Заказчик установил требование о наличии у участников опыта поставки аналогичного товара

Заказчик установил требование о наличии  у участников опыта поставки аналогичного товара

Любой заказчик, объявляющий какой-либо конкурс на поставку товаров или оказание услуг, желает заключить договор с надежным поставщиком, который своевременно и качественно выполнит все свои обязательства. Лишние проблемы никому не нужны. Любой покупатель хочет получить качественный товар именно тогда, когда он ему нужен – у кого-то от этого зависит непрерывность производства, в других – исполнение обязательств перед другим лицом. Проще говоря, любые проблемы с исполнением договора поставщиком приводят к тому, что заказчик рискует не выполнить уже свои обязательства перед кем-то еще. Поэтому конкурсная документация к тендерам всегда содержит перечень основных требований к претендентам на победу в конкурсе. Что это за требования?

Ограничение по принадлежности к СМСП

Заказчик вправе установить ограничение по принадлежности к малому / среднему бизнесу, если это предусмотрено законодательно.

Например, компании, долей которых владеет государство, обязаны производить часть закупок именно у СМСП (субъект малого и среднего предпринимательства).

Соответственно, заказчик заранее может указать это условие в конкурсной документации, и те, кто относится к крупному бизнесу, принять участие в нем уже не смогут.

Обмануть заказчика не получится: вы, конечно, можете подать заявку как от СМСП, но в подтверждение своего статуса надо будет заполнить отдельную форму с показателями и предоставить бухгалтерскую отчетность – правда все равно вскроется, а репутацию вы свою подпортите.

Требования к финансовому положению

Потенциальный участник закупки должен иметь удовлетворительное финансовое положение, а лучше – хорошее или даже отличное. Проблемы бывают у всех, но неприемлемыми моментами считаются:

  • наличие процесса ликвидации;
  • наличие решения Арбитражного суда о наложении ареста на имущество;
  • наличие решения о признании компании банкротом;
  • наличие решения о приостановлении деятельности в соответствии с КоАП РФ;
  • наличие судимости или решения о лишении права заниматься определенной деятельностью у руководителя и главного бухгалтера.

Все эти случаи позволяют заказчику автоматически отклонить вашу заявку в конкурсе как несоответствующую требованиям документации. Отсутствие указанных решений суда и процесса ликвидации в письменной форме подтверждается участником, при необходимости проверить достоверность ваших данных также не составит труда.

Финансовое положение участника должно быть как минимум удовлетворительным, для подтверждения этого факта к заявке требуется как минимум приложить бухгалтерскую отчетность за прошедший год и за последний период текущего года.

Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков

Информация о претенденте должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков. Реестр доступен всем на Портале закупок zakupki.gov, проверка осуществляется с помощью функции поиска.

Отсутствие долгов по налогам и сборам

На момент подачи заявки на тендер участник не должен иметь долгов по налогам и сборам, срок уплаты которых уже наступил – это в идеале.

Если не в идеале, то задолженность может иметь место, но ее размер не должен превышать 25% от балансовой стоимости активов поставщика.

В зависимости от конкурса и заказчика это условие может меняться: может быть установлен и другой процент, а также указано исключительно полное отсутствие долгов перед бюджетом.

Опыт поставок и возможность исполнения договора

Потенциальный участник конкурса должен иметь опыт поставок аналогичного товара или выполнения аналогичных услуг. В зависимости от конкурса требование может распространяться на определенный период.

Например, необходим опыт подобных поставок в течение последнего года, в течение последних трех лет и т.д.

Для подтверждения этой информации необходимо заполнить определенные формы заявки, предоставить официальные отзывы от покупателей, копии исполненных договоров.

Рассматривая заявку конкретного участника, заказчик должен понять, что претендент может исполнить свои обязательства: что товар имеется на складе и находится в собственности поставщика – для посредников, что продукция будет произведена вовремя согласно представленному графику – для производителей и т.д.

Наличие необходимых ресурсов

Чтобы участник смог исполнить условия договора, он должен обладать определенными ресурсами. К их числу относятся:

  • производственные мощности;
  • специальное оборудование и другие технические средства;
  • собственное или арендованное помещение;
  • трудовые ресурсы с соответствующей квалификацией;
  • прочие ресурсы, необходимые для исполнения принятых на себя обязательств.

Оценка заявки любого участника начинается с проверки соответствия претендента всем перечисленным требованиям. Далее оценивается само коммерческое предложение и приложения к нему. На что обращают внимание? Перечислим основные моменты:

  1. Все ли перечисленные в конкурсной документации формы заполнены и предоставлены;
  2. Согласен ли участник с условиями проекта договора, предполагаемыми сроками его исполнения;
  3. Соответствует ли установленной документацией форме коммерческое предложение, а также соответствуют ли требованиям:
    — наименования продукции (работ, услуг);
    — технические характеристики;
    — объемы продукции;
    — сроки поставки или исполнения.

    Отдельно рассматриваются предложения, где поставщик предлагает аналоги товаров или услуг.

  1. Проверяется, на все позиции лота дано коммерческое предложение или только на его часть;
  2. Проверяется, не превышает ли сумма коммерческого предложения общую лимитную сумму по конкурсу, а также попозиционные лимитные цены;
  3. Имеются ли в приложениях к коммерческому предложению копии паспортов, сертификатов и прочей технической документации на продукцию;
  4. Согласен ли поставщик выполнить все условия поставки товара в адрес заказчика;
  5. Все ли необходимые данные о компании предоставлены;
  6. Имеет ли компания опыт исполнения аналогичных договоров, в каких объемах и с каким результатом (примеры договоров, % их исполнения, отзывы заказчиков);
  7. Участвовала ли компания в судебных разбирательствах, по какому поводу и на какую сумму, с каким результатом (выиграла / проиграла суд);
  8. Представлены ли в полном объеме учредительные документы, приложена ли к заявке копия выписки из ЕГРЮЛ;
  9. Представлена ли в полном объеме необходимая бухгалтерская отчетность;
  10. Имеются ли в составе заявки гарантийные письма производителей или их официальных представителей, копии дилерских соглашений или действующих договоров поставки между участником и его поставщиками;
  11. Привлекает ли участник для исполнения договора субпоставщиков, а также:
    — относятся ли субпоставщики к СМСП – если такое требование есть в документации;
    — предоставил ли участник информацию по субпоставщикам, опыту их работы;

    — предоставили ли субпоставщики в подтверждение своего приемлемого финансового положения необходимую бухгалтерскую отчетность.

Этот перечень требований примерный. Каждый заказчик может предъявлять к потенциальным участникам свои требования, не противоречащие действующему законодательству.

Перед составлением заявки на конкурс документацию нужно очень внимательно прочитать и отметить, что именно от вас требует заказчик.

О том, как составлять заявку, что в ней обязательно надо отразить и какие документы надо приложить, мы расскажем в следующей статье.

Источник: https://kakzarabativat.ru/tender/trebovaniya-k-uchastnicam-tendera/

Обзор ошибок при проведении торгов и закупок в 2017-2018

Материал актуален для слушателей семинара «Практика закупок с изменениями 44-ФЗ и 223-ФЗ» (4 сентября 2018 года, семинар ведет Кузнецов Кирилл Владимирович — член Совета по вопросам госзакупок при Правительстве РФ), предлагаем ознакомиться с информационно-справочными материалами. 

Какие ошибки допускают участники торгов и какова судебная практика в разрешении споров? Об этом читайте наш обзор.

Информация о предмете закупки должна быть достаточной

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании закупки по строительству объекта недвижимости недействительной, поскольку при ее проведении были нарушены требования пунктов 1, 5, 7 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что выразилось в отсутствии сведений, необходимых для формирования потенциальным участником закупки своих предложений.

Суд удовлетворил заявленное требование, указав следующее.

Согласно пунктам 1, 5, 7 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются установленные заказчиком требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы его потребностям, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора, а также перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям. Сведения о предмете договора с указанием объема выполняемых работ должны быть размещены в извещении о закупке (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

В целях информационного обеспечения закупки названные сведения должны быть достаточными, позволять потенциальному участнику сформировать свое предложение.

Вместе с тем в закупочной документации отсутствовала информация об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах (в том числе лицензиях, свидетельствах), подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке. Требуемые сведения не являлись определимыми — выводы об объеме выполняемых работ, их стоимости, перечне разрешительных документов не могли быть сделаны самостоятельно разумным участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта.

  • Как указал суд, отсутствие названной информации и невозможность ее установления нарушают положения частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках, что создало препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия, формирования ценового предложения.
  • В ином деле общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании закупки по строительству высокотехнологичной ветряной электрической станции недействительной, поскольку при ее проведении нарушено требование пункта 5 части 10 статьи 4 Закона, что выразилось в отсутствии в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора.
  • По мнению общества, под «сведениями о начальной (максимальной) цене договора» следует понимать фиксированную цену, выраженную в числовом значении.
  • Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд указал следующее.

В соответствии с положением о закупке выбранный заказчиком способ проведения закупки — конкурентные переговоры — осуществляется в несколько этапов.

Первый этап имеет своей целью получение заказчиком дополнительной информации о возможных вариантах наиболее оптимальной установки и функционирования закупаемого высокотехнологичного оборудования; уточнение требований технического задания, которые в последующем необходимы для формирования начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 3.4 положения о закупке заказчик перед вторым этапом конкурентных переговоров уточняет техническое задание и устанавливает начальную (максимальную) цену договора. Победителем конкурентных переговоров признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

Таким образом, по мнению суда, учитывая имеющуюся специфику способа проводимой закупки, указание в документации о закупке на первом этапе конкурентных переговоров сведений о цене договора не в фиксированном числовом значении не является нарушением положений пункта 5 части 10 статьи 4 Закона.

Проектную документацию нужно размещать в составе документации о закупке

При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке.

  1. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании закупки недействительной, поскольку при ее проведении заказчиком, по мнению общества, допущено нарушение пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в неразмещении в составе документации о закупке проектной документации в полном объеме.

  2. Возражая против заявленных требований, заказчик обращал внимание на отсутствие в Законе о закупках прямо установленной обязанности размещать указанные сведения в составе документации о закупке.
  3. Заказчик установил требование о наличии  у участников опыта поставки аналогичного товара
  4. Арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, указав следующее.
  5. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке, в частности, должны быть обозначены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы.
  6. Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.
  7. В силу части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть установлен, в частности, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Читайте также:  Как осуществляется выход из состава участников (учредителей) ооо

Характеристики закупаемых подрядных работ по строительству здания, которые были предметом закупки в рассмотренном деле, должны, с учетом требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ). Разделы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлены частью 12 статьи 48 ГрК РФ.

Отсутствие в документации о закупке информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация в полном объеме подлежит размещению в составе документации о закупке.

Источник: https://www.snta.ru/press-center/obzor-oshibok-pri-provedenii-torgov-i-zakupok-v-2017-2018/

При закупках по Закону N 223-ФЗ допустимо требование о наличии опыта работ

Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N Д28и-1863

Основными целями и принципами Закона N 223-ФЗ являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Вместе с тем согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации о закупке должны быть раскрыты понятие «аналогичность», а также критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Источник: https://goszalog.ru/oficial-pozicija/pri-zakupkah-po-zakonu-n-223-fz-dopustimo-trebovanie-o-nalichii-opyita-rabot/.html

Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Redone Полезные статьи о госзакупках 15 июня 2017

Согласно действующему 44-ФЗ заказчик может допускать к участию в закупке только поставщиков, которые соответствуют определенным требованиям. Такие требования делятся на две категории: обязательные и дополнительные. Первые предъявляются при осуществлении любых закупок, а вот вторые только в особых случаях.

Перечень возможных дополнительных требований

Возможность установления дополнительных требований к потенциальным поставщикам прописана в части 2 статьи 31 44-ФЗ. В особых случаях разрешено запрашивать у участника закупки подтверждение следующих сведений:

  1. Наличия достаточных финансовых ресурсов для выполнения договорных обязательств.
  2. Владения им на праве собственности оборудованием и материальными ресурсами, которые понадобятся для надлежащего исполнения условия контракта.
  3. Наличия соответствующего опыта работы и деловой репутации, который подтвердить возможность поставщика справиться с обязанностями, взятыми на себя по контракту.
  4. Присутствия в штате компании достаточного количества квалифицированных кадров, которые будут задействованы в процессе исполнения контракта.

Сведения о том, что к потенциальным поставщикам предъявляются дополнительные требования, должны в обязательном порядке содержаться в закупочной документации. Установление каких-либо других ограничений считается незаконным. Дополнительные требования в одинаковой мере предъявляются ко всем участникам. 

В каких ситуациях допускается установление дополнительных требований

Ситуации, при которых заказчик должен предъявлять к участникам закупки дополнительные требования, прописаны в постановлении Правительства РФ за номером 99 от 04.02.2015 года. Среди них выделяют:

  1. Работы по сохранению объектов, относящихся к разряду культурного наследия, реставрация музейных предметов, документов архива, ценных и редких библиотечных экземпляров и так далее. В этом случае заказчик предъявляет требования о наличии у поставщика соответствующего опыта, обладании необходимыми материальными ресурсами.
  2. Строительные работы, которые соответствуют кодам 41.2, 42 и 43 ОКПД2. При этом начальная цена дота должна превышать 10 миллионов рублей. Заказчик в этом случае дожжен потребовать подтверждение о наличие соответствующего опыта у участников закупки.    
  3. Оказание услуг, связанных с организацией морских и речных перевозок для нужд обороны страны. Заказчик должен выдвинуть требования о наличии у поставщика опыта выполнения аналогичных работ. При этом общая стоимость ранее выполненных договоров должна составлять не менее 20% от начальной стоимости контракта, который планируется заключить. Поставщик должен также обладать на праве собственности достаточным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения контракта.   
  4. Работы по техническому обслуживанию или ремонту железнодорожного транспорта, который находится во владении вооруженных сил РФ. Поставщик обязан подтвердить наличие у него опыта выполнения аналогичных работ. При этом стоимость ранее выполненных контактов должна быть больше 20% от начальной цены договора, который планируется заключить. Участник также должен доказать обладание на правом собственности нужным оборудованием и прочими материальными ресурсами. Потенциальный поставщик помимо прочего должен иметь полномочия на оформление разрешительных документов на эксплуатацию техники, прошедшей ремонт.  
  5. Выполнение работ по  проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, имеющих отношение к атомной энергетике. При этом участник подтверждает наличие у него опыта и необходимых материально-технических ресурсов.
  6. Выполнение работ, связанных с переработкой или транспортировкой ядерных отходов, топлива, а также иных радиоактивных веществ. Подтверждается наличие опыта и соответствующих материальных ресурсов для исполнения контракта.       
  7. Выполнение работ, связанных с реконструкцией, строительством и капитальным ремонтом сложных с технической точки зрения, а также особо опасных объектов, искусственных дорожных сооружений. Поставщик должен обладать достаточным опытом, иметь в собственности необходимую недвижимость, технику и материальные ресурсы.  
  8. Оказание услуг по организации общественного питания. Дополнительные требования к участнику можно предъявлять только, если цена контракта превосходит 500 тысяч рублей. Участнику придется подтвердить наличие опыта. 
  9. Работы по вычислению кадастровой стоимости при проведении государственной оценки. В штате компании, претендующей на заключение контракта, должно работать не менее 12 высококвалифицированных оценщиков. Не менее пяти из них должны иметь пятилетний стаж работы и больше. Потенциальный поставщик должен вести успешную деятельность на протяжении не менее 7 лет.  

Для оценки заявок участников на соответствие вышеперечисленным требованием заказчик собирает комиссию. При выявлении несоответствий заявка отклоняется, и участник не допускается до участия в закупке. 

Документы подтверждающие соответствие дополнительным требованиям

Для того чтобы подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям потенциальные поставщики обязаны в составе заявки предоставить следующие документы:

  1. Подтвердить наличие опыта выполнения аналогичных работ можно, предоставив сведения о ранее исполненных контрактах. Поставщик может приложить к своей заявке копии контрактов, а также актов приема-передачи.
  2. Наличие в собственности недвижимости подтверждается при помощи выписки из ЕГРН. Она должна быть выдана не ранее, чем за 90 дней до момента подачи заявки. Если поставщик пользуется недвижимостью на основании договора аренды, то он должен предоставить копию такого договора. При этом срок аренды не может быть менее двух лет.   
  3. Наличие необходимого оборудования и материальных ресурсов можно подтвердить предоставлением перечня всего имущества, копий инвентарных карточек.
  4. То, что поставщик имеет достаточное количество транспортных средств для организации морских и речных перевозок подтверждается предоставлением копий свидетельств о праве собственности, свидетельства о праве плавать под флагом РФ, квалификационного свидетельства, пассажирского свидетельства и так далее.
  5. Наличие в штате компании квалифицированных кадров можно подтвердить справкой о том, что в компании работают люди с высшим образованием  и опытом работы в соответствующей сфере не менее трех лет. Прилагаются также копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников.
  6. Финансовая стабильность компании подтверждается предоставлением бухгалтерской отчетности за последние три года с отметкой о принятии налоговыми органами.

Установление дополнительных требований позволяет гарантировать заказчику заключение контракта с благонадежным поставщиком, имеющим соответствующий опыт, ресурсы и финансовую стабильность. Благодаря этому при проведении особо ответственных закупок удается добиться высокого качества работ. 

Читайте также:  Что такое активы организации

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/137-dopolnitelnye-trebovaniya-44-fz

Предъявление требований к опыту может ограничивать конкуренцию при закупке по 223-ФЗ

Суд первой инстанции верно отметил, что установление на стадии допуска к участию в закупке таких критериев как соответствие участника необходимому квалификационному минимуму, устанавливаемому заказчиком; наличие за последний год, предшествующий размещению заказа, опыта выполнения не менее двух аналогичных поставок товаров, работ, услуг, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора, установленной документацией о размещении заказа; регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не позднее чем, за один год до даты размещения извещения о закупке, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования также не являются измеряемыми. Установление таких критериев на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Ссылки Предприятия на то, что включение спорных требований в Положение о закупке не ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки подлежат отклонению в силу вышеизложенного.

  • СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 30 апреля 2014 г. N 17АП-3397/2014-АК
  • Дело N А71-11305/2013
  • Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
  • Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Варакса Н.В.

судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,

при участии:

от заявителя Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства» (ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790): Скобцова О.В., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2013;

  1. от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): представители не явились;
  2. (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
  3. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства»
  4. на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
  5. от 22 января 2014 года по делу N А71-11305/2013,

принятое судьей Мосиной Л.Ф.,

  • по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства»
  • к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
  • о признании незаконными решения и предписания в части,
  • установил:

Источник: http://lebedevlaw.blogspot.com/2016/11/223.html

О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-фз

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  • Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
  • В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
  • Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
  • Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
  • Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
  • По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/o_dopustimosti_predyavleniya_trebovaniya_ob_opyte_analogichnoj_deyatelnosti_uchastnika_zakupok_po_22/74422

Правомерно ли требование Заказчика в КД — Правовед.RU

1028 юристов сейчас на сайте

Добрый день! Собираемся участвовать в конкурсе ( номер 31705602751). В КД заказчиком в разделе Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в пункте 2.Квалификация участника конкурса установлено «2.1. Опыт участника конкурса.

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно: наличие у участника закупки опыта по выполнению аналогичных работ, являющихся предметом конкурса (максимальная величина показателя 70 баллов).

Показатель, учитывающий опыт выполнения работ по исполнению договоров (контрактов) по проектно-изыскательским работам подобным по сложности и объему предмету конкурса с наличием положительных заключений Государственной экспертизы, со стоимостью каждого договора (контракта) не менее 10 000 000 (десять миллионов) рублей… »

Вопрос касается исключительно пункта о предоставлении положительной государственной экспертизы , законно ли это требование??? Допустим, у нас есть в прошлом такие заключения, но они под охраной гос. тайны, то есть мы не можем их предоставить. Не является ли это ограничением конкуренции?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (4)

  • 10,0рейтинг
  • 7540отзывов
  • эксперт

Жанна, добрый день! Согласно ст. 33   44-ФЗ

3.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

согласно ст. 31

2.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

указанные случаи возможности установления дополнительных критериев, в том числе опыта аналогичных работ, установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, в качестве документов, подтверждающих наличие опыта указаны

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работтаким образом предоставление именно заключения госэкспертизы в подтверждение опыта представляется не совсем законным со стороны заказчика

  • 7,1рейтинг
  • 7764отзыва
  • эксперт

Здравствуйте, Жанна!

Заказчик вправе установить дополнительные требования к участнику закупки.

Согласно ст.31 44-ФЗ 2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

Читайте также:  Несвоевременное перечисление аванса заказчиком не является основанием для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 гк рф

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям установлены в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 http://base.garant.ru/70862346…

Многое зависит от выполняемых работ. Более точную консультацию можно будет дать изучив конкурсную документацию. Можете дать ссылку на закупку на официальном сайте либо уточните вид работ?

Желаю удачи!

Добрый день, Жанна.

Требование законно согласно требованию к участникам закупки ст. 31 ФЗ-44 и 223-ФЗ. Так как вы не можете предоставить договоры и акты о выполненных аналогичных работах по причине того, что это составляет государственную тайну, вам необходимо предоставить сопроводительное письмо с пояснением причины почему вы не можете предоставить данные документы.  

  • 10,0рейтинг
  • 1311отзывов
  • эксперт

Добрый день!

Торги у вас по 223-ФЗ как следует из документации.

Пример из практики, но по 44-фз. Ситуация достаточно схожая с вашей. Участник подал в составе документов справку о выполненных контрактах, а сами контракты направил в спецчасть.

Комиссия не стала оценивать контракты, суд признал эти действия незаконными. Ограничения конкуренции, отвечая на ваш вопрос,  не усматриваю.

Вы имеете возможность представить необходимые документы в установленном законом порядке.

http://kad.arbitr.ru/PdfDocume…

Арбитражный суд Северо-Западного округа  Дело № А21-4124/2015

Источник: https://pravoved.ru/question/1790193/

В помощь закупщику сиз | преценденты

почему ВАЖНО

Закупка большой номенклатуры продукции одним лотом позволяет оптимизировать ресурсы: разделение предмета закупки на отдельные лоты приведет к удорожанию каждой позиции в отдельности, а также к увеличению трудозатрат. Плюс важно исключить риск несовместимости различных изделий, функционально связанных между собой.

Органы ФАС признали жалобы необоснованными:

Законом о закупках порядок формирования лотов не регламентируется, в связи с чем, заказчик вправе объединять технологически и функционально связанные товары, работы, услуги в один лот.

Заявителем не была надлежащим образом обоснована причина невозможности подачи заявки на участие в закупке.

Отсутствие технической возможности оказания тех или иных услуг (поставки товаров) Заявителем не является основанием для признания действий заказчика при проведении закупки  незаконными.

​ЗАКАЗЧИК проводит электронный
аукцион на поставку диагностических

препаратов.

  • Закупка № 31705129910
  • ЗАКАЗЧИК проводит закупку одним лотом на оказание услуг по формированию и доставке сводного платежного документа и организации сбора платежей за потребленную электроэнергию.
  • Закупка № 31704841509
  1. Жалоба по закупке № 31705129910: Заказчик, включив в один лот «распространенную» и «эксклюзивную» продукцию, ограничил конкуренцию.
  2. Жалоба по закупке № 31704841509: Заказчиком объединены в предмет закупки несколько видов услуг, технологически и функционально не связанных друг с другом.

Ограничения конкуренции нет, поскольку требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Действия заказчика (общества) по установлению квалификационных требований к участникам закупки,
касающихся наличия у последних статуса производителя или обладания ими правом поставки товаров,

предоставленным производителем, не влекут нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках,

антимонопольного законодательства.

Правовая позиция по данному вопросу изложена в Определениях Верховного суда РФ по делам №№
305-КГ16-20584, 306-КГ15-1535

:
«Суды правильно указали на то, что действия заказчика по установлению квалификационных требований
к участникам закупки, касающихся наличия у последних статуса производителя оборудования или

уполномоченного дилера производителя, не влекут нарушения антимонопольного законодательства».

почему ВАЖНО

Заказчик проявляет должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, в т.ч. лиц, которые будут непосредственно оказывать услугу/выполнять работы по предмету закупки.

​ЗАКАЗЧИК определил перечень документов для каждого из субподрядчиков, выполняющих важные компоненты работ, составляющие более 10% от общего объема: протокол о намерениях, лицензии, справка о выполнении аналогичных договоров, бухотчетность за 2 года, отзывы, сертификаты систем качества ISO-9001, «Газпромсерт», сведения о профессиональной и деловой репутации и др. Принимаются во внимание при оценке соответствия квалификационным требованиям Участника. 

Закупка № 31603726386

РЕШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА 

Установление избыточных требований к субподрядчикам ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора и непредставление указанных сведений и документов не может являться основанием для отклонения заявки. Закупку аннулировать.

Решение суда первой инстанции по делу № А40-143328/16-122-1234:

Данное требование не противоречит и не нарушает Закон о закупках. Признать недействительными решение и предписание ФАС России

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 21.08.2014 г. по делу № А05-10778/2013:

«Суды верно указали, что субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.»

почему ВАЖНО

На стадии проведения закупки, например, СИЗ невозможно определить качество предлагаемого товара, а также исключить факт поставки продукции, не соответствующей требованиям по химическому составу и качеству пошива, что может статьпричиной причинения вреда здоровью работников, а также привести к сбою в работе ввиду невозможности осуществления работы без спецодежды, спецобуви и форменной одежды. При этом, в случае установления такого несоответствияпосле заключения договора, заказчик несет существенные убытки и расходы по их замене (сбор по всем ДЗО/филиалам, возврат, имиджевые потери), несоизмеримые стоимости договора и затратам на проведение закупки.

  • В подтверждение соответствия техническим требованиям Участник должен представить одновременно с предоставлением образцов санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия, протоколы испытаний на материалы и готовые изделия.
  • Закупка № 31604606085
  • Закупка № 31603714395

Рассмотрев жалобу по закупке, ФАС УТВЕРЖДАЕТ 

Требование о представлении в составе заявки данных документов обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в ТЗ продукцию.

В отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на обращения участников закупки возможность участников закупки подать заявку в соответствии с требованиями ТЗ всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера закупаемого товара. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 2, пп. 12,13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Решение суда первой инстанции по делу № А40-31728/17-94-294 :

Источник: https://www.223.energocontract.ru/precedenty

Может ли заказчик требовать опыт поставок товара?

23.11.17

Федеральная антимонопольная служба считает, что заказчик по закону № 223-ФЗ не может требовать с потенциального участника закупки наличие опыта поставок товара. Если организатор закупки не допустит поставщика на этом основании, то нарушит закон. Эксперты рассказали, что может грозить заказчикам за такое нарушение и в чем риск, если к закупкам будет допущен профан.

В примере, на который ссылается ФАС, заказчик требовал подтвердить опыт поставок слесарно-монтажных инструментов.

Комиссия ФАС решила, что это прямо нарушает действующее законодательство, поскольку участник, который готов предложить наиболее выгодные условия поставки и имеет такое право по закону, в принципе лишается возможности участия в закупке.

При этом заказчик мог использовать опыт аналогичных контрактов или договоров для оценки квалификации участника закупок на стадии приема заявок.

— Мы считаем подобные требования недопустимыми и нарушающими ч. 1 ст.

2 Закона о закупках, поскольку, учитывая правовую природу договора поставки, наличие (отсутствие) у участника закупки опыта поставки аналогичных предмету закупки товаров не является гарантией надлежащего исполнения участником закупки обязательств по договору, — комментирует начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов.

По его словам, при выявлении такого нарушения антимонопольный орган выносит предписание.

Если незаконное требование еще не повлияло на допуск заявок (на его основании не была отклонена ни одна заявка), то ФАС предписывает заказчику не учитывать требование при рассмотрении заявок.

Если же требование послужило поводом для отказа какому-то участнику в допуске к закупке, то ФАС выдает предписание о пересмотре заявок?.

Представители Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок напомнили, что одним из основных принципов закона № 223-ФЗ является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом заказчик должен осуществлять целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг. В этом случае для заказчика важнейшим инструментом является положение о закупках, которое необходимо разработать в соответствии с нормами законодательства.

Документ должен содержать требования для рассмотрения предложений участников.

Эту позицию высказывает Верховный суд в Определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016. Суд отмечает, что необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая его заинтересованность в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

— Анализируя высказывание замглавы ФАС, можно сказать о поддержке системного подхода в разработке критериев и широкой квалификации заявок участников и их оценке со стороны ФАС.

Такой подход позволяет допустить широкий круг участников, соблюдая принцип отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, и уже среди них осуществить обоснованный выбор.

При таком подходе мы уже не можем говорить об ограничении конкуренции, мы говорим о подходе к выбору поставщика, основанном на минимизации рисков неисполнения контракта, так как неисполнение одного контракта может повлечь за собой срыв целого проекта, — сошлись во мнении представители Комитета Торгово-промышленной палаты РФ.

В поставке относительно простых вещей требование опыта действительно может быть необоснованно, замечает Алексей Ульянов, директор Института повышения конкуренции.

— Но вспомним, как совсем недавно ФАС предъявляла претензии Алросе, Ростелекому, Русгидро за требование опыта для участников весьма крупных и сложных тендеров. Суд признал такие требования ФАС незаконными, — продолжает эксперт.

  • По мнению Алексея Ульянова, этот вопрос отпадет сам собой, если отказаться от «аукционного крена» в госзакупках и начать более активно использовать запрос предложений, а также разрешить конкурентные переговоры.
  • Ангелина Зеленькова
  • Про другие нарушения из ТОП-5 от ФАС России:
  • Могут ли заказчики устанавливать закрытый список банков?

При выборе банков заказчики по 223-ФЗ исходят из их финансовой устойчивости. Директор по закупкам «Россетей» прокомментировал тему.

  1. А хватает ли у вас стульев? Какие требования заказчиков являются недопустимыми
  2. По какому праву заказчики запрашивают дополнительную информацию и документы у поставщиков
  3. ФАС: поставщика нельзя ограничивать в привлечении субподрядчиков
  4. Эксперты: подрядчики не всегда честны в выборе субподрядчика

Источник: https://umestentorg.com/law/opyt-postavok/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector