Оплата контракта, заключенного с физлицом по 44 фз

Порядок выплат — одно из существенных условий любого контракта в закупках. Если разобраться во всех тонкостях данного вопроса и знать, где искать нарушения, можно минимизировать вероятность задержки получения вознаграждения.

Картотека арбитражных дел позволяет узнать о судебных процессах заказчика по взысканию задолженности.

Для этого перейдите на сайт и в поле «Участник дела» введите название, ИНН или ОГРН организации, которая выступает организатором торгов, и нажмите на кнопку «Найти» — справа появится информация о судебных процессах, если они были. Такая проверка должна стать обязательным действием при анализе любой закупки.

Если в результатах поиска нашлись судебные процессы, где предметом разбирательства была оплата контракта по 44-ФЗ: сроки нарушены или сумма перечислена не в полном объеме — уже не имеет значения. Главное — можно сделать выводы о недобросовестности инициатора закупки и отказаться от участия, чтобы избежать аналогичных разбирательств.

Оплата контракта, заключенного с физлицом по 44 ФЗ

Как проходит оплата по 44-ФЗ: сроки и основания

Условия перечисления денег должны соответствовать условиям фактического исполнения обязательств. Как правило, заказчик перечисляет денежные средства после поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом если взять обязательства по уборке помещения, предположим, на год, это не значит, что деньги вы получите только в конце года, по факту оказания услуг. В таких случаях предусмотрена поэтапная оплата контракта по 44-ФЗ. В рассматриваемом примере организатор закупки обязан оплачивать оказанные услуги ежемесячно.

Аналогично, если вы поставляете товар не одной партией, а постепенно, то оплачивается каждая конкретная партия.

По общему правилу схема платы по обязательствам не допускает отправление средств участнику без фактически заключенного контракта — это отражено в судебной практике. Подчеркивается, что в таком случае вы действуете при очевидном отсутствии обязательств.

Однако когда они имеют социальную значимость и их прекращение может повлечь негативные последствия, заказчик вправе предоставить гарантийное письмо на оплату контракта с последующим заключением дополнительного соглашения. Пример такого письма можно скачать ниже.

Обратите внимание, что оно составляется на официальном бланке.

Скачать гарантийное письмо

Оплата контракта, заключенного с физлицом по 44 ФЗ

Скачать

Как найти нарушения в проекте контракта

Внимательно изучите раздел, который определяет срок оплаты по контракту по 44-ФЗ. По общему правилу срок оплаты заказчиком выполненных обязательств не может превышать 30 дней с даты подписания документов о приемке. В закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства предельный срок оплаты — не больше 15 рабочих дней.

Что же касается подзаконных нормативных актов, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Анализ практики Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и проведенных закупок показывает, что чаще всего встречаются такие недопустимые нарушения:

  • пробелы в положениях, например: «Расчет выполненных работ будет произведен в течение ___ дней»;
  • порядок и сроки перевода денег поставщику под условием, например: «Товар будет оплачиваться по мере поступления денежных средств на счет заказчика, до 31.12.2018»;
  • не определены порядок получения вознаграждения и когда возвращается оплата обеспечения исполнения контракта. Например, организатор торгов не установил условия, при которых обязательства поставщика считаются исполненными надлежащим образом;
  • превышен максимальный срок перечисления денег при наличии преимуществ и ограничений для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО): с мая 2017 года он не должен быть больше 15 рабочих дней (на основании Федерального закона от 01.05.2017 № 83-ФЗ).

Началом отсчета срока оплаты по договору по 44-ФЗ станет дата подписания исполнительных документов (акт приема-передачи, акт об оказании услуг и др). Однако это не значит, что деньги вы получите только через месяц. Зачастую инициатор закупки устанавливает более короткие промежутки времени для выплат, а иногда перечисляет вознаграждение сразу после подписания закрывающих документов.

Как избежать ответственности за нарушение сроков оплаты

Если в договоре не указан период оплаты, это будет нарушением (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Представителя заказчика, который утвердил такой документ, могут оштрафовать на 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Если же должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки выплат по контракту, например, срок оплаты СМП по 44-ФЗ, то его оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут вовсе дисквалифицировать на период от одного года до двух лет.

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/oplata-po-kontraktu-po-44-fz-kak-poluchit-vovremya

Контракт с физическим лицом по 44-ФЗ

Контракт на закупку товаров или услуг для государственных нужд может заключаться как с юридическими, так и с физическими лицами. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 3 44-ФЗ. При этом заказчик обязан соблюсти все требования законодательства в части оформления такой закупки.

В каких случаях может заключаться договор с физическим лицом

Основным принципом 44-ФЗ становится исключение ситуаций необоснованного ограничения конкуренции среди поставщиков, работающих на территории нашей страны.

Поэтому контракт на закупку материально-технических ресурсов или услуг может заключаться с коммерческими компаниями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами.

Физлица могут становиться участниками конкурентных процедур или единственными поставщиками.  

Выделяют ситуации, при которых заключение договора с физическим лицом недопустимо:

  1. Оформление сделки купли-продажи, по которой в соответствии со статьей 492 и 506 ГК России предусмотрено, что сторонами могут выступать исключительно компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность.  
  2. Заключение договора на выполнение кадастровых работ.
  3. Предоставление кредитного лимита.

Несмотря на то, что физические лица могут выступать поставщиком по государственным заказам в большинстве случаев их доля минимальная. Во многом это обусловлено сложностью  работы на официальном сайте госзакупок и ЭТП, проблемами с составлением и подачей заявок и другими аспектами.

Может ли физическое лицо выступать в роли единственного поставщика

У каждого заказчика есть право проводить закупки товаров и услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей у единственного поставщика. Именно такой тип закупки чаще всего применяется при оформлении договорных отношений с физическими лицами. 

Приобретение товаров или услуг у одного поставщика разрешено на общую сумму не более 2 миллионов рублей в год или 5% от СГОЗ. Каждый заказчик вправе сам выбрать этот предел из предложенных двух вариантов, исходя из собственной выгоды.

Оформление договора с единственным физическим лицом оказывается целесообразным при приобретении услуг уборщицы, экскурсовода, преподавателя и тому подобное. Известны случаи, когда физлицо выступало в роли поставщика культурных ценностей, предметов искусства. 

Такие закупки оказываются выгодными как для поставщика, так и для заказчика. Процедура предельно проста, ее реализация не занимает много времени. Заказчику не придется размещать закупочную документацию в ЕИС и составлять отчеты об исполнении контракта. Поставщику в свою очередь нет необходимости готовить заявку и проходить аккредитацию на ЭТП.  

Какие документы должно предоставить физическое лицо в составе заявки

Перечень документов, которые потенциальный поставщик обязан предоставить в составе заявки, прописывается в закупочной документации. Заявка, поданная физическим лицом, будет иметь следующие особенности:

  1. Вместо информации о фактическом и юридическом адресе поставщика указывается ФИО физического лица и адрес его прописки и проживания.
  2. Поставщики обязаны предоставлять выписку из ЕГРЮЛ. Вместо нее физическое лицо обязано приложить копию своего паспорта.
  3. Указание ИНН в составе заявки является обязательным только для юридических лиц. Поэтому требовать такой информации от физического лица заказчик не имеет права.

В остальном процесс оформления и подачи заявки для физических и юридических лиц не различается. Заказчик рассматривает и оценивает предложения всех участников на равных условиях. 

Правила оформления договорных обязательств

Принцип оформления договора (и его расторжение) с физическим лицом в точности такой же, как и с любой коммерческой организацией. При этом необходимо учитывать некоторые особенности:

  1. Для граждан, являющихся резидентами РФ, НДФЛ находится на уровне 13%. В противном случае он устанавливается на уровне 30%.
  2. Согласно части 13 статьи 34 44-ФЗ при заключении договора с физическим лицом в него непременно должно быть включено условие о снижении суммы, которая подлежит уплате физлицу на размер равный налоговому платежу, связанному с исполнением контракта. Не упоминание такого пункта в тексте документа может служить основанием для признания его недействительным. 
  3. Если контракт заключается с единственным поставщиком, который является физическим лицом, по правилам части 15 статьи 34, то условие о снижении цены контракта на сумму налоговых обязательств может и не прописываться. При этом факт не указания в контракте такого пункта не освобождает заказчика от исполнения обязательств налогового агента.
  4. При заключении контракта с физическим лицом на заказчика накладывается обязанность по уплате страховых взносов. В пенсионный фонд нужно будет перечислить 26%, а в фонд ОМС – 5,1%. Такое требование установлено 212-ФЗ. Чтобы поставщик отчетливо понимал, что эти суммы будут вычитаться из финальной цены контракта, заказчику рекомендовано прописать это в закупочной документации. 

Если вопреки требованиям законодательства заказчик перечисляет поставщику всю сумму, предусмотренную контрактом, и не уплачивает налог — он привлекается к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового Кодекса РФ — на организацию накладывается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.  

Заказчик должен помнить, что договора, заключенные с физическими лицами, не принимаются во внимание при определении объема закупок, проводимых среди СМП. Физические лица не относятся к разряду субъектов малого предпринимательства.

Любое физическое лицо может принять участие в конкурентной закупочной процедуре или выступить в роли единственного поставщика. Достаточно изучить все требования законодательства и дорога к государственным закупкам будет открыта.

Однако всегда следует помнить об ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности и если вы собираетесь участвовать в закупках и заключать контракты на регулярной основе — лучше будет зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/165-kontrakt-s-fizicheskim-litsom-po-44-fz

Особенности заключения госконтракта с физическим лицом по 44-ФЗ

Осуществляя закупки в рамках контрактной системы, заказчики время от времени сталкиваются с необходимостью заключения контрактов с физическими лицами. Такие случаи возникают нечасто, а суммы контрактов невелики, однако они попадают под действие Закона № 44-ФЗ и имеют некоторые особенности.

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?

На практике многие заказчики имеют крайне туманное представление о различиях между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а некоторые и вовсе уверены, что это одно и то же. Разумеется, это не так, несмотря на то, что в обоих случаях речь идет не о какой-либо организации, а об одном конкретном человеке.

Согласно нормам Гражданского Кодекса РФ, физическое лицо обязано пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя лишь в том случае, когда его деятельность соответствует целому ряду определенных признаков. Вот лишь некоторые из них:

  • наличие налаженных устойчивых связей с поставщиками и покупателями;
  • изготовление или приобретение какого-либо имущества с целью получения прибыли;
  • наличие взаимосвязи между совершенными сделками за определенный период времени.

Способы заключения контракта с физическим лицом

Заключить контракт с физическим лицом можно как конкурентным способом, так и напрямую, воспользовавшись положениями статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Законодательство не содержит никаких ограничений, применяемых в отношении закупок у физических лиц.

На практике суммы таких контрактов как правило невелики, а потому их обычно заключают в рамках пунктов 4 и 5 статьи 93 закона о контрактной системе. Однако есть случаи, когда сумма контракта может быть существенной, а в роли исполнителя в подавляющем большинстве случаев окажется именно физическое лицо:

  • оказание творческих услуг;
  • оказание услуг экскурсовода;
  • оказание преподавательских услуг.

Закон не ограничивает участие физических лиц в конкурентных процедурах. При этом комиссии следует учитывать тот факт, что заявка, подаваемая таким участником, будет иметь некоторые отличия.

Особенности содержания заявки физического лица на участие в закупке

Мы не будем останавливаться на конкретных форматах проведения закупок – состав и содержание заявок для каждой процедуры регламентируется законом о контрактной системе. Поговорим о том, какие отличия будет иметь заявка на участие, поданная физическим лицом.

Так, например, вместо наименования, юридического адреса или адреса местонахождения будут указаны ФИО и место жительства. Вместо выписки из ЕГРЮЛ – копии документов, удостоверяющих личность.

Отдельное внимание стоит уделить ИНН – законом предусмотрено его указание лишь для учредителей юридического лица, а потому требовать его обязательное предоставление от физического лица комиссия не в праве.

Учет НДФЛ при заключении контракта с физическим лицом

Учет НДФЛ – это важная часть заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, цена контракта должна быть уменьшена на сумму НДФЛ.

На практике заказчики часто забывают о данном требовании, в то время, как проверяющие органы всегда обращают свое внимание на цену и условия контракта.

Гражданско-правовые или трудовые отношения?

Очень часто заказчики сталкиваются с ситуацией, когда проверяющие органы квалифицируют контракт, заключенный с физическим лицом, как трудовой договор. Обычно это происходит в том случае, если исполнитель подчиняется правилам внутреннего распорядка организации-заказчика, а заказчик в свою очередь определяет порядок оказания услуги.

При этом следует помнить о том, что в том случае, когда у проверяющих органов возникают сомнения в отношении того, как следует квалифицировать тот или иной контракт с физическим лицом, а заказчик в свою очередь не может предоставить неоспоримые доказательства гражданско-правовых отношений, договор будет считаться трудовым.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/517-osobennosti-zaklyucheniya-goskontrakta-s-fizicheskim-litsom-po-44-fz

Необходимо ли включение страховых взносов в цену контракта при осуществлении закупок в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ | «Гарант-Сервис» г. Ярославль

Подпадают ли под действие Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера за оказанные услуги и отчисления в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ с данных выплат? Необходимо ли включение страховых взносов в цену контракта при осуществлении закупок в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если контракт заключен с физическим лицом?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, при заключении договора (контракта) с физическим лицом как с единственным поставщиком в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ страховые взносы, предусмотренные Законом N 212-ФЗ, не должны учитываться в цене контракта. Оплата бюджетным учреждением страховых взносов при заключении указанных договоров (контрактов) не уменьшает годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

Из п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ следует, что участником закупки наряду с любым юридическим лицом может быть и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, указанный закон в полном объеме распространяется на гражданско-правовые договоры с физическими лицами.

Положения Закона N 44-ФЗ не содержат специальных требований к формированию цены контракта при закупках, участниками которых являются физические лица.

Законом предусмотрен только один случай, когда в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, — при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закон N 44-ФЗ). Это требование вытекает из положений налогового законодательства, обязывающих организацию — источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).
Однако плательщиком налога на доходы физических лиц является само физическое лицо, а организация, в результате отношений с которой налогоплательщик получил доход, обязана лишь исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Плательщиками же страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе и организации (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Обязательное страхование осуществляется за счет страхователя (п. 2 ст. 936 ГК РФ).

Источник: http://garant76.ru/vopros-otvet/vo041214-2/

Срок оплаты по государственным контрактам

  • БКС-Тендер / Статьи / Срок оплаты по государственным контрактам
  • Одним из основных факторов, из-за которого все больше и больше поставщиков и подрядчиков обращаются к участию в госзаказе является финансовая стабильность заказчиков, которая гарантируется бюджетными обязательствами и регламентируется федеральными законами.
  • В 2017 году был принят ряд положительных изменений в законодательство, регулирующее порядок оплаты контрактов (государственных и муниципальных), заключаемых по результатам проведения закупочных процедур по 44-ФЗ.

ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

1 мая 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон): ст. 34 указанного Закона была дополнена частью 13.1.

Было установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, этапа выполненных работ, не может превышать 30 календарных дней, с даты подписания заказчиком документа о приемке.

При этом участникам закупок по 44-ФЗ нужно обратить внимание на то, что согласно ч. 8 ст. 30 Закона, если закупка проводится государственным или муниципальным заказчиком среди субъектов малого предпринимательства, – срок оплаты не может превышать 15 рабочих дней.

Меньший срок оплаты заказчиком в закупочной документации может быть установлен, больший – нет.

Допускается оплата по контракту по этапам, но срок по этапам также не должен превышать сроки, установленные в ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34 Закона. Срок не должен быть ограничен доведением лимитов бюджетных обязательств или перечислением средств из бюджета заказчику.

Ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок  для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Помимо того, что законодатель установил конкретные сроки оплаты по государственным и муниципальным контрактам, – он также предоставил участникам закупок мощный инструментарий в виде добавления в КоАП РФ новой статьи 7.32.5.

Данная статья предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования.

Предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В случае повторного нарушения должностное лицо заказчика подлежит отстранению от должности на срок до двух лет.

Участникам закупок необходимо знать свои права. Это важно при работе с заказчиками, многие из которых нарушают вышеперечисленные нормы Закона.

В применении норм законов и иных нормативных актов, регулирующих закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков, помогут тендерные специалисты нашей компании.

Читайте также:  Как индивидуальному предпринимателю оформить счет-фактуру

Мы заставим недобросовестного заказчика внести изменения в документацию и привести ее в соответствие Закону. Готовы прийти Вам на помощь и обеспечить полноценное сопровождение до заключения контракта с заказчиком.

Источник: https://bcstender.ru/info/srok-oplati-goscontract/

Высшая школа закупок — Контракт

Путеводитель по контрактной системе (44-ФЗ)

См. образец проекта контракта.

Согласно Федеральному закону от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) гражданско-правовой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, заключенный от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с данным Законом, именуется контрактом.

Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Заказчик заключил договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Вправе ли заказчик отказаться от оплаты задолженности по договору, ссылаясь на отсутствие государственного контракта?

Ответ: Существует два подхода к решению данного вопроса.

Подход 1: Нет, не вправе.

Обоснование: Сделка, при заключении которой не соблюдался порядок, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, может быть признана недействительной в соответствии со ст. 168 ГК РФ.

Вместе с тем заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на ее недействительность лицо действует недобросовестно, в частности своим поведением дает основание другим лицам полагать, что сделка действительна (п. 5 ст. 166 ГК РФ).

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Злоупотребление правом не допускается (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Отказ заказчика от оплаты задолженности по договору ведет к неосновательному обогащению, стоимость которого заказчик обязан возместить в соответствии со ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ. Если поставщик считал себя связанным условиями договора и добросовестно его исполнял, то отказ заказчика от оплаты задолженности со ссылкой на отсутствие государственного контракта неправомерен.

Подход 2: Да, вправе.

Обоснование: По общему правилу лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему такое имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ).

Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ.

В частности, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства (п. 4 ст.

1109 ГК РФ). Отсутствие государственного контракта, заключенного с соблюдением установленных законом требований, может расцениваться как условие, исключающее возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика.

Правоприменительная практика: При оценке правомерности взыскания задолженности по договорам, заключенным с нарушением установленного порядка закупок, суды учитывают добросовестность действий поставщиков и заказчиков, наличие возможности приобретать имущественные выгоды в обход закона.

О рисках при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) без заключения в установленном порядке государственного (муниципального) контракта см. в Путеводителе по договорной работе.

Содержание контракта должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов. Ряд требований установлен в Законе N 44-ФЗ.

О содержании контракта см. Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.

Форма: Как правило, контракты заключаются в простой письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами (пп. 1 п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 434 ГК РФ).

По результатам электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа (ч. 2 — 8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В случаях, указанных в ч. 15 ст.

34 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

О форме контракта см. соответствующий раздел Путеводителя по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.

Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными субъектами, например федеральными органами исполнительной власти, типовых контрактов, типовых условий контрактов.

О типовых контрактах, типовых условиях контрактов см. соответствующий раздел Путеводителя по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.

Содержание отдельных видов контрактов может быть определено специальными нормативными правовыми актами. Например, Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 установлены требования к условиям энергосервисного контракта.

Обязательно указать:

1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке.

Перечень случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19.

К ним отнесено, в частности, заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом;

2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) — поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;

4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта.

Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг).

Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;

5) требование предоставить обеспечение исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев, например при закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб., заказчик не обязан требовать предоставить обеспечение (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительные случаи и условия, при которых в 2016 г. допускается не устанавливать данное требование, определены Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182.

В частности, это возможно, если конкурс, электронный аукцион или запрос предложений проводятся только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и в проекте контракта не предусматривается выплата аванса;

6) условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта, если он применит такой способ обеспечения (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.

Таблица. Некоторые условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях

Случай Сведения (условия) Пояснение
Контракт заключается с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
Контракт заключается на срок более трех лет, и его цена составляет более 100 млн руб. График исполнения (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)
Правительством РФ принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения Дополнительные условия исполнения контракта (ч. 17 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) Правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом (ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ)
Начальная (максимальная) цена контракта превышает: — 1 млрд руб. — при закупках для федеральных нужд; — 100 млн руб. — при закупках для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775) Условие об обязанности поставщика предоставлять информацию обо всех привлеченных к исполнению контракта соисполнителях, субподрядчиках, с которыми заключен договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) Данная информация должна предоставляться в течение 10 календарных дней с момента заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем. В контракте необходимо предусмотреть ответственность поставщика за ее непредоставление

Источник: http://fz44.org/materialy/113-putevoditel-po-44-fz/415-kontrakt

Оплату по госконтракту может получить третье лицо

Верховный суд РФ считает, что исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Ранее, в 2016 г., Министерство финансов РФ заявляло, что для контрактов, заключенных по 44-ФЗ, цессия недопустима. После появления прецедента в конце апреля 2017 г., следует ориентироваться на позицию Верховного суда.

Закон 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено. Гражданский кодекс РФ не позволяет победителю торгов уступать свои права, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР, рассказал Т94: «Уступка прав денежного требования (цессия) по фактически выполненным контрактам возможна, так как личность исполнителя для заказчика уже не имеет значения. Соответствующие разъяснение дал 20 апреля Верховный суд. У администрации Петрозаводского городского округа был муниципальный контракт с «ЛСМ Ленстроймонтаж».

Читайте также:  Акт приема-передачи дел - образец

До окончания срока его расторгли по соглашению сторон. Затем подрядчик уступил права требования долга по оплате контракта на 11,5 млн руб. обществу «МВМ ГРУПП». Разногласия возникли из-за применения п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса. Эта норма запрещает победителю торгов «уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора».

Верховный суд разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель), выполнивший свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, имеет право передать другому лицу право требовать с заказчика оплату.

Запрет, предусмотренный Гражданским кодексом применяться не может, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника».

Казалось бы, все довольно просто и понятно. Однако, если обозначенное Верховным судом право исполнителя на уступку прав денежного требования не будет четко закреплено и разъяснено в законе, о нем постоянно будут забывать или стараться обойти.

Ситуацию разъясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: «Исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такое право у подрядчиков должно быть. И так в госконтракте подрядчик является самой слабой и незащищенной стороной. Неплохо было бы такое право закреплять в госконтракте.

Не потому, что право без этого будет недействительно, а чтобы у второго кредитора не возникло проблем с взысканием задолженности. Если же возникнут такие проблемы, то подрядчику придется за меньшие деньги переуступать это право требования денег. Кроме этого, неплохо было бы закрепить такое право и в самом законе о контрактной системе.

Например, за поставщиком такое право можно закрепить при просрочке платежа более чем на 30 дней. В целом же это полумера: если переуступать только право требования денег за госконтракт, то подрядчик останется в накладе.

Получается, мало того, что поставщик должен сбивать цену на аукционе, так еще и уступать из невыплаченных денег процент второму кредитору, у которого есть свои интересы.

Поэтому, чтобы не ставить подрядчика в неудобные условия, нужно закреплять за самим подрядчиком право требовать от заказчика хотя бы деньги за просрочку, либо закреплять за кредитором право взыскивать не только деньги по контракту, но и пени, и штрафы. И для заказчика это будет стимулом, и для подрядчика будет меньше финансовых рисков.

Если же они расторгли контракт по соглашению сторон, то выход один: поставщик требует сумму, пропорциональную исполненным обязательствам. Ситуации, когда по соглашению сторон прописывается отказ поставщика от финансовых требований заказчика, в принципе быть не должно.

По умолчанию, должен работать принцип справедливости: сколько заработал — столько и получил либо сам, либо от своего поручителя. Личность кредитора существенного значения не имеет для заказчика при исполнении обязательства по оплате. При этом цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. В отличии от 44-ФЗ, в 223-ФЗ можно не прописывать такое право на уровне закона. Грубо говоря, по 44-ФЗ работают субъекты власти, для них все, что не закреплено в законе, то не разрешено. А по 223-ФЗ действуют коммерческие субъекты, и для них все, что не запрещено, то разрешено».

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет: «Уступка третьему лицу права требовать оплату по госконтракту — это всем известный принцип факторинга. Сейчас передача требований набирает популярность.

Для многих предпринимателей это выход: например, когда нет возможности долго замораживать оборотные деньги. Подобная схема имеет право на жизнь. Личность кредитора никакого значения для заказчика не имеет. Если произошла переуступка, то какая разница, кому платить.

Сейчас идет дискуссия о том, чтобы внести изменения в 44-ФЗ и предусмотреть в контрактной системе принцип факторинга. В конечном итоге в законе будет прописано право переуступки. При этом участники закупки обязательно должны отражать право требовать оплату третьему лицу в госконтракте.

Пока все это не прописано в законе, цессия допустима на усмотрение заказчика. Но на практике заказчики не будут этим заниматься, так как у них формально не прописано таких полномочий, это нужно регламентировать».

Итак, пока в 44-ФЗ не приняты соответствующие изменения, подрядчикам придется вооружаться мнением Верховного суда и стараться донести его до заказчиков.

Однако, нельзя не отметить, что без взаимного стремления выстроить здоровые деловые отношения даже поправки в 44-ФЗ помогут слабо.

Чтобы соблюдалась буква закона, обе стороны должны хотеть ее соблюдать, а чтобы работы по контракту выполнялись, обеим сторонам следует прилагать для этого все усилия. Только тогда вопросы о переуступке прав требования денег будут подниматься редко и решаться легко.

Авторы: Ангелина Жукова, Олеся Кривцова

T94

Источник: http://guardinfo.online/2017/06/01/oplatu-po-goskontraktu-mozhet-poluchit-trete-lico/

Варианты оплаты контракта по 44-ФЗ | Контур.Закупки

В этой статье расскажем о том, какие существуют способы оплаты по государственным контрактам. Рассмотрим, когда и в каком размере заказчик может оплатить аванс, когда предусмотрена поэтапная оплата и в какие сроки необходимо перевести деньги поставщику.

Аванс по госзаказу

При желании сделать закупку более привлекательной заказчик может установить оплату авансом. При этом необходимо включить условие об авансе в контракт, прописать его размер, а также срок перечисления денежных средств. Если заказчик это упустит, он нарушит закон 44-ФЗ.

Внимание! Если в закупке установлены условия об оплате авансом, обеспечение заявки поднимается до его суммы.

Когда авансирование запрещено

Существует список, утвержденный постановлением Правительства № 21-р от 16.01.2018. В него входят в товары и услуги, которые заказчик не может закупать на условиях аванса. В список попали самые разные позиции — бумага, портативные компьютеры, автомобили, услуги по ремонту компьютерной техники и так далее. Всего в списке 26 позиций.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Размер аванса

Аванс устанавливается в следующем размере:

  1. До 30% от цены контракта. Это размер по умолчанию, то есть когда закон не предусматривает иного. В таком же размере аванс может быть установлен в закупках на работы по ремонту и строительству, если цена контракта не превышает 600 млн рублей.
  2. От 30 до 80%. Такой аванс возможен в закупках на проведение научно-исследовательских работ, направленных на импортозамещение. При этом размер аванса сверху ограничен суммой доведенного лимита. Аванс перечисляется на счет казначейства.
  3. До 100%. При закупке некоторых объектов разрешено производить полную предоплату. Это, например, услуги связи, профессиональная переподготовка кадров и повышение квалификации, экспертиза проектной документации, приобретение печатных изданий и некоторые другие объекты.

Обратите внимание! Формулировка «до 100%» дает заказчику самому определять размер предоплаты.

Поиск закупок с авансом

Закон 44-ФЗ не требует от заказчика при заполнении извещения заполнять поле об авансе. И это существенно усложняет поиск закупок, в которых он предусмотрен.

Однако можно использовать следующие механизмы:

  • в строке поиска к ключевому слову добавлять «аванс»;
  • использовать фильтр по НМЦК и способу отбора.

Оплата по факту

Контракт считается исполненным, когда поставщик произвел поставку всех товаров или услуг, заказчик их принял и оплатил.

Порядок приемки и оплаты в обязательном порядке прописывается в контракте. Также в нем устанавливается, какие именно документы должны подписать стороны в качестве «закрывающих» контракт. Это может быть, например, акт приема-передачи, накладная и другие.

Узнайте, что делать, если заказчик не принимает товар и не оплачивает контракт.

Оплата должна производиться в такие сроки:

  • в общем случае — не позднее 30 дней;
  • в случае, если исполнителем контракта стала СМП или СОНО — не позднее 15 дней.

Отсчет производится от даты, когда подписан документ о приемке.

Важно понимать, что исключать условия об оплате из контракта неправомерно — для должностного лица заказчика это чревато штрафом в размере 3000 рублей. Также нельзя устанавливать в контракте более длительный срок оплаты.

Хотя в судебной практике есть примеры, когда арбитры считали правомерным включение в контракт такого условия: заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату, если это связано с тем, что деньги ему не поступили.

Поэтапная оплата

Некоторые контракты подразумевают поэтапное исполнение и оплату. Условие об этом должно содержаться в контракте. Кроме того, необходимо включить в соглашение сведения о периоде исполнения каждого этапа и о дате, когда контракт должен быть исполнен полностью.

Оплата отдельных этапов производится в том же порядке, что и всего контракта. Это значит, что каждый раз нужно подписывать документы о приемке, а если это необходимо — проводить экспертизу.

Иногда заказчик не успевает выбрать весь объем товара до окончания срока контракта. Важно помнить, что продлевать срок контракта запрещено.

Поэтапное исполнение контракта удобно для поставщиков еще и тем, что после исполнения каждого этапа можно снизить сумму обеспечения контракта. Если оно вносилось денежными средствами, то происходит это одним из следующих способов:

  1. Поставщик перечисляет заказчику уменьшенное обеспечение, а тот возвращает ему уплаченную прежде сумму.
  2. Заказчик выплачивает поставщику разницу между первоначальной и уменьшенной суммой обеспечения.

Если обеспечение контракта вносилось банковской гарантией, то поставщик может предоставить новую гарантию на уменьшенную сумму. В таком случае банк должен вернуть поставщику денежные средства в размере разницы между старой и новой комиссией за выдачу гарантии. Но нужно учесть, что банк может на это не пойти.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/varianty-oplaty-kontrakta-po-44-fz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector