Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 фз

С 1 июля 2019 года изменяется подход к применению обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Начиная с этой даты, заказчики не вправе устанавливать сроки действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. Такое право в соответствии с ч.3 ст.

96 закона 44-ФЗ предоставляется участникам закупки. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены гарантией, не менее чем на один месяц (в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 закона).

Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Во все контракты, предусматривающие обеспечение исполнения, в соответствии с ч. 30 ст.

34 закона 44-ФЗ должно быть включено обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. При этом следует учитывать, что размер такого обеспечения может быть уменьшен, а за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства, начисляется пеня в размере, определенном в размере 1/300 ключевой ставки.

С 1 июля 2019 года в соответствии с ч. 6 ст. 96 закона 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта в закупках, проводимых среди СМП и СОНО рассчитывается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта как в обычных случаях. При этом размер обеспечения не может составлять менее чем размер аванса по контракту, если аванс предусмотрен.

Победители закупок среди СМП и СОНО могут вообще не предоставлять обеспечение исполнения контракта, даже при наличии антидемпинговых мер.

Такое возможно, если до заключения контракта взамен обеспечения его исполнения они предоставят информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение такими участниками (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).

С 1 июля 2019 года также изменяются сроки возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В соответствии с ч. 27 ст.

34 закона 44-ФЗ срок возврата денежных средств не должен превышать 30 дней, а в случае закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) – 15 дней с даты исполнения обязательств по контракту.

При этом срок возврата придется устанавливать также в отношении случаев уменьшения размера обеспечения контракта по причине частичного исполнения обязательств.

Быстро, выгодно, минимум документов

С 1 июля 2019 года поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению (ч. 7.1 ст.

96 закона 44-ФЗ) в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и 7.3 этой же статьи.

Будьте всегда в курсе событий – подпишитесь на рассылку новостей от Кредитно-страхового агентства в социальной сети «ВКонтакте».  Еще больше актуальных и интересных новостей из мира госзакупок.

Кредитно-Страховое агентство — мы делаем госзакупки доступными !

Источник: https://kb52.ru/articles/362-izmeneniya-v-44-fz-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-posle-1-iyunya-2019-goda

Контракт без обеспечения: особые случаи

Обеспечение исполнения контракта – это большие хлопоты для поставщика. По 44-ФЗ заказчик обязан потребовать обеспечение почти всегда. Однако даже если вы попали в заветное «почти», это не всегда однозначно будет гарантировать заключение контракта без обеспечения.

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов».

Когда должно быть обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта устанавливается в соответствии со ст. 96 Закона 44-ФЗ. Если начальная максимальная цена контракта не превышает 50 млн.

рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта в диапазоне от 5 до 30% НМЦК. Если же НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению в диапазоне от 10 до 30%, но не менее размера аванса.

Если размер аванса превышает 30% НМЦК, обеспечение устанавливается не менее размера аванса.

Обратите внимание, что способ обеспечения исполнения контракта выбирает участник закупки, с которым заключается контракт.

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона 44-ФЗ,
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Подробнее про банковскую гарантию читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».

Заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта в случаях:

  1. Проведения закупки в форме конкурса и аукциона.
  2. Если проводится запрос котировок с НМЦК более 500 тысяч рублей.
  3. При проведении запроса предложений по основаниям п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ.
  4. При закупке у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным пп. 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35-39, 43, 47-48 (если условиями контракта предусмотрена выплата аванса), 49, 50 Закона 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях заказчик утанавливает требование к обеспечению исполнения контракта по своему усмотрению. Казалось бы, это как раз возможность обойтись без обеспечения, однако Закон 44-ФЗ создает ряд интересных ситуаций, которые должны предусматривать и заказчики, и поставщики.

Когда обеспечение не предусмотрено, но поставщику придется его заплатить

Допустим, заказчик объявляет запрос котировок с ценой, не превышающей 500 000 рублей. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта.

Но…, например, закупка не состоялась по причине признания только одной заявки соответствующей установленным требованиям. Тогда заказчик заключает договор с единственным участником запроса котировок по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Выше уже отмечалось, что при заключении контракта заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта.

Соответственно, заказчику придется при заключении контракта установить требование к обеспечению исполнения контракта, что, действительно, может стать «сюрпризом» для единственного участника запроса котировок.

Аналогичная ситуация может сложится и при проведении запроса предложений по п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ

Заказчику можно посоветовать при проведении закупок путем запроса котировок и запроса предложений, все-таки воспользоваться своим правом и установить требование к обеспечению исполнения контракта. Никто не может заранее знать, чем закончится запрос котировок, не сложится ли ситуация закупки у единственного участника процедуры.

Поставщику, в свою очередь, Закон 44-ФЗ позволяет предоставить обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Ключевое условие здесь: «взамен ранее предоставленного обеспечения».

Пример

При заключении контракта победитель процедуры внес обеспечение исполнения контракта в денежной форме в размере 2 млн. рублей.

Исполнив обязательства по поставке товара, скажем, на 25%, поставщик вправе поставить вопрос об уменьшении обеспечения в рассматриваемом примере на 500 000 рублей.

Однако, поскольку в целях уменьшения обеспечения исполнения контракта, необходимо предоставить обеспечение «взамен» ранее предоставленного, заказчик не может просто «списать» 500 000 рублей. Поставщик обязан предоставить новое обеспечение равное 1,5 млн.

рублей и тогда заказчик вернет внесенные ранее 2 млн. рублей. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта, то есть сначала поставщик мог внести обеспечение в денежной форме, а уменьшенное обеспечение уже в форме банковской гарантии.

В заключении отметим, что условия обеспечения исполнения контракта должны быть определены в извещении и документации о закупке, в заключаемом контракте. Следует помнить положения ч. 1 ст.

34 Закона 44-ФЗ о заключении контракта на ранее объявленных заказчиком условиях.

Кроме того, срок возврата денежного обеспечения контракта является его существенным условием и подлежит обязательному согласованию сторонами. 

Посмотрите комментарий Светланы Сафиной, автора вебинара «Контракт по 44-ФЗ: правила заключения, типовые контракты, отчетность заказчика».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/94

Обеспечение тендера

Что такое обеспечение тендера?

Обеспечение заявки поставщика на участие в закупке представляет собой «страховку» для заказчика: если победитель закупки уклоняется от подписания контракта или предлагает поставить продукцию на худших условиях по сравнению с требованиями закупочной документации и своим собственным предложением, то заказчик удерживает с такого поставщика определённую сумму.

Обеспечение участия в тендере активно используют коммерческие поставщики, а для государственных заказчиков при проведении конкурса или аукциона установление требования об обеспечении заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Размер обеспечения заявки должен составлять 0,5% — 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если начальная цена контракта не превышает 3 000 000 рублей, 1% начальной цены (ч. 14 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций максимальный размер обеспечения заявки снижен до 2% от начальной цены
контракта.

Обеспечение заявки на участие в тендере является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать на его лицевом счёте средства в размере обеспечения исполнения заявки (ч. 17 ст.

44 Закона «О контрактной системе»). Если денег на счёте участника нет, то его участие в электронном аукционе невозможно, а оператор электронной площадки автоматически возвращает ему его аукционную заявку (ч. 16 и ч. 18 ст.

44 Закона «О контрактной системе»).

Деньги на счёте по общему правилу блокируются до тех пор, пока у участника аукциона сохраняется возможность стать его победителем, дабы внесённые средства служили гарантией заключения им договора, если он будет объявлен победителем. Когда участник аукциона выбывает из дальнейшей борьбы или победитель аукциона подписывает контракт, то его деньги на счёте разблокируются и он может снять их со счёта.

Аналогичные правила установлены и для других способов закупки, только в этом случае средства не разблокируются, а возвращаются на счёт поставщика, и не со счёта ЭТП, а со счёта заказчика. Если способом обеспечения была банковская гарантия, то она не возвращается, но и взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона «О контрактной ситсеме»).

Деньги не возвращаются участнику аукциона, а перечисляются на счёт заказчика, в следующих случаях:

  • уклонение или отказ участника аукциона заключить контракт;
  • изменение или отзыв аукционной заявки после истечения срока окончания подачи таких заявок;
  • непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение контракта в тендерах должно служить гарантией надлежащего обеспечения поставщиком своих договорных обязательств по уже подписанному контракту. Как и требование об обеспечении заявки, требование об обеспечении контракта отражается в закупочной документации.

Если требование об обеспечении заявки является обязательным лишь для конкурсов и аукционов, то условие об обеспечении исполнения контракта по общему правилу заказчик обязан включить в закупочную документацию
независимо от способа закупки (ч. 1 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Исключения из этого требования допустимы лишь в прямо предусмотренных законодательством случаях — например, при закупке у единственного поставщика на сумму до 100 000 рублей, при проведении запроса котировок на сумму до 500 000 рублей, при проведении запроса предложений для закупки изделий народных художественных промыслов или спортивного инвентаря для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, в некоторых других случаях проведения запроса предложений или закупки у единственного поставщика. Не требуется обеспечения контракта и от казённого предприятия — это касается ситуаций, когда оно является не госзаказчиком, а, наоборот, участником закупки.

В отличие от обеспечения заявки, способ которого определяется заказчиком, способ обеспечения контракта выбирается поставщиком.

Госконтракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).

Согласно позиции Минфина России, сформулированной в письме от 02.07.2014 № 02-02-07/32132, госзаказчик вправе предусмотреть в проекте контракта обеспечение гарантийного обязательства. Способ обеспечения такого обязательства определяется в соответствии с гл. 23 ГК РФ.

Читайте также:  Договор подряда на изготовление и установку пвх-профилей

Вместе с тем, по мнению Минфина России, заказчик не вправе отказаться от заключения контракта, если указанное обеспечение не было предоставлено. Это обусловлено тем, что в соответствии с буквальным толкованием ст.

96 Закона «О контрактной системе» её требованиями подразумевается необходимость обеспечивать исполнение только основного обязательства по контракту.

Повышенное обеспечение исполнение контракта установлено в ст.

37 Закона «О контрактной системе» в качестве базовой меры по борьбе с демпингом, который считается одним из наиболее распространённых злоупотреблений со стороны поставщика при проведении аукциона. Не застрахованы от демпинга и другие способы закупки.

Очевидно, что как завышение цены не способствует рациональному расходованию бюджетных средств, так и её неоправданное снижение не позволяет закупить продукцию надлежащего качества.

Закупка с обеспечительным платежом. Как поставщику принять участие?

Для того, чтобы принять участие в такой закупке, поставщик должен перевести платеж на указанный организатором счет и только после этого подать свою заявку. Проигравшие участники получают свои средства обратно. Победитель получает их только после успешного подписания договора. Если он отказывается подписывать контракт на озвученных ранее условиях, то заказчик оставляет деньги себе.

Обеспечение может перечисляться на счет заказчика, но это влечет за собой значительные трудозатраты на учет и возврат денежных средств.

Если торговая процедура проходит на электронной площадке, то ее организатор может воспользоваться онлайн-сервисом.

Например, на площадке B2B-Center это реализовано так: средства поставщика поступают на специальный счет в системе, и вся работа с ними проходит автоматически.

Перечислением денежных средств поставщик гарантирует свои намерения исполнить обязательства в рамках своей заявки.

Если он указывает недостоверные сведения о себе, отзывает предложение в процессе подведения итогов торговой процедуры или отказывается заключать договор на условиях, указанных в заявке, то деньги автоматически перечисляются организатору.

Использование такого инструмента минимизирует возможные риски и мотивирует участников торгов выполнять заявленные обязательства.

При создании некоторых типов закупочных процедур на площадке B2B-Center требование по обеспечению заявки в виде платежа установлено по умолчанию. Организатору остается только указать параметры обеспечительного платежа: фиксированная сумма или процент от стоимости контракта, срок блокировки/разблокировки средств. Система позволяет выбрать из трех вариантов – 30, 60 или 90 дней.

Перед подачей предложения установленная сумма блокируется на счете поставщика в системе, после этого он может подать заявку на участие в процедуре.

При подведении итогов процедуры средства всех участников, кроме победителя, будут автоматически разблокированы и сразу могут быть использованы для других платежей.

Деньги победителя будут заблокированы до подписания договора с заказчиком, но не более срока, который организатор указывал при создании извещения. Если победитель уклоняется от исполнения обязательств, то денежные средства перечисляются на счет организатора.

Резервирование средств на площадке выгодно обеим сторонам. Организатору процедуры не надо учитывать эти платежи, а также тратить ресурсы на их возврат, как это происходит в случае перечисления денежных средств на счет организатора.

Участники же могут заранее пополнять счета своих компаний в системе и не тратить время на оформление банковской гарантии. Сервис работает автоматически в рамках площадки, поэтому снижает трудозатраты и заказчиков, и поставщиков.

Сейчас он доступен для аукционов, объявлений о продаже, запросов цен и запросов предложений, в будущем аналогичный функционал появится в других видах процедур.

Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путём внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).

Для остальных способов закупки в качестве альтернативного способа обеспечения заявки предусмотрена банковская гарантия.

На B2B-Center вы можете получить банковскую гаранртию, не выходя из системы. Смотрите пошаговую видеоинструкцию.

Согласно ч. 2 ст. 45 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии;
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Выдача банковской гарантии является односторонней сделкой, совершаемой гарантом, то есть банком (ст. 154 ГК РФ). По этой причине бенефициар (государственный заказчик), не являясь стороной сделки, не имеет возможности предлагать и влиять на условия банковской гарантии.

  • Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
  • Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.
  • Банковская гарантия: банки, которые имеют право выдавать БГ

Источник: https://www.b2b-center.ru/wiki/?title=%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0

СУД: при предоставлении победителем электронного аукциона информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки, обязанность по предоставлению какого-либо обеспечения исполнения контракта заказчику отсутствует

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.02.2016 г.

по делу № А42-3112/2015 сформулировал правовую позицию, согласно которой победитель электронного аукциона, предоставивший заказчику информацию о добросовестности  в соответствии со статьёй 37 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, вообще не обязан предоставлять заказчику какое-либо иное обеспечение исполнения контракта.

  • При этом свою правовую позицию Арбитражный суд Северо-Западного округа обосновал следующими  нормами действующего законодательства РФ о контрактной системе.
  • Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона установлен статьей 70 Закона № 44-ФЗ.
  • В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 названного Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта (часть 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.         В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 названного Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 названого Федерального закона (часть 3 статьи 70).

  1. Согласно части 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные названной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 названного Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 названного Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
  2. Как указано в статье 37 Закона № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1).
  3. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 названной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 названной статьи (часть 2).

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 названной статьи (часть 3).

  • Вместе с тем порядок обеспечения исполнения контракта закреплен в статье 96 Закона № 44-ФЗ.
  • Согласно требованиям этой статьи контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом (часть 4).
  • В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5).
Читайте также:  Порядок осмотра и проверки полученного по договору поставки товара

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 названного Федерального закона (часть 6).

По настоящему делу суды правильно (в системном единстве) истолковали приведенные положения Закона № 44-ФЗ и сделали правомерные выводы о том, что законодателем установлены две альтернативные антидемпинговые меры: увеличение обеспечения исполнения контракта в полтора раза либо предоставление документов, подтверждающих добросовестность участника аукциона на дату подачи заявки; следовательно, для надлежащего исполнения требований Закона № 44-ФЗ победителю аукциона достаточно выполнить одно из приведенных в части 2 статьи 37 Закона условий: предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта либо информацию, подтверждающую добросовестность победителя аукциона. Из анализа положений статей 37 и 70 Закона № 44-ФЗ не следует обязанность победителя аукциона предоставлять одновременно как обеспечение исполнения контракта, так и документы, подтверждающие добросовестность победителя аукциона.

В связи с этим суд апелляционной инстанции справедливо признал доводы учреждения о необходимости применения частей 3 и 13 статьи 70 Закона            № 44-ФЗ в совокупности с положениями статьи 96 (части 4 и 5) названного Закона основанными на неправильном толковании данных норм.

При этом суд особо отметил, что статья 96 Закона № 44-ФЗ устанавливает как общие правила предоставления обеспечения исполнения контракта (части 4 и 5), так и специальные (часть 6), отсылающие к положениям статьи 37 Закона       № 44-ФЗ, предусматривающей специальные антидемпинговые меры по факту  снижения начальной цены контракта на 25 процентов и более.

Таким образом, при предоставлении победителем электронного аукциона информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, обязанность по предоставлению какого-либо иного обеспечения исполнения контракта отсутствует.

Иными словами, соответствующая позитивная информация о будущем контрагенте заказчика (о его позитивном опыте, определенном реноме в сфере закупок) сама по себе несет обеспечительную нагрузку в той мере, какая воспринимается законодателем как необходимая и достаточная для исключения иного, денежного обеспечения в том или ином размере.

Поскольку в данном случае начальная (максимальная) цена контракта составляла 162 000 руб., а цена контракта, предложенная победителем, была снижена более чем на двадцать пять процентов от начальной (максимальной) цены (до 74 520 руб.

), победитель аукциона в соответствии с приведенными требованиями Закона № 44-ФЗ должен был до заключения контракта предоставить заказчику либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, установленный аукционной документацией в сумме 16 200 руб.

, либо информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки.

Предприниматель исполнил требование части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ в установленный срок — 18.03.2015 разместил в системе подписанный проект контракта, а также информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки.

В свою очередь учреждение не установило недостоверности или недостаточности документов, подтверждающих добросовестность участника размещения заказа, ошибочно полагая, что при отсутствии обеспечения исполнения контракта (денежного обеспечения) оснований для его заключения не имеется.

При таких обстоятельствах УФАС правильно сочло, что учреждение необоснованно признало предпринимателя уклонившимся от заключения контракта. Оспариваемое решение и предписание УФАС являются законными и обоснованными, отвечают целям, принципам и требованиям контрактной системы в сфере закупок; предписание управления обладает должной исполнимостью.

Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 февраля 2016 года                                                                                                                         Дело № А42-3112/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А.,                Савицкой И.Г.,

Источник: http://baltictender.ru/sud-pri-predostavlenii-pobeditelem-elektronnogo-aukciona-informacii-podtverzhdayushhej-ego-dobrosovestnost-na-datu-podachi-zayavki-obyazannost-po-predostavleniyu-kakogo-libo-obespecheniya-ispolneni/

Отказ поставщика и заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ: основания, процедура, последствия

Отказ от подписания государственного контракта может быть инициирован как заказчиком, так и поставщиком. Заказчик вправе отказаться от подписания договора при наличии веских оснований, тогда как поставщик в большинстве случаев будет считаться уклонившимся от подписания контракта и попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Отказ поставщика от заключения контракта

При подаче заявки на участие поставщику всегда следует помнить о том, что он может стать победителем и ему придется подписывать государственный контракт. Заявка участника может оказаться единственной, остальные заявки могут быть отозваны или отклонены. Поэтому если поставщик посчитал условия контракта невыгодными, то ему стоит заранее побеспокоиться об отзыве своей заявки.

Если поставщик победил в конкурсе, аукционе или запросе предложений, то он берет на себя обязательство подписать контракт. Такая ситуация не всегда запланирована: поставщик мог подать заявку на участие в электронном аукционе не с целями последующего исполнения контракта, а чтобы увидеть данную процедуру изнутри (как подаются заявки и конкурируют между собой участники).

По нормам 44-ФЗ поставщик даже может не участвовать в торгах, не сделать ни одной ставки, но все равно победит в закупке, и заказчик отправит ему госконтракт на подписание. В ходе электронного аукциона такое возможно, если никто не принял участие в торгах (побеждает заявка, поданная первой по времени), или когда все остальные вторые части заявок были отклонены.

В запросе предложений может победить поставщик, который сделал лучшее предложение по цене на первом этапе, даже если он не улучшал свое ценовое предложение на втором этапе закупки. В конкурсе не предусмотрено дополнительных этапов и заявки оцениваются сразу на соответствие требованиям и предложенным условиям.

В случае победы поставщику ничего не остается делать, как подписать контракт. Отсутствие нужных товаров для поставки или денежных средств для внесения обеспечения исполнения контракта не является уважительной причиной для отказа от поставки.

К веским основаниям для отказа в подписании контракта не могут быть отнесены и поломки производственного оборудования.

Такие причины, как изменение условий реализации контракта (например, резкое изменение курса валюты, который делает поставку импортного товара невыгодным) или выявление условий, которые не может исполнить поставщик в рамках госконтракта, не являются вескими основаниями для отказа в реализации контракта.

Заставить подписать контракт заказчик поставщика не вправе, но если победитель не подпишет контракт в положенные сроки, то ему грозит:

  1. Утрата обеспечения заявки на участие.
  2. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр сделает практически невозможным дальнейшее участие в государственных и муниципальных закупках, так как требование об отсутствии участника в реестре содержится практически во всех закупках для государственных и муниципальных нужд.

Чтобы этого не допустить, поставщику стоит внимательно следить за ходом закупки, всеми изменениями в закупочную документацию  и своевременно отзывать при необходимости свою заявку на участие.

К уклонистам от подписания государственного контракта, в отношении которых применяются все установленные контрактной системой санкции, приравниваются также те участники, которые не уложились в установленные временные рамки для подписания государственного контракта, не внесли установленное закупочной документацией обеспечение по контракту или не направили заказчику нужные для подписания контракта документы.

Если победитель закупки уклонится от подписания контракта, то предложение подписать контракт поставщик может отправить участнику, который стал вторым. Но при отказе второго участника от подписания контракта никаких санкций для него не последует.

По результатам запроса котировок обязанность подписать контракт может быть возложена на участника, который занял второе место, а не только на победителя закупки (если победитель откажется от подписания).

За отказ в подписании контракта ему грозит попадание в РНП.

Таким образом, во всех конкурентных закупках подписать контракт обязан только победитель, для других участников этот вопрос решается по их усмотрению. Тогда как в запросе котировок применяется другой порядок, и контракт обязан подписать и участник, ставший вторым.

Процедура отказа от контракта

Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях и без применения к нему санкций в ограниченных случаях. Например, если основанием для отказа послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы. К числу последних по нормам Гражданского кодекса можно отнести стихийные бедствия, катаклизмы, катастрофы, забастовки, войны и пр.

Отказ поставщика от подписания договора может быть выражен как в форме активных действий, так и в виде бездействия. Бездействие выражается в неподписании договора в установленные сроки или в невнесении обеспечения.

Порядок действий поставщика зависит от причины отказа от подписания договора

  1. Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он уведомляет об этом заказчика в течение 1 дня в письменном формате. Форма уведомления является произвольной и должна содержать причину отказа от подписания договора и реквизиты закупки. Документ передается лично заказчику или направляется ему почтой.
  2. Если поставщику удалось договориться с заказчиком о необходимости отказа от реализации контракта, то он может первоначально подписать договор, а затем стороны расторгнут его по соглашению сторон.
  3. Если поставщик не хочет подписывать договор из-за неточностей, которые содержит договор, то ему следует в установленные для подписания сроки направить заказчику протокол разногласий. Заказчик может согласиться с поставщиком и внести изменения в контракт.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Для заказчика передача сведений о поставщике, который уклонился от подписания контракта, является обязательной.

За невыполнение своей обязанности по включению поставщика в реестр заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа. Включение в реестр происходит на основании сведений, которые передаются заказчиком в ФАС.

Поставщик заносится в реестр на срок 2 года, а затем может быть исключен из него.

Если поставщику удастся доказать, что в неподписании контракта нет его вины, то его исключат из реестра.

Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику нужно обратиться с жалобой в ФАС или направить исковое заявление в суд.

Отказ заказчика от заключения контракта

Основания для отказа заказчика от контракта законодательно ограничены и включают в свой состав:

  1. Поставщик своевременно не предоставил обеспечение исполнения государственного контракта. В таком случае заказчик не только вправе, но и обязан отказать поставщику в подписании контракта. Частной причиной для отказа может стать и предоставление поставщиком банковской гарантии, которая не соответствует требованиям 44-ФЗ (например, она выдана банком, который не содержится в установленном реестре организаций, выдающих гарантии для реализации государственных контрактов).
  2. Заказчик пришел к выводу, что победитель не соответствует требованиям закупки (единым или дополнительным), только после проведения закупки. Такая ситуация встречается весьма часто: так как поставщику достаточно только задекларировать свое соответствие требованиям, а на проверку всей информации заказчику может не хватить времени.
  3. Есть еще один частный случай для отказа от подписания контракта на законных основаниях. При закупке лекарственных средств, если предельная цена лекарств не была зарегистрирована в специальном реестре, либо цена по реестру оказалась ниже предложенной поставщиком, а тот не хочет идти на уступки и снижать цену.
Читайте также:  Расчет и уплата процентов по договору займа

Перечень указанных оснований для отказа от подписания договора является исчерпывающим.

Сведения в РНП передаются заказчиком только по первому основанию для отказа от контракта. В остальных случаях с поставщиком просто не подписывают контракт и возвращают ему обеспечение заявки в течение 5 дней после того, как протокол был опубликован.

Одним из ключевых мотивов отказа заказчика от подписания контракта является предоставление недостоверных сведений участником в заявке. Данный факт может выясниться только после проведения торгов уже перед подписанием контракта.

Заказчик может отказать участнику в подписании контракта, если станет известно, что участник не соответствует обязательным требованиям. К ним относят следующие:

  1. В отношении участника закупки не была инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Также деятельность данной организации не может быть приостановлена по нормам КоАП по ст. 3.12.
  2. У участника не может быть задолженности за предыдущий год по налогам и сборам, а также прочим обязательным платежам. Отказать в подписании закупки заказчик вправе, если долги участника перед бюджетами всех уровней превысили 25% балансовой стоимости активов. В случае если участник подал заявление о признании налоговой задолженности, не обоснованной до подачи заявления, то он считается исполнившим требования законодательства, и заказчик не может уклониться от подписания контракта.
  3. Если результатом исполнения контракта является приобретение прав интеллектуальной собственности, то у исполнителя должны быть такие права.
  4. Руководящий состав поставщика не должен иметь судимости за экономические преступления, либо судимость должна быть снята или погашена.
  5. Между участниками закупки и государственными заказчиками должны отсутствовать связи, которые является причиной конфликта интересов.

Правовыми нормами, закрепленными Правительством, могут устанавливаться дополнительные требования к поставщикам, при несоблюдении которых заказчик может отказаться от контракта. Обычно такие требования предъявляются при закупках в форме конкурса. Так, заказчиком могут быть установлены следующие требования:

  1. О наличии у поставщика должного объема финансовых ресурсов, которые нужны для исполнения контракта.
  2. О наличии основных средств и оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых недопустимо качественное выполнение работ и услуг.
  3. О наличии в штате квалифицированного персонала, который допускается задействовать в процессе выполнения работ.
  4. О наличии положительной деловой репутации или должного опыта работы.

Если исполнителем были предоставлены недостоверные сведения по своему соответствию дополнительным требованиям, то заказчик имеет право отказаться от подписания контракта с победителем.

Также если заказчик установил требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, то включение победителя в такой реестр после торгов дает заказчику право на законных основаниях отказаться от подписания контракта.

Заказчик может предъявить дополнительные требования при специфичных закупках (например, при подписании контракта на оказание аудиторских услуг).

Все требования в обязательном порядке должны быть перечислены в извещении о проведении закупки или конкурсной документации. Отсутствие в тендерных документах полного спектра требований является нарушением и не дает заказчику права отказать в подписании договора по не указанным им требованиям.

Процедура отказа от подписания контракта

При наличии у заказчика веских оснований для отказа подписать контракт он обязан действовать в порядке, установленном в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ. Алгоритм действий будет следующим:

  1. При принятии решения об отказе заказчик обязан сформировать соответствующий протокол и разместить его в ЕИС в течение рабочего дня с даты подписания данного документа. В протоколе перечисляют дату и время его подготовки, реквизиты исполнителя и перечень оснований для отказа в подписании контракта. К нему также прилагаются подтверждающие документы.
  2. Уведомление участнику в виде копии экземпляра протокола об отказе от подписания контракта направляется в течение 2 рабочих дней после подписания протокола.
  3. При необходимости заказчик возвращает победителю обеспечение заявки.

Если поставщик не внес обеспечение, то он признается уклонившимся автоматически и заказчику не нужно придерживаться перечисленного выше порядка действий. Заказчик может предложить второму участнику подписать с ним контракт.

Право исполнителя контракта на обжалование отказа заказчика

На основании 44-ФЗ заказчик наделен правом отказа от подписания контракта с победителем уже после завершения торгов. При этом отказ от закупки допустим в исключительных случаях.

Если заказчик уклоняется от подписания договора без веских оснований, то это является грубым нарушением положений 44-ФЗ.

В данном случае участник закупки может пожаловаться на заказчика в ФАС или инициировать судебное разбирательство.

Жалоба в антимонопольный орган передается в случае, если еще не истекли сроки для подписания контракта.

Если указанные сроки прошли, то обжаловать действия заказчика можно только в судебном порядке.

Жалоба передается в письменном виде и содержит все необходимые сведения относительно того, почему победитель закупки считает действия заказчика противоправными. К ней необходимо приложить комплект подтверждающих документов: в частности, копию протокола определения победителя или протокола отказа от подписания контракта.

Последствия для заказчика

В случае если заказчик на законных основаниях отказался подписывать государственный контракт, то никаких последствий для него не наступает. При уклонении заказчика от подписания договора ему грозит наказание по нормам КоАП.

К ответственности его привлекает ФАС по результатам внеплановой проверки.

К незаконному уклонению заказчика от подписания контракта приравнивается неразмещение в ЕИС проекта государственного контракта в установленные законом сроки или пропуск сроков для подписания договора со своей стороны.

Ответственность заказчика за незаконное уклонение от подписания контракта прописана в ст. 7.32 КоАП. Штрафные санкции для должностных лиц по этой статье составляют 50 тыс. р., для юридических – 200 тыс. р.

Таким образом, заказчик по положениям 44-ФЗ наделен правом отказаться от подписания контракта, но в строго ограниченных случаях.

Помимо этого, отказ должен быть мотивирован и содержать указание на причины принятого решения. Поставщику в большинстве случаев за отказ от подписания контракта после признания его победителем грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы или по решению суда.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/otkaz-ot-kontrakta.html

обеспечение контракта

Обеспечение (исполнения) контракта — денежный залог, который предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения (некачественного исполнения) поставщиком своих обязательств. Размер обеспечения указан на странице заказа в ЕИС (в самом низу) и устанавливается заказчиком по его выбору в диапазоне от 5% до 30% НМЦ, а для тендеров дороже 50 млн. рублей — от 10% до 30% НМЦ, но всегда не менее аванса (если предусмотрен).

Исполнение контракта может обеспечиваться банковской гарантией или депозитом денежных средств на счёт заказчика. Способ выбирается участником самостоятельно.

В случае депозита этот перевод участник совершает самостоятельно перед заключением контракта (по реквизитам со страницы заказа), никаких счетов заказчик не выставляет.

При заключении контракта участник предоставляет либо бланк гарантии либо платёжку о переводе депозита.

В случае непредоставления участником обеспечения в срок, он считается уклонившимся от заключения контракта.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее предоставленного. При этом может быть изменен способ обеспечения контракта.

Порядок возврата депозита должен быть указан в проекте контракта. Обычно по завершении контракта достаточно написать письмо в свободной форме на имя директора или главного бухгалтера заказчика.

Государственный поставщик обеспечение контракта не предоставляет.

В запросах котировок и предложений не применяются. Победитель аукциона или конкурса, предложение которого снижает цену от начальной на 25% и более, при заключении контракта обязан предоставить по выбору:

— либо повышенное в полтора раза обеспечение контракта (то есть оно может вырасти до 45% НМЦ);

— либо информацию подтверждающую добросовестность поставщика — исполнение таким участником:

  • в течение 1-го года до ОПЗ трёх и более контрактов (все контракты должны быть исполнены без неустоек);
  • либо в течение 2-ух лет 4-ёх и более контрактов (не менее чем 75% должны быть исполнены без неустоек);
  • либо в течение 3-ёх лет 3-ёх и более контрактов (100% без неустоек);

В аукционе добросовестность подтверждается при подписании демпингующим победителем проекта контракта, вместе с документами об обеспечении прикладывается простой файл с реестровыми номерами контрактов.

В конкурсе в составе самой заявки (ведь участник о своём демпинге заранее).

В настоящее время в законе «дыра» — сведения о добросовестности не обязаны включать в себя данные о контрактах именно на те товары/услуги или соответствующие объёмы, в отношении которых демпинговал победитель, то есть подходят любые гос.контракты участника. Для тендеров с НМЦ более 15 млн. рублей при демпинге всегда предоставляется повышенное в полтора раза обеспечение, добросовестность не применяется.  

При невыполнении требования х1.5 обеспечения и/или непредоставления/признании недостоверной информации о добросовестности, участник признаётся уклонившимся.

  Для поставки товара нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой помощи, лекарственных средств, топлива) участник закупки, предложивший демпинговую цену обязан представить обоснование, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества товара, документы, подтверждающие наличие товара, иные документы и расчеты.  

В случае если снижение цены на лекарственные препараты не превысило минимально установленных законодательно — антидемпинг не применяется.

Практика: В условиях когда обоснование НМЦ практически никак не контролируется, это иногда приводит к ситуациям, когда обеспечение становится больше самого контракта, да ещё и умножается в полтора раза из-за демпинга: Закупка №0172100007014000034 — техническое обслуживание комплексных систем безопасности здания для нужд городского суда СПб.

НМЦ: 14 546 001 руб.

цена победителя:  (снижение на 80,5 %)=  2 832 269 руб.
обеспечение контракта:  4 363 800 (30% от НМЦ) х1,5=  6 545 700 руб.

 

Источник: https://gozapedia.ru/podgotovka-uchastnika/obespechenie-kontrakta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector