При аренде помещения вполне естественно, что арендатор пользуется всеми благами цивилизации, в том числе и такими коммунальными услугами как: электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение. А вот в каких случаях у арендатора возникает обязанность по оплате таких услуг в адрес управляющей организации, предоставляющей коммунальные услуги (далее по тексту — Исполнитель)?! Давайте разбираться.
По общему правилу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Пунктом 2 ст.
616 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан нести расходы на содержание арендуемого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. При этом законодатель не конкретизирует, что относится к таким расходам для каждого определенного вида имущества. Поскольку нормы вышеприведенной статьи являются диспозитивными, стороны вправе самостоятельно определить кто будет нести расходы на оплату коммунальных услуг и иные затраты на содержание имущества, согласовав условие об оплате таких услуг в договоре аренды.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
При этом, действующее законодательство не содержит норм, влекущих возникновение обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем таких услуг в лице УО или РСО).
Однако, на практике довольно часто возникает ситуация, когда недобросовестный арендатор, в силу известных одному ему причин, не выполняет согласованную обязанность и уклоняется от заключения договора с исполнителем коммунальных услуг. Что же делать УО, когда в нежилом помещении арендатор фактически потребляет коммунальные услуги, а долг по оплате только растет в арифметической прогрессии, и к тому же этого арендатора днем с огнем не сыскать… В судебной практике сложилось два подхода в разрешении этого вопроса.
- Плата за коммунальные услуги, потребляемые арендатором нежилого помещения в многоквартирном доме, не может быть взыскана с арендатора, не заключившего договоры с исполнителем коммунальных услуг в нарушение договора аренды, которым предусмотрено условие об оплате арендатором коммунальных услуг либо обязанность арендатора заключать договоры с их поставщиками. Плата за коммунальные услуги в указанном случае может быть взыскана только с собственника нежилого помещения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 21 мая 2013 г. № 13112/12 пришел к выводу, что поскольку п.2 ст.616 ГК РФ регулирует исключительно правоотношения между сторонами договора аренды, в связи с чем не может являться основанием возникновения обязанности арендатора по оплате расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц. Поскольку предусмотренная данной статьей обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, соответствующая норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов. Дополнительного соглашения к договору управления об оплате коммунальных расходов арендатором, участвующим в его подписании, которое подтверждало бы волю всех участников сделки на исполнение этой обязанности арендатором и изменяло правило, установленное статьей 210 Гражданского кодекса, суду представлено не было. Таким образом, взыскание судами стоимости коммунальных услуг с общества как арендатора помещения нельзя признать соответствующим нормам материального права.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2014 № 17462/13 по делу № А40-128959/12 разъяснил, что по общему правилу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором. По мнению ВАС РФ, непосредственно законом на арендатора такое бремя не возложено.
Из договора аренды указанная обязанность арендатора также не может вытекать, поскольку договор регулирует отношения собственника и арендатора. На основании этого ВАС РФ пришел к выводу, что, не оплатив оказанные коммунальные услуги, собственник неосновательно обогатился за счет ресурсоснабжающей организации (п. 1 ст.
1107 ГК РФ) и обязан возместить стоимость фактически оказанных услуг.
Также ВАС РФ отметил, что в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы на содержание имущества, в том числе расходы на коммунальные услуги, по общему правилу несет арендатор. Однако, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст.308 ГК РФ).
Представляется, что в данной ситуации ответственность за неисполнение обязательства по содержанию имущества возникает у арендатора перед арендодателем — собственником имущества, а не перед ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, если арендатор не заключал договор с данной организацией от своего имени, то он не обязан оплачивать этой организации оказанные услуги, несмотря на то, что являлся их потребителем.
Аналогичный вывод был впоследствии сделан и Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015г.).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015) была высказана точка зрения относительно невозможности возложения на арендатора оплаты коммунальных расходов в отсутствие договора между исполнителем коммунальных услуг и арендатором:
«… В силу абзаца второго п. 3 ст.
308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения».
Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/arendator-nezhilogo-pomeshcheniya-potrebitel-kommunalnykh-uslug-ili-kak-/
Собственники нежилых помещений и плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме
Собственники нежилых помещений нередко отказываются платить за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Это неправильная позиция, они должны оплачивать содержание и ремонт наравне с владельцами жилых помещений. Узнайте, почему.
Что делать УО, если собственник не платит долги за ЖКУ
Обязанность по оплате содержания и ремонта ОИ в МКД
Управляющие организации выставляют собственникам нежилых помещений счета за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Собственники таких помещений отказываются оплачивать полученные платёжные документы, аргументируя это тем, что договорные отношения с УО у них отсутствуют.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности, согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. К общему имуществу МКД относятся помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме:
- межквартирные лестничные площадки;
- лестницы;
- лифты;
- лифтовые и иные шахты;
- коридоры;
- технические этажи;
- чердаки;
- подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
- иное оборудование, обслуживающее более одного помещения.
Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД включает в себя плату за услуги и работы по управлению таким домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемыепри использовании и содержании ОИ в МКД.
Обязанность собственника оплачивать расходы на содержание и ремонт не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей организацией. Такой вывод можно найти в п.
24 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017.
Источник: https://roskvartal.ru/vzyskanie-dolgov/8576/sobstvenniki-nezhilyh-pomescheniy-i-plata-za-soderzhanie-oi-v-mkd
Вас рф: когда собственник оплачивает потребленные арендатором коммунальные услуги
РАЗЪЯСНЕНО, КОГДА СОБСТВЕННИК ОПЛАЧИВАЕТ ПОТРЕБЛЕННЫЕ АРЕНДАТОРОМ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 04.03.2014 N 17462/13)
ВАС РФ разъяснил, у кого возникает обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате фактически оказанных коммунальных услуг: у арендатора имущества или у собственника-арендодателя.
В рассмотренном деле по условиям договора аренды арендатор должен был заключить с ресурсоснабжающей организацией договор и оплачивать коммунальные услуги, но не сделал этого. Собственник также не заключил договор с ресурсоснабжающей организацией и не оплачивал указанные услуги.
В данной ситуации с собственника взыскивается неосновательное обогащение в размере стоимости коммунальных услуг и проценты за пользование чужими денежными средствами.
По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Иное может быть предусмотрено законом или договором. По мнению ВАС РФ, непосредственно законом на арендатора такое бремя не возложено.
Из договора аренды указанная обязанность арендатора также не может вытекать, поскольку договор регулирует отношения собственника и арендатора. На основании этого ВАС пришел к выводу, что, не оплатив оказанные коммунальные услуги, собственник неосновательно обогатился за счет ресурсоснабжающей организации (п.
1 ст. 1107 ГК РФ) и обязан возместить стоимость фактически оказанных услуг.
Известно, что в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы на содержание имущества, в том числе расходы на коммунальные услуги, по общему правилу несет арендатор. Однако ВАС отметил, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Представляется, что в данной ситуации ответственность за неисполнение обязательства по содержанию имущества возникает у арендатора перед арендодателем — собственником имущества, а не перед ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, если арендатор не заключал договор с данной организацией от своего имени, то он не обязан оплачивать этой организации оказанные услуги несмотря на то, что являлся их потребителем.
Обязанность перед ресурсоснабжающей организацией оплатить услуги возникает у собственника имущества, даже если между ними не заключен договор на их оказание. Подобная позиция высказывалась Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 21.05.2013 N 13112/12 применительно к аренде нежилого помещения в многоквартирном доме.
Постановление N 17462/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
О судебной практике по расходам арендатора на содержание недвижимости см. Путеводитель по судебной практике.
О согласовании условий договора аренды о расходах на оплату коммунальных услуг и иных расходах на содержание арендованного здания, сооружения, помещения см. Путеводитель по договорной работе.
Источник: http://olegumerenkov.ru/vas-rf-kogda-sobstvennik-oplachivaet-potreblennye-arendatorom-kommunalnye-uslugi/
Содержание и ремонт здания: отражаем затраты в учете
Практически каждое предприятие, которое имеет на балансе здания, сталкивается с необходимостью нести расходы на их содержание, поддержание в рабочем состоянии и ремонт. В консультации рассмотрим, как правильно классифицировать эти расходы и отражать их в бухгалтерском и налоговом учете предприятия.
Законодательно-нормативная база
Здания относятся к основным средствам (далее – ОС). Поэтому прежде всего отметим тот факт, что полного перечня расходов на содержание, ремонт и модернизацию ОС в действующем законодательстве вы не найдете.
Помочь в данном вопросе могут приказы, письма и консультации Минрегионстроя, Госкомитета по вопросам ЖКХ, Госкомитета по строительству и архитектуре и Минпромполитики.
Однако данные документы не охватывают все сферы хозяйственной деятельности предприятий, а некоторые из них (письма) носят исключительно консультационный характер.
Поэтому нередко предприятию приходится самостоятельно решать, какие из операций отнести к ремонту, какие – к содержанию зданий (техническому обслуживанию), а какие – к их улучшениям. За основу такой классификации мы рекомендуем взять базовый принцип:
- поддержание здания в исправном состоянии – это расходы на содержание (техническое обслуживание);
- восстановление исправного состояния – расходы на ремонт;
- полное восстановление исправного состояния с достройкой здания или его реконструкцией – улучшение здания.
В тех случаях, когда вы затрудняетесь с квалификацией понесенных затрат, советуем создавать специальную комиссию. Проанализировав характер затрат, комиссия должна представить выводы относительно их классификации в учете. По нашему мнению, в состав такой комиссии должны входить специалисты соответствующего профиля (главный инженер, начальник цеха или другое компетентное лицо).
- Затраты на содержание и обслуживание зданий
- Согласно П(С)БУ 16 «Расходы», затраты на содержание и обслуживание зданий следует включать в состав:
- себестоимости готовой продукции, работ, услуг (счет 23) – если здание непосредственно используется в производственном процессе (например, помещение цеха, в котором производится продукция);
- общепроизводственных расходов (счет 91) – если это здание общепроизводственного назначения (например, здание аппарата управления цехом);
- административных расходов (счет 92) – если это административное здание (например, офис);
- расходов на сбыт (счет 93) – если здание связано со сбытом продукции (магазин, склад);
- прочих операционных расходов (счет 94) – если это объект социально-культурного назначения (например, дом культуры, база отдыха).
К расходам на содержание и обслуживание зданий можно отнести расходы на проведение таких мероприятий, как (разд. 1 Перечня, утвержденного приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 10.08.04 г. № 150):
- периодические плановые осмотры несущих конструкций и инженерного оборудования;
- обеспечение подачи коммунальных ресурсов (электроэнергия, отопление, водоснабжение, канализация, газоснабжение);
- обеспечение в помещениях необходимой температуры и влажности, освещение помещений и придомовой территории;
- обеспечение мер пожарной безопасности;
- содержание и уход за несущими конструкциями (фундаментом, стенами, плитами перекрытий, ограждениями), помещениями, лестницами, крышами, дверями, окнами и другими строительными элементами здания;
- содержание, обслуживание и наладка механического, электрического, санитарно-технического, вентиляционного, газового и другого оборудования;
- подготовка к эксплуатации здания в осенне-зимний период (утепление оконных проемов, остекление (вместо разбитых стекол), консервация систем поливки зеленых насаждений и пр.);
- внеплановые осмотры после воздействий стихийного характера и технических аварий;
- охрана здания и др.
- Все вышеперечисленные расходы являются расходами периода, их отражение в бухгалтерском учете предприятия зависит только от целей (направленности) понесенных затрат.
- Затраты на ремонты и улучшения зданий
Здесь будем ориентироваться на Правила, утвержденные приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 17.05.05 г. № 76.
- Ремонт дома (зданий и сооружений) – это комплекс строительных работ, направленных на восстановление, с возможным улучшением, эксплуатационных показателей элементов дома.
- Различают два вида ремонтов: текущий и капитальный.
- Текущий ремонт зданий и сооружений – это работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий, сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем осуществления профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.
Текущий ремонт не приводит к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта. Текущий ремонт проводится для того, чтобы мы имели возможность использовать объект по назначению и получать при этом прежние экономические выгоды. К таким работам, например, можно отнести:
- заделку и расшивку стыков, швов, трещин;
- восстановление штукатурки и облицовки стен и потолков;
- все виды малярных работ;
- оклейку обоями;
- другие виды работ, не требующие разборки и замены изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений.
Капитальный ремонт зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на восстановление или замену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений более долговечными (прочными) и экономичными.
После капитального ремонта зачастую происходит улучшение технико-экономических показателей, в частности увеличивается срок полезного использования здания или появляется возможность использовать здание в новых целях, которые отличаются от первоначально запланированных.
Например, когда после капремонта летнюю базу отдыха можно использовать круглогодично в качестве профилактория.
К таким работам, например, можно отнести:
- перекладку и усиление несущих конструкций зданий и сооружений;
- перекладку и усиление отдельных участков каменных стен;
- замену перекрытий здания;
- частичную или полную замену кровли и др.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для целей бухгалтерского и налогового учета очень важно правильно квалифицировать понесенные расходы. Ведь затраты на ремонт могут (п. 14, 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»):
- либо включаться в состав текущих расходов предприятия – если ремонт направлен на поддержание объекта в рабочем состоянии и получение первоначально запланированной экономической выгоды от его использования,
- либо увеличивать первоначальную стоимость ремонтируемых (улучшаемых) ОС – если в результате ремонта объект был улучшен, что в будущем должно привести к увеличению экономической выгоды от его использования.
На практике не всегда легко определить, куда отнести те или иные расходы. Поэтому, как мы уже советовали, лучше создать специальную комиссию на предприятии.
- Рассмотрим отражение различных видов ремонтов и затрат на содержание зданий на примере.
- Пример
- Предприятием были осуществлены следующие хозяйственные операции:
- 1. С целью установить техническое состояние объектов ОС проведен осмотр несущих конструкций и инженерного оборудования:
- административного здания. Стоимость выполненных работ по акту составляет 12 000 грн. (в т. ч. НДС – 2 000 грн.);
- сбытового здания (товарного склада) предприятия. Стоимость выполненных работ по акту составляет 18 000 грн. (в т. ч. НДС – 3 000 грн.).
- 2. Осуществлен ремонт:
- административного здания. Проведены работы по внутренней отделке стен (штукатурка, покраска, оклейка обоями). Стоимость выполненных работ по акту составляет 60 000 грн. (в т. ч. НДС – 10 000 грн.);
- товарного склада предприятия. Произведена замена окон и дверей. Стоимость выполненных работ по акту составляет 66 000 грн. (в т. ч. НДС – 11 000 грн.). Произведена полная замена кровли. Сумма выполненных работ по акту составляет 72 000 грн. (в т. ч. НДС – 12 000 грн.). В техническом заключении специалистов отмечено, что замена окон, дверей не привела к увеличению будущих экономических выгод от использования здания.
- Все работы выполнялись подрядчиком ООО «Вымпел» после получения им 100 % предоплаты.
- Бухгалтерский учет операций покажем в таблице.
- (грн.)
Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/6811-0
№ п/п | Содержание операции | Первичный документ | Бухгалтерский учет* | ||
Дт | Кт | Сумма | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Расходы на техническое обследование зданий | |||||
1 | Перечислена предоплата за услуги, связанные с обследованием зданий (осмотр) | Банковская выписка | 371 | 311 | 30 000 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 644 | 5 000 |
3 | Отражены затраты, связанные с обследованием административного здания | Акт выполненных работ | 92 | 631 | 10 000 |
4 | Отражены затраты, связанные с обследованием склада | 93 | 631 | 15 000 | |
5 | Закрыты расчеты по НДС | Бухгалтерская справка | 644 | 631 | 5 000 |
6 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 30 000 | |
Ремонт административного здания | |||||
7 | Перечислена предоплата за текущий ремонт административного здания | Банковская выписка | 371 | 311 | 60 000 |
8 | Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 644 | 10 000 |
9 | Отражены затраты, связанные с ремонтом административного здания | Акт выполненных работ | 92 | 631 | 50 000 |
10 | Закрыты расчеты по НДС | Бухгалтерская справка | 644 | 631 | 10 000 |
11 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 60 000 | |
Ремонт склада | |||||
12 | Перечислена предоплата за текущий ремонт административного здания | Банковская выписка | 371 | 311 | 138 000 |
13 | Отражен налоговый кредит по НДС | Налоговая накладная | 641 | 644 | 23 000 |
14 | Отражены затраты, связанные с ремонтом склада (замена окон и дверей) | Акт выполненных работ | 93 | 631 | 55 000 |
15 | Закрыты расчеты по НДС | Бухгалтерская справка | 644 | 631 | 11 000 |
16 | Отражены затраты, связанные с ремонтом склада (замена кровли) | Акт выполненных работ | 152 | 631 | 60 000 |
17 | Закрыты расчеты по НДС | Бухгалтерская справка | 644 | 631 | 12 000 |
Источник: https://uteka.ua/publication/commerce-12-xozyajstvennye-operacii-9-soderzhanie-i-remont-zdaniya-otrazhaem-zatraty-v-uchete
Собственник и Арендатор нежилых помещений: Кто несет бремя расходов на содержание и кто оплачивает КУ? | Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью
- Последнее время все чаще возникают споры о том, кто же несет бремя расходов на содержание и кто оплачивает КУ — арендатор или собственник нежилых помещений?
- Краткий ответ:
- Ни Управляющая компания, ни собственник нежилого помещения не имеют никаких законных оснований требовать с арендатора нежилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме, плату за поставленные коммунальные услуги и компенсацию затрат на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
- Развернутый ответ:
Жилищным кодексом Российской Федерации (п.3 статьи 154) предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 той же статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Жилищный кодекс РФ, регулируя отношения по внесению платы на содержание жилых домов и платы за коммунальные услуги, предусматривает, что в случаях, когда жилые помещения предоставлены по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда нанимателям, эти лица обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации (часть 4 статьи 155 ЖК РФ), а плату за пользование жилым помещением (плату за наем) вносить наймодателю этого жилого помещения (часть 3 этой же статьи)
Арендатор берет в аренду помещения, находящиеся в собственности у ЮЛ или ФЛ, из чего следует, что Арендатор не является ни нанимателем, ни собственником этих помещений.
Гражданский и Жилищный кодексы не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах.
Арендатор является потребителем теплоснабжения в связи с использованием помещения, предоставленного по договору аренды. Согласно пункту 1 статьи 611 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Имущество, переданное Арендатору в рамках договора аренды, должно быть пригодно для использования, исходя из его фактического назначения. Предоставляемое Арендатору помещение обеспечено системой теплоснабжения, через которую осуществляется поставка тепла, необходимого для нормальной эксплуатации имущества.
Вследствие того, что пользование находящимся в аренде помещением предполагает потребление арендатором поставляемых энергоресурсов, на АРЕНДОДАТЕЛЯ, как собственника помещения, возлагается обязанность по обеспечению условий для доступа арендатора к коммунальным услугам, и, следовательно, по их оплате поставщикам ресурсов.
Договор аренды, заключенный между Арендатором и Собственником, регулирует отношения собственника и арендатора, и правовых оснований считать, что в нем могут содержатся условия об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению коммунальных расходов, нет и не может быть.
Эта позиция четко подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 16646/10 и надлежащем ответчике по требованию о взыскании коммунальных расходов при использовании арендуемого помещения должен выступать собственник помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Бремя содержания имущества возложено на его собственника Законом (статья 210 ГК РФ).
Частью 5 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.04.
2011 N 16646/10, на арендатора нежилого помещения в многоквартирном доме в силу правил статей 161, 162 ЖК РФ не могут быть возложены обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Договор между Арендодателем и Арендатором, в котором предусмотрена обязанность последнего по оплате эксплуатационных расходов и коммунальных услуг, подлежит отклонению в Судах в силу положений пункта 3 статьи 308 ГК РФ, устанавливающих, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме не обладает правомвозлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома.Указанный выше договор аренды не порождает обязательстварендатора перед УК, что подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 17.04.2011 № 15222/11 по делу № А40-99124/10-37-796.
Обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества лежит на собственнике в независимости от того, что собственник навязал арендатору в договоре аренды. Президиум указал,что договор аренды регулирует отношения между собственником и арендатором.
Президиум указал,что именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по содержанию общего имущества, и собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор аренды не может содержать обязательства возлагать на арендатора обязанность, которая прямым указанием Закона возложена на собственника.
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по содержанию общего имущества и плату за коммунальные услуги.
Из всего вышесказанного следует, что плату за содержание общего имущества и за коммунальные услугив пользу организации, управляющей многоквартирным домом, должен вносить именно собственник помещения.
Договором между собственником и арендатором бремя несения данных расходов не может быть перемещено с собственника на арендатора. Эта позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ21 мая 2013 г.
№13112/12.
- Подведем Итоги:
- Ни Управляющая компания, ни собственник нежилого помещения не имеют никаких законных оснований требовать с арендатора нежилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме, плату за поставленные коммунальные услуги и компенсацию затрат на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
- Ольга Перминова, независимый эксперт.
Источник: https://myupravdom.ru/articles/sobstvennik-i-arendator-pomeshcheniy-kto-neset-bremya-rashodov-na-soderzhanie-i-kto