Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

Объект незавершенного строительства рассматривается в виде недвижимого имущества наряду со зданиями и строениями. С ним производятся любые операции, касающиеся установления и признания права собственности, его изменения или завершения (ст. 130 ГК РФ). Процедура и правила регистрации объекта незавершенного строительства, осуществление его кадастрового учета регламентируются ст. 40 ФЗ № 218 от 13. 07. 2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Почему необходима регистрация незавершенного объекта

Согласно ст. 22 ФЗ № 218 допускается регистрация объектов незавершенного строительства, но этот процесс имеет свои трудности, вызванные тем, что строительство не закончено. Регистрация возможна на всех этапах строительства, начиная со стадии готового фундамента.

Объектом незавершенного строительства не считается самовольная постройка, то есть построенная:

  • на участке, если он не предназначен для этих целей;
  • без получения разрешительной документации;
  • без соблюдения норм и правил.

Исходя из действующего Гражданского законодательства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ) объект незавершенного строительства относится к недвижимому имуществу, так как отличается главным свойством, присущим объекту недвижимости: нельзя переместить такое сооружение без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Для получения права на имущество требуется внесение в Единый Госреестр сведений о том, что указанный объект принадлежит определенному лицу. Регистрация незавершенного строительства также закрепляет за какими-либо лицами право собственности в ситуациях долевого участия в постройке многоквартирных домов или дает возможность компенсировать издержки на достройку путем ее продажи.

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

Необходимость зарегистрировать постройку до окончания строительства обычно возникает, если требуется заключить какую-либо сделку или, согласно закона «Об участии в долевом строительстве» (п. 5 ст. 13), требуется взыскать предмет залога в процессе строительства. Обычно в роли истцов, требующих признания прав на квартиры в недостроенном здании через суд, выступают:

  • дольщики, осуществившие взносы в долевое строительство, когда застройщик уклоняется от введения готового дома в эксплуатацию или отказывается оформить долевое участия договором;
  • граждане, выплатившие все указанные суммы и фактически получившие квартиру, даже без ввода дома в эксплуатацию.

Регистрация становится возможной только после вступления в силу судебного решения.

Какие документы потребуются

Процедура регистрации производится согласно стандартных правил, но с учетом специфичных условий, касающихся объектов такого типа.

Незавершенное сооружение неотделимо от участка, где его возводят, поэтому вначале необходимо установить точный статус данной земли.

Это обычно делается с применением документов о праве владения участком, арендного договора или разрешительных документов на строительство.

При посещении МФЦ или Госреестра пишется соответствующее заявление на особом бланке, к которому требуется пакет документов, состоящий из:

  • паспорта заявителя или лица, уполномоченного руководителем (по необходимости предоставляются заверенная нотариусом доверенность на проведение процедуры);
  • документов о праве собственности на участок или выписки из ЕГРН;
  • кадастрового паспорта или декларации на недвижимость;
  • технического плана сооружения и участка;
  • разрешения на строительство;
  • квитанции о выплате госпошлины в размере 2 000 руб. Если заявителей несколько, то 2000 умножается на размер доли каждого. Госпошлина для юрлиц составляет 22 000 руб.

Кадастровый паспорт необходим, если объект располагается на землях населенных пунктов или предназначен для ИЖС. При отсутствии кадастрового паспорта можно предоставить декларацию. Она заполняется владельцем недвижимости, не требует утверждения госорганом. Бланк можно взять в Интернете, заполнить и поставить подпись.

Если законом допускается возведение объекта без получения земельного участка, то можно провести процедуру без документации на землю.

Если нет оформленных документов о праве собственности, производится их замена:

  • актом местного органа власти о выделении земли;
  • свидетельством о праве собственности на участок;
  • выпиской из похозяйственной книги.

Если в строительстве участвуют подрядчик или инвестор, потребуется предоставить подрядный договор, контракт заказчика с инвестором.

Получить выписку из ЕГРН с подтверждением права собственности возможно в указанный сотрудником Росреестра день. Законом установлен срок 10 дней для проведения процедуры госорганами. Сам документ собственнику не выдается, он существует в электронном виде.

Регистрация по упрощенной схеме

Некоторые объекты могут быть зарегистрированы по упрощенной схеме в более сжатые сроки. Это относится к зданиям, построенным на:

  • участках, выделенных под ведение дачного и садоводческого хозяйства;
  • землях под ИЖС;
  • землях для ведения личного подсобного хозяйства и расположенных в пределах поселений.

При желании оформить такой незавершенный дом следует обратиться в МФЦ или Росреестр. При обращении необходимо написать заявление с использованием специального бланка. Там же оплачивается госпошлина. Останется только дождаться назначенной даты получения документов.

Дачная амнистия

Вначале регистрируется право владения земельным участком путем обращения в МФЦ или Росреестр. Потребуется один из следующих документов:

  • постановление из местной администрации;
  • свидетельство о праве наследования;
  • договор купли-продажи или обмена.

Необходимо написать заявление, к нему приложить квитанцию о пошлине, а также:

  • кадастровый паспорт строения;
  • разрешение постройки;
  • декларацию об объекте в двух экземплярах.

Сложный момент при этом – подтвердить начало строительства путем предоставления всей выданной ранее разрешительной документации из госорганов. После завершения процедуры объект незавершенного строительства становится собственностью заявителя и с ним допускаются любые операции: продажа, покупка, обмен, дарение, оформление аренды.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

Источник: https://walaw.ru/nedvizhimost/registraciya-obekta-nezavershennogo-stroitelstva

Регистрация прав на недвижимость в Росреестре

Регистрация прав на недвижимость — исключительно важный вопрос.
Ведь регистрация права собственности в государственном органе значительно защищает права владельца.

А наличие записи в Едином государственном реестре недвижимости  о регистрации права собственности является теперь единственным доказательством зарегистрированного права (ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»)

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости осуществляет Росреестр.
Органы регистрации прав недвижимости — только Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр).

МФЦ не является органом регистрации прав, это посредник между заявителем и Росреестром.

Как приобретается право на объект недвижимости? (статья дополнена 02.01.2020 года)

Разберемся подробно:  как провести  регистрацию прав на  «первичную» и «вторичную» недвижимость.

Регистрация прав на недвижимость

В этой статье вы узнаете:

  • сроки регистрации прав подробнее > > >
  • порядок регистрации прав на новостройки
  • порядок регистрации прав на вторичное жилье

Учет всей недвижимости в России и учет прав на нее ведет Росреестр — Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Регистрация прав на недвижимость. Первичная регистрация

  • Первичная недвижимость —  это вновь построенный дом, квартира или другой объект недвижимости.
  • Права на этот объект не были ранее зарегистрированы и записи о нем нет в реестре прав на недвижимость.
  • Прежде чем зарегистрировать права на объект недвижимости, его необходимо поставить на кадастровый учет.
  • Постановка  объекта недвижимости на кадастровый учет — первый (первичный) этап регистрации недвижимости.

Как поставить на кадастровый учет новый объект недвижимости

  1. Кадастровый учет вновь возведенных объектов недвижимости — это первый этап регистрации
  2. Основанием для постановки объекта недвижимости( дома или квартиры)  на кадастровый учет является Заявление об этом и Технический план объекта.

  3. На кадастровый учет можно поставить объект незавершенного строительства.

Изготовлением Технического плана занимаются кадастровые инженеры.

  Реестр сертифицированных кадастровых инженеров и история их ошибок  есть на сайте Росреестра.

Кадастровый инженер изготовляет Технический план на здание или помещение(квартиру, комнату) или межевой план на земельный участок.
У кадастрового инженера  есть право постановки объекта недвижимости на кадастровый учет.

При внесении записи о новом объекте в Государственный кадастр недвижимости, ему присваивается кадастровый номер.

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

На этом первый этап регистрации первичных объектов завершен.

Сроки постановки на кадастровый учет:  с 02.01.2017 г — не более 5 рабочих  дней.

  • Сейчас можно одновременно провести две процедуры — постановка на кадастровый учет и регистрация прав.
  • Одновременная процедура — постановка на кадастровый учет и регистрация прав происходит не более 10 рабочих дней.
  • Госпошлина за кадастровый учет не предусмотрена.

Регистрация прав на недвижимость на первичный объект 

Право собственности, аренды, оперативного управления, регистрирует Отдел регистрации прав Росреестра.

Сроки регистрации:

  • 10 рабочих дней, с 01.01.2017 г — не более 7 рабочих дней
  • при регистрации ипотеки(залога) — 5 рабочих дней.
  • на основании документа, удостоверенного нотариусом — не более 3 рабочих дней
  • на основании документов, поданных в электронном виде — на следующий рабочий день

Госпошлиина за регистрацию права собственности: 2 000 .00 рублей

Пакет документов для регистрации права собственности на первичный объект:

Квартира в многоквартирном доме

  • Акт приема передачи квартиры  в собственность
  • Договор долевого участия
  • Квитанция об оплате госпошлины и копия
  • Заявление о регистрации права
  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
  • Свидетельство о рождении, если в права вступает ребенок до 14 лет

Объект индивидуального строительства (дом)

  • Акт ввода в эксплуатацию
    • Квитанция об оплате госпошлины и копия
    • Заявление о регистрации права
    • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
    • Свидетельство о рождении, если в права вступает ребенок до 14 лет
    • О дачной амнистии

Кадастровый паспорт можно не предоставлять, так как  у регистратора есть доступ к нему, при условии если объект уже поставлен на кадастровый учет.

Регистрация прав на недвижимость. Вторичная регистрация

  1. Поскольку права на  объект уже ранее регистрировались, значит объект состоит на кадастровом учете ( но ошибки встречаются, проверьте >>>).
  2. И в ЕГРН внесена запись о собственнике.

  3. Чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца необходимо:
  • Заявление о переводе права, которое пишут все участники сделки отчуждения
  • Заявление о регистрации права от покупателя
  • Документ, отражающий содержание сделки — договор, соглашение, решение и т.д

Внимание!
С 29.12. 2015 г  договоры  отчуждения собственности или доли в ней, принадлежащих несовершеннолетним и недееспособным подлежат удостоверению нотариусом !

С 31.07.2019 г договоры отчуждения долей в праве собственности на недвижимость, НЕ всеми участниками долевой собственности ОДНОВРЕМЕННО — подлежат удостоверению у нотариуса. Подробнее в статье: Отмена нотариальных сделок

На основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом, зарегистрировать права собственности на покупателя можно без заявления продавца.

Для этого необходимо предоставить в Росреестр нотариальную копию договора купли-продажи, удостоверенную нотариусом.

Регистрация прав на недвижимость. Сроки

Срок регистрации права:

  •  10 рабочих дней, с 02.01.2017 г — 7 дней, при подаче пакета документов непосредственно в Росреестр и 9 дней -через МФЦ
  • если возникает ипотека( залог) — 5 рабочих дней
  • если договор удостоверен нотариусом — 3 рабочих дня
  • если заявление о регистрации подается в электронном виде — 1 рабочий день.

Электронная регистрация недвижимости, заявление через интернет

Читайте также:  Облагается ли ндс у покупателя возврат товара продавцу: неплательщику ндс

Государственная пошлина за регистрацию права собственности

Госпошлина за регистрацию права  собственности в Росреестр  составляет   2 000.00 рублей.
Оплачивают ее все приобретатели права в пропорциях, равных доле в праве собственности.

Если приобретатель права один — он оплачивает 2000.0 рублей.

Госпошлина за регистрацию договора (право устанавливающего документа) отменена, так как с 01.03.2013 года такой документ не подлежит государственной регистрации.

  • Стоит прочесть:
  • Госпошлина за регистрацию права собственности
  • Полный пакет документов для Росреестра 

Регистрация права собственности на недвижимость

Регистрация права собственности и перехода права собственности от продавца к покупателю — обязательная процедура.  Происходит внесение записи о этом в ЕГРН -Единый государственный реестр недвижимости.

Ведь единственным доказательством зарегистрированных прав на объект недвижимости является наличие записи об этом в ЕГРН.

ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимость

ФЗ — 212 «О государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним» прекратил свое действие!

02.01.2017 года вступил в силу новый закон ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»

Все рекомендации автора сайта по оформлению сделок с недвижимостью и регистрации права собственности даны в соответствии с новым законом!

ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»

Документы подтверждающие регистрацию прав

Единственным доказательством зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости теперь является НЕ ДОКУМЕНТ!!!

Единственным доказательством зарегистрированного права собственности теперь является запись об этом в Едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН.

Чтобы убедиться в наличии прав или отсутствии обременений прав — нужно получить выписку из ЕГРН.
При регистрации прав на нового правообладателя такая выписка выдается владельцу вместе с договором купли-продажи, удостоверенным регистрационной надписью на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости

Всегда рада разъяснить. Автор

Регистрация прав на недвижимость в Росреестре.

Источник: https://exspertrieltor.ru/2020/01/02/registratsiya-prav/

Государственная регистрация права на созданный объект нежилого назначения

22.08.2018

Создание или изготовление новой вещи является распространенным первичным способом приобретения права собственности.

Гражданским кодексом РФ установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права.

Следовательно, до тех пор, пока право на объект не зарегистрировано в установленном порядке, лицо, построившее объект не будет вправе распоряжаться данным объектом недвижимости и совершать в отношении него какие-либо гражданско-правовые сделки.

Особенности государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимого имущества установлены ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015                № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), в соответствии с которой право регистрируется на основании документов, подтверждающих факт создания указанного объекта.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Возведение объекта недвижимости, возможно только на специально отведенном для этих целей земельном участке, у застройщика должен быть документ о выделении земельного участка под строительство, договор аренды земельного участка или иной документ, подтверждающий право застройщика использовать земельный участок.

Документом, свидетельствующим о возникновении нового объекта капитального строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Данный документ удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта.

  • Таким образом, государственная регистрация права собственности на вновь созданные объекты недвижимости осуществляется на основании следующих документов:
  • а) документы, подтверждающие право собственности (или пользования) на земельный участок, предназначенный для создания объекта недвижимости;
  • б) документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости:

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/gosudarstvennaya-registratsiya-prava-na-sozdannyy-obekt-nezhilogo-naznacheniya/?contrast=N

Момент возникновения права собственности на вновь созданное здание или сооружение // Комментарий к ст. 219 ГК в рамках тома Глоссы по вещному праву

Уважаемые коллеги,

В настоящее время ведется  работа над томом комментариев к вещному праву (редактор тома — А.О. Рыбалов). В этом томе Глоссы я пишу комментарий к нескольким статьям, в том числе, к одной из ключевых норм отечественного права недвижимости — положениям ст. 219 ГК.

Ниже — мой проект к этой статье. Буду рад любым м, идеям и замечаниям. Если я что-то забыл отразить — пжст, напишите это, я обязательно учту ваши  предложения при доработке текста.

* * *

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Комментарий

1. Общее значение нормы

1.1.

Регистрация права – основание или момент возникновения права на недвижимость? С точки зрения логики расположения комментируемой статьи в тексте главы, посвященной основанию возникновениям права собственности, государственная регистрация первоначально возникающего права на вновь созданное недвижимое имущество – это лишь момент, с которого возникает соответствующее право. Основаниями для возникновения права на недвижимость будут являться юридические факты, которые в соответствии с законом являются достаточными основаниями для того, чтобы орган по регистрации прав на недвижимость открыл соответствующий раздел в реестре недвижимости и внес в него запись о праве собственности первоначального собственника вновь созданной недвижимости. И – с точки зрения положений ст. 219 Кодекса – первоначальное право собственности у первого правообладателя возникает только после внесения соответствующей записи.

Комментируемая статья является частным случаем действия общего правила, предусмотренного в п. 2 ст. 8.1 ГК РФ: права, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента такой регистрации. Этот принцип именуется принципом обязательности записи для целей возникновения права, или кратко – принципом внесения. Пункт 2 ст. 8.

1 ГК устанавливает общее правило – во всех случаях, когда закон требует осуществление государственной регистрации прав на имущество (не только недвижимое, но и иное имущество), соответствующие права возникают с момента регистрации. В ст. 219 Кодекса регулируется один из случаев, охватываемых общим правилом п. 2 ст. 8.

1 ГК: возникновение права собственности на вновь возведенное недвижимое имущество.

Некоторая трудность заключается в том, что основания возникновения права собственности на вновь построенную недвижимую вещь, содержатся не в самом Кодексе, а в других законах. Основное сосредоточение норм, устанавливающих основания для возникновения первоначального права собственности на недвижимое имущество, это Федеральный закон № 218-ФЗ от 03.

07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).

Например, из положений части 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости следует, что государственная регистрация первоначального права собственности на вновь возведенное здание осуществляется на основании разрешения на строительство соответствующего объекта и правоустанавливающего документа о праве на земельный участок, которое предполагает право лица осуществлять застройку участка. Таким правом является право собственности, к ним также относятся права арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного для целей строительства, а также сервитут (ст. 39.23 Земельного кодекса РФ).

Легко заметить, что такой состав возникновения права собственности на вновь построенное здание или сооружение отличается от общего правила о возникновении права собственности, которое предусмотрено п. 1 ст.

218 Кодекса: «Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом».

Критерий создания вещи «для себя» (спорный, впрочем, и при обсуждении вопроса о возникновении права собственности на движимые вещи) при создании зданий или сооружений не учитывается, это вытекает, в частности, из приведенных норм Закона о регистрации недвижимости.

Если был бы верен иной подход (то есть, учет того, для себя или «не для себя» создано здание или сооружение), то орган по регистрации недвижимости был бы вынужден вдаваться в изучение экономической подоплеки создания объекта.

В частности, следовало бы устанавливать каждый раз, нет ли у лица, возведшего здание или сооружение, обязательства передать этот объект третьему лицу по завершению строительства.

Очевидно, что такой подход является неприемлемым, так как он ставит возникновение вещного права (права собственности) в зависимость от наличия или отсутствия таких трудно верифицируемых третьими лицами фактов как наличие обязательственных отношений.

Это может привести к неуверенности участников оборота в правильности приобретения тех или иных вещных прав отдельными лицами и повлечь дополнительные издержки, связанные с необходимостью установления обстоятельств приобретения соответствующими лицами записанных в реестр прав.

Некоторое время назад попытка провести идею о зависимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (объект незавершенного строительства) от наличия или отсутствия обязательственных отношений (действующего договора подряда) была предпринята ВАС РФ в постановлении Пленума № 8 от 25.02.1998 (абзац первый п. 16 постановления). Однако судя по тому, что эта правовая позиция не была перенесена в совместное постановление Пленумов ВС и ВАС № 10/22, ВАС РФ признал ее ошибочность и отказался от нее.

1.2. Принцип superficies solo cedit в российском праве.

В отношении недвижимости действует иной принцип, определяющий принадлежность недвижимых вещей, который может быть сформулирован так: право собственности на вновь созданную недвижимую вещь может быть приобретено лишь лицом, самостоятельно либо при помощи третьих лиц законно (с соблюдением норм права) застроивших земельный участок, принадлежащий этому лицу на праве, допускающем строительство. Это следует из уже упоминавшейся выше нормы ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации недвижимости, а также из положений ст. 263 ГК РФ (см. подр. комментарий к ней).

Классический принцип superficies solo cedit предполагает, что все, построенное на земельном участке, является составной частью земельного участка, и именно поэтому находится в имущественной сфере собственника земельного участка.

Однако в связи с тем, что в действующем российском праве здания и сооружения рассматриваются как самостоятельные недвижимые вещи (а не как составные части участков, на которых они располагаются), то эффект действия этого принципа по действующему российскому законодательству заключается в следующем: при помощи него определяется лицо, которое вправе производить юридическое «разделение» одного объекта (застроенного участка и физически находящегося на нем здания или сооружения) на две юридически самостоятельные вещи: земельный участок и здание (сооружение). Такое разделение можно условно обозначить как «горизонтальное разделение» (в отличие от «вертикального разделения», которое имеется, например, при разделе земельного участка на несколько участков).

Читайте также:  Журнал регистрации исходящей корреспонденции - образец

Принцип superficies solo cedit подкрепляется и нормами ГК РФ о строительном подряде. Так, в соответствии с п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан предоставить подрядчику земельный участок для строительства.

Следовательно, в силу принципа superficies solo cedit все, что будет построено подрядчиком на таком земельном участке (независимо от того, из чьих материалов – заказчика или самого подрядчика), находится в имущественной сфере заказчика (до государственной регистрации прав на соответствующую недвижимую вещь – как составная часть застраиваемого участка), при этом заказчик будет иметь право осуществить горизонтальное разделение объекта – зарегистрировать свое право на вновь построенное здание или сооружение. Именно в связи с изложенным подрядчик имеет право удерживать результат работ (так как он ему не принадлежит, а удерживать можно только чужую вещь), см. ст. 712 ГК РФ.   

Таким образом, в связи с изложенным было бы верным считать, что норма п. 1 ст. 218 ГК РФ (в части критерия создания вещи для себя) не подлежит применению к возникновению зданий и сооружений.

Должен применяться иной принцип определения того, кто имеет право осуществить горизонтальное разделение (то есть, зарегистрировать за собою первоначальное право на построенное здание или сооружение) – через наличие у лица права на участок, предполагающее строительство.

1.3. Право на горизонтальное разделение. В случае если право на земельный участок, допускающее застройку участка, у лица, создавшего недвижимую вещь, отсутствует, то такое лицо не управомочено осуществлять горизонтальное разделение. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ № 17085/12 от 28.

05.2013  содержится такой вывод: из договора аренды не следует, что арендодатель и арендатор установили, что право собственности на строения, реконструируемые или возведенные арендатором, возникает у арендатора.

Следовательно, арендатор не имел права обращаться с заявлением о государственной регистрации права собственности на построенные или реконструированные им объекты. Правом на горизонтальное разделение в таком случае обладает лишь собственник земельного участка, но не арендатор.

Арендатор может осуществляться пользование построенным в рамках договорных отношений с собственником земельного участка, при этом последний имеет право либо оставить себе соответствующие улучшения (составные части) земельного участка после завершения действия договора аренды, либо – как уже упоминалось выше – осуществить горизонтальное разделение, зарегистрировав право собственности на здания или сооружения, возведенные арендатором.

Похожий вывод был впоследствии сделан и в практике ВС РФ, который признал, что в договоре аренды может быть установлен запрет на горизонтальное разделение (то есть, запрет арендатору регистрировать право собственности на возведенное им здание, см. определение СКЭС ВС РФ № 305-ЭС17-14514 от 16.01.2018).

Источник: https://zakon.ru/comment/502729

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества (не нуждается в госрегистрации), Приказ Росрегистрации от 08 июня 2007 года №113

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества

______________________________________________________________Документ не нуждается в госрегистрацииМинистерства юстиции Российской Федерации. —

Письмо Минюста России от 20.08.2007 N 01/8215-АА(Информация из Минюста России на 23 августа 2007 года)

______________________________________________________________

В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» приказываю:Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества.

ДиректорС.В.Васильев

Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества

УТВЕРЖДЕНЫприказом Федеральнойрегистрационной службыот 8 июня 2007 года N 113

Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества (далее — Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.________________

Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст.3301; 1996. N 5. Ст.410; 2001. N 49. Ст.4552.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902048589

Регистрация права на вновь возведенный объект недвижимости

По вопросам оказания услуги обращайтесь по телефону: +7 (495) 720-5852 или  закажите обратную связь.

Внимание! Мы не являемся Росреестром!

Ориентировочный перечень документов:

  • Надлежащим образом заверенные копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию не менее чем в двух экземплярах.
  • Платежный документ о внесении госпошлины за государственную регистрацию
  • Выписка из ЕГРН с разделом о Кадастре, либо подача тех.плана для постановки объекта на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности.
  • Документы, подтверждающие факт строительства в соответствии с разрешением на такое строительство объекта недвижимости.
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в установленных законом случаях при объекте незавершенного строительства акт ввода в эксплуатацию не предоставляется)
  • Документ, подтверждающий предоставление земельного участка, расположенного под заявленным к регистрации объектом недвижимости, для строительства(на правах аренды, либо подтверждение собственности)
  • договор (соглашение) об определении долей в праве общей долевой собственности при наличии нескольких соинвесторов, застройщиков.
  • Акт приемки законченного производством строительно-монтажных работ объекта, подписанный всеми членами приемочной комиссии, утвержденный распоряжением организации, назначившей комиссию (с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
  • Акт реализации инвестиционного контракта(в случаях инвестирования).
  • Постановление о присвоении почтового адреса. Документы о соответствии строительных адресов почтовому адресу объекта.

Указанные документы представляются в Управление Росреестра единожды, при первичном обращении за регистрацией прав на вновь созданные в результате строительства объекты любым участником инвестиционной деятельности, первым из обратившихся за регистрацией права.

При наличии зарегистрированных прав собственности на объект хотя бы у одного из участников строительства представляются следующие документы:

  • договор, подтверждающий правомочие участия в строительстве и служащий основанием для распределения прав на объект и его раздел в натуре.
  • документ, подтверждающий фактическую передачу квартир правообладателю (если в самом акте о разделе долей не предусмотрена передача имущества в момент его подписания).
Услуга Срок Стоимость
Москва
На вновь возведенный объект жилой недвижимости   7 раб.дней  20 тыс.руб.
На вновь возведённый объект нежилой (коммерческой) недвижимости   7 раб.дней   от 30 тыс.руб.
Московская область (МО)
На вновь возведенный объект жилой недвижимости, а так жена объект незавершенного строительства жилья  7 раб.дней  20 тыс.руб.
На вновь возведённый объект нежилой (коммерческой) недвижимости  7 раб.дней от 25 тыс.руб. 

Источник: https://www.co-grad.ru/registratsiya-prava-sobstvennosti-na-nedvizhimost/na-vnov-vozvedennyj-obekt-nedvizhimosti

§ 3. Оформление права собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости

Спорной
проблемой является порядок оформления
возникновения права собственности на
вновь возводимый строительный объект.
Как известно, одним из оснований
возникновения права собственности на
объект недвижимого имущества является
его создание.

Для недвижимых вещей
момент, с которого право собственности
на вещь считается существующим юридически,
является государственная регистрация
прав на эту вещь. Так, согласно ст.

219 ГК
право собственности на здания, сооружения
и другое вновь создаваемое недвижимое
имущество, подлежащее государственной
регистрации, возникает с момента такой
регистрации.

Это значит, что с момента
фактического завершения строительства
объекта до признания его в качестве
объекта права собственности на
недвижимость нужен определенный срок,
необходимый для сбора документов и
государственной регистрации права
собственности на него. Возникает вопрос
о существовании права собственности
на этот объект до его регистрации, и
если такое право существует, то кто
является собственником этого имущества.

Ст.
130 ГК не указывает на государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество
как обязательный признак недвижимого
имущества.

Вопрос о том, с какого момента
и у кого возникает право собственности
на вновь возводимый строительный объект,
который является разновидностью
недвижимого имущества в силу наличия
такого признака как неразрывная связь
с землей, не решен в действующем
законодательстве достаточно четко.
Таким образом, если придерживаться
буквального толкования ст.

219 ГК, уже
созданный и принятый заказчиком объект
недвижимости до момента государственной
регистрации не имеет собственника.
Соответственно последний не несет бремя
содержания имущества, находящегося в
собственности (уплата налогов и т.д.).
Это особенно актуально для жилых домов,
принадлежащих гражданам.

Известны
многочисленные случаи, когда на уже
построенные коттеджи и дачи не
регистрируется право собственности. В
некоторых случаях объекты недвижимости
умышленно не достраиваются, с тем, чтобы
иметь формальные основания для того,
чтобы их не регистрировать.

https://www.youtube.com/watch?v=qO211fnl99U

В
судебной практике были зафиксированы
случаи, когда юридические лица обращались
в суды с требованием об установлении
юридического факта владения вновь
созданного объекта недвижимости на том
основании, что это необходимо для
заявителю для регистрации права
собственности.

Более того, суды
удовлетворяли подобные иски, однако
как правильно было отмечено в протесте
заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации,
право собственности на вновь создаваемое
недвижимое имущество возникает с момента
государственной регистрации после
сдачи объекта в эксплуатацию в
установленном порядке. До такой
регистрации право собственности на
объект недвижимости возникнуть не может
и, следовательно, для установления
юридического факта владения объектом
недвижимости оснований нет. По существу
в таких случаях заявляется требование
о признании права собственности, которое
может быть рассмотрено в исковом
производстве, но не в порядке установления
юридического факта.

Созданный
объект недвижимости (право собственности
на который не зарегистрировано) нельзя
рассматривать как совокупность
строительных материалов, поскольку в
него надо включать стоимость произведенной
работы, имущественные права на земельный
участок и т.д. В ст.

742 ГК применяется
термин «объект строительства»,
который, очевидно, лучше всего подходит
к данной ситуации.

Такой объект
строительства может быть предметом
договоров страхования, охраны, однако,
как уже отмечено, до государственной
регистрации он не может быть объектом
права собственности на недвижимость.

Читайте также:  Как определить долю для раздельного учета «входного» ндс при получении процентов по займам

Очевидно, этот термин охватывает как
уже построенные, но не зарегистрированные
объекты недвижимости, так и объекты
незавершенного строительства. Поскольку
правовой статус объектов незавершенного
строительства будет рассмотрен отдельно,
ограничимся анализом построенных, но
не зарегистрированных объектов
недвижимости.

Если
речь идет об обычном договоре подряда,
то у заказчика право собственности на
объект строительства возникает с момента
передачи объекта подрядчиком, что было
подтверждено судебной практикой.

В
частности, Президиум ВАС РФ при
рассмотрении конкретного дела указал,
что «право собственности на спорное
здание возникает с момента передачи
подрядчиком заказчику здания по окончании
его строительства»
*(114).

Что
касается законченного строительством
объекта, но не переданного подрядчиком
заказчику, то из анализа действующего
законодательства можно сделать вывод
о том, что у подрядчика права собственности
на него нет. Так, согласно п. 1 ст.

705 ГК
подрядчик несет риск случайной гибели
или случайного повреждения результата
выполненной работы до ее приемки
заказчиком.

Если бы подрядчик был
собственником, то не было бы необходимости
специально переносить на него риск
случайной гибели.

Наконец,
у подрядчика в соответствии со ст. 712 ГК
есть право на удержание результата
работы. Вряд ли законодатель стал бы
предоставлять такое право подрядчику,
если бы считал его собственником объекта
строительства.

Очевидно,
следует исходить из того, что у подрядчика
и заказчика (если подрядчик не передал
объект строительства заказчику) возникает
право общей долевой собственности на
такой объект. Размер долей должен
определяться по соглашению сторон, а
соответственно при недостижении
соглашения этот вопрос должен решаться
судом.

При этом следует иметь в виду,
что возможны ситуации, когда все расходы
по строительству, включая стоимость
материалов, были осуществлены подрядчиком.
Если при этом заказчик и не оплатил
выполненную работу, то в этом случае о
долевой собственности, очевидно, говорить
не приходится.

Созданный объект в таких
случаях будет собственностью только
подрядчика.

Еще
более сложная ситуация возникает в тех
случаях, когда в создании объекта
недвижимости принимает участие инвестор
и соответственно можно применить
законодательство об инвестиционной
деятельности.

При
этом, следует учитывать, что в ч. 2 п. 5
ст.

5 Закона об инвестиционной деятельности
в РСФСР отмечено, что законодательством
РСФСР и республик в составе РСФСР (в
настоящее время РФ) могут быть определены
объекты, инвестирование в которые не
влечет за собой непосредственно
приобретения права собственности на
них, но не исключает возможности
последующего владения, оперативного
управления или участия инвестора в
доходах от эксплуатации этих объектов.
Возникает вопрос о том, относится ли
недвижимое имущество к объектам,
инвестирование в которые не влечет
непосредственного приобретения права
собственности. Законодатель прямо нигде
об этом не говорит. Под непосредственным
приобретением следует понимать
приобретение, которое происходит в силу
самого факта создания объекта недвижимости
и без участия третьих лиц, которые
управомочены передавать инвестору
право собственности на объект недвижимости.

Проблема
возникает вследствие того, что понятия
инвестор и заказчик, то есть лицо,
которому подрядчик передает результат
выполненной работы, при заключении
инвестиционных договоров не всегда
совпадают.

В настоящее время единственным
общероссийским правовым актом, который
регулировал бы оформление права
собственности инвесторов на вновь
возводимые объекты недвижимости,
является Закон об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов
и иных объектов недвижимости. Согласно
п. 2 ст.

16 указанного закона основанием
для государственной регистрации права
собственности участника долевого
строительства на объект долевого
строительства являются документы,
подтверждающие факт его постройки
(создания), — разрешение на ввод в
эксплуатацию многоквартирного дома и
(или) иного объекта недвижимости, в
состав которых входит объект долевого
строительства, и передаточный акт или
иной документ о передаче объекта долевого
строительства. А в п. 4 этой же статьи
сказано, что участник долевого
строительства или его наследники вправе
обратиться в органы, осуществляющие
государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, с
заявлением о государственной регистрации
права собственности на объект долевого
строительства, построенный (созданный)
за счет денежных средств такого участника
долевого строительства в соответствии
с договором, после подписания застройщиком
и участником долевого строительства
или его наследниками передаточного
акта либо иного документа о передаче
объекта долевого строительства. Таким
образом, основанием государственной
регистрации возникновения права
собственности инвестора (участника
долевого строительства) помимо самого
факта создания объекта недвижимости
является указанный в законе набор
юридических фактов и документов, которые
передаются в регистрирующие органы.
Однако и этот закон ничего не говорит
о том, у кого возникает право собственности
на не зарегистрированный объект
строительства.

Как
представляется, это право должно
возникать у инвестора непосредственно
после передачи ему объекта строительства,
трансформируясь из права долевой
собственности на объект незавершенного
строительства, участниками которой
являются инвестор (участник долевого
строительства), застройщик, подрядчик,
а в некоторых случаях и заказчик.

Государственная регистрация же должна
только подтвердить уже существующее
право. Другими словами, на любой результат
строительной деятельности должно
возникать право общей долевой собственности
всех участников инвестиционного
процесса. Такое основание возникновения
общей долевой собственности должно
быть закреплено в законодательстве.

Источник: https://studfile.net/preview/428918/page:8/

Росреестр: какие объекты недвижимости не подлежат регистрации?

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган.

И бывают очень удивлены в том случае, если  регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит.

Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты  права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций — сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота.

Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание.

В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу.

Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой,   в частности,   Постановлением   Президиума  ВАС  РФ  от  24.09.

2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при  осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую  принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа.

При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению.

Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

rosreestr.tatarstan.ru

Источник: https://kazned.ru/news/4667

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector