характер
  • · Имущества или имущественных прав по концессионному соглашению ( с 1 января 2009 г.)
  • · Жилых помещений физическим лицам в порядке приватизации
  • · На безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления
  • · На безвозмездной основе бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, бюджетным или автономным учреждениям
  • · Передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование основного капитала (с 1 января 2010 г.)
  • · Передача в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности гос и муниципального имущества (с 1 янв 2010)
  • · Изъятие имущества путём конфискации
  • · Наследование имущества
  • · Земельных участков или долей в них
  • · Имущественных прав организации её правопреемнику
  • · Операции по реализации налогоплательщикам, явл российскими организаторами олимпийским и паралимпийских игр, товаров и тд.
  • · Операции по реализации (передаче) на территории РФ гос и муниципального имущества, выкупаемого в уставном порядке (с 1 апр 2011 г.)
  • (курсивом указано характерное только НДС)

Ситуация 5.4. стр 161

С целью применения льготного налогообложения необходимо учитывать место реализации товаров, работ и услуг. НДС не облагаются операции в случае признания местом реализации товаров на территории иностранного государства.

  1. Место реализации – место экономической деятельности покупателя услуг (стр 163)
  2. · При передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав
  3. · Выполнение работ по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптация и модификация
  4. · Оказание консультационных, юр, бухгалтерских услуг, рекламных услуг, и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
  5. · Услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя
  6. · Услуги по сдаче в аренду движимого имущества (за иско наземных автотранспортных средст)
  7. · Услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воз ПРОПУЩЕНО
  8. Место реализации – место фактического осуществления работ и услуг
  9. Работы, услуги, связанные с движимым имуществом
  10. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физ культуры, туризма и отдыха.
  11. Место реализации – место реализации основных работ, услуг:
  12. · Услуги, работы, носящие вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ, услуг
  13. · Условия прищнания территории России местом реализации товаров (ст 147 НК РФ):
  14. · Товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется

· Товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и (с 01.10.2011) иных территорий, находящихся под её юрисдикцией

  • · Работы связаны с недвижимым
  • · …
  • §4. «Методика расчёта НДС»
  • Включает несколько этапов:
  • 1. Определение операций, являющихся объектом обложения НДС
  • 2. Определение налоговой базы
  • 3. Исчисление НДС
  • 4. Определение налоговых вычетов
  • 5. НДС в федеральный бюджет
  • 1. Определение операций, являющихся объектом обложения НДС
  • Товары, реализация (передача) которых освобождается от НДС (стр 166) (здесь самое важное):
  • · Важнейшая и жизненно-необходимая медицинская техника;
  • · Протезно-ортопедические изделия
  • · Очки, линзы, оправы для очков
  • · Почтовые марки, маркированные открытки и конверты
  • · Доли в уставном капитале организаций, паи в паевых фондах, ценные бумаги и инструменты срочных сделок
  • · Драгоценные металлы, камни
  • · Исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных
  • Работы, выполнение которых освобождено от НДС:
  • · Работы по сохранению объекта культурного наследия
  • · Работы, выполняемые в период реализации социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих
  • · НИР и ОКР, выполненные учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров
  • · НИР и ОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или их усовершенствованию
  • Услуги, оказание которых освобождается от НДС:
  • · Предоставление в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам
  • · Медицинские услуги ( за искл косметических), оказываемые государственными мед организациями
  • · Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях
  • · По перевозке пассажиров городским транспортом (кроме такси)
  • · Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности
  • · Услуги в сфере образования, если речь идёт о некоммерческих образовательных организациях
  • Ситуация 5.8 стр 172
  • Ситуация 5.9 стр 173
  • (стр 173) Операции, освобождаемые от НДС:
  • · Реализация товаров по предоставлению общественными организациями инвалидов
  • · Осуществление банковских операций за искл инкассации
  • · Реализация входных билетов
  • · Реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них
  • · Передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир и др.

Лекция 18.10.2011

  1. 2 этап Определение налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг (стр 176):
  2. · При получении оплаты в счет предстоящих поставок сырья (предоплата)
  3. · При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (только на переработку)
  4. · При реализации имущества, числящегося на балансе с учетом НДС.
  5. Ситуация стр 177
  6. НДС при реализации предприятия как имущественного комплекса:
  7. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду активов (ОС, НМА, прочие виды имущества производственного и непроизводственного назначения); далее ДЗ и стоимость ценных бумаг.
  8. НК предполагает 2 варианта расчета налоговой базы:
1 вар С использованием поправочных коэф к балансовой стоимости 2 вар С использованием поправочных коэф к балансовой стоимости
При реализации предприятия (ЦР – цена реализации предприятия) ниже балансовой стоимости предприятия (СБпр) ЦРпр < СБпр Поправочный коэф К1 = ЦРпр/ СБпр Налоговая база по активу НБа = СБа * ЦРпр/ СБпр Прие реализации предприятия ЦРпр выше балансовой стоимости СБпр Поправочный коэф К2 =( ЦРпр – ДЗ – ЦБ) / (СБпр – ДЗ – ЦБ) НБа = СБа * К2

Продавцом предприятия составляется сводный счет-фактура с указанием цены, по которому предприятие продано. К нему прилагается счет инвентаризации стр 180.

Источник: https://studopedia.su/8_2230_osvobozhdenie-ot-obyazannostey-platelshchika-nds.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector