Поставка товара для государственных нужд

Закупки для нужд государства — это способ обеспечить жизнедеятельность госорганов. Что же относится к государственным и муниципальным нуждам? Как они оформляются и удовлетворяются? Разбираемся в этих вопросах.

Первые — это потребности госзаказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.

Вторые — это потребности местных образований в том, что необходимо для решения вопросов местного значения, а также для исполнения ими конкретных функций, обязательств, полномочий.

Не все тендеры являются закупками, хотя и проводятся для обеспечения потребностей государства. Например, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд регулируется Земельным кодексом (ЗК РФ, статья 70.1), а не 44-ФЗ.

Как оформляется

Чтобы обеспечить нужды заказчика в зависимости от уровня, нужны государственные или муниципальные контракты:

  1. Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта для обеспечения госнужд.
  2. Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ.

Работа поставщика без контракта — прямые убытки. Без госконтракта исполненные обязательства не оплачиваются.

Существуют три основных вида государственных (муниципальных) контрактов:

  • на заказ товара;
  • на подрядные работы;
  • на возмездное оказание услуг.

В работе все заказчики используют типовые контракты. Поэтому нет необходимости разрабатывать собственный образец для каждой закупки.

Договор на поставку товара

  • В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
  • Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату за поставку товара.
  • В этом случае возможны два варианта: соглашение может быть разовым или по заявкам заказчика.
  • При разовой поставке товаров для государственных и муниципальных нужд речь идет о доставке всего заказа единовременно и в полном объеме. В разовом соглашении могут быть два случая:
  • дата поставки исчисляется с момента подписания (эта дата плавающая, нельзя точно назвать день);
  • дата доставки исчисляется от даты заявления заказчиком и не зависит от даты подписания договора.

Соглашение по заявкам заказчика означает, что исполнитель поставляет товар по нескольким заявкам заказчика (количество может быть любым) и в том объеме, который указан в каждой из них. Например, заказчик сформировал 4 — на поставку овощей и 2 — молочных продуктов, а делал он это по мере необходимости.

Поставка товара для государственных нужд

Договор на подрядные работы

В соглашении на подрядные работы для государственных и муниципальных нужд должны быть прописаны все этапы подрядных работ, а также четко указаны сроки исполнения каждого из них.

В качестве примера возьмем за объект жилой дом. Первый этап будет заключаться в очистке помещения. Второй этап — укрепление фундамента. Затем последует третий этап — косметический ремонт здания. Для каждого нужно установить срок завершения.

Поставка товара для государственных нужд

Договор на возмездное оказание услуг

В соглашении на возмездное оказание услуг может быть прописано как разовое оказание услуг, так и длительное обслуживание.

Например: в первом случае — единоразовое проведение профессиональной консультации работникам, например, медицинского учреждения; во втором случае — обслуживание пожарной сигнализации на протяжении определенного периода.

Поставка товара для государственных нужд

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/kak-oformlyat-zakupki-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd

Поставка товаров для государственных нужд.
На портале http://Sir35.narod.ru/ читают >1900 стр.за СУТКИ

Поставка товаров для
государственных нужд

Данная статья излагается по
тематическим разделам.

Общие положения

1) Поставка товаров для
государственных нужд осуществляется на основе
государственного контракта на поставку товаров
для государственных нужд, а также заключаемых в
соответствии с ним договоров поставки товаров
для государственных нужд. Государственные нужды
— это определяемые в установленном законом
порядке потребности России или субъектов РФ,
обеспечиваемые за счет средств бюджетов и
внебюджетных источников финансирования.

2) К отношениям по
поставке товаров для государственных нужд
применяются правила о договоре поставки (ст.ст. 506
– 523 ГК РФ), если иное не предусмотрено ГК РФ. К
отношениям по поставке товаров для
государственных нужд в части, не урегулированной
параграфом 4 главы 30 ГК РФ, применяются законы о
поставке товаров для государственных нужд.

Понятие государственного контракта на
поставку товаров для государственных нужд и
основания его заключения

Государственный контракт на поставку
товаров для государственных нужд – это договор,
по которому поставщик (исполнитель) обязуется
передать товары государственному заказчику либо
по его указанию иному лицу, а государственный
заказчик обязуется обеспечить оплату
поставленных товаров.

Государственный контракт заключается
на основе заказа государственного заказчика на
поставку товаров для государственных нужд,
принятого поставщиком (исполнителем). Если
поставщик (исполнитель) принял заказ,
размещенный государственным заказчиком, то
такой заказчик обязан заключить государственный
контракт.

Поставщик (исполнитель) обязан
заключать государственный контракт только в
установленных законом случаях и при условии,

что государственный заказчик
возместит все убытки, которые могут быть
причинены поставщику (исполнителю) в связи с
выполнением государственного контракта. Однако
данное условие о возмещении убытков не
применяется в отношении казенного предприятия.

Если заказ на поставку товаров для
государственных нужд размещается по конкурсу, то
государственный заказчик обязан заключить
государственный контракт с поставщиком
(исполнителем), объявленным победителем конкурса

.

Порядок заключения государственного
контракта

Если иное не предусмотрено
соглашением между поставщиком (исполнителем) и
государственным заказчиком, то государственный
заказчик разрабатывает проект государственного
контракта и направляет его поставщику
(исполнителю).

Сторона, которая получила проект
государственного контракта, не позднее тридцати
дней подписывает его и возвращает один экземпляр
государственного контракта другой стороне, а при
наличии разногласий по условиям
государственного контракта в этот же срок
составляет протокол разногласий и направляет
его вместе с подписанным государственным
контрактом другой стороне, либо уведомляет ее об
отказе от заключения государственного
контракта.

Сторона,
которая получила государственный контракт с
протоколом разногласий, должна в течение
тридцати дней рассмотреть разногласия, принять
меры по их согласованию с другой стороной и
известить другую сторону о принятии
государственного контракта в ее редакции либо об
отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий
или истечении этого срока неурегулированные
разногласия по государственному контракту,
заключение которого является обязательным для
одной из сторон, могут передаваться другой
стороной не позднее тридцати дней на
рассмотрение суда.

Если
сторона, для которой заключение
государственного контракта является
обязательным, уклоняется от его заключения,
другая сторона вправе обратиться в суд с
требованием о понуждении этой стороны заключить
государственный контракт.

Если государственный контракт
заключается по результатам конкурса на
размещение заказа на поставку товаров для
государственных нужд, то государственный
контракт должен быть заключен не позднее
двадцати дней со дня проведения конкурса.

Заключение договора поставки товаров
для государственных нужд

Если государственным контрактом
предусмотрено, что поставка товаров
осуществляется поставщиком (исполнителем)
определяемому государственным заказчиком
покупателю по договорам поставки товаров для
государственных нужд, то государственный
заказчик не позднее тридцатидневного срока со
дня подписания государственного контракта
направляет поставщику (исполнителю) и покупателю
извещение о прикреплении покупателя к
поставщику (исполнителю). Это извещение является
основанием заключения договора поставки товаров
для государственных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан
направить проект договора поставки товаров для
государственных нужд указанному в извещении
покупателю не позднее тридцати дней со дня
получения извещения от государственного
заказчика, если иной порядок подготовки проекта
договора не предусмотрен государственным
контрактом либо проект договора не представлен
покупателем.

Сторона,
которая получила проект договора поставки
товаров для государственных нужд, подписывает
его и возвращает один экземпляр другой стороне в
течение тридцати дней со дня получения проекта, а
при наличии разногласий по условиям договора в
этот же срок составляет протокол разногласий и
направляет его вместе с подписанным договором
другой стороне. Сторона,
которая получила подписанный проект договора
поставки товаров для государственных нужд с
протоколом разногласий, должна в течение
тридцати дней рассмотреть разногласия, принять
меры по согласованию условий договора с другой
стороной и известить другую сторону о принятии
договора в ее редакции либо об отклонении
протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в
тридцатидневный срок могут быть переданы
заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик
(исполнитель) уклоняется от заключения договора
поставки товаров для государственных нужд,
покупатель вправе обратиться в суд с требованием
о понуждении поставщика (исполнителя) заключить
договор на условиях разработанного покупателем
проекта договора.

Необходимо отметить, что покупатель
вправе полностью или частично отказаться от
товаров, указанных в извещении, и от заключения
договора на их поставку.

В этом случае поставщик
(исполнитель) должен незамедлительно уведомить
государственного заказчика и вправе потребовать
от него извещения о прикреплении к другому
покупателю. Государственный
заказчик не позднее тридцати дней со дня
получения уведомления поставщика (исполнителя)
либо выдает извещение о прикреплении к нему
другого покупателя, либо направляет поставщику
(исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием
получателя товаров, либо сообщает о своем
согласии принять и оплатить товары.

Читайте также:  Договора по оказанию услуг по уборке помещения - образец

Если государственный заказчик не
выполняет указанные в предыдущем абзаце
обязанности, то поставщик (исполнитель) вправе

:

— либо
потребовать от государственного заказчика
принять и оплатить товары;

— либо
реализовать товары по своему усмотрению с
отнесением разумных расходов, связанных с их
реализацией, на государственного заказчика.

Оплата товара по договору поставки
товаров для государственных нужд

Если иной порядок определения цен и
расчетов не установлен государственным
контрактом, то при
поставке товаров покупателям по договорам
поставки товаров для государственных нужд
оплата товаров производится покупателями по
ценам, определяемым в соответствии с
государственным контрактом. При оплате покупателем
товаров по договору поставки товаров для
государственных нужд государственный заказчик
признается поручителем по этому обязательству
покупателя.

Исполнение государственного контракта

Если в соответствии с условиями
государственного контракта поставка товаров
осуществляется непосредственно
государственному заказчику или по его указанию
(отгрузочной разнарядке) другому лицу
(получателю), то отношения сторон по исполнению
такого контракта регулируются ст. 506 – ст. 523 ГК
РФ. Если поставка товаров для государственных
нужд осуществляется указанным в отгрузочной
разнарядке получателем, то оплату товаров
производит государственный заказчик (если иной порядок расчетов не
предусмотрен государственным контрактом).

Возмещение убытков, причиненных в
связи с выполнением или расторжением
государственного контракта

Если иное не предусмотрено законами о
поставке товаров для государственных нужд или
государственным контрактом, убытки, причиненные
поставщику (исполнителю) в связи с выполнением
государственного контракта, возмещает
государственный заказчик не позднее тридцати
дней со дня передачи товара в соответствии с
государственным контрактом. Если убытки,
причиненные поставщику (исполнителю) в связи с
выполнением государственного контракта, не
возмещаются в соответствии с государственным
контрактом, то поставщик (исполнитель) вправе
отказаться от исполнения контракта и
потребовать возмещения вызванных расторжением
контракта убытков.

Если государственный контракт
расторгается по указанным в предыдущем абзаце
основаниям, то поставщик вправе отказаться от
исполнения договора поставки товара для
государственных нужд. При этом убытки, которые
причинены покупателю указанным отказом
поставщика, возмещает государственный заказчик

В предусмотренных законом случаях
государственный заказчик вправе полностью или
частично отказаться от товаров, поставка которых
предусмотрена государственным контрактом, при
условии возмещения поставщику причиненных таким
отказом

убытков. Если отказ государственного
заказчика от товаров, поставка которых
предусмотрена государственным контрактом,
повлек расторжение или изменение договора
поставки товаров для государственных нужд, то
убытки, причиненные покупателю таким
расторжением или изменением, возмещаются
государственным заказчиком.

Аннотация

. В настоящей статье
рассмотрены суть и правовое регулирование
государственного контракта на поставку для
государственных нужд.

Ключевые слова:

государственный
контракт, государственные нужды, поставка.

Юрист ООО “Компания
открытых систем
” А.А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то
дополнительные вопросы —

  • прошу присылать их
    мне.
  • январь, 2006г
  • .
  • Поставка товара для государственных нужд
Вернуться Ваше время — наша работа! На головную портала

.

Только
подписка гарантирует Вам оперативное получение
информации о новинках данного раздела

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы
Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: —>января 26, 2012 15:54:31.

Источник: http://sir35.narod.ru/La/Sg_601.htm

Особенности поставки товаров для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями — исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.

Особенности данного вида договора поставки заключаются в том, что государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд.

Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным.

Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.

Закон детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:

во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;

во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.

Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем).

Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.

В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.

Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения соответствующих конкурсов.

И в этой ситуации заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным.

Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю).

Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю.

Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом.

При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя).

В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю.

Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя.

Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров.

Договор контрактации.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл.

30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г.

«О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Читайте также:  Как учесть списание оргтехники в налоговом учете?

Договор контрактации являетсявозмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Во-первых, в качествепродавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

Во-вторых, в качестве покупателя выступаетзаготовитель,т. е.

коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки.

К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.).

Поэтому по договору контрактации не могут реал и зовы ват ься товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки.

Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.

В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.



Источник: https://infopedia.su/15x1262b.html

Сущность договора поставки товаров для государственных нужд



  • В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское понятие договора поставки товаров для государственных нужд.
  • Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт, государственный заказчик, договор поставки товаров для государственных нужд.
  • This article analyzes the concept of the contract for the supply of goods for state needs in the Russian legal doctrine, characterizes the legal nature of the contract for the supply of goods for state needs, gives the author's concept of the contract for the supply of goods for state needs.
  • Keywords: state needs, supply contract, state contract, state customer, contract of supply of goods for state needs.

Государство является крупнейшим субъектом гражданских правоотношений.

Посредством государственных органов и организаций оно вступает в разнообразные правоотношения, цель которых — обеспечение выполнения ими своих функций, полномочий и обязательств, а также поддержание непосредственно жизнедеятельности этих органов и организаций.

Принято использовать выражение «государственные и муниципальные нужды».

В широком смысле под ними понимают потребности государственных и муниципальных заказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.

Действующее законодательство не содержит определения понятия «государственные нужды».

Из содержания ранее действовавших, а ныне утративших силу норм, можно сделать вывод, что государственные нужды — это обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, для исполнения международных обязательств, в том числе реализации межгосударственных и региональных целевых программ Российской Федерации, государственных заказчиков, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков субъектов [1].

  1. Обеспечение заказчиков товарами, работами и услугами осуществляется путем заключения соответствующих договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
  2. «Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации.
  3. В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].
  4. Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставки товара.
  5. В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
  6. Из данного определения следует, что договор поставки:

− консенсуальный, т. е. считается заключенным, когда между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям;

− возмездный, т. е. содержит обязательство оплаты поставленных товаров;

− двусторонне обязывающий, т. е. предполагает взаимные обязательства поставщика (передача товара) и заказчика (оплата товара).

  • Специальное законодательство использует термин «государственный (муниципальный) контракт».
  • Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации для обеспечения госнужд.
  • Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ [3].

  1. Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
  2. Существенные отличия государственного или муниципального контракта от иных видов договора купли-продажи:
  3. − покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  4. − наименование договора — государственный или муниципальный контракт, заключающийся на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
  5. − основной способ размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд — проведение открытых торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений);
  6. − общий порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены Гражданским кодексом Российской Федерации;
  7. − государственный или муниципальный Заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  8. − законодательством о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  9. − споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор [9].

Большинство дискуссий в вопросе определения сущности государственного контракта связаны со спецификой субъектного состава (государство-заказчик), с целевым содержанием государственного контракта (удовлетворение государственных нужд), с особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований). Вместе с тем понимание правовой сущности государственного контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).

Исследования правовой сущности государственного контракта проводятся разными авторами по нескольким направлениям. Первая точка зрения, сформулирована представителями науки административного права и базирующаяся на разработках школы «хозяйственного права» [10].

По мнению исследователей, поддерживающих эту теорию, гражданское законодательство не в полной мере справляется со своими задачами, так как, кроме предпринимательских отношений на условиях равенства, отношений «по горизонтали», регулируемых гражданским законодательством, существуют предпринимательские отношения «по вертикали», где активное участие принимает государство, приобретая продукцию для удовлетворения собственных нужд.

В советский период, рассматривая понятие административного договора, авторы отмечали такие его особенности, как отсутствие подлинной юридической равноценности воли участников отношений, наступление за неисполнение договорных условий административной, а не гражданско-правовой ответственности, применение ответственности органом, который является стороной по договору или вышестоящим органом; отсутствие, как правило, ответственности стороны, обладающей властными полномочиями.

Рассматривая понятие государственных контрактов, А. В. Демин [11] обращает внимание на их наименование, которое подчеркивает, по его мнению, наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов.

Обосновывая наличие в государственных контрактах административно-правовых признаков, автор отмечает, что законодательные акты, регулирующие государственные контракты, по своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования являются комплексными и включают нормы гражданского и административного права.

Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая изъятия и отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права.

Этим и аргументируется вторая позиция относительно правовой сущности государственного контракта: его предлагается рассматривать, как указывает В. И. Новоселов [7], как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы.

Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. М. Козлов [13], отмечая такую особенность государственных контрактов, как сочетание в себе элементов административно-правовых и гражданско-правовых договоров.

Читайте также:  Регистрация права собственности по договору дарения: перечень документов

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую сущность государственного контракта, почти всеми исследователями отмечается наличие в них публично-правовых и частноправовых элементов.

При этом некоторыми авторами делается вывод о том, что государственные контракты относятся к комплексной сфере правового регулирования, в которой государственное вмешательство носит разноотраслевой характер.

Однако, позволим себе не согласиться с позицией А. В. Демина и солидарных с ним исследователей, поскольку, по нашему мнению, более правильной является точка зрения П. С. Тарабаева [14], который указывает, что цель государственного контракта, обеспечение государственных нужд, не может служить основанием для признания наличия публичных элементов в данном договоре.

То есть, несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую сущность заключаемого государственного контракта.

Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридической квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств.

ГК РФ регулирует, и то весьма неполно, заключительную стадию процесса размещения государственных заказов — заключение государственного контракта и отчасти его содержание. Вместе с тем государственные закупки представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и правовое регулирование которых должно быть взаимосогласованным.

На наш взгляд, для правильного определения правовой сущности государственного контракта необходимо провести различие между такими правовыми понятиями, как государственный контракт, государственный заказ и государственные закупки.

Как отмечалось ранее, нормативное определение государственного контракта содержится в Законе о контрактной системе, в котором под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Под государственным заказом же, в условиях рынка, следует понимать обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных средств государственные потребности в товарах (работах, услугах) в период времени, на который утвержден соответствующий бюджет. То есть, государственный заказ можно рассматривать, как перечень товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) для федеральных государственных нужд либо нужд субъекта РФ.

По нашему мнению, основной ошибкой исследователей в области государственных закупок является смешивание этих понятий в одну правовую категорию, в то время как они, являясь тесно взаимосвязанными, все же различны. В данном случае, связь понятия государственного заказа и государственного контракта представляет собой схему «предпосылка — следствие».

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/286/64410/

Поставка товаров и подрядные работы для государственных нужд

Поставка товаров и подрядные работы для государственных нужд. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются ст.525-534 ГК РФ, к ним применяются общие правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено ГК РФ.

В части не урегулированной ГК, применяются иные законы, в частности ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ФЗ «О государственном материальном резерве», ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», ФЗ «О государственном оборонном заказе, Закон «О зерне». В данных законах установлены правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для государственных или муниципальных нужд юридическими лицами независимо от форм собственности.

  • По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
  • Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
  • Размещение заказа может осуществляется:
  • 1)    путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) (ст. 10 Закона о размещении заказов на поставки товаров).

  1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
  2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
  3. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока не урегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
  4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
  5. Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
  6. Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.
  7. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.
  8. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.
  9. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
  10. В случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.
  11. Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.
  12. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы, и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
  13. Государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком юридическое лицо или гражданин.
  14. Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями о поставке товаров для государственных нужд (аналогия закона).
  15. Государственный контракт должен содержать условия об объёме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках её начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо – и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Источник: https://juristic.pro/grazhdanskoe-pravo/postavka-tovarov-i-podryadnye-raboty-dlya-gosudarstvennyx-nuzhd.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector