Особенности закупки в форме электронных торгов по закону 44-фз

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2020 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Особенности закупки в форме электронных торгов по Закону 44-ФЗ

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2020 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион.

Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе».

Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Особенности закупки в форме электронных торгов по Закону 44-ФЗ

Скачать

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным.

Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств.

Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Особенности закупки в форме электронных торгов по Закону 44-ФЗ

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/sposoby-provedeniya-zakupok-po-44-fz

Виды государственных закупок по 44-ФЗ

Для многих участников госторгов, помимо самого объекта тендера, важным фактором является вид проводимой закупки.

Виды закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ существует определенное количество видов закупок, которые прописаны в законе. Их все можно разделить на 2 большие группы – конкурентные и неконкурентные. С 2018 года перечень возможных видов государственных и муниципальных закупок был расширен новыми электронными формами:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • И, конечно, электронный аукцион, который уже давно является самым популярным видом государственных закупок.

С 1 января 2019 осталась только электронная форма проведения закупок. От выбора того или иного вида тендера зависит форма заявки, требование к наличию обеспечения и других документов.

Рассмотрим каждый из видов государственных закупок отдельно.

Особенности закупки в форме электронных торгов по Закону 44-ФЗ

Конкурентные виды закупок

Самый востребованный в 2019 году вид конкурентной закупки – электронный аукцион.

Для участия необходимо подготовить 2 части заявки: в первой предоставляется информация об объекте закупки, во второй – данные об участнике.

При проведении аукционов практически всегда (в зависимости от размера НМЦК) необходимо вносить обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта. Победителем признается допущенный участник, предложивший наиболее низкую цену.

Открытый конкурс в электронной форме

Вторым по популярности видом закупок для государственных нужд является открытый конкурс. Здесь также могут фигурировать достаточно крупные суммы контрактов. Информация о проведении процедуры сообщается неограниченному числу лиц, путем размещения извещения в ЕИС.

Но по длительности проведения данный вид закупки зачастую занимает гораздо больше времени. Организаторы должны разместить извещение не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на открытый конкурс в электронной форме.

Заявка на такой конкурс также состоит из 2-х частей. Ч. 4 ст. 54.4 44-ФЗ отражает, какую информацию должна содержать 1 часть заявки. Ч. 6 ст. 54.4 устанавливает аналогичные требования ко второй части.

В открытом конкурсе у участников есть возможность подать окончательное предложение после публикации в ЕИС протокола рассмотрения вторых частей заявок. Победителем признается участник, чьи условия признаны наилучшими согласно тендерной документации.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Алгоритм проведения конкурса с ограниченным схож с проведением открытого конкурса. Отличие данного вида закупок заключается в том, что участвовать могут только те поставщики, которые пройдут предквалификационный отбор. И только после этого этапа начинается рассмотрение заявок.

Проведение конкурса с ограниченным участием возможно только в установленных законодательством случаях: при закупке высокотехнологичных и инновационных товаров, а также при выполнении работ по сохранению культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций и т.д.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием отражены в ст. 56 44-ФЗ. Победителем конкурса с ограниченным участием признается поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта.

Двухэтапный конкурс в электронной форме

Как следует из названия, этот вид государственной закупки проходит в 2 этапа: на первом проводится предквалификационный отбор (прием первоначальных заявок), а на втором этапе участники подают окончательные заявки.

Если кратко, то на первом этапе заказчик принимает только информацию по объекту закупки, поставщик не должен предлагать цену и вносить обеспечение. После приема всех предварительных заявок заказчик открывает к ним доступ и затем проводит первый этап конкурса. В это время проводится обсуждение технических предложений участников, которые имеют право присутствовать на этом этапе.

По его результатам заказчик может внести изменения в документацию. После этого он направляет приглашения на участие во втором этапе. В приглашении должны содержаться все изменения, которые заказчик внес в документацию.

Поставщик вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса. Если же он продолжает участвовать, то должен прислать окончательную заявку, указав свою цену контракта, а также предоставив обеспечение участия.

Победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, согласно условиям тендерной документации.

Запрос предложений в электронной форме

Запрос предложений – это вид закупки, победителем которой признается участник подавший окончательное предложение, наиболее соответствующее требованиям тендерной документации.

Участники подают заявки на площадку, на которой проводится запрос предложений. После окончания приема, заказчик их рассматривает и публикует протокол, указывая лучшие предложенные условия. После этого допущенным участникам в течение одного часа предлагается подать окончательное предложение с улучшенными условиями.

Победителем признается участник лучшим образом соответствующий критериям, установленным тендерной документацией.

Запрос котировок в электронной форме

Следующий вид муниципальных и государственных закупок – это запрос котировок в электронной форме.

Главным требованием в проведении запроса котировок выступает ограничение по стоимости цены контракта – она не должна превышать 500 тыс руб., а общий объем закупок этим методом не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок, а также превышать 100 млн руб в год.

Все поданные заявки рассматривает котировочная комиссия и направляет протокол рассмотрения оператору ЭТП, который, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер. Первой помечается заявка с самым лучшим ценовым предложением, затем по убыванию цены присваиваются остальные номера.

Если участник с порядковым номером 1 отказывается от заключения контракта, то это предлагается сделать участнику с номером 2.

Виды неконкурентных закупок по 44-ФЗ

В 44 Федеральном законе существует одна форма неконкурентных тендеров – это закупка у единственного поставщика. В законе строго регламентированы все случаи, когда заказчик может использовать данный вид государственных закупок.

Участие в каждом из описанных выше видов имеет свои плюсы и минусы, взвесив которые, Вы сможете выбрать тот, который оптимально подойдет именно для Вашей компании.

© ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/vybor-tendera-v-zavisimosti-ot-celej

Закрытый аукцион по 44-ФЗ — что нужно знать

Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.

Особенности закупки в форме электронных торгов по Закону 44-ФЗ

Что это такое: Определение и особенности

Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.

Процедура проведения закрытых аукционов регламентирована статьями 86-91 Закона 44-ФЗ.

Используется такой формат для осуществления закупок:

  • товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
  • услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
  • услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.

Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.

Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.

Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?

Порядок проведения аукционов в закрытом формате принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов тем, что электронная форма не может быть использована для проведения закрытого способа закупки. Все дело в том, что согласно законодательству применение электронной документации в закрытых аукционах не допускается.

Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?

На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:

  • члены аукционной комиссии;
  • участники закрытого аукциона или их официальные представители.
Читайте также:  Учет командировочных расходов при расчете налога на прибыль

Особенности и порядок проведения

Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:

  • согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
  • подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
  • направление приглашений или публикация извещений;
  • предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
  • направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
  • прием и регистрация поступивших заявок;
  • вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
  • направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
  • проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
  • направление копии итогового протокола в ФАС;
  • подписание контракта с победившим участником.

Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:

  • поиске информации о проводимом аукционе;
  • направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
  • подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
  • подаче заявки;
  • непосредственном участии в аукционе;
  • направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
  • заключении контракта (в случае победы в конкурсе).

Сроки проведения закрытого аукциона

Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:

Этап Сроки Ссылка на 44-ФЗ
Публикация извещения об аукционе Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 4 статья 86
Подача запроса на получение аукционной документации С момента публикации извещения в ЕИС Часть 4 статья 86
Направление аукционной документации участнику В течение трех дней с момента получения запроса Часть 4 статья 86
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 5 статья 86
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов Часть 7 статья 86
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 3 статья 87
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок Часть 4 статья 87
Направление разъяснений положений аукционной документации В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса Часть 5 статья 87
Внесение изменений в аукционную документацию Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок Часть 7 статья 87
Направление изменений документации всем участникам аукциона В течение двух дней со дня принятия решения Часть 7 статья 87
Прекращение приема заявок В официальный день вскрытия конвертов Часть 6 статья 88
Выдача расписки в получении заявки По запросу участника Часть 7 статья 88
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок В день их получения Часть 8 статья 88
Отзыв поданной заявки В любое время до момента начала рассмотрения заявок Часть 9 статья 88
Рассмотрение заявок на участие Не более 10 дней с последнего дня приема заявок Часть 2 статья 89
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 5 статья 89
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола Часть 6 статья 89
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола Часть 7 статья 89
Передача протокола и контракта победителю аукциона В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 8 статья 90
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола Часть 9 статья 90
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса После утверждения протокола Часть 10 статья 90
Предоставление разъяснений итогов аукциона В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса Часть 10 статья 90
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола Часть 11 статья 90
Заключение контракта Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола Часть 2 статья 91
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта Часть 6 статья 91

Документация

Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:

  • названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
  • требованиях к составу и содержанию заявок;
  • дате и времени окончания срока подачи заявок;
  • размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
  • форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
  • возможности изменений условия контракта;
  • валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
  • порядке применения курса валюты;
  • дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
  • размере «шага аукциона»;
  • месте, дате и времени проведении аукциона;
  • преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
  • возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.

Заявка на участие

Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.

Заявка должна подаваться в письменном виде и только в запечатанном конверте. При этом все листы заявки при этом должны быть пронумерованы и прошиты.

Заявка и том заявки должны быть скреплены печатью участника и подписью уполномоченного лица. Кроме того, в документах должна содержаться опись прилагаемых документов.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:

  • информация и документы об участнике:
    • наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
    • справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
    • документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
    • копии учредительной документации (для юридического лица);
    • решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
  • предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
  • документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
  • документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
  • документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.

Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.

Извещение

Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.

Извещение должно быть опубликовано только в том случае, если предстоящая закупка имеет отношение к государственной тайне, а секретные сведения отображаются в аукционной документации или проекте контракта.

Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:

  • закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
  • закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
  • закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.

Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?

Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:

  • на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
  • на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
  • аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
  • аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
  • участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).

В случае признания определение поставщика, исполнителя или подрядчика несостоявшимся, Заказчик может внести соответствующие изменения в аукционную документацию и провести повторный конкурс или же по согласованию с ФАС произвести заключение контракта с единственным поставщиком/исполнителем/подрядчиком.

Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/zakrytyj-aukcion-po-44-fz.html

Особенности государственных закупок в соответствии с ФЗ № 44

Государственные закупки представляют собой форму размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям и в оговоренные сроки. 

 В соответствии со ст. 24 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44)такими конкурентными способами являются:

  1. аукционы (в электронной форме, закрытый аукцион);
  2. конкурсы (открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  3. запрос котировок;
  4. запрос предложений.

Помимо данных способов возможен неконкурентный способ осуществления закупок у единственного поставщика.

На сегодняшний день самыми популярными способами в РФ являются аукционы в электронной форме, закупка у единственного поставщика и запрос котировок. В связи с этим следует остановиться подробнее на каждом из этих способов.

Аукцион в электронной форме

Электронный аукцион– это один из конкурентных способов определения поставщика, который проводится на специальном сайте, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 ч. 1 ст. 59 ФЗ № 44).

В каких случаях возможно проведение такого аукциона? Во-первых, заказчик обязанпроводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), включенных в перечень, установленный Правительством РФ. В данный перечень, к примеру, входят нефтепродукты; изделия из бумаги; лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях и т.д.

Во-вторых, помимо этого перечня органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные перечни. Если тот или иной товар, услуга или работа не входит в указанные перечни, заказчик не лишается права по своему желанию провести электронный аукцион (ч. 3 ст. 59 ФЗ № 44).

Электронный аукцион не может проводиться, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика  (ч. 1 и 2 ст. 84 ФЗ № 44).

Для того чтобы стать участником электронного аукциона необходимо пройти аккредитацию, предусмотренную ст. 61 ФЗ № 44, а также иметь электронную подпись.

Аккредитацию, которая действует три года, необходимо проходить на каждой электронной площадке, где юридическое лицо или ИП планирует принимать участие.

Участник вправе продлить аккредитацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока аккредитации.

Заявка на участие состоит из двух электронных документов, которые подписываются руководителем организации или другим уполномоченным лицом, и направляются сразу в день подписания.

По результатам проведения аукциона с победителем заключается контракт (ч.9 ст. 70 ФЗ № 44).

Читайте также:  Акт возврата некачественного товара - образец

Почему данный способ так часто используется заказчиками? Преимуществом электронного аукциона является то, что заказчик может заключить контракт по существенно более низкой цене по сравнению с начальной ценой.

Ограничений на проведение аукциона также достаточно мало. Недостатками данного способа являются риски технических сбоев на электронных площадках; отсутствие возможности выделения нескольких лотов.

Важно также учитывать, что в данном аукционе информация обо всех участниках является конфиденциальной.

Закупка у единственного поставщика

Данный способ заключается в том, что заказчик предлагает заключить контракт определенному юридическому или физическому лицу (ст. 93 ФЗ № 44). В данном случае никаких конкурентных процедур заказчиком не проводится.

Есть определенные случаи, в которых заказчик обязан воспользоваться именно этим способом:

  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся;
  • закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них

Существует и перечень, по которому заказчик может провести закупку у единственного поставщика. Перечень этот очень широк и содержит, к примеру, такие случаи, как: выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д. (ст. 93 ФЗ № 44).

Закупка товара у единственного поставщика является удобным способом для заказчика, если цена контракта небольшая.

Разрешено закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту. Годовой объем закупок ограничен и не должен превышать одного из значений: 2 млн. руб.; 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).

Преимуществом закупок у единственного поставщика является возможность заключения контракта с известным заказчику поставщиком; простота процедуры и незначительный срок ее проведения.

Из недостатков можно выделить то, что значительно снизить цену контракта представляется затруднительным, а также имеется повышенный интерес Федеральной антимонопольной службы к данному способу.

Объясняется это тем, что заказчик может договориться с поставщиком в обход требованиям законодательства.

Запрос котировок

При запросе котировок информация о товарах (услугах или работах) передается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.

Победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 ФЗ № 44). Особенностью данной процедуры является то, что она не торговая, т.е.

основной и единственный критерий для определения победителя это цена.

Запрос котировок может проводиться лишь тогда, когда одновременно соблюдаются определенные условия. Размер начальной (максимальной) цены контракта не должен превышать 500 тыс. руб. и годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:

  1. 10% совокупного годового объема закупок заказчика, если его размер не более 1 млрд. руб.; или
  2. 100 млн. руб., если размер совокупного годового объема закупок более 1 млрд. руб.

Недостатком для заказчика данного способа являются вышеперечисленные ограничения, а также наличие ответственности заказчика за обеспечение сохранности и конфиденциальности заявок и хранения документов.

Помимо этого в процессе проведения запроса котировок заказчики, которые обязаны размещать извещение о проведении запроса котировок и проект контракта не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок, самостоятельно сокращают данный срок, нарушая при этом действующее законодательство. Еще одним частым нарушением является требование от участника декларации, подтверждающей отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, что не соответствует законодательству.

Реестр недобросовестных поставщиков

При участии в той или иной процедуре проведения государственных закупок необходимо знать о существовании реестра недобросовестных поставщиков. Данный реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России.

Важно, что закон именно обязывает заказчика, а не дает право, направить информацию об участнике для включения в реестр, если он не исполняет свои обязательства или уклоняется от заключения контракта.

Документы для включения участника в реестр собирает и направляет сам заказчик в ФАС.

Одной из возможных ситуаций является уклонение участника от заключения контракта. В этом случае заказчик должен заключить контракт со следующим по очереди претендентом на заключение контракта (второй участник). В связи с этим заказчик должен обосновать, почему он заключает контракт не с победителем, а со вторым участником и отправляет информацию об этом и необходимые документы в ФАС.

Если же контракт заключен, но исполняется участником ненадлежащим образом или не исполняется вовсе, то заказчик может расторгнуть его в одностороннем порядке или через суд. В течение трех рабочих дней заказчик обязан уведомить ФАС о расторжении контракта. Данная ситуация также является основанием для включения в реестр.

Если решение о включении в реестр принято ФАС, то обжаловать его можно только через суд. Обжаловать можно сам факт включения в реестр и включенную в реестр информацию о нарушителе и нарушении. Информация о недобросовестном поставщике исключается из реестра по истечению двух лет с даты включения.

В заключении также следует отметить, что сложность и неоднозначность многих норм законодательства о контрактной системе усложняют деятельность, как заказчиков, так и участников, и влечет за собой частые ошибки и нарушения.

Статья подготовлена 17.11.2016 

Мария Никитина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/936-osobennosti-gosudarstvennykh-zakupok-v-sootvetstvii-s-fz-44

Виды торгов в России: понятие, классификация и формы

Гражданское законодательство России определяет возможность заключения договоров путем осуществления торгов. Суть торгов сводится к заранее установленным условиям осуществления обязательств, по которым участники торгов на принципах состязательности и равноправия предлагают свои условия.

Организатор торгов осуществляет выявление победителя среди таких участников и заключает с ним сделку на предложенных и заранее определенных условиях. Часть 4 статьи 447 ГК РФ устанавливает основные виды торгов и относит к ним аукцион и конкурс, которые могут быть как открытые, так и закрытые.

Но так же уточняется, что законодательно могут устанавливаться и иные виды и формы торгов.

Учитывая, что удовлетворение государственных и муниципальных нужд неизбежно связано с расходованием бюджетных средств, Законом 44-ФЗ установлены дополнительные виды торгов, которые позволяют заказчикам максимально эффективно осуществлять государственные и муниципальные закупки.

Естественно, что не все закупки возможно осуществлять путем проведения торгов, в таких случаях закупка производится у единственного поставщика напрямую. Во всех остальных же случаях заказчиками применяются различная классификация и виды торгов, которые мы подробно рассмотрим в данной статье.

Понятие и виды торгов в России по Закону 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает такие виды торгов, как:

  • конкурс, который в свою очередь подразделяется на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы, которые бывают двух видов: электронный аукцион и закрытый аукцион;
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

Из приведенного хотелось бы отметить, что в настоящее время виды электронных торгов представлены только электронным аукционом. В ближайшем будущем планируется перевести большинство видов торгов в электронный вид.

Такая классификация и виды торгов значительно расширяют возможности заказчика по осуществлению закупок, поскольку в зависимости от объекта закупки, заказчик выбирает такой форму торгов, которая позволит максимально полно удовлетворить государственные или муниципальные нужды.

Например, закупку организации отдыха детей и их оздоровления возможно осуществить в форме открытого конкурса, где основным критерием участника будет не цена им предложенная, а его квалификация.

Таким образом, снижаются риски по определению недобросовестного победителя, который может привнести больше вреда, нежели пользы.

Конкурс

Из вышеуказанного уже можно определить, что конкурс является такой формой закупок, которая применяется в отношении сложных и общественно важных объектов закупки. И неспроста именно в данном виде торгов содержится столько разновидностей. Но суть их примерно одинакова, победитель выявляется по нескольким критериям, разной степени важности.

Групп таких критериев две, это стоимостные и не стоимостные критерии. И в свою очередь если в группу стоимостных критериев входит только цена контракта, то в группу не стоимостных критериев входят расходы на эксплуатацию и ремонт, функциональные, качественные, и экологические характеристики, а также квалификация предполагаемых участников закупки.

Заказчик по своему усмотрению устанавливает как минимум два критерия (можно больше) одним из которых обязательно должна быть цена контракта. При этом для некоторых видов закупок Правительством в постановлении №1085 установлены предельные величины значимости таких критериев для оценки заявок участников.

В этом же постановлении также установлен порядок оценки заявок участников.

Аукцион

В отличие от конкурса в аукционе определение победителя осуществляется только по критерию цены, предложенной таким участником. По общему правилу победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену, если аукцион изначально был на понижение. Но есть и исключения.

Так если участники доторговались до 0,5% от НМЦК, то в таком случае по Закону 44-ФЗ происходит изменение типа аукциона, на повышение за право заключения контракта. Победителем в таком случае является участник который напротив предложил наибольшую цену. И контракт с таким участником заключается только после того, как он оплатит эту цену.

Так же, в случае если два участника предложили одинаковую цену, победителем является участник, который сделал свое предложение раньше. Преимущество аукциона перед конкурсом заключается в том, что определение победителя осуществляется значительно легче, за счет этого сама процедура получается более быстрой.

Немаловажным фактором популярности аукционов по Закону 44-ФЗ в современной России является проведение открытых аукционов только в электронном виде.

Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что значительную частью функций по проведению такой закупки переходит от заказчика к оператору электронной площадки, на которой происходит сбор заявок участников и непосредственно сама процедура торгов. Это, в совокупности с выше обозначенными факторами, делает виды электронных торгов наиболее популярными среди заказчиков.

Запрос котировок

Данный вид торгов собрал в себе элементы и от конкурса и от аукциона. Так, победителем становится тот участник, который предложил, как и в аукционе, наименьшую цену. Но в отличие от аукциона, форма и способ подачи заявок более похож на конкурс. Заявки участниками подаются в конвертах и содержат в себе предложение о цене.

В отличие от аукциона участники торгуются не в режиме реального времени, и не оценивают свое предложение относительно конкурентов. Особенностью запроса котировок также являются установленные Законом 44-ФЗ ограничения. Заказчик не может провести запрос котировок с НМЦК выше пятиста тысяч рублей.

Так же общая сумма таких закупок не должна превышать десяти процентов от общего объема закупок заказчика в год.

Запрос предложений

Запрос предложений это нововведение Закона о контрактной системе, которое отличается от других видов торгов тем, что участники предлагает свои предложения, которые в обозначенное время разглашаются заказчиком. После этого участники вправе в течение одного дня подать свое окончательное предложение.

Таким образом, этот способ закупки очень схож с запросом котировок, только в нем участники видят предложения своих конкурентов и могут изменить свое окончательное предложение с учетом данной информации.

Читайте также:  Договор возмездного оказания услуг физлицом: что проверить заказчику

При этом у запроса предложений отсутствуют ограничения запроса котировок, но проводиться данный вид торгов может только в строго определенных законом случаях.

Иные виды торгов

Не только государственный и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки путем проведения торгов. Данный способ заключения договора также очень распространён и среди коммерческих организаций, поскольку позволяет выявлять наиболее удачных бизнес-партнеров.

Так же, заказчики которые осуществляет свои закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ вольны самостоятельно определять виды и формы торгов, что породило совершенно разные виды торгов, порой очень экзотические.

Но общие требования к видам торгов в первую очередь определены Гражданским кодексом РФ, где закреплено, что торги могут быть открытые и закрытые. Данная классификация определяется по степени допуска участников к ним.

И если в открытых торгах может принять участие любой желающий, соответствующий установленным требованиям, то к закрытым привлекаются только определенные заказчиком участники.

Рассмотрев понятие и виды торгов хотелось бы дополнительно отметить, что их разнообразие не ограничивается рассмотренными в данной статьей, но основные и ключевые виды торгов в России мы осветили подробно.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/vidy-torgov-v-rossii-ponyatie-klassifikaciya-i-formy.html

Виды торгов

В соответствии с действующим законодательством, основным способом удовлетворения государственных нужд в области поставок требуемых товаров, работ, услуг, являются госзакупки. Заказ на госзакупки размещается двумя способами: конкурентным (путём проведения торгов) и неконкурентным (без проведения торгов).

Конкурентная форма размещения заказов сводится к отбору поставщиков по заранее выбранным критериям. Основным принципом госзакупок в данном случае является равноправное состязательное участие. Госконтракт заключается с победителем, удовлетворяющим требованиям документации заказчика, предложившим наиболее выгодные условия договора.

Виды торгов по 44 ФЗ

Закон № 44-ФЗ выделяет следующие формы торгов:

  • конкурс
  • аукцион
  • запрос
  • котировок
  • запрос предложений
  • двухэтапный конкурс

Конкурс

Конкурс, как способ госзакупок, применяется для определения поставщика в отношении сложных дорогостоящих поставок. Победитель конкурса определяется в совокупности по нескольким критериям, в том числе, таким как качество, цена, наличие успешного опыта аналогичных поставок.

Аукцион

Аукцион отличается от конкурса тем, что основным критерием выбора поставщика является цена. Госконтракт заключается с участником, который выставил наименьшую стоимость поставок.

Как в случае конкурса, так и в случае аукциона заказчик в соответствующих торговых системах размещает заявку на госзаказ с описанием требований к поставляемым товарам, работам, услугам, и в течение установленного срока принимает заявки участников. К торгам допускаются заявки, направленные в сроки и составленные с учётом изъявляемых требований. После наступления условленной даты прием заковок прекращается и начинается рассмотрение полученных предложений.

Электронный аукцион

Данные виды торгов могут проводиться так же в электронной форме через специализированные торговые площадки.

Такой способ набирает все большую популярность, так как значительно упрощает процедуру госзакупок и является доступным для большого круга участников и прочих заинтересованных лиц.

Для участия в электронных торгах поставщик должен иметь аккредитацию на соответствующей площадке и электронную цифровую подпись.

Запрос котировок

Особенностью такого способа торгов, как запрос котировок, является то, что заказчик посредством единой информационной системы и электронных каналов связи направляет заявку на заключение госконтракта неограниченному кругу лиц. Контракт заключается с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Запрос предложений

Запрос предложений – конкурентный способ осуществления госзакупок, при которых заказчик информирует потенциальных поставщиков об имеющихся потребностях и приглашает подавать соответствующие заявки.

Следует отметить, что последние два способа проведения торгов проводятся только в определенных случаях при соблюдении установленных ограничений на сумму контракта, виды закупаемых товаров, работ, услуг, и с учётом прочих условий.

Подвиды торговых процедур

В деловой практике приняты так же другие способы классификации торгов. Так, зависимости от способов привлечение участников выделяются открытые, закрытые торги и с ограниченным участием. Открытые торги, как правило, проводятся в электронной форме, и принять в них участие может любой желающий. Открытая процедура необходима для привлечения максимального количества участников.

В отдельных случаях заказчик может выставлять определённые требования к квалификации поставщика – наличию необходимого опыта, лицензий, допусков, членстве в специализированных саморегулируемых организациях. Такая форма определения поставщика является торгами с ограниченным участием и призвана не допустить участников, не удовлетворяющих заявленным критериям.

Закрытая форма торгов проводится преимущественно в отношении госзакупок, составляющих государственную тайну. К процедуре допускаются ограниченное количество компаний, получивших приглашение от заказчика.

В определённых законодательством случаях отбор поставщика может осуществляться неконкурентными способами. Например, в рамках Закона № 223-ФЗ предусматривается возможность закупки у единственного поставщика.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/81-vidy-torgov

Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика 2018

Самой востребованной среди государственных заказчиков формой реализации закупки по праву считается электронный аукцион. Он подразумевает организацию конкурентных торгов, что обеспечивает здоровое соперничество. Правила проведения такой процедуры регламентируются статьей 59 44-ФЗ.

Особенности процедуры

Электронный аукцион – эта разновидность закупочной процедуры, при которой информация о ее проведении размещается на всеобщее обозрение в ЕИС. Во время ее проведения заказчик обязуется соблюдать порядок и жесткие сроки, которые установлены законодательством. Ко всем участникам закупки предъявляются одинаковые требования, что способствует обеспечению конкуренции. 

На государственного заказчика возлагается обязанность проводить электронный аукцион во время закупки товаров или услуг, которые входят в перечень, составленный Правительством. Он опубликован в Распоряжении за №2019-р от 31 октября 2013 года. При желании организатор может выбирать такую процедуру для покупки товаров или услуг, не включенных в этот список. 

Заказчикам целесообразно организовывать аукционы в электронном виде в тех случаях, когда основным критерием выбора поставщика становится предлагаемая им цена. При этом квалификация поставщика, его опыт и прочие характеристики отходят на второй план.

Место проведения аукциона

Согласно приказу Министерства экономики и развития РФ за номером 428 от 26.10.2009 года весь документооборот электронного аукциона должен вестись посредствам электронной торговой площадки (ЭТП). Для проведения государственных закупок было отобрано пять сайтов:

  1. www.sberbank-ast.ru
  2. www.zakazrf.ru
  3. www.roseltorg.ru
  4. www.etp-ets.ru
  5. www.rts-tender.ru

Принять участие в процедуре могут участники, получившую аккредитацию на соответствующей торговой площадке. Эта процедура несложная.

Достаточно зарегистрироваться на сайте и предоставить электронные копии необходимых документов.

После этого оператор ЭТП проверить правильность предоставленных сведений и вынесет решение об аккредитации. Максимальное время этого процесса составляет 5 рабочих дней.

Этапы и правила проведения

Процедура делится на несколько этапов. Заказчик обязан строго соблюдать все регламентированные сроки и правила проведения закупки, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 

Этап закупочной процедуры Регламентированные сроки Основание
Публикация документации, а также извещения для изучения участниками Когда НМЦК менее 3 миллионов рублей, извещение должно быть размещено не позднее, чем за неделю до момента конца подачи предложений. Если НМЦК больше 3 миллионов, то этот срок увеличивается до 15 суток. Статья 63 части 2 и 3
Подача потенциальными поставщиками запросов разъяснения отдельных пунктов документации Минимум за три дня до финиширования приема заявок Статья 65 часть 4
Предоставление разъяснений поставщикам в соответствии с их запросами Ответ должен быть размещен в двухдневный срок с момента получения требования Статья 65 часть 4
Корректировка аукционной документации Максимум за 2 суток до финиша срока предоставления предложений. Время подачи предложений при этом продлевается так, чтобы оно оказалось не менее 7 или 15 дней в зависимости от начальной стоимости договора Статья 63 часть 6
Отмена закупки Минимум за 5 суток до момента финиша подачи предложений Статья 36 часть 1
Формирование протокола оценки первых частей заявок В заранее установленный срок рассмотрения первых частей заявок. Статья 67 часть 7
Проведение торгов Спустя 2 суток после выставления протокола оценки первых частей Статья 68 часть 3
Оценка вторых частей предложений участников На протяжении трех суток с даты проведения торгов Статья 69 часть 5
Публикация итогового протокола Не позднее суток со дня оформления протокола Статья 69 часть 8
Отправка победившему участнику проекта договора В течение 5 суток с подписания решающего протокола Статья 70 часть 2
Подписание договора победившим участником и передача им обеспечения В течение пяти суток с момента размещения договора заказчиком Статья 70 часть 3
Подписание договора заказчиком В течение 3 суток с подписания поставщиком Статья 70 часть 7
Когда победитель не согласен с каким-либо пунктом договора, он формирует протокол разногласий В течение 5 дней с даты публикации заказчиком проекта договора Статья 70 часть 4
Оценка организатором протокола разногласий и внесение коррективов в договор В течение 3 дней со дня публикации протокола разногласий Статья 70 часть 5
Общий срок подписания договора Не менее 10 дней и не более 20 со дня формирования финального протокола Статья 70 часть 9

Нарушение заказчиком регламентированных сроков признается административным правонарушением. В случае выявления этого факта на организатора закупки накладывается штраф. 

Как проводятся торги

Процесс проведения торгов также имеет четкие правила. Участники получают возможность подавать предложения о стоимости с шагом от 0,5 до 5% от начальной цены договора. Несоблюдение этого правила возможно, если участник предложение с суммой выше минимальной на данный момент.

Участникам запрещено подавать нулевые ценовые предложения. Если потенциальный поставщик занимает первое место, то возможность подачи ценовых предложений для него блокируется. Подавать предложение выше поданного ранее нельзя.

Время проведения торгов строго регламентировано. Процесс делится на несколько этапов, продолжительность которых приведена в таблице 2.

Таблица 2

Этап торгов Регламентированное время Обоснование
Предоставление ценового предложения В течение 10 минут Статья 68 часть 11
Продление времени предоставления предложений 10 минут с момента подачи предыдущего предложения Статья 68 часть 11
Стадия закрытия торгов 10 минут с момента истечения десятиминутного периода после подачи последнего предложения Статья 68 часть 12

На этапе закрытия торгов участники получают возможность подавать предложения о стоимости договора выше победившего. Это дает возможность потенциальному поставщику подняться на второе место. Если победитель торгов откажется от подписания контракта, то заказчик предложит заключить договор участнику, занявшему второе место. 

Ситуации признания аукциона несостоявшимся

В некоторых случаях закупка признается несостоявшейся. Такое возможно в следующих ситуациях:

  1. На момент завершения срока подачи заявок не подано ни одного предложения. Заказчик может объявить повторный аукцион или провести закупку у единственного поставщика.
  2. При рассмотрении первых частей заявок соответствующим требованиям признано только одно предложения. В этом случае контракт заключается с поставщиком по начальной цене. 
  3. Если во время торгов не подано ни одного ценового предложения. После этого оператор торговой площадки передает заказчику вторые части поданных заявок. Победителем признается участник, предложение которого было подано ранее других, при условии, что оно соответствует заявленным требованиям. 
  4. Аукционная комиссия отклоняет все вторые части заявок или признает соответствующей требованиям только одну. 
  5. Если участники, занявшие первое и второе место в ходе торгов, отказываются от заключения контракта. 

Электронный аукцион позволяет обеспечить здоровую конкуренцию и провести закупку по наиболее выгодным ценам. Если запомнить особенности этой процедуры, участие в ней не представит сложности.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/138-auktsion-po-44-fz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector