Верховный суд РФ считает, что исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Ранее, в 2016 г., Министерство финансов РФ заявляло, что для контрактов, заключенных по 44-ФЗ, цессия недопустима. После появления прецедента в конце апреля 2017 г., следует ориентироваться на позицию Верховного суда.
Закон 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено. Гражданский кодекс РФ не позволяет победителю торгов уступать свои права, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается.
Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР, рассказал Т94: «Уступка прав денежного требования (цессия) по фактически выполненным контрактам возможна, так как личность исполнителя для заказчика уже не имеет значения. Соответствующие разъяснение дал 20 апреля Верховный суд. У администрации Петрозаводского городского округа был муниципальный контракт с «ЛСМ Ленстроймонтаж».
До окончания срока его расторгли по соглашению сторон. Затем подрядчик уступил права требования долга по оплате контракта на 11,5 млн руб. обществу «МВМ ГРУПП». Разногласия возникли из-за применения п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса. Эта норма запрещает победителю торгов «уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора».
Верховный суд разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель), выполнивший свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, имеет право передать другому лицу право требовать с заказчика оплату.
Запрет, предусмотренный Гражданским кодексом применяться не может, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника».
Казалось бы, все довольно просто и понятно. Однако, если обозначенное Верховным судом право исполнителя на уступку прав денежного требования не будет четко закреплено и разъяснено в законе, о нем постоянно будут забывать или стараться обойти.
Ситуацию разъясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: «Исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такое право у подрядчиков должно быть. И так в госконтракте подрядчик является самой слабой и незащищенной стороной. Неплохо было бы такое право закреплять в госконтракте.
Не потому, что право без этого будет недействительно, а чтобы у второго кредитора не возникло проблем с взысканием задолженности. Если же возникнут такие проблемы, то подрядчику придется за меньшие деньги переуступать это право требования денег. Кроме этого, неплохо было бы закрепить такое право и в самом законе о контрактной системе.
Например, за поставщиком такое право можно закрепить при просрочке платежа более чем на 30 дней. В целом же это полумера: если переуступать только право требования денег за госконтракт, то подрядчик останется в накладе.
Получается, мало того, что поставщик должен сбивать цену на аукционе, так еще и уступать из невыплаченных денег процент второму кредитору, у которого есть свои интересы.
Поэтому, чтобы не ставить подрядчика в неудобные условия, нужно закреплять за самим подрядчиком право требовать от заказчика хотя бы деньги за просрочку, либо закреплять за кредитором право взыскивать не только деньги по контракту, но и пени, и штрафы. И для заказчика это будет стимулом, и для подрядчика будет меньше финансовых рисков.
Если же они расторгли контракт по соглашению сторон, то выход один: поставщик требует сумму, пропорциональную исполненным обязательствам. Ситуации, когда по соглашению сторон прописывается отказ поставщика от финансовых требований заказчика, в принципе быть не должно.
По умолчанию, должен работать принцип справедливости: сколько заработал — столько и получил либо сам, либо от своего поручителя. Личность кредитора существенного значения не имеет для заказчика при исполнении обязательства по оплате. При этом цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. В отличии от 44-ФЗ, в 223-ФЗ можно не прописывать такое право на уровне закона. Грубо говоря, по 44-ФЗ работают субъекты власти, для них все, что не закреплено в законе, то не разрешено. А по 223-ФЗ действуют коммерческие субъекты, и для них все, что не запрещено, то разрешено».
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет: «Уступка третьему лицу права требовать оплату по госконтракту — это всем известный принцип факторинга. Сейчас передача требований набирает популярность.
Для многих предпринимателей это выход: например, когда нет возможности долго замораживать оборотные деньги. Подобная схема имеет право на жизнь. Личность кредитора никакого значения для заказчика не имеет. Если произошла переуступка, то какая разница, кому платить.
Сейчас идет дискуссия о том, чтобы внести изменения в 44-ФЗ и предусмотреть в контрактной системе принцип факторинга. В конечном итоге в законе будет прописано право переуступки. При этом участники закупки обязательно должны отражать право требовать оплату третьему лицу в госконтракте.
Пока все это не прописано в законе, цессия допустима на усмотрение заказчика. Но на практике заказчики не будут этим заниматься, так как у них формально не прописано таких полномочий, это нужно регламентировать».
Итак, пока в 44-ФЗ не приняты соответствующие изменения, подрядчикам придется вооружаться мнением Верховного суда и стараться донести его до заказчиков.
Однако, нельзя не отметить, что без взаимного стремления выстроить здоровые деловые отношения даже поправки в 44-ФЗ помогут слабо.
Чтобы соблюдалась буква закона, обе стороны должны хотеть ее соблюдать, а чтобы работы по контракту выполнялись, обеим сторонам следует прилагать для этого все усилия. Только тогда вопросы о переуступке прав требования денег будут подниматься редко и решаться легко.
Авторы: Ангелина Жукова, Олеся Кривцова
T94
Источник: http://guardinfo.online/2017/06/01/oplatu-po-goskontraktu-mozhet-poluchit-trete-lico/
Высшая школа закупок — Контракт
Путеводитель по контрактной системе (44-ФЗ)
См. образец проекта контракта.
Согласно Федеральному закону от 05.04.
2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) гражданско-правовой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, заключенный от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с данным Законом, именуется контрактом.
Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
СИТУАЦИЯ: Заказчик заключил договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Вправе ли заказчик отказаться от оплаты задолженности по договору, ссылаясь на отсутствие государственного контракта?
Ответ: Существует два подхода к решению данного вопроса.
Подход 1: Нет, не вправе.
Обоснование: Сделка, при заключении которой не соблюдался порядок, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, может быть признана недействительной в соответствии со ст. 168 ГК РФ.
Вместе с тем заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на ее недействительность лицо действует недобросовестно, в частности своим поведением дает основание другим лицам полагать, что сделка действительна (п. 5 ст. 166 ГК РФ).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Злоупотребление правом не допускается (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Отказ заказчика от оплаты задолженности по договору ведет к неосновательному обогащению, стоимость которого заказчик обязан возместить в соответствии со ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ. Если поставщик считал себя связанным условиями договора и добросовестно его исполнял, то отказ заказчика от оплаты задолженности со ссылкой на отсутствие государственного контракта неправомерен.
Подход 2: Да, вправе.
Обоснование: По общему правилу лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему такое имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ).
Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 1109 ГК РФ.
В частности, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства (п. 4 ст.
1109 ГК РФ). Отсутствие государственного контракта, заключенного с соблюдением установленных законом требований, может расцениваться как условие, исключающее возникновение неосновательного обогащения на стороне заказчика.
Правоприменительная практика: При оценке правомерности взыскания задолженности по договорам, заключенным с нарушением установленного порядка закупок, суды учитывают добросовестность действий поставщиков и заказчиков, наличие возможности приобретать имущественные выгоды в обход закона.
О рисках при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) без заключения в установленном порядке государственного (муниципального) контракта см. в Путеводителе по договорной работе.
Содержание контракта должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов. Ряд требований установлен в Законе N 44-ФЗ.
О содержании контракта см. Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.
Форма: Как правило, контракты заключаются в простой письменной форме путем составления единого документа, подписанного сторонами (пп. 1 п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 434 ГК РФ).
По результатам электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа (ч. 2 — 8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). В случаях, указанных в ч. 15 ст.
34 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
О форме контракта см. соответствующий раздел Путеводителя по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.
Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными субъектами, например федеральными органами исполнительной власти, типовых контрактов, типовых условий контрактов.
О типовых контрактах, типовых условиях контрактов см. соответствующий раздел Путеводителя по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.
Содержание отдельных видов контрактов может быть определено специальными нормативными правовыми актами. Например, Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 установлены требования к условиям энергосервисного контракта.
Обязательно указать:
1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке.
Перечень случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19.
К ним отнесено, в частности, заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом;
2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) — поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;
4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта.
Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг).
Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;
5) требование предоставить обеспечение исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В ряде случаев, например при закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб., заказчик не обязан требовать предоставить обеспечение (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Дополнительные случаи и условия, при которых в 2016 г. допускается не устанавливать данное требование, определены Постановлением Правительства РФ от 11.03.2016 N 182.
В частности, это возможно, если конкурс, электронный аукцион или запрос предложений проводятся только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и в проекте контракта не предусматривается выплата аванса;
6) условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта, если он применит такой способ обеспечения (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.
Таблица. Некоторые условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях
Случай | Сведения (условия) | Пояснение |
Контракт заключается с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) | Условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) | |
Контракт заключается на срок более трех лет, и его цена составляет более 100 млн руб. | График исполнения (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) | |
Правительством РФ принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения | Дополнительные условия исполнения контракта (ч. 17 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) | Правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом (ч. 1 ст. 111 Закона N 44-ФЗ) |
Начальная (максимальная) цена контракта превышает: — 1 млрд руб. — при закупках для федеральных нужд; — 100 млн руб. — при закупках для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 775) | Условие об обязанности поставщика предоставлять информацию обо всех привлеченных к исполнению контракта соисполнителях, субподрядчиках, с которыми заключен договор или договоры, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) | Данная информация должна предоставляться в течение 10 календарных дней с момента заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем. В контракте необходимо предусмотреть ответственность поставщика за ее непредоставление |
Источник: http://fz44.org/materialy/113-putevoditel-po-44-fz/415-kontrakt
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Как внести обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ. Размер обеспечения контракта по 44-ФЗ. Способы, требования, сроки.
Возврат денежного обеспечения контракта.
Получить обеспечение контракта по 44 ФЗ
Обеспечение исполнения контракта — этап, идущий после подведения итогов электронного аукциона, конкурса и других видов госзакупок. Победитель уже определен. Одновременно с заключением контракта нужно предоставить заказчику доказательство благонадежности.
Требования к предоставлению обеспечения исполнения государственного контракта установлены 96 статьей Федерального закона 44-ФЗ. Государственный заказчик может установить обеспечение исполнения контракта, если начальная контракта менее 500 тыс. рублей, о чем сообщает в извещении к аукциону или конкурсу.
Госзаказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, если начальная цена контракта выше 500 тыс. рублей.
Первый способ внести обеспечение контракта по 44-ФЗ – это денежное обеспечение путем перевода средств на расчетный счет заказчика. Если необходимой суммы (иногда десятков миллионов рублей) у победителя конкурса, нет, то можно получить банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта, а затем предоставить ее заказчику.
В 2016 году обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ было внесено поставщиками в 41% контрактов на сумму 446 млрд. руб.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в размере от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит обеспечение контракта после выигрыша в тендере перед его подписанием.
Если начальная цена превышает 50 млн. рублей, то нижний порог обеспечения повышается до 10%, а верхний остается на уровне 30%. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком и прописывается в документации закупки.
Верхний порог обеспечения может быть увеличен в 1,5 раза, до 45% от начальной цены, если применяются антидемпинговые меры.
Это когда снижение цены в ходе электронных торгов превысило 25%. При сильном демпинге размер обеспечения контракта может превысить всю стоимость контракта, поскольку рассчитывается от максимальной цены.
В таком случае поставщик вряд ли готов отправить заказчику больше денежных средств, чем он получит по факту исполнения контракта. Намного выгоднее купить банковскую гарантию.
Обеспечение контракта с выплатой аванса
Если по договору заказчик должен выплатить поставщику аванс, то в соответствии с ФЗ-44 размер обеспечения исполнения контракта установлен не менее суммы аванса.
Но, как быть если размер аванса 30% от начальной (максимальной) цены контракта или больше. В таком случае сумма обеспечения увеличивается и должна соответствовать размеру аванса. И опять на помощь приходит банковская гарантия по 44-ФЗ, спасая организацию, победившую на аукционе, от перевода этой колоссальной суммы средств.
Возврат обеспечения исполнения государственного контракта
Как происходит возврат денежных средств. Когда обязательства по контракту полностью выполнены и заказчик не имеет претензий к исполнителю, ему (заказчику) необходимо вернуть обеспечение исполнения контракта.
Законодательно этот вопрос не урегулирован до конца, поэтому этот пункт необходимо прописывать в контракте.
; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:
; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,
Телефон:+74952680544,
Телефон:88005556649,
E-mail: mail@open-torg.ru
Источник: https://open-torg.ru/44-fz/obespechenie-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz
Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ
Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.
Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта.
В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику.
В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.
В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».
Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов
Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:
- заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
- если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
- проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления использование банковского сопровождения недопустимо в отношении гражданско-правовых договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Кроме того, не проводятся мероприятия банковского сопровождения в отношении контрактов, направленных на исполнение государственного оборонного заказа, а также в отношении контрактов, которые заключаются вне гособоронзаказа, но сведения о таких закупках являются объектом охраны законодательства о государственной тайне.
Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.
Требования к банкам
Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:
- капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
- опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
- в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
- установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
- финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.
Для того чтобы государственный или муниципальный заказчик имел представление о том, какая именно финансово-кредитная организация может быть выбрана в качестве банка, осуществляющего сопровождение контракта, он может обратиться к специально сформированному на основании Письма Минфина №05-07-12/4 от 28.04.2010 перечню банков, которые могут быть задействованы для выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 35 Федерального закона «О контрактной системе…».
Простое банковское сопровождение
Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:
- заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
- установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
- если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.
Кроме того, простое банковское сопровождение может быть установлено в том случае, если специальными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации либо уполномоченными органами муниципального образования установлено требование о наличии банковского сопровождения контрактов определенного вида, заключаемых подведомственными заказчиками.
Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.
Расширенное банковское сопровождение
Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:
- речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
- закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
- в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
- проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
- федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.
На каждый из указанных видов сопровождения должен быть заключен специальный договор в виде двух соглашений – между выбранным банком и заказчиком и выбранным банком и исполнителем по контракту.
Содержание договора банковского сопровождения контрактов
Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.
К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:
- сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
- правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
- если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
- перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
- дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.
Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:
- о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
- о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
- о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
- о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
- об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
- об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
- о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.
Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:
- если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
- если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
- при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
- если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
- если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.
Сумма, полученная в итоге по проведенным расчетам, должна быть внесена в текст договора в виде обязательной к уплате с указанием порядка проведения расчетов между всеми участниками такого договора.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
- +7 (812) 245-61-57
- Санкт-Петербург
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/bankovskoe-soprovozdenie.html
О проблемах уступки поставщиками (подрядчиками, исполнителями) третьим лицам права требования оплаты по государственным и муниципальным контрактам
Отношения, связанные с исполнением государственного или муниципального контракта, возлагают на поставщика множество ограничений. Одно из них — невозможность перемены самого поставщика в течение всего периода действия контракта. В равной степени это относится к исполнителям и подрядчикам, которые для краткости в настоящей статье далее также будут именоваться «поставщиками».
Правовым основанием указанного ограничения является правило ч. 5 ст. 95 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.
2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), согласно которому при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Указанное правило закона № 44-ФЗ дословно воспроизводит норму, содержавшуюся ранее в ч. 6.1. ст. 9 федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
Несмотря на продолжительную историю действия приведенной нормы, у поставщиков вплоть до настоящего времени возникает множество вопросов.
Например, что такое «перемена поставщика (подрядчика, исполнителя)»? В настоящей статье мы рассмотрим пределы действия нормы об ограничении «перемены поставщика», проведём обзор мнений органов государственной власти по этому вопросу, а также выскажем мнение Агентства правовых технологий «Магистр».
По смыслу гл. 24 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) под переменой лиц в обязательстве понимается переход прав кредитора к другому лицу или перевод долга, при этом на практике указанные способы перемены могут применяться как отдельно, так и совместно.
В последнем случае новое лицо полностью замещает первоначальную сторону обязательства не только в части прав, но и в части обязанностей.
Что же понимается под «переменой поставщика» и имеет ли значение конкретный способ перемены лиц? Представляется, что слово «поставщик» имеет ключевое значение, при этом целью такого ограничения было запретить передачу поставщиком третьему лицу именно обязанностей, обеспечив личное исполнение обязанностей лицом, которое соответствует установленным требованиям к участникам закупки и определено в качестве поставщика. А вот принадлежащее поставщику право требования (например, оплаты от заказчика) не имеет столь личного характера и может быть передано подрядчиком третьему лицу. (Далее для краткости будем называть его также просто «правом требования оплаты»). При этом, на первый взгляд, заказчику должно быть безразлично, в отношении какого лица исполнять обязательство по оплате: в отношении первоначального кредитора – поставщика либо в отношении нового кредитора, которому поставщик передал такое право.
В связи с этим интересна палитра мнений органов государственной власти.
В письме Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 № Д22-1625 указано что поставщик по государственному контракту прямо не ограничивается законом № 94-ФЗ в праве, установленном п. 1 ст.
382 ГК РФ, и может заключать договоры уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам, возможна и оплата государственными заказчиками третьим лицам на основании таких договоров.
Однако в том же письме Минэкономразвития РФ указывает, что, поскольку в государственном контракте содержится информация о банковских реквизитах поставщика, в случае заключения таким поставщиком договора уступки права требования оплаты потребуется внесение изменений в государственный контракт в части изменения лица, которому будет произведена оплата, а также банковских реквизитов. Кроме того, в отношении правовых препятствий для произведения государственными заказчиками оплаты третьим лицам на основании договоров уступки права требования с точки зрения бюджетного законодательства Минэкономразвития рекомендует обратиться в Минфин России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Таким образом, в письме от 22.12.
2009 № Д22-1625 Минэкономразвития, казалось бы, высказав свое мнение о гражданско-правовой возможности уступки подрядчиком третьим лицам права требования оплаты, то есть «начав за здравие», в итоге «закончило за упокой»: сослалось на необходимость внесения каких-то изменений в условия контракта и еще более непонятных изменений в банковские реквизиты, а также сослалось на необходимость учета мнения Минфина РФ.
Сходный вывод содержится и в письме Минэкономразвития РФ от 29.12.2009 № Д22-1715, подготовленном Департаментом государственного регулирования в экономике и развития конкуренции министерства.
В этом письме Министерство более развернуто ответило на вопрос, указав на недопустимость передачи поставщиками обязанностей третьим лицам (перевода долга) и согласившись с возможностью передачи поставщиками прав (уступки права): «Передача исполнения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком), с которым заключен такой контракт, другому поставщику (исполнителю, подрядчику) является ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом… Поскольку по … договору уступки права (требования) передается только право требования у государственного заказчика оплаты за поставленный товар (выполненную работу, оказанную услугу) по государственному контракту, перемены поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту в связи с заключением указанного договора уступки права (требования) не происходит.». Соответственно, по мнению Минэкономразвития РФ, Закон № 94-ФЗ не препятствует заключению поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги). Однако, как и ранее, в рассматриваемом письме Минэкономразвития РФ ссылается на необходимость учета мнения Минфина РФ в целях анализа правовых препятствий для оплаты государственными заказчиками третьим лицам на основании договоров уступки права (требования) с точки зрения бюджетного законодательства.
Менее чем через 3 месяца Минэкономразвития РФ в письме от 5 марта 2010 г.
№ Д22-231 вновь подтверждает ранее сделанный вывод: «законодательством в сфере размещения заказов установлены нормы, запрещающие переуступку прав и обязанностей участников размещения заказов по заключенным государственным и муниципальным контрактам.».
Однако с учетом формулировки вопроса, ответ на который содержится в рассматриваемом письме, последний не противоречит выводам, ранее сделанным в письме от 22.12.2009 № Д22-1625 от 29.12.2009 года № Д22-1715.
Таким образом, согласно последовательной позиции Минэкономразвития РФ, одновременная уступка поставщиком прав и обязанностей либо передача только обязанностей третьим лицам недопустима, а вот уступка поставщиком права требования оплаты не противоречит закону № 94-ФЗ. Для уточнения же возможности уступки этого права требования согласно бюджетному законодательству Минэкономразвития РФ предлагает обратиться к мнению Минфина РФ, что мы и сделаем.
Мнение Минфина РФ по рассматриваемому вопросу отражено в письме от 26 июля 2010 г. № 02-03-11/2688, подготовленном Департаментом бюджетной политики и методологии министерства.
В указанном письме Минфин пришел к заключению о том что перечисление денежных средств государственным заказчиком возможно только исполнителю государственного контракта, а не третьему лицу. При этом Минфин ссылается на ст.
28 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющую адресность и целевой характер бюджетных средств в качестве одного из принципов бюджетной системы РФ, а также на правила пп. 15 п. 5, п.
7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 года № 87н, согласно которым получатель средств федерального бюджета вместе с заявкой на кассовый расход представляет государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Однако в действительности подп. 15 п. 5 Порядка не определяет точного состава документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
Представляется, что наряду с государственным и муниципальным контрактом к документам, подтверждающим возникновение денежного обязательства могло бы относиться и соглашение о передаче поставщиком права требования оплаты, заключенное с третьим лицом.
Сам по себе принцип адресности и целевого характера бюджетных средств уступкой права требования оплаты также не нарушается.
Источник: https://mgstr.ru/articles/57-2015-06-11-08-48-05
Контракт с физическим лицом по 44-ФЗ
Контракт на закупку товаров или услуг для государственных нужд может заключаться как с юридическими, так и с физическими лицами. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 3 44-ФЗ. При этом заказчик обязан соблюсти все требования законодательства в части оформления такой закупки.
В каких случаях может заключаться договор с физическим лицом
Основным принципом 44-ФЗ становится исключение ситуаций необоснованного ограничения конкуренции среди поставщиков, работающих на территории нашей страны.
Поэтому контракт на закупку материально-технических ресурсов или услуг может заключаться с коммерческими компаниями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами.
Физлица могут становиться участниками конкурентных процедур или единственными поставщиками.
Выделяют ситуации, при которых заключение договора с физическим лицом недопустимо:
- Оформление сделки купли-продажи, по которой в соответствии со статьей 492 и 506 ГК России предусмотрено, что сторонами могут выступать исключительно компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
- Заключение договора на выполнение кадастровых работ.
- Предоставление кредитного лимита.
Несмотря на то, что физические лица могут выступать поставщиком по государственным заказам в большинстве случаев их доля минимальная. Во многом это обусловлено сложностью работы на официальном сайте госзакупок и ЭТП, проблемами с составлением и подачей заявок и другими аспектами.
Может ли физическое лицо выступать в роли единственного поставщика
У каждого заказчика есть право проводить закупки товаров и услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей у единственного поставщика. Именно такой тип закупки чаще всего применяется при оформлении договорных отношений с физическими лицами.
Приобретение товаров или услуг у одного поставщика разрешено на общую сумму не более 2 миллионов рублей в год или 5% от СГОЗ. Каждый заказчик вправе сам выбрать этот предел из предложенных двух вариантов, исходя из собственной выгоды.
Оформление договора с единственным физическим лицом оказывается целесообразным при приобретении услуг уборщицы, экскурсовода, преподавателя и тому подобное. Известны случаи, когда физлицо выступало в роли поставщика культурных ценностей, предметов искусства.
Такие закупки оказываются выгодными как для поставщика, так и для заказчика. Процедура предельно проста, ее реализация не занимает много времени. Заказчику не придется размещать закупочную документацию в ЕИС и составлять отчеты об исполнении контракта. Поставщику в свою очередь нет необходимости готовить заявку и проходить аккредитацию на ЭТП.
Какие документы должно предоставить физическое лицо в составе заявки
Перечень документов, которые потенциальный поставщик обязан предоставить в составе заявки, прописывается в закупочной документации. Заявка, поданная физическим лицом, будет иметь следующие особенности:
- Вместо информации о фактическом и юридическом адресе поставщика указывается ФИО физического лица и адрес его прописки и проживания.
- Поставщики обязаны предоставлять выписку из ЕГРЮЛ. Вместо нее физическое лицо обязано приложить копию своего паспорта.
- Указание ИНН в составе заявки является обязательным только для юридических лиц. Поэтому требовать такой информации от физического лица заказчик не имеет права.
В остальном процесс оформления и подачи заявки для физических и юридических лиц не различается. Заказчик рассматривает и оценивает предложения всех участников на равных условиях.
Правила оформления договорных обязательств
Принцип оформления договора (и его расторжение) с физическим лицом в точности такой же, как и с любой коммерческой организацией. При этом необходимо учитывать некоторые особенности:
- Для граждан, являющихся резидентами РФ, НДФЛ находится на уровне 13%. В противном случае он устанавливается на уровне 30%.
- Согласно части 13 статьи 34 44-ФЗ при заключении договора с физическим лицом в него непременно должно быть включено условие о снижении суммы, которая подлежит уплате физлицу на размер равный налоговому платежу, связанному с исполнением контракта. Не упоминание такого пункта в тексте документа может служить основанием для признания его недействительным.
- Если контракт заключается с единственным поставщиком, который является физическим лицом, по правилам части 15 статьи 34, то условие о снижении цены контракта на сумму налоговых обязательств может и не прописываться. При этом факт не указания в контракте такого пункта не освобождает заказчика от исполнения обязательств налогового агента.
- При заключении контракта с физическим лицом на заказчика накладывается обязанность по уплате страховых взносов. В пенсионный фонд нужно будет перечислить 26%, а в фонд ОМС – 5,1%. Такое требование установлено 212-ФЗ. Чтобы поставщик отчетливо понимал, что эти суммы будут вычитаться из финальной цены контракта, заказчику рекомендовано прописать это в закупочной документации.
Если вопреки требованиям законодательства заказчик перечисляет поставщику всю сумму, предусмотренную контрактом, и не уплачивает налог — он привлекается к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового Кодекса РФ — на организацию накладывается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Заказчик должен помнить, что договора, заключенные с физическими лицами, не принимаются во внимание при определении объема закупок, проводимых среди СМП. Физические лица не относятся к разряду субъектов малого предпринимательства.
Любое физическое лицо может принять участие в конкурентной закупочной процедуре или выступить в роли единственного поставщика. Достаточно изучить все требования законодательства и дорога к государственным закупкам будет открыта.
Однако всегда следует помнить об ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности и если вы собираетесь участвовать в закупках и заключать контракты на регулярной основе — лучше будет зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/165-kontrakt-s-fizicheskim-litsom-po-44-fz