Официальный сайт администрации
Саратовской области
Меню
gos banner-20 222

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в нашей стране представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся для установления уровня вредности и (или) опасности условий труда, характерного для конкретного рабочего места. Это относительно новое понятие в трудовом законодательстве России, которое было введено на смену аттестации рабочих мест лишь в 2014 году. Основным документом, регламентирующим порядок осуществления спецоценки условий реализации трудовой деятельности, является Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; он начал действовать 1 января 2014 года. При этом статья 212 Трудового кодекса РФ закрепляет обязательность этой операции для организации.

Требования к проведению.

СОУТ Федеральный закон № 426 содержит четкие указания относительно частоты осуществления специальной оценки и характера рабочих мест, которые должны быть ей подвергнуты. В частности, ст.8 указанного закона требует, что СОУТ проводилась один раз в пять лет или чаще. В частности, более высокая частота может быть применена в случае, если условия трудовой деятельности изменились, на работе имел место несчастный случай, или сотрудник государственной инспекции труда предписал провести внеплановую оценку. И в случае плановой, и при внеплановой процедуре под ее проведение подпадают все рабочие места с любым характером трудовой деятельности сотрудников, которые их занимают: иначе говоря, спецоценка рабочих мест должна проводиться и в офисе, и на производстве. Исключение составляют рабочие места удаленных сотрудников, включая сотрудников, которые трудятся на дому: в этом случае проведение оценки не требуется.

Процедура проведения спецоценки.

В 2017 году специальная оценка будет проводиться силами привлеченной специализированной организации, которая должна соответствовать ряду условий, зафиксированных в действующем законодательстве. В частности, статья 19 ФЗ-426 определяет, что ее основным видом деятельности согласно уставным документам должно быть проведение специальной оценки условий труда. Кроме того, она должна иметь специальную лабораторию, в установленном порядке подтвердившую свою пригодность для проведения всех необходимых измерений, и не менее пяти штатных специалистов, имеющих требуемый уровень квалификации и профиль деятельности, соответствующий одному из таких направлений как общая гигиена, гигиена трудовой деятельности либо санитарно-гигенические исследования лабораторного характера. В отношении рабочих мест, где не выявлено влияния тех или иных вредных или опасных факторов, организация-оценщик составляет так называемую декларацию, которая подтверждает характер условий труда условиям, зафиксированным в законе. Если же действие таких факторов выявлено, компания проведет оценку степени их интенсивности, по результатам которой будет составлен экспертный отчет и другие документы. Данные об итогах проведенной работы передаются работодателю, который в течение 30 дней должен будет ознакомить своих сотрудников с результатами СОУТ и разместить их на своем официальном ресурсе в интернете. А итоговый отчет вместе со сводной ведомостью и документами, содержащими информацию об организации, проводившей оценку, специалисты отправят в Государственную инспекцию труда.

Использование результатов оценки.

Полный список мероприятий, которые могут стать следствиями осуществления спецоценки условий труда, представлен в ст. 7 ФЗ-426. В частности, к ним относятся меры по предоставлению достаточного объема средств коллективной и индивидуальной защиты от вредных факторов для работников, проведение периодических медицинских осмотров, предоставление надбавок и льгот, требуемых трудовым законодательством. Так же в 2017 году оценка труда для работодателя будет иметь еще одно важное следствие в виде применения по отношению к нему определенных размеров страховых выплат в социальные фонды государства.

Новости законодательства в отношении проведения СОУТ.

Изменения 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в 2017 году будут касаться в первую очередь вопроса учета результатов проведения процедуры специальной оценки при расчете страховых тарифов. Так, с 1 января 2017 года прекращает свое действие Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, который ранее регулировал эту сферу. С этого момента в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ основным документом, содержащим указания по этому вопросу, становится Налоговый кодекс РФ. В соответствии со статьей 428 главы 34 обновленного документа тарифы, использующиеся при расчете размеров страховых выплат работодателями, будут рассчитываться в зависимости от итогов осуществленной процедуры спецоценки, а точнее — наличия или отсутствия вредных или опасных условий труда, обнаруженных по ее результатам. Кроме того, продолжает действовать Приказ Минтруда от 1 августа 2012 г. № 39н «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Размеры страховых выплат работодателей для рабочих мест с различными условиями труда

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0%
Вредный

 

 

 

 

3.4 7,0%
3.3 6,0%
3.2 4,0%
3.1 2,0%
Допустимый 2 0,0%
Оптимальный 1 0,0%

 

Ответственность за уклонение от проведения СОУТ.

В случае, если работодатель уклоняется от обязанности по реализации процедуры спецоценки условий труда либо нарушает правила ее проведения, к нему будут применены санкции, зафиксированные в ст. 5.27.1 КоАП РФ). Должностное лицо, уличенное в таких действиях, может быть подвергнуто предупреждению либо штрафу в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Аналогичный штраф предусмотрен за то же деяние, совершенное предпринимателем без образования юридического лица. А вот для юридических лиц размер штрафа составит уже от 60 до 80 тысяч рублей. Если на производстве имело место происшествие, результатом которого стало причинение вреда здоровью сотрудника тяжелой степени, несвоевременно пройденная процедура СОУТ может стать основанием для применения более серьезных санкций, содержащихся в ст. 143 УК РФ. Так, сотрудника, в обязанности которого входил контроль за соблюдением безопасности труда, могут обязать уплатить штраф, равный 400 тыс. рублей или его доходу за 1,5 года, либо направить на исправительные работы (продолжительностью до двух лет), обязательные работы (продолжительностью до года) или лишить свободы (сроком до года), в том числе с возможностью запрета на занятие определенных должностных позиций. Если работник скончался в результате происшествия на производстве, срок заключения или принудительных работ будет увеличен до четырех лет, а если таких работников было двое или более, срок наказания может составить до пяти лет.

Ссылки

© 2016. Администрация Советского Муниципального района Саратовской области