Под контрактом жизненного цикла понимается документ с информацией о выполнении комплекса работ по проектированию, изготовлению или строительству объекта, а также его последующего обслуживания, эксплуатации и утилизации. Данные контракты могут заключаться, например, при работах по строительству дорог, закупке железнодорожных составов.
Контракт жизненного цикла (сокращенно – КЖЦ) не отличается от обычного договора, за исключением некоторых особенностей. Порядок формирования, утверждения и заключения регламентируется Правительством РФ.
КЖЦ в основном используется в зарубежной практике.
Он позволяет государственному заказчику сконцентрироваться на качественных и количественных характеристиках объекта, сроках исполнения, рисках.
Проектная или строительная работа, а также эксплуатационные риски возложены на частных исполнителей. Таким образом, именно они занимаются содержанием объекта после ввода в эксплуатацию.
Как уже было сказано выше, данный тип контракта широко распространен в зарубежных странах. Но как обстоят дела в Российской Федерации? Чем регламентируется использование контракта жизненного цикла? В чем его преимущества и недостатки? Ответы на данные вопросы подробно представлены в данной статье.
Рассмотрим определение контракта жизненного цикла в рамках главного нормативно-правового акта в сфере государственных закупок – Федерального закона №44. Таким образом, под КЖЦ понимается соглашение, в рамках которого победитель закупки не только обязан выполнить главные условия процедуры, но и ряд сопутствующих: проектирование, строительство, ремонт, эксплуатация и утилизация объекта.
Небольшая информация о КЖЦ представлена в части 16 статьи 34 ФЗ №44. Срок действия проекта ничем не регламентирован, иногда может достигать несколько десятков лет.
Стоит отметить, что свое название данные контракты получили исходя из особенностей практически всех закупочных процедур. В рамках одной сделки объект проходит основные этапы своего жизненного цикла.
От этого и произошло название контракта. Предметом такого договора является обеспечение в течение «срока жизни» закупочного объекта. Исходя из этого возможно другое название – сервисный контракт.
В течение всей закупочной процедуры заказчик обязан осуществлять в адрес исполнителя все необходимые выплаты на регламентированных контрактом условиям.
Все решения относительно проектирования, реализации технических моментов, а также возможные риски берет на себя подрядчик.
Именно он изначально привлекает инвестиции в проект, а финансирование от заказчика поступает после качественного выполнения какого-либо из этапов сделки.
Важно знать, что бюджетные лимиты выделяются в соответствии с качеством созданного продукта и исполнением регламентированных договором условий и характеристик.
Зарубежный опыт по контракту жизненного цикла
Если рассматривать опыт других стран относительно использования контрактов жизненного цикла, то заключение данного соглашения в большинстве случаев является взаимовыгодным как для поставщика, так и для заказчика.
Государство или муниципалитет заключают соглашение с предпринимательскими субъектами относительно проектирования, строительства, реконструкции, обеспечения объекта за их денежные средства. В основном КЖЦ заключаются на реализацию автомобильных или железнодорожных работ, строительство тоннелей, магистралей, больниц и других особо важных объектов общественной инфраструктуры.
- Текущие расходы напрямую зависят от качественного выполнения проекта заказа, таким образом мотивационные мероприятия по КЖЦ проводятся на всем этапах реализации проекта.
- Все платежные действия по контрактам жизненного цикла проходят после ввода объекта в эксплуатацию.
- Выпуск новостей относительно использования данных контрактов представлен ниже.
Нормативное регулирование случаев заключения контракта
Основной нормативно-правовой базой на уровне государственных и муниципальных закупов является Федеральный закон №44. Контракт жизненного цикла объекта закупки регламентируется частью 16 статьи 34 ФЗ №44. Но кроме него относительно оформления документа действуют нормы Постановления Правительства РФ №1087 от 28 ноября 2013 года.
Законодательная норма определяет случаи необходимости заключения КЖЦ. Таким образом, на законодательном уровне применение сервисного контракта возможно в следующих случаях:
- Проектирование, строительство и укомплектовка автодорог, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов, метрополитена, железных дорог, объектов сферы здравоохранения (больницы, станции медицинской помощи, санатории, профилактории, поликлиники) и капительного строительства, объектов сферы культуры (театры, концертные залы, памятники, мемориалы) и культурного наследия, зданий социальных нужд (интернаты, пансионаты, хосписы, реабилитационные центры) и коммунального хозяйства, объекты тылового назначения для проживания семей военнослужащих и центры подготовки.
- Проектирование и реконструкция объектов здравоохранения, культуры, аварийные объекты культурного наследия или их остатки, объекты социальных нужд, коммунального хозяйства, капитального строительства.
- Закупка транспортных средств для общественного пользования: автобусы, вагоны метро, воздушные, морские или речные суда, железнодорожные составы, монорельсы, трамваи, троллейбусы.
Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)
Чтобы определить содержание документа, необходимо определиться с набором обязанностей поставщика относительно конкретного заказа. Но даже при определении общего порядка заключения контракта и его содержания нет какой-либо конкретики.
Рассмотрим комментарии Правительства РФ относительно заключения подобного рода контрактов, прописанные в Постановлении №1087. В нем указаны работы по проектированию и строительству. Главный вопрос, который возникает – подразумевается ли при выполнении данного типа работ обслуживание объекта в автоматическом порядке?
Стоит отметить, что согласно мнению представителей Минэкономразвития РФ, обслуживание объектов закупок в рамках заключения контракта жизненного цикла подразумевается даже без специального указания в тексте проекта.
Зачастую при регламентации содержания контракта возникают вопросы о его соотношении с договором концессии, который аналогично включают несколько стадий жизненного цикла объекта и эксплуатируются частной компанией.
Под концессией понимается взаимное партнерство между государством и частными лицами относительно порядка регулирования отношений между ними. Основные отличия от КЖЦ состоят в обязательной целевой эксплуатации объекта и отсутствии возможности использования соглашения в большинстве случаев.
Согласно аналитике, КЖЦ выгодно относить к договору концессии, что положительно повлияет на популяризацию данного вида взаимоотношений между государством и частными лицами.
Заключение контракта жизненного цикла происходит в общем порядке согласно ФЗ №44 и зависит от начальной максимальной стоимости контракта, типа объекта закупки, порядке определения победителя. Основные требования к содержанию контракта:
- Наличие банковского сопровождения.
- Стоимость жизненного цикла в качестве критерия оценки заявок участников (в обязательном порядке отражается в плане-графике).
- Формирование стоимости жизненного цикла происходит в соответствии с НМЦК и ГОСТ Р 27.202-2012.
- Ограничения Бюджетного кодекса РФ при превышении срока действия контракта, равного одному финансовому году.
Дополнительные требования к содержанию:
- Если в качестве объекта закупки является объект государственной собственности федерального значения или на уровне субъекта РФ, то требуется получение соответствующего разрешения от Правительства РФ или губернатора региона.
- Для обоснования инвестиций в объекты капитального строительства требуется получить заключение технологического или ценового аудита.
- Специальные условия.
Выпуск телепередачи относительно использования контрактов жизненного цикла при строительстве дорог в РФ представлен ниже.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/kontrakt-zhiznennogo-cikla.html
В каких случаях заключается контракт жизненного цикла по 44-фз
Контракт жизненного цикла — соглашение о выполнении комплекса работ, начиная с проектирования, изготовления или строительства объекта, заканчивая его последующим обслуживанием, возможно эксплуатацией и даже утилизацией.
Заключать подобные контракты можно только в определенных Правительством РФ случаях. К примеру, строительство дорог, аэродромов или закупка железнодорожных составов, воздушных, морских судов.
Порядок выбора поставщика и заключения контракта жизненного цикла, за исключением некоторых особенностей, не отличается от порядка, предусмотренного для обычных контрактов.
Поскольку заключение контракта жизненного цикла в угоду качеству все-таки имеет признаки ограничения конкуренции, Закон N 44-ФЗ разрешает их заключать только в определенных Правительством РФ случаях (ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Вы можете заключить контракт жизненного цикла, если вам необходимо:
Спроектировать и построить:
- автомобильную дорогу с технологическими сооружениями, дорожными объектами и элементами обустройства;
- инфраструктуру морского или речного порта;
- аэродром;
- объект коммунального хозяйства, в том числе снабжения коммунальными ресурсами, водоотведения, очистки сточных вод, переработки, утилизации отходов;
- объект инфраструктуры подземного, наземного электрического транспорта, а также ж/д транспорта общего пользования;
- уникальный объект капитального строительства.
Закупить:
- железнодорожный состав, транспорт метрополитена, монорельса, трамвай, троллейбус;
- воздушное, морское или речное судно.
Спроектировать, построить и укомплектовать оборудованием объект капстроительства:
- в сфере здравоохранения (больницы, поликлиники, санатории);
- тылового назначения (для проживания семей военнослужащих, для учебно-материальной базы боевой подготовки и др.);
- для социального обслуживания граждан (интернаты, пансионаты, реабилитационные центры и т.д.);
- в сфере культуры (театры, мемориалы, концертные залы и т.д.).
Спроектировать и реконструировать и укомплектовать оборудованием аварийный объект культурного наследия, памятник истории и культуры или его остатки.
Порядок заключения контракта жизненного цикла
Контракт жизненного цикла заключается в общем порядке с учетом процедур и ограничений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В зависимости от НМЦК и предмета контракта вы сами принимаете решение о способе определения поставщика. Однако особенности у таких закупок все же имеются.
Включите в контракт условие о его банковском сопровождении, если заключаете его для федеральных нужд (п. 3 Постановления N 963).
В качестве критерия оценки заявок участников вы можете предусмотреть не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Не забудьте отразить информацию об этом в плане-графике (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
При формировании стоимости жизненного цикла используйте Методические рекомендации по определению НМЦК (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ). Рекомендуем также использовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 27.202-2012.
Соблюдайте ограничения, установленные Бюджетным кодексом для долгосрочных контрактов, если срок вашего контракта жизненного цикла выходит за пределы финансового года (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
Учтите особенности контрактов, которые помимо обслуживания и эксплуатации одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства — «под ключ» (ч. 16.
1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для заключения таких контрактов Правительством РФ установлен особый порядок.
Помимо соблюдения общих требований Закона N 44-ФЗ для заключения такого вида контракта жизненного цикла вам необходимо:
- получить решение Правительства РФ или ГРБС для объектов федеральной собственности либо решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
- получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- предусмотреть в контракте специальные условия.
Источник: https://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/v-kakix-sluchayax-zaklyuchaetsya-kontrakt-zhiznennogo-cikla-po-zakonu-n-44-fz.html
Названы преимущества контракта жизненного цикла
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) хорошо зарекомендовал себя в зарубежной практике.
Контрактная модель КЖЦ позволяет госзаказчику переложить все проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону, сконцентрироваться лишь на основных параметрах объекта и контроле достижения заданных параметров.
Тем самым после ввода объекта в эксплуатацию бремя содержания полностью лежит на частной стороне. Объем текущих расходов зависит от того, насколько качественно исполнители выполнили работы по проектированию и строительству, то есть стимулируется повышение качества работ на всех стадиях проекта.
У КЖЦ есть и другие преимущества для государственных и муниципальных органов.
Не нужно сразу резервировать большой объем бюджетных средств, поскольку оплата происходит с момента ввода объекта в эксплуатацию и разбита на этапы.
КЖЦ дает возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. А фиксированный размер максимальных платежей позволяет планировать расходы, необходимые для исполнения контрактных обязательств.
Бизнесу также выгоден КЖЦ: долгосрочное бюджетное финансирование позволяет обслуживать долг, обеспечить возвратность и доходность инвестиций. Компания свободна в выборе средств реализации проекта и заинтересована в передовых технологиях, чтобы снизить собственные издержки. Кроме того, риски спроса на объекты инфраструктуры ложатся на государство.
Минэкономразвития РФ расширяет перечень возможных форм ГЧП
Широкое применение КЖЦ в России стало возможно после принятия закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…» и постановления правительства РФ N 1087.
Однако согласно ему, КЖЦ можно заключать только в отношении объектов инфраструктуры, невозможно заключать подобные контракты, например, в отношении вооружения, военной и специальной техники, машин и оборудования, транспорта.
Более того, постановление N 1087 также не относит к потенциальным объектам КЖЦ инфраструктуру соцсферы (объектов образования, здравоохранения, спортивных объектов). Такой неоправданно узкий подход к трактовке и пониманию объектов КЖЦ делает эту модель недостаточно интересной для публичных заказчиков.
Реализация КЖЦ в госсекторе сегодня возможна и по Закону N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при строительстве и эксплуатации платных автодорог, и по Закону N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (согласно корпоративным конкурсным процедурам в госкомпаниях и предприятиях). Но отсутствие нормативно определенного понятия КЖЦ и потенциальная конкуренция норм законов 44-ФЗ и 115-ФЗ приводит к правовой неопределенности, что создает дополнительные риски для потенциальных инвесторов и снижает их интерес к долгосрочным контрактам такого типа.
Необходимо разобраться с определением термина «контракт жизненного цикла» и закрепить его нормативно, установив общие признаки таких контрактов и возможность их реализации в рамках различных правовых форм, будь то концессия, госзакупки или другие модели договоров.
Другой важной проблемой, которой, к сожалению, пока никто не озадачился, является различие подходов к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. КЖЦ можно условно разделить на два вида: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку, техническое обслуживание и утилизацию тех или иных видов товаров.
Природа, специфика и структура таких контрактов по сути своей различны. В первом случае мы должны говорить о специфической форме ГЧП или, если хотите, «квази-ГЧП». Идентичная концепция закладывалась в понятие КЖЦ и в рамках постановления N 1087.
КЖЦ на инфраструктуру не могут заключаться на срок менее 5-10 лет, иначе теряется весь смысл объединения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла. Зато второй вид КЖЦ, например на технику (за исключением военной техники и тяжелого машиностроения), целесообразнее заключать на 2-3 года, что вполне соответствует закупочному и бюджетному законодательству.
Однако постановление N 1087 ограничило возможность заключения КЖЦ только объектами инфраструктуры, при этом не установив специальных механизмов их бюджетного обеспечения, что не позволяет заключать КЖЦ на срок более трех лет и делает саму форму такого взаимодействия с бизнесом нереализуемой.
Павел Селезнев, председатель Правления Центра развития ГЧП
Источник: https://rg.ru/2014/03/04/cikl.html
№85. Когда заключается контракт жизненного цикла
- Аналитический обзор
- В каких случаях государственный (муниципальный) заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла?
- Подготовлено 44-online
Контракты жизненного цикла (также называются концессионные соглашения) являются формой сотрудничества заказчика и подрядчика по проектированию, строительству и последующей эксплуатации сложных инфраструктурных объектов. Функции подрядчика не ограничиваются выполнением работ и сдачей объекта. Подрядчик несет расходы по эксплуатации и тоже получает плату за содержание объекта. Следовательно, при создании объекта на протяжении всего срока использования (жизненного цикла) подрядчик должен быть максимально заинтересован в качественном проектировании и строительстве, для снижения своих издержек и увеличения прибыли.
Согласно ч.16 ст.
44-ФЗ в установленных Правительством Российской Федерации случаях, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Учитывая, что контракты жизненного цикла заключаются от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд, независимо от сроков действия и превышения срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств контракты жизненного цикла являются государственными или муниципальными контрактами.
Даже до изучения перечня, появляется ключевой вопрос. Если закупка попадает в перечень, обязательно заключать КЖЦ и предусматривать последующую эксплуатацию и обслуживание объекта подрядчиком? Это право или обязанность государственного (муниципального) заказчика?
Вопрос: В каких случаях заказчик ОБЯЗАН заключать контракт жизненного цикла?
Ответ в разделе Вопросы и ответы официального сайта zakupki.gov.ru:
«В соответствии с ч. 16 ст.
34 Закона № 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Случаи заключения контракта жизненного цикла определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».
Ответ неполный. Непонятно, обязательно предусматривать при заключении контрактов из перечня последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Правовая позиция 44-online:
Согласно части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Случаи заключения контракта жизненного цикла определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» (далее — постановление №1087).
Таким образом, в случаях определенных постановлением № 1087, заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла только в том случае, если контрактом предусмотрена закупка товара или работы, а также последующие обслуживание, ремонт поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом эксплуатация и (или) утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включаются в контракт при необходимости.
- Если контракт предусматривает закупку товара или работы, указанных в постановлении № 1087, но не включает в себя последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, то такой контракт не является контрактом жизненного цикла и заключается по общим правилам в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.
- Полный перечень случаев заключения КЖЦ
Источник: https://www.44-online.ru/85_kontrat_ziznennnogo_sikla
Что поменялось в правилах госзакупок
Президент России подписал Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В чём суть документа?
Поправками скорректированы правила проведения запроса котировок в электронной форме. По-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком и начнут проводить электронные малые закупки.
Кроме того, в заявках участников должна быть отражена страна происхождения товара.
Также появилось больше возможностей заключить контракт жизненного цикла и введён особый порядок закупок и исполнения контрактов в целях реализации национальных проектов.
Для чего приняты такие поправки?
Поправки направлены на повышение «прозрачности» госзакупок в рамках контрактной системы. Их реализация позволит предотвратить существенное увеличение нагрузки на контрольные органы в сфере закупок, а также излишние административные барьеры и рост временных затрат заказчика при осуществлении закупки.
Что поменялось в проведении запроса котировок?
С 500 тыс. рублей до 3 млн рублей возрастает начальная (максимальная) цена контракта, в пределах которой заказчик вправе осуществлять закупки путём проведения запроса котировок в электронной форме.
Ограничение относительно годового объёма закупок останется почти без изменений: годовой объём закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10%, однако отменят лимит в 100 млн руб.
У участника будет меньше дней на подачу заявки.
По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня (ранее — 5 дней) со дня, следующего за днём размещения извещения в ЕИС.
Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за 1 час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.
Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.
Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта.
Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трёх часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС.
Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через 2 рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.
Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.
Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.
Какие появились возможности для проведения электронных малых закупок?
Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят с использованием электронной площадки.
- Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить определённую информацию, в частности:
- — наименование и характеристики товара;
- — товарный знак (при наличии);
- — наименование страны происхождения;
- — цену за единицу товара;
- — предлагаемое максимальное количество товара и другие сведения.
Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение 1 часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает 5 предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику.
Если не наберётся хотя бы 2 предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.
У заказчика есть 1 рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе указывается решение по каждому предложению и обоснование отклонения заявок.
Контракт заключается в упрощённом порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме. Сведения о контрактах, заключённых по результатам электронных малых закупок, нужно будет направлять в реестр контрактов.
Как будут согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком?
У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган — 5 рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания вместо 10 календарных дней, отведённых на обращение сейчас. Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку таких закупок в срок рассмотрения обращения.
Если он обнаружит нарушения, то контракт разрешат заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.
Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.
Что потребуется указывать в документах?
По новым правилам участник обязан указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима.
Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.
В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии — учитывать новшества при рассмотрении заявок.
Какие изменения предусмотрены в закупках для реализации нацпроектов?
В рамках реализации национальных проектов устанавливается возможность заключения контрактов, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка медицинского оборудования (если это предусмотрено проектной документацией).
Указанный контракт может быть заключён по итогам проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.
Что ещё нового в госзакупках?
Появилось больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла: помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно заключить при закупке новых машин и оборудования.
Когда Закон № 449-ФЗ вступает в силу?
Документ вступил в силу 8 января 2020 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Так, положение об указании в заявках страны происхождения применяется с 1 января 2020 года. С 1 июля 2020 года заработает большая часть новшеств: в части запроса котировок в электронной форме, проведения электронных малых закупок, согласования заключения контрактов с единственным поставщиком.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/494744/
Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ
Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.
Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ
Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта.
В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику.
В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.
В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».
Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов
Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:
- заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
- если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
- проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 указанного Постановления использование банковского сопровождения недопустимо в отношении гражданско-правовых договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Кроме того, не проводятся мероприятия банковского сопровождения в отношении контрактов, направленных на исполнение государственного оборонного заказа, а также в отношении контрактов, которые заключаются вне гособоронзаказа, но сведения о таких закупках являются объектом охраны законодательства о государственной тайне.
Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.
Требования к банкам
Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:
- капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
- опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
- в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
- установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
- финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.
Для того чтобы государственный или муниципальный заказчик имел представление о том, какая именно финансово-кредитная организация может быть выбрана в качестве банка, осуществляющего сопровождение контракта, он может обратиться к специально сформированному на основании Письма Минфина №05-07-12/4 от 28.04.2010 перечню банков, которые могут быть задействованы для выполнения обязанностей, предусмотренных статьей 35 Федерального закона «О контрактной системе…».
Простое банковское сопровождение
Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:
- заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
- установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
- если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.
Кроме того, простое банковское сопровождение может быть установлено в том случае, если специальными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации либо уполномоченными органами муниципального образования установлено требование о наличии банковского сопровождения контрактов определенного вида, заключаемых подведомственными заказчиками.
Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.
Расширенное банковское сопровождение
Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:
- речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
- закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
- в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
- проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
- федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.
На каждый из указанных видов сопровождения должен быть заключен специальный договор в виде двух соглашений – между выбранным банком и заказчиком и выбранным банком и исполнителем по контракту.
Содержание договора банковского сопровождения контрактов
Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.
К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:
- сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
- правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
- если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
- перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
- дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.
Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:
- о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
- о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
- о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
- о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
- об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
- об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
- о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.
Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:
- если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
- если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
- при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
- если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
- если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.
Сумма, полученная в итоге по проведенным расчетам, должна быть внесена в текст договора в виде обязательной к уплате с указанием порядка проведения расчетов между всеми участниками такого договора.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
- +7 (812) 245-61-57
- Санкт-Петербург
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/bankovskoe-soprovozdenie.html
Что такое контракт жизненного цикла и в каких случаях он заключается?
Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.
Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию).
Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.
Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).
Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.
По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера.
Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта).
Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:
- а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;
- б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;
- в) аэродромов;
- г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
- д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- ж) уникальных объектов капитального строительства.
Что такое контракт жизненного цикла и в каких случаях он заключается?
Источник: http://economic24.ru/chto-takoe-kontrakt-zhiznennogo-tsikla-i-v-kakih-sluchayah-on-zaklyuchaetsya/
Почему столица закупает медицинское оборудование по контрактам жизненного цикла
В 2019 году в рамках заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ) Москва закупила 42 ангиографа общей стоимостью 2,9 миллиарда рублей, 101 аппарат для магнитно-резонансной томографии (МРТ) общей стоимостью 11 миллиардов рублей и 116 аппаратов для компьютерной томографии (КТ) стоимостью 5,5 миллиарда рублей.
Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
«Сегодня ведущие медицинские учреждения по всему миру переходят от механизма заключения отдельных краткосрочных контрактов на поставку и сервис оборудования к заключению контрактов жизненного цикла.
КЖЦ включает поставку и сервис в течение срока эксплуатации оборудования. Что касается опыта Москвы, то впервые КЖЦ начали внедрять при поставке вагонов метрополитена. На сегодняшний день этот механизм используется для закупки и обслуживания автобусов, электробусов, трамваев.
Общий объем заключенных Москвой контрактов жизненного цикла составляет 486,1 миллиарда рублей», — рассказал Владимир Ефимов.
По его словам, финансовая модель КЖЦ составлена таким образом, что закупка оборудования осуществляется в рассрочку за три года. Это позволяет направить сэкономленные средства бюджета на иные цели.
В 2019 году цена оборудования при проведении торгов снизилась в среднем на 42 процента от изначальной стоимости.
В частности, при проведении конкурса на поставку ангиографов цена снизилась на 46 процентов, что позволило сэкономить 2,6 миллиарда рублей.
На закупке аппаратов МРТ сэкономить удалось 41 процент, или 7,5 миллиарда рублей, а аппараты КТ приобрели на 3,9 миллиарда дешевле изначальной цены, также сэкономив 41 процент.
«Контракты жизненного цикла – это новый формат закупки оборудования. Мы покупаем не просто оборудование, а вступаем в долгосрочное партнерство. Это позволяет нам сократить расходы, минимизировать риски и достичь максимально результата. Поставщик при этом гарантирует работоспособность техники в течение всего жизненного цикла. Уже после одного дня простоя при отсутствии оперативной починки ежемесячный платеж по контракту не оплачивается, а с поставщика взимается штраф», — отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров отметил, что при определении победителей учитывается не только цена, но и нестоимостные критерии, среди которых — наличие производства оборудования, наличие опыта выполнения КЖЦ, а также понижающие коэффициенты к индексации стоимости сервиса и ставке за рассрочку. Срок реализации контракта по КЖЦ составляет 10–13 лет (в зависимости от срока поставки оборудования). В течение первых трех лет заказчик платит за оборудование в рассрочку по ключевой ставке Центрального банка с учетом понижающего коэффициента. А поставщик обязан в течение всего срока КЖЦ обеспечить работоспособность своего оборудования с минимальным сроком простоя.
«Как показал опыт проведения конкурсов, исполнители готовы снижать срок простоя до минимальных значений — одного-трех дней в квартал. Помимо поставки оборудования и обеспечения его работоспособности, исполнитель также несет ответственность за обучение врачей и специалистов-инженеров заказчика, за обновление программного обеспечения оборудования», — уточнил Александр Прохоров.
Регионы России также могут заключать КЖЦ на медицинскую технику, в том числе путем проведения совместных торгов с Москвой. Так, в ходе проведения торгов на закупку оборудования для поликлиник Пермского края снижение цены составило 50 процентов.
Совместные закупки по КЖЦ несколькими регионами могут сделать расходы эффективнее, считает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев. Так, в 2019 году ангиографы закупали в ходе межрегионального совместного открытого конкурса.
В итоге их удалось приобрести по цене более чем на 40 процентов ниже изначальной. Узнать, какие регионы готовы присоединиться к совместным торгам, можно на сайте проекта.
По словам заместителя Мэра Владимира Ефимова, экономическая привлекательность КЖЦ для производителей заключается в долгосрочной загрузке производственной базы и гарантированном денежном потоке при достижении показателей качества.
«Мы рассчитываем, что регионы присоединятся к Москве в 2020 году для проведения совместных торгов на право заключения КЖЦ в отношении медицинского оборудования», — резюмировал заммэра.
Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/01/21/pochemu-stolitsa-zakupaet-meditsinskoe-oborudovanie-po-kontraktam-zhiznennogo-tsikla